Родителям и педагогам о развитии речи дошкольника
статья по логопедии

Королева Елена Владимировна

Особенности развитие речи по возрастам. Рекомендации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родителям и педагогам о развитии речи дошкольника

Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется у ребенка постепенно и очень медленно. Медленность формирования речевой функции ребенка (на протяжении нескольких лет) связана с медленным созреванием у него головного мозга.

Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс.

Появление и дальнейшее развитие речи зависит от многих факторов:

определенной степени зрелости коры головного мозга;

определенного уровня развития всех органов чувств;

наличия речевой среды;

состояния психофизического здоровья ребенка;

появление потребности пользоваться речью как основным способом общения.

Развитие речи ребенка начинается с его первого крика в родильном зале. У здорового ребенка крик громкий и чистый с коротким вдохом и удлиненным выдохом.

Крики возникают у ребенка самостоятельно, без побуждения со стороны взрослого. Ребенок кричит, когда хочет есть, ощущает боль и т.д., т.е. с помощью крика он выражает состояние дискомфорта. При нормальном развитии в процессе эмоционального общения крики у ребенка постепенно «затухают», и на смену им приходят гуканье, а потом гуление.

Хочется подчеркнуть роль эмоционального общения мамы с ребенком уже на этом этапе развития речи. Ведь именно ее голос малыш слышал и узнавал, когда она носила его под сердцем. Специалисты советуют маме начать общаться с еще неродившимся крохой уже на пятом месяце его внутриутробного развития для его успешного развития в дальнейшем.

Весёлые потешки и пестушки для самых маленьких. ФГОС

Период гуления продолжается с 2-х до 5-ти месяцев. В это время ребенок отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука, поворачивая голову. Следует отметить, что гуление, как впоследствии и лепет, не возникают у ребенка стихийно, их появление обусловлено эмоциональным общением со взрослыми, особенно с мамой, связь с которой прочна и важна для развития ребенка. В это время пропадают примитивные звуки, появляются протяжные певучие гласные и сложные комплексы звуков: АГУ, УГИ, АГА и т.д. К концу третьего месяца появляется первый смех. У ребенка отмечается комплекс оживления со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Очень важно, чтобы на этом этапе мама сопровождала речью, потешками и пестушками весь процесс ухода за малышом.

С пяти месяцев начинается период лепета, который продолжается до 10–12 месяцев. Именно в это время у ребенка возникает внимание к артикуляции говорящего. У плохо слышащих и глухих детей гуление в этом возрасте «затухает», так как нет контроля со стороны слуха. Если ваш малыш перестал гулить и не залепетал, следует сразу же обратиться к сурдологу для проведения исследования состояния слуха.

В шесть месяцев ребенок хорошо произносит отдельные слоги и даже цепочки слогов с простыми звуками русского языка: «Ма-ма-ма. На-на-на. Та-та-та. Ба-ба-ба» и т.п.

В девять месяцев появляется так называемый модулированный лепет. Ребенок произносит слоги и цепочки слогов с различными интонациями.

С десяти месяцев начинается период произвольного подражания, ребенок пытается повторять за взрослым отдельные слоги и даже слова. У некоторых детей появляются первые самостоятельные слова в речи.

В одиннадцать месяцев у ребенка появляются слова «не», «да» с соответствующими жестами и указательный жест.

К году вес мозга ребенка удваивается. У нейротипичного ребенка в период с года до года и двух месяцев в словаре около 10–15 осознанно употребляемых слов (МАМА, МЯУ, БАБА, БАХ, БАЙ-БАЙ, БИ- БИ, ПАПА, НЯНЯ, НО-НО, ДАЙ, ДЯДЯ, ДЕДА, ТУ-ТУ, ТЁТЯ, КО-КО, КИСЬ, ГУЛЯ, ГА-ГА, ЛЯЛЯ и т.п.).

Значимым периодом в развитии речи ребенка оказывается возраст с полутора лет до одного года девяти месяцев. Этот возраст специалисты называют периодом лексического взрыва.

В полтора года у нормально развивающегося ребенка в словаре уже несколько десятков слов, появляются однословные предложения-требования (ДАЙ! ИДИ!).

Ребенок этого возраста многие звуки в словах переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем развития фонематического восприятия.

К двум годам у нормально развивающегося ребенка в обиходе около двухсот слов. В это время ребенок начинает употреблять не только существительные и глаголы, но и другие части речи. Появляются короткие фразы и первые вопросы (МАМА, ИДИ. ТЁТЯ, ЛЯЛЮ. ПАПА, ВИТЯ, ГУЛЯТЬ. КАТЯ, СИДИ ТУТ. ТЫ ЧЕГО ТУТ СИДИШЬ?)

Произносительная сторона речи ребенка третьего года жизни несовершенна из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Ребенок освоил гласные ([а], [у], [о], [и]) и простые согласные [к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п, ][п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’] и к концу третьего года [в], [в’], [ф], [ф’] [ы], [э], [х], [х’], [с’], [з’], [л’]. До трех лет физиологической нормой считается некоторое смягчение согласных звуков, то есть все освоенные твердые согласные могут звучать как полумягкие. Все сложные звуки ребенок третьего года жизни, как правило, опускает или заменяет на более простые. И это является физиологической нормой.

К трем годам практически заканчивается анатомическое созревание речевых зон мозга. Почти все исследователи подчеркивают, что в этом возрасте происходит «номинационный взрыв», ребенок стремительно накапливает словарь. К трем годам в словаре ребенка несколько сотен слов. Представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий.

В речи ребенка четвертого года жизни простые распространенные предложения (У РЫБОК ЕСТЬ ХВОСТ, ГЛАЗА И РОТ. У МЕНЯ МАШИНА НОВАЯ, А У ТОЛИ НЕТ.) и сложные предложения различной конструкции. (КОГДА КОНЧИТСЯ ДОЖДИК, МЫ ПОЙДЕМ ГУЛЯТЬ. Я ЗНАЮ, ЧТО МАМА ПРИДЕТ ВЕЧЕРОМ.). Ребенок задает много вопросов? (КУДА УХОДИТ СОЛНЫШКО? ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТ ХЛЕБ?).

Малыш овладел диалогической формой речи и часто выступает инициатором общения, по образцу или предложенному плану может составить описательный рассказ об игрушке, по вопросам может составить рассказ по серии сюжетных картинок или по простой сюжетной картинке. Малыш легко запоминает и рассказывает небольшие стихи и потешки.

Исчезает смягчение практически всех твердых согласных звуков, которое до трех лет можно было считать физиологической нормой. Малыш осваивает йотированные звуки (ЕДУ, ЯМА, ЮГ). Отмечается нарушение произношения свистящих, шипящих, аффрикат, и сонорных звуков. Правда у большинства детей появляется звук [л’]. Сложные звуки по-прежнему заменяются более простыми.

В словаре четырехлетнего ребенка более тысячи слов. Ребенок овладевает сложными предлогами. Представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий.

В речи значительно сокращается количество грамматических ошибок. Но отдельные ошибки все-таки отмечаются. Например, ребенок пятого года жизни пытается склонять несклоняемые существительные (ЕГО УВИДЕЛА КЕНГУРА. У НЕЕ НА ПАЛЬТЕ КРАСНЫЕ ПУГОВИЦЫ), допускает ошибки при склонении существительных (УВИДЕЛ ОРЕЛА, СОБРАЛ МНОГО КУКУРУЗОВ).

В речи представлены простые распространенные предложения даже с противопоставлением. (Я ХОТЕЛ РАССКАЗАТЬ ТЕБЕ СОН, А ОН ДЛИННЫЙ.), сложноподчиненные предложения с придаточным предложением в середине (Я, ТОЛЬКО КОГДА ХОЛОДНО, ХОЧУ ТЕПЛОЙ ВОДЫ.).

Ребенком пятого года жизни используются различные формы общения (диалогическая и монологическая речь, ситуативная и контекстная речь), он с удовольствием общается со сверстниками и взрослыми, задает взрослым много вопросов. Малыш может пересказать хорошо знакомую сказку или только что прочитанный небольшой рассказ, не испытывает затруднений при составлении описательного рассказа об игрушке, предмете по предложенному взрослым плану или алгоритму, может составить рассказ из трех-четырех предложений по серии картинок. Ребенок с удовольствием выразительно рассказывает полюбившиеся стихи.

Ребенок пятого года жизни осваивает подгруппу свистящих звуков, и уже правильно произносит в речевом потоке звуки [с], [с’], [з], [з’], [ц] и, более того, дифференцирует их между собой. Еще возможно нарушение произношения шипящих, аффрикат, соноров.

В словаре пятилетнего ребенка более двух с половиной тысяч слов, представлены все части речи. Отмечаются случаи употребления причастий и деепричастий.

В этот период формируется языковое чутье, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях практически всех грамматических категорий, хотя отдельные грамматические ошибки все еще встречаются (МЫ СОБРАЛИ МНОГО СЕМЕНОВ. ЭТО МЕСТО ДЛЯ РАЗВОДЕНИЯ ОГНЯ).

В речи все больше сложноподчиненных предложений (Я ХОЧУ, ЧТОБЫ У МЕНЯ БЫЛ КОТЕНОК. КТО ЛУЧШЕ ВСЕХ РИСУЕТ, ТОТ ВЫРАСТЕТ ХУДОЖНИКОМ).

Ребенок шестого года жизни уверенно владеет диалогической и монологической формами речи. У него сформированы навыки близкого к тексту и краткого пересказа, он может составить рассказ по серии картинок и по сюжетной картине по предложенному или составленному вместе со взрослым плану, знает и с удовольствием выразительно рассказывает стихи. Проблем в общении со взрослыми и детьми у него не возникает.

В это время наблюдается активное становление произносительной стороны речи, поэтому к пяти годам и шипящие звуки как правило произносятся правильно и дифференцированы в речевом потоке, уходит смягчение звуков [ч] и [щ]. Многие дети осваивают звук [л]. И только звуки [р] и [р’] заменяются на [л] и [л’], либо [j], либо опускаются, что считается физиологической нормой. Развивающийся навык слухового восприятия помогает ребенку контролировать собственное произношение и даже слышать ошибки в речи окружающих.

В активном словаре шестилетнего ребенка около трех тысяч слов, представлены все части речи, включая причастия и деепричастия.

На уровне устной речи ребенок овладел грамматическим строем родного языка и практически не допускает грамматических ошибок.

Ребенок овладел развернутой фразовой речью. Он владеет пересказом, в том числе с изменением лица рассказчика. Ему доступно составление рассказа по серии картинок, по сюжетной картине, из личного опыта, творческий рассказ. Он сам может составить план рассказа или пересказа текста. Он может выразительно рассказать несколько стихотворений.

У нейротипичного ребенка к шести годам процесс становления произносительной стороны речи заканчивается. Ребенок правильно произносит и дифференцирует в речевом потоке все звуки родного языка. Он сознает норму произношения, имеет представление о правильном произношении, деятельно борется за осуществление этой нормы, исправляя ошибки в речи окружающих.

Все разговоры о том, что сейчас все дети начинают говорить позже, что ребенок никому ничего не должен, что он просто ленится и не хочет говорить, несостоятельны и придуманы родителями детей с задержанным речевым развитием. Тем более, несостоятелен разговор о том, что нормы развития речи следует изменить. Речь – это золотая середина психики. Развитие речи отражает то, как развивается головной мозг ребенка и его нервная система в целом. А развиваются они точно так же, как и сто, и двести лет назад.

Родителям следует помнить, что с года до трех лет речь ребенка развивается наиболее активно. Как говорят специалисты, это сензитивный период развития речи, время, когда легко можно наверстать уже начавшееся отставание.

Если у вас появились хоть какие-то сомнения в том, что речь ребенка и его общее развитие соответствуют существующим нормам, не теряйте ни дня, обратитесь к специалистам: неврологу, психиатру, сурдологу, логопеду. Ищите специалистов, которые занимаются малышами с задержанным речевым развитием. Не верьте тем, кто предлагает подождать до трех лет. В три года заканчивается сензитивный период развития речи. В четыре и пять лет ребенку будет уже очень сложно помочь.

Для того, чтобы речь малыша развивалась в соответствии с нормой, необходимо общаться с крохой с первых дней его жизни, петь ему колыбельные, рассказывать потешки и пестушки. К году ребенка можно познакомить с простыми русскими народными сказками «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».

Чем старше становится ребенок, тем большую роль в его развитии играет общение с родителями. Говорите с ребенком дома и на прогулке, обсуждайте увиденное. Не забывайте каждый день перед сном читать сыну или дочери, а потом обсуждать прочитанное. Смотрите вместе и обсуждайте хорошие мультфильмы. В три года можно начать с ребенком посещение детских театров. Не доверяйте речевое развитие ребенка гаджетам! Речь развивается исключительно в живом общении с окружающими.

При всем этом не забывайте о роли подвижных игр в развитии малыша. Учите его бегать и прыгать, кататься на велосипеде и лыжах, играть в мяч.

Развивайте мелкую моторику рук ребенка, используя пальчиковую гимнастику и упражнения с природным материалом (камешками, шишками, ракушками и т.п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов ДОУ "Развитие речи дошкольников"

В представленном материале рассказывается о работе педагогов ДОУ о компонентах выразительности речи, алгоритме работы....

Рекомендации педагогам по развитию речи дошкольников

Рекомендации  педагогам по развитию речи дошкольников...

Сообщение для педагогов ДОУ "Развитие речи дошкольников по средствам их игровой деятельности"

quot;Развитие дошкольников по средствам их игровой деятельности"...

Рекомендации педагогам по развитию речи дошкольников.

Рекомендации  педагогам по развитию речи дошкольников.1.       Отвечать на детские «почему», а не отмахиваться, как чаще всего это бывает. Отвечать ...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....