"А знаете ли Вы, что предупредить легче, чем исправить" - семинар практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста (профилактика дисграфии у дошкольников).
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Эстрик Вера Яковлевна

Познакомить родителей с играми  и упражнениями по устранению предпосылок дисграфии.Помочь осознать важность их непосредственного участия в устранении предпосылок дисграфии у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_dlya_roditeley.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста

 «А знаете ли Вы, что предупредить легче, чем исправить»

(профилактика дисграфии у дошкольников).

Цель:

Познакомить родителей с играми и упражнениями по устранению предпосылок дисграфии.

Задачи:

  • Вовлечь родителей в воспитательно -образовательный процесс по формированию правильного звукопроизношения у детей.
  • Помочь родителям осознать важность их непосредственного участия в устранении предпосылок дисграфии у детей.
  • Обогащение воспитательного опыта родителей и повышение эффекта семейной социализации дошкольников в преддверии школы с учетом специфики воспитательного вклада семьи.

Материалы и оборудование: 

  • Доклад
  • Компьютерная игра «Учимся говорить правильно»
  • Фотовыставка
  • Памятка для родителей (для каждого родителя)
  • Тест для взрослых (для каждого родителя)
  • Правила работы ребенка за компьютером (для каждого родителя)
  • Выставка образцов заданий для детей по предупреждению дисграфии.

 

Ход практикума

Здравствуйте уважаемые родители!

Не за горами тот день, когда ваши дети пойдут школу. И вот сегодня я хочу поговорить с вами коротко о нарушениях письма.

Но сначала я предлагаю вам  провести небольшое тестирование.

(каждому родителю раздаются листочки с тестом)

Тест для взрослых.

  1. Когда вы проверяете написанное вами, часто ли вы замечаете собственные ошибки?
    2. Набирая телефонный номер, часто ли вы путаете числа?
    3. Испытываете ли вы проблемы с правописанием?
    4. Путаете ли вы даты, время, пропускаете ли важные встречи?
    5. Сложно ли вам заполнять анкеты?
    6. Затрудняетесь ли вы точно передать сообщения, оставленные по телефону другими    людьми?
    7. Путаете ли вы автобусы с такими номерами, как, например, 95 и 59?
    8. Трудно ли вам определить, какие месяцы в году идут быстрее, а какие – медленнее?
    9. Испытывали ли вы трудности с изучением таблицы умножения в школе?
    10. Вы дольше, чем другие, читаете страницу в книге?
    11. Вы испытываете трудности с определением, где право, а где лево?
    12. Когда вы говорите длинное слово, трудно ли вам произнести все звуки в правильном порядке?

(Если вы отвечаете «ДА» более чем на пять вопросов, тогда можно предположить у вас наличие той или иной формы дисграфии. Характер нарушения может быть определен только с помощью более подробного тестирования).          

Научить детей читать и писать — задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников — и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: ок и но — окно и т. п.

         К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребенком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребенка. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребенка частично нарушен процесс письма — дисграфия.

Что же такое дисграфия?

Процесс письма, который у взрослого человека автоматизирован, вызывает у ребенка множество проблем. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить.

Чтобы написать слово, ребенку необходимо:

  • определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;
  •   соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
  •  воспроизвести с помощью движений руки букву.

Чтобы написать предложение, необходимо:

  • мысленно его выстроить;
  •  проговорить;
  •  сохранить нужный порядок написания;
  •  разбить предложение на составляющие его слова;
  • обозначить границы каждого слова.

Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом — дисграфия (от греческого «графо» — письмо).

Дисграфия это расстройство письменной речи, проявляется в многочисленных ошибках стойкого характера и обусловлено несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

А ведь каждый родитель, ведя ребенка первого сентября в школу, мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.

Чтобы ваши мечты стали реальностью, я постараюсь сегодня вам в этом помочь.

Приход ребенка в школу является важным моментом в его жизни, началом нового этапа роста и развития. К сожалению, все чаще родителям приходится сталкиваться с тем, что у их ребенка, развивающегося до школы так же, как и другие дети, возникают серьезные трудности при овладении письмом и чтением.

                 У некоторых детей эти трудности остаются до старших  классов. Ошибки, которые они допускают, прочно «живут» в тетрадках, и устранить их бывает очень трудно. К многочисленным ошибкам, которые делают эти дети, как правило, добавляются отклонения в их поведении. Они вызваны, прежде всего, повышенной утомляемостью, нервозностью, неуверенностью в своих силах. Все это приводит к негативному отношению к учебе, конфликтам с учителями и родителями, а иногда и к болезням. Все чаще учителям и родителям  таких детей приходится слышать термин дисграфия.

