Семинар - практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»
материал (младшая группа) по теме

на данном практикуме родители совместно с педагогами обсуждают развитие мелкой моторики и и координации движений пальцев рук

Скачать:


Предварительный просмотр:

I часть. (Сообщение педагога)

 Уважаемые родители!

     Быстро пролетели два года, и наши дети уже перешли в старшую группу. Естественно, и вас, родителей, и нас, педагогов волнует вопрос: