Семинар – практикум с родителями детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сказка глазами детей и родителей»
презентация на тему

Тропникова Наталья Анатольевна

Цель:

Помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребёнка

Задачи:

1.Установить партнёрские отношения с семьями воспитанников.

2. Создание  доверительной атмосферы в группе родителей

3.Сформировать у родителей практические умения создавать условия развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx32.09 КБ
Файл vystuplenie.pptx294.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ЯСНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №7»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПИНЕЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН»

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД» пос. ЯСНЫЙ

Семинар – практикум с родителями детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Сказка глазами детей и родителей»

Наталья Анатольевна

Тропникова

Старший воспитатель

март, 2016 г

Семинар – практикум

 с родителями детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Сказка глазами детей и родителей»

Цель:

Помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребёнка

Задачи:

1.Установить партнёрские отношения с семьями воспитанников.

2. Создание  доверительной атмосферы в группе родителей

3.Сформировать у родителей практические умения создавать условия развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала.

Контингент  участников: родители воспитанников старшей возрастной группы «Колокольчик»

Материалы и оборудование: презентация с выступлением «Сказки их значение и влияние в дальнейшем развитии ребёнка», раздаточный материал, фишки, кукольные театры разных видов,

Правила игры:

Все участники  делятся на 2 команды (правила принадлежности к той или иной команде и очередности ответов  устанавливается жеребьевкой).

Структура:

1.Теоретическая часть

1.1.Выступление «Сказки их значение и влияние в дальнейшем развитии ребёнка» (презентация)

2 Практическая часть:

2.2. Игра с родителями «Сказка глазами детей и родителей»

Ход семинара – практикума:

  1. Теоретическая часть:

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались для того, что бы понять и осознать какую роль в развитии вашего ребёнка играет сказка. Мне хочется начать нашу с вами беседу со слов песни Владимира Шаинского «В мире много сказок» (слайд 2)

 «В мире много сказок,

   Грустных и смешных,

   И прожить на свете

  Нам нельзя без них.»

(Слайд 3)Одной из безусловных ценностей семьи является традиция семейных чтений. На сегодняшний день эта ценность относится к исчезающим. Есть данные, что если до 90-х годов 20 века 50% родителей читали своим детям книжки, то сегодня это делают только 7%. Самые читающие страны сегодня – это Италия и Швейцария. России нет даже в десятке. Дети знакомятся с окружающим миром, не только непосредственно что-то воспринимая, но и опосредованно – с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок. 

Диалог с родителями: (слайд 4)

- Закончите фразу «СКАЗКА – ЭТО…. »
Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказка - один из основных видов устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. 
Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. 
Ребёнок сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Он охотно верит сказке, доверчиво следует за ней. Но при таком сопереживании неизбежно и более углубленное постижение сказки, извлечение из нее своей детской мудрости, что способствует четкому эмоциональному различию доброго и злого начал. 

Опрос родителей «Любимая сказка вашего ребенка». (ответы родителей)

Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка наиболее обсуждаемый в психолого-педагогической литературе. Не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами. 
Именно сказка (слайд 5):
-позволяет ребенку пофантазировать;

-способствует развитию творческих способностей;
- «проиграть» вымышленные ситуации, которых нет в окружающем мире; 
-в сказке радостные и печальные события становятся доступными и понятными, поступки героев обоснованными; 

-способ развития мышления дошкольников;
- при слушании сказки у ребенка задействованы основные мыслительные процессы: сравнение, обобщение, анализ; 

-Сказка обучает умению вести диалог;

 Например: 
- Что говорила Маша Медведю, когда он понес пирожки бабушке с дедушкой? 
Родители отвечают:
- Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. 
- Что говорила Курочка Ряба деду с бабой, когда мышка разбила яичко? 
Родители:
- Не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое. 
- сказка развивает и активизирует словарный запас детей
;

Например: Дидактическая игра «Сказочный мяч» 
Ведущий называет сказочного героя, а родители называют действия:
Колобок – …. катится;
Заяц –…. прыгает;
Петушок – … .кукарекует;
Репка – … .растет;
Собачка –…. лает;
Медведь –…. ревет;
Курочка – … .кудахчет;
Мышка –…. пищит и т. д. 
Игра «Слова - загадки»
Злой, серый – …. волк;
Рыжая, хитрая – …. лиса; 
Круглый, вкусный – …. Колобок

- Способствует развитию коммуникативных навыков;

-Имеет нравственную ценность между родителем  и ребёнком (сплочённость, доверительность)


Особенности сказок (слайд № 6)
1. В сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красна девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; ни в сказке сказать, ни пером описать; долго ли, коротко; идти, куда глаза глядят. 
2. Часто в сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: солнце красное; красавица писаная… 
3. Характерны для русских сказок краткие, усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил и глаголов хвать; подь… 
4. Употребление уменьшительно - ласкательных имен существительных и имен прилагательных: сестрица Аленушка, Петушок, солнышко. 
5. Добро всегда побеждает зло. 

В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги, они находятся в вечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться с неизменной сказочной закономерностью.

Очень важно для детей, что в сказке герой олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.

Что можете сделать вы : (слайд 7)

1. Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу родитель может выбрать сам. Он может рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях: например, как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте? 
2. Родитель может предложить ребенку рассказывать сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди. 
3. Предложить ребенку заканчивать фразу или добавлять последнее слово. 
4. Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему. 
5. Еще одним вариантом может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей. 
Вывод: Все родители должны знать, что сказка не только развивает, учит, воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разные творческие начала, она помогает естественной детской фантазии обрести богатую  образность и внутренний смысл. Ребенок не может не играть, не выдумывать, не сочинять. Это неизбежно, это его способ проникновения в реальную действительность. И в заключение всего вышесказанного хочется привести пример сказки, придуманной мальчиком семи лет:

(слайд 8) «Жила-была зеленая травка. Она поднимала вверх голову и завидовала листьям на березе: они высоко, им все видно. Но вот в траве вырос голубой красивый колокольчик на тоненькой ножке. Теперь травка никому не завидовала. Она слушала нежный звон колокольчика и тихонько качалась под эту музыку».

(слайд 9)Закончить нашу информационную часть хочется словами В.А. Сухомлинского«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, 
открыватель мира. Так пусть перед ним 
открывается чудесный мир в живых красках, 
ярких, трепетных звуках в сказке, 
в собственном творчестве, красоте»

10слайд Успехов в воспитании Вашего ребёнка!

2.Практическая часть 

Игра с родителями «Сказка глазами детей и родителей»

Предлагаю вам поделиться на 2 команды с помощью «волшебного мешочка» (фишки красного и синего цвета) 1 команда – Колобок, 2 команда – Теремок

1 задание

Разминка «Веселый мяч»  Каждой команде выдаётся мяч, по очереди команды называют сказки.

Ты катись веселый мячик
Быстро, быстро по рукам.
У кого остался мячик
Тот сказку называет нам…

2задание
 «Дополни название».
Я называю первое слово, а вы отгадайте полное название волшебного предмета.
Сапоги – … (скороходы)
Скатерть –…(самобранка)
Ковер – …(самолет)
Шапка –…(невидимка)


3 задание Выбери правильный ответ:

1.Кто из героев сказки принес Снегурочку из леса домой:
а) волк;
б) медведь;
в)
 лиса.

2.Что предлагала лиса петушку, чтобы он выглянул в окошко?
а)
горошек;
б) зернышко;
в) молочко.

3.Какая у зайца была избушка в сказке «Заюшкина избушка»?
а) бревенчатая;
б) ледяная;
в)
лубяная.

4. Кто разбил золотое яичко?
а) дед;
б)
 мышка;
в) баба.

5. Кто из героев сказки помогал тянуть репку после Жучки?
а)
 кошка;
б) внучка;
в) мышка.

6. Кто из героев сказки не уснул на травке и подглядывал за Хаврошечкой?
а) одноглазка;
б) двуглазка;

в) триглазка

5 задание

1.В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)

 2. Чем был колобок: пряником или пирогом? (пряником)

3. Каково настоящее имя Царевны- лягушки? (Василиса Премудрая)

4. Назовите имя сказочного царя-долгожителя. (Кощей)

5. Назовите грозное оружие Соловья Разбойника. (свист)

 6. Поляки называют её Едзина, чехи – Езинка, словаки – Еже Баба, а как называем её мы? (Баба Яга)

7. Назовите место рождения Колобка (печь)

 8. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)

9. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка)

10. Какой герой сказки «Буратино» торговал пиявками? Дуремар

6 задание Презентация  «Угадай название сказки»

1 слайд (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

2 слайд –«Гуси – лебеди»

3 слайд – «Три медведя»

4 слайд «Репка»

5 слайд – «Жихарка»

6 слайд –«Зимовье зверей»

7 слайд - Сказка «Петушок и бобовое зернышко»

8 слайд - Сказка «Лисичка сестричка и серый волк»

7 задание:

  1. Ждали маму с молоком,
    А пустили волка в дом…
    Кем же были эти
    Маленькие дети?

Ответ: Семеро козлят

  1. В детстве все над ним смеялись,
    Оттолкнуть его старались:
    Ведь никто не знал, что он
    Белым лебедем рожден.

Ответ: Гадкий утенок

  1. Покупала самовар,
    А спасал ее комар.

Ответ: муха-Цокотуха

  1. Была она артисткой
    Прекрасной, как звезда,
    От злого Карабаса
    Сбежала навсегда.

Ответ: Мальвина

  1. Уплетая калачи,
    Ехал парень на печи.
    Прокатился по деревне
    И женился на царевне.

Ответ:Емеля

  1. Эта скатерть знаменита
    Тем, что кормит всех досыта,
    Что сама собой она
    Вкусных кушаний полна.

Ответ:скатерть-самобранка

  1. Сладкий яблок аромат
    Заманил ту птицу в сад.
    Перья светятся огнём,
    И светло вокруг, как днём.

Ответ:жар-птица

  1. Как у Бабы у Яги
    Нет совсем одной ноги,
    Зато есть замечательный
    Аппарат летательный.
    Какой?

Ответ:ступа

  1. Он разбойник, он злодей,
    Свистом он пугал людей.

Ответ:соловей-разбойник

  1. И зайчонок, и волчица -
    Все бегут к нему лечиться.

Ответ:доктор Айболит

  1. В гости к бабушке пошла,
    Пироги ей понесла.
    Серый Волк за ней следил,
    Обманул и проглотил.

Ответ:красная шапочка

  1. Он в Италии родился,
    Он своей семьёй гордился.
    Он не просто мальчик-лук,
    Он надёжный, верный друг.

Ответ:Чиполлино

8 задание: «Салат сказок»

Родителям предлагаются карточки (герои) из разных сказок. Карточка на каждого члена команды. Нужно придумать свою сказку согласно героям и рассказать

 Итог: .

Спасибо, вам,. Уважаемые родители

,за проведённое время. Для осознания всего услышанного материала мне хочется оставить вам буклет.о

Родители оценивают работу на семинаре. Перед ними лежат смайлики красного, жёлтого   и голубого цвета, что понравилось, что не понравилось. Результат виден на доске.

.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Ясненская средняя школа №7» муниципального образования « Пинежский муниципальный район» структурное подразделение «Детский сад» пос. Ясный «Сказка глазами детей и родителей» Наталья Анатольевна Тропникова Старший воспитатель март, 2016 г

Слайд 2

« В мире много сказок, Грустных и смешных, И прожить на свете Нам нельзя без них. » В . Шаинский

Слайд 3

традиция семейных чтений

Слайд 4

« СКАЗКА – ЭТО…. » Сказка - один из основных видов устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Слайд 5

Значение сказок: -позволяет ребенку пофантазировать; -способствует развитию творческих способностей ; -« проиграть» вымышленные ситуации, которых нет в окружающем мире; - в сказке радостные и печальные события становятся доступными и понятными, поступки героев обоснованными; -способ развития мышления дошкольников - при слушании сказки у ребенка задействованы основные мыслительные процессы: сравнение, обобщение, анализ; - обучает умению вести диалог; - развивает и активизирует словарный запас детей; -способствует развитию коммуникативных навыков; -имеет нравственную ценность между родителем и ребёнком (сплочённость, доверительность)

Слайд 6

Особенности сказок 1. В сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красна девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; ни в сказке сказать, ни пером описать; долго ли, коротко; идти, куда глаза глядят. 2. Часто в сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: солнце красное; красавица писаная… 3. Характерны для русских сказок краткие, усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил и глаголов хвать; подь … 4. Употребление уменьшительно - ласкательных имен существительных и имен прилагательных: сестрица Аленушка , Петушок, солнышко. 5. Добро всегда побеждает зло.

Слайд 7

Что можете сделать вы : Рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях; П редложить ребенку рассказывать сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди. Предложить ребенку заканчивать фразу или добавлять последнее слово. Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему. Р ассказывание известной сказки от лица различных персонажей.

Слайд 8

«Жила-была зеленая травка. Она поднимала вверх голову и завидовала листьям на березе: они высоко, им все видно. Но вот в траве вырос голубой красивый колокольчик на тоненькой ножке. Теперь травка никому не завидовала. Она слушала нежный звон колокольчика и тихонько качалась под эту музыку».

Слайд 9

«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких, трепетных звуках в сказке, в собственном творчестве, красоте» В . А. Сухомлинский

Слайд 10

Успехов в воспитании Вашего ребёнка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопедическую группу.

Тема: «Оздоровительно-развивающие гимнастики»Цель – повысить уровень педагогической грамотности в вопросах укрепления здоровья детей с речевыми нарушениями....

Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста "Со звуками играем - речь развиваем!"

Недостаточный уровень фонематического восприятия у детей дошкольного возраста  может затруднять процесс  их подготовки к овладению чтением и письмом....

"А знаете ли Вы, что предупредить легче, чем исправить" - семинар практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста (профилактика дисграфии у дошкольников).

Познакомить родителей с играми  и упражнениями по устранению предпосылок дисграфии.Помочь осознать важность их непосредственного участия в устранении предпосылок дисграфии у дошкольников....

семинар-практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста "Учите детей говорить правильно"

Цель:  Показать родителям актуальность формирования у детей 3-4 лет правильной и красивой речи.Задачи:1. Познакомить родителей с осбенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста...

Семинар - практикум для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста на тему «Я и мой ребёнок поговорим о любви…»

Данный материал может быть полезен для педагогов дошкольнго уровня образования. Цель данного семинара - практикума - создание более тесного сотрудничества детского сада ст семьями воспитанников в реше...

Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста»

Данный материал поможет воспитателю организовать работу родителей по развитию пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста....

Семинар-практикум для родителей детей старшей логопедической группы для детей с ТНР

Данный семинар-практикум знакомит родиетелй с задачами и содержанием работы по обучению грамоте детей с ТНР в старшей логопедической группе....