                Данная проблема стоит сегодня как никогда остро, о чем свидетельствует не только большая распространенность дисграфии, которой страдает более половины учащихся массовых школ, но и трудность ее преодоления, что хочется подтвердить такими цифрами:

  • 55,5 % дошкольников имеют ее предпосылки;
  • 53 % учащихся  вторых классов имеют дисграфию (ввиду неустранения ее первичных симптомов еще до начала обучения ребенка грамоте);
  • 37 % учащихся переходят в среднюю школу с так и не устраненной дисграфией, что говорит о трудности ее преодоления в период уже начавшегося школьного обучения;
  • 39 % старшеклассников также имеют дисграфию.

         Почему именно таков путь развития данной патологии? Это связано как с возрастным фактором, так и с уровнем предъявляемых к ребенку социальных требований. В дошкольном возрасте, пока ребенок еще не владеет грамотой, симптоматика будущей дисграфии может проявиться лишь в несовершенстве его устной речи. В процессе обучения грамоте, когда необходимо умение тонко анализировать устную речь для ее «перенесения на бумагу», эта несостоятельность ребенка обнаруживает себя более явно, проявляясь в виде ошибок на письме.

         Для этого необходимо значительно расширить круг лиц, участвующих в коррекционном  процессе дошкольников, основные усилия должны направляться не на устранение уже проявившейся  дисграфии, а на ее профилактику.

Уважаемые родители, пора до конца понять и осознать, что это настоятельное веление времени!

 Безвозвратно ушел в прошлое тот период, когда можно было надеяться, что с проблемой дисграфии у школьников могут справиться только одни логопеды. Сейчас в логопедической помощи нуждается половина детей!

        Поэтому очень важно, чтобы в данный   коррекционный процесс  включились и родители, способные многое сделать в плане устранения предпосылок дисграфии.

        Таким образом, начинать практическое решение проблемы дисграфии нужно не в школе, а задолго до начала школьного обучения ребенка.

Сегодня я хочу познакомить вас, уважаемые родители, с причинами возникновения дисграфии это:

  • неправильное произношение звуков речи (ребенок пишет слова так, как их произносит, то есть отражает свое дефектное произношение на письме);
  • нарушение распознавания близких звуков речи (на письме это проявляется в заменах букв б-п; д-т; ш-ж; ц-с; и т.д);
  • затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки (это – пропуски согласных, пропуски гласных, перестановки букв, добавление букв, слитное написание слов, раздельное написание приставки и корня);
  • недоразвитие грамматического строя речи (неправильное употребление предлогов, рода, числа, пропусков слов в предложении);
  • несформированность зрительно-пространственных функций (это замена и искажение на письме графически сходных рукописных букв н-ш, п-т, в-д, б-д, э-с и др.)

                При этом о профилактике можно говорить только в дошкольном возрасте. По истечении же этих сроков речь должна будет идти не о профилактике, а об устранении уже проявившейся дисграфии.

        Задачу профилактики дисграфии  не удастся решить силами одних только логопедов. Это определяется уже самой массовостью данного явления, касающегося практически каждого второго ребенка. Поэтому родителям необходимо проводить работу по профилактике дисграфии, начиная с раннего дошкольного возраста. Подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления:

  1. Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи.

Ребенку важно уметь:

  • Определять место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);
  • Делить слова на слоги;
  • Различать твердые и мягкие согласные;
  • Различать слова, похожие по звучанию;
  • Различать слова, отличающиеся одним звуком;
  • Находить слова, в которых нет заданного звука;
  • Осознавать основные элементы языка – слово, слог, звук.
  1. Формирование правильного звукопроизношения.
  • Родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей.
  1. Развитие моторики и графических навыков.

Необходимо тренировать:

  • Пространственное восприятие (расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу» и т.д.)
  • Общую моторику;
  • Мелкую моторику – (игры с мелкими предметами, шнуровки и т.д.).

Используя приемы:

  • Пальчиковые игры;
  • Штриховки (вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые, узоры в тетради в клетку, дорисовывание предметов и т.д.)
  1. Развитие звуко-буквенного анализа.

Ребенка надо научить:

  • Устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами;
  • Понимать смыслоразличительную роль буквы.
  1. Развитие словаря.

