Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста «Учите детей говорить правильно»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Сушенцова Светлана Александровна

Цель: Показать родителям актуальность формирования у детей 5-6 лет правильной и красивой речи.

Задачи:

· Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей старшего дошкольного возраста;

· Обучить родителей правильному выполнению артикуляционных и дыхательных упражнений;

· Продемонстрировать наглядный материал, используемый в работе педагогов;

· Продолжать работу по взаимодействию с родителями.

Материалы и оборудование:

· Стулья взрослые, столы;

· Зеркала настольные на каждого участника, баночки с наполнителями (рис, горох, фасоль, соль, манка, проч.), ватные шарики, демонстрационный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_uchite_detey_govorit_pravilno.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста «Учите детей говорить правильно»

 Цель: Показать родителям актуальность формирования у детей 5-6 лет правильной и красивой речи.

Задачи:

 Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей старшего дошкольного возраста;

 Обучить родителей правильному выполнению артикуляционных и дыхательных упражнений;

 Продемонстрировать наглядный материал, используемый в работе педагогов;

 Продолжать работу по взаимодействию с родителями.

Материалы и оборудование:

 Стулья взрослые, столы;

 Зеркала настольные на каждого участника, баночки с наполнителями (рис, горох, фасоль, соль, манка, проч.), ватные шарики, демонстрационный материал.

 Здравствуйте уважаемые родители! Тема нашей встречи звучит так: «Учите детей говорить правильно»

(В зале полукругом стоят стулья. Родители садятся по желанию, в центре зала располагается экран с мультимедийной техникой. На экране представлена тема семинара-практикума. Чтобы было легко общаться, у родителей на видном месте).

Предлагаю Вам познакомиться поближе. Меня зовут Светлана Александровна.

Для продуктивного знакомства предлагаю вам ответить на предложенные вопросы:

 Продолжите фразу: «Я мама (папа) …Имя ребенка»;

 Возраст ребенка;

 Продолжите фразу: «Мой ребенок начал говорить…»

Вот мы и познакомились с вами и вашими детками. Наше знакомство определило, что в зале собрались родители, детям которых от 5 до 6 лет. Многие родители отметили, что их ребята начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до 1 года 2 мес. – и это является физиологической нормой. Поздравляю Вас!

А сейчас, предлагаю вам ответить на мои вопросы: (игра «Вопрос ответ»).

1. Поднимите правую руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы его ребенок правильно говорил? (Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей.)

2. А теперь предлагаю поднять левую руку тем родителям, которые считают, что его ребенок говорит чисто, внятно, правильно? ( Посмотрите, как мало рук.) Действительно, в этом возрасте некоторые дети говорят неправильно: нарушено звукопроизношение, наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой.

3. Предлагаю теперь поднять две руки тем из вас, кто дома читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает сказки и ведет беседу по прочитанному произведению? (В нашем зале собрались не так много/много/ родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.)

4. Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как должна в норме развиваться речь ребенка5-6 лет. (Ваши ответы показали, что тема нашей встречи актуальна и значима.)

Предлагаю ещё раз поговорить о развитии речи ребенка дошкольного возраста. Остановимся на возрастной норме детей с 5до 6 лет.

Активный словарь 

-5лет – 2500-3000 слов

- появляются обобщающие слова;

 -дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности;

- в 6 лет почти не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков (исключение – трудные слова)

Грамматический строй 

-в 5-6 лет возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений;

- используются все основные части речи.

Звукопроизношение 

-ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи;

-Наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой.

Постепенно ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. Но очень часто встречаются дети с различными недостатками произношения, обусловленными отклонениями в развитии речи (им необходима специальная помощь логопеда)

Чтобы правильно развивать речь ребенка, нужно придерживаться некоторых советов, которые я вам сейчас дам.

Советы логопеда

 Родители должны следить за правильностью собственной речи речь взрослых: четкая, неторопливая грамматически и фонетически правильно оформленная, не следует искажать слова, имитировать детскую речь;

  Речь взрослых: четкая, неторопливая грамматически и фонетически правильно оформленная, не следует искажать слова, имитировать детскую речь;

 Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной;

  Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки;

 На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное;

 Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания;

 Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированости движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут.

Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений: (Учитель-логопед предлагает выполнить данные упражнения самим родителям, по ходу выполнения, объясняет, как правильно их артикулировать.)

Массаж (способствует улучшению мышечного тонуса) Руки растираем и разогреваем И лицо теплом своим нежно умываем, Пальчики сгребают все плохие мысли, Ушки растираем сверху вниз мы быстро, Их вперед сгибаем, Тянем вниз за мочки, А потом мы пальчиками трогаем за щечки!

Развитие просодической части речи (голос, дыхание, темп, ритм, речевой слух.)

Речевой слух очень важен в овладении ребенком речью. Слыша четкие слова, ребенок начинает сам произносить их правильно.

Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы и направления воздушной струи зависит правильное произношение многих звуков. Игра «загони мяч в ворота»; …(игры на развитие дыхания) Развитие слухового внимания и речевого слуха (различение на слух звучания инструментов)

Игра с родителями на развитие слухового и зрительного внимания «Том – дом - ком»:

Взрослый рассказывает, что изображено на картинках: «Это – ком, это – дом, а это – мальчик Том».

1.Покажи, где дом; где ком; где Том.

 2. повтори за мной в том же порядке: Том-дом-ком; ком-Том-дом; дом-ком Том и т.д. (Если ребенок затрудняется повторить за взрослым, то можно повторять слова, показывая картинки).

Игра «отгадай что звучит» (кирпичики с разными звуками)

Чтение художественных произведений 

Рекомендации родителям:

1. Литературный материал должен затрагивать эмоциональную сферу ребенка;

2. Стихи, сказки, рассказы должны быть небольшие по объему, несложные по содержанию, доступны для понимания;

3. Одно и то же произведение можно читать по несколько раз в день;

4. Спросить - о чем говорится, что происходит с главными героями; 5. Учить пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию. Передавая содержание, ребенок учится четко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;

6. Учить с детьми стихи, потешки, загадки.

А сейчас предлагаю прослушать речь ваших детей (видеозапись) Оценка мероприятия родителями 

Перед вами яблонька. Ее нужно украсить красивыми яблоками. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили знания, были активны в участии, украсьте яблоньку красным яблоком. Если вам не понравилось наша встреча, вы считаете, что потеряли время, украсьте яблоньку зелёным яблоком. (Звучит музыка, родители проводят оценку данного мероприятия.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум с родителями детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сказка глазами детей и родителей»

Цель:Помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребёнкаЗадачи:1.Установить партнёрские отношения с семьями воспитанников.2. Создание  доверительной атмосферы в группе родителей3.Сформироват...

семинар-практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста "Учите детей говорить правильно"

Цель:  Показать родителям актуальность формирования у детей 3-4 лет правильной и красивой речи.Задачи:1. Познакомить родителей с осбенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста...

Консультация с родителями детей старшего дошкольного возраста «Учимся говорить правильно»

Консультация с родителями детей старшего дошкольного возраста «Учимся говорить правильно»Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися л...

Консультации для родителей детей старшего дошкольного возраста «Учимся говорить правильно»

Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, чтобы они чувствовали себя свободными и уверенными всегда и во всем? Тогда учите их правильно г...

Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста»

Данный материал поможет воспитателю организовать работу родителей по развитию пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста....

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста "Учите детей любить книгу"

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста...

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста"Учим детей правилам безопасности"

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста "Учим детей правилам безопасности"...