Формировать умения:

  • Определять количество и последовательность слов в предложении;
  • Составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам;
  • Пересказывать текст;
  • Рассказать сказку.
  1. Обучение чтению.
  • Если ребенок учится читать, необходимо помнить, что чтение должно быть осмысленным, ребенок должен понимать прочитанный текст, уметь его пересказать.

Если Вы внимательно отнесетесь ко всем направлениям, то это будет хорошей профилактикой нарушений письма.

Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Например, первоклассник должен ясно слышать, есть ли звук «Д» в слове «дом». Уметь  определять, где он находится — в начале, в середине, в конце слова; какой звук идет раньше — «Д» или «М». Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других — самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом.

Практическая часть.

(беседа проходит с показом фрагментов игры)

Уважаемые родители!

Сегодня я хочу познакомить вас с компьютерной игрой «Учимся говорить правильно». Предлагаю вам переписать этот диск и заниматься с ребенком дома, эта игра будет хорошим помощником в профилактике дисграфии.

Программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно» предназначена для речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста и может быть использована в качестве профилактической работы по предупреждению дисграфии.

 Все задания направлены на формирование слухового восприятия, звукового анализа и синтеза, развития навыков правильного произношения звуков, слогов, слов и умения связно говорить, самостоятельно выстраивать простые предложения.

Используя данное пособие, вы поможете детям в увлекательной игровой форме сформировать речевые навыки, а также закрепить материал, усвоенный на логопедических занятиях.

Развивающая программа включает в себя следующие разделы:

1.  Неречевые звуки:

•  знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые   приборы и др.,

•  знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др..

2.  Звукоподражание:

• знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов.

3.  Речевые звуки:

•  развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка.

4.  Развитие связной речи:                                                                  

• обучение построению связной речи от словосочетания до текста.

Разделы «Неречевые звуки» и «Звукоподражание» представлены серией тематических и сюжетных интерактивных экранов, экспериментальных заданий, которые знакомят со звуками окружающего мира, мира неживой и живой природы. Их можно использовать при изучении лексических тем «Профессии», «Транспорт», «Наш дом», «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Домашние животные», «Птицы», «Домашние птицы», «Моя семья». Используя задания  разделов, вы можете проводить лексическую работу по расширению и закреплению                    словарного   запаса   детей   и развитию грамматического строя речи. В каждом задании предлагается два режима работы.

 Режим «Изучение» предполагает интерактивное знакомство детей с разнообразием звуков.

Режим «Задание» направлен на развитие звуковой и зрительной памяти, внимания.

 Клавиша «Отключить-включить  голос    диктора» поможет вам организовать индивидуальную работу с ребенком в том случае, если вы хотите самостоятельно объяснять все инструкции, комментировать действия ребенка. Каждое задание можно выполнять несколько раз, усложняя предъявляемый материал за счет варьирования уровня сложности.

Материал разделов можно также использовать для развития связной речи ребенка. Просматривая картинки, например, в задании «Транспорт», спросите ребенка, какие транспортные средства он видит на экране, кто на них ездит, где он встречал их и т. п., тем самым, стимулируя ребенка к формулированию простых предложений, актуализации имеющихся знаний и опыта.

Раздел «Речевые звуки» представлен мультимедийными играми-заданиями двух типов. К первому типу относятся задания «Услышь звук ...», ко второму типу - задания «Определи место звука ... в слове», «Помести картинки в ...», «Посчитай ...».

В первом типе заданий предусмотрены три уровня сложности, которые учат различать на слух изучаемый звук и узнавать его среди других звуков (первый уровень сложности), в слогоряде (второй уровень сложности) и в словах (третий уровень сложности).

Задача ребенка на каждом из уровней сложности определить, есть ли изучаемый звук в предъявляемом наборе звуков, в слоге или в слове. Не переходите на более высокий уровень сложности, пока не убедитесь, что ваш ребенок прочно освоил текущий уровень.

Во втором типе заданий дети учатся узнавать звуки в словах, считать количество звуков на слух, определять расположение изучаемого звука в слове, определять количество слогов в слове, выделять слова, обозначающие одушевленные или неодушевленные предметы. Работая с этим типом заданий, соблюдайте последовательность, предложенную в программе.

Четвертый раздел «Развитие связной речи» представлен мультимедийными играми-заданиями двух типов.

         К первому типу заданий относятся игры «Слово — действие», «Подбери действия», «Слово — признак», «Подбери признаки» и «Составляем описание».

 Ко второму типу заданий относится игра-задание «Послушай рассказ».

                В первом типе заданий представлено по несколько вариантов, в которых необходимо подобрать к изображенному предмету слова-признаки или слова-действия. Так, например, в игре-задании «Слово — действие» дети должны перенести картинки   в   соответствующую ячейку с подходящим словом, т. е. соотнести действие с предметом. Аналогично выполняются другие игры-задания этого типа. После верного выполнения каждого этапа задания попросите ребенка составить простые предложения, опираясь на зрительную картинку и подобранные к ней слова.

       Второй тип заданий представлен игрой «Послушай рассказ». Она включает в себя четыре набора картинок и четыре рассказа. Выбранный рассказ необходимо прослушать и, используя набор карточек с картинками, восстановить хронологию развития событий рассказа (пересказать рассказ).

Заниматься развитием речи ребенка необходимо ежедневно и не только с помощью этой игры. Очень важно помочь детям осуществить перенос усвоенных навыков в окружающую действительность. Например, можно предложить ребенку во время прогулки или дома назвать слышимые им звуки, определить их принадлежность, расположение и удаленность звучащего предмета в пространстве. Обращайте внимание ребенка на голоса животных и птиц, бывая на даче, в цирке, зоопарке и т. д. Играйте в игры «Где лаяла собака?», «Отгадай, какие птицы прилетели?». Поиграйте, привлекая как можно больше членов семьи, в игры «Кто тебя позвал?», «Угадай, чей голосок», «Кто рассказывает?».

Используйте различные методические пособия, нашу рабочую тетрадь с домашними заданиями, что поможет вашему ребенку закрепить навыки выделения и дифференциации звуков, звуко-слогового анализа и синтеза.

Работая над разделом «Развитие связной речи», упражняйте ребенка в подборе слов-действий и слов-признаков к окружающим его предметам, в назывании предметов по действию и признакам, в составлении рассказов-описаний предметов и составлении рассказа по сюжетной картинке из любимых книг или серии картинок.

И последнее. Приступив к занятиям, не забывайте, пожалуйста, о том, что для ваших детей Вы – самые близкие и дорогие люди, и чувство психологической защищенности, которое малыши испытывают при общении с вами, не должно покидать их ни на миг.

        Взаимоотношения с ребенком в процессе обучения следует строить таким образом, чтобы он видел в Вас не требовательного наставника, а друга, всегда прийти на помощь в трудную минуту.

         Не давайте, пожалуйста, ребенку низких оценок, не увлекайтесь критикой его недостатков. Значительно эффективнее действует похвала! Не страшно, если она будет несколько завышена: получая ее в качестве аванса, ребенок всеми силами будет стараться ей соответствовать. Нелишне напомнить в связи с этим, что самый простой способ изменить человека – это искренне восхищаться его достоинствами.

Желаю вам успехов в занятиях, радости в общении!

Уважаемые родители, наша с вами встреча подошла к концу и я предлагаю Вам поделиться своими мыслями о том, что Вы узнали для себя сегодня нового, что взяли на вооружение.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопедическую группу.

Тема: «Оздоровительно-развивающие гимнастики»Цель – повысить уровень педагогической грамотности в вопросах укрепления здоровья детей с речевыми нарушениями....

Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста "Со звуками играем - речь развиваем!"

Недостаточный уровень фонематического восприятия у детей дошкольного возраста  может затруднять процесс  их подготовки к овладению чтением и письмом....

Семинар – практикум с родителями детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сказка глазами детей и родителей»

Цель:Помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребёнкаЗадачи:1.Установить партнёрские отношения с семьями воспитанников.2. Создание  доверительной атмосферы в группе родителей3.Сформироват...

семинар-практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста "Учите детей говорить правильно"

Цель:  Показать родителям актуальность формирования у детей 3-4 лет правильной и красивой речи.Задачи:1. Познакомить родителей с осбенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста...

Семинар - практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»

на данном практикуме родители совместно с педагогами обсуждают развитие мелкой моторики и и координации движений пальцев рук...

Семинар - практикум для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста на тему «Я и мой ребёнок поговорим о любви…»

Данный материал может быть полезен для педагогов дошкольнго уровня образования. Цель данного семинара - практикума - создание более тесного сотрудничества детского сада ст семьями воспитанников в реше...

Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста»

Данный материал поможет воспитателю организовать работу родителей по развитию пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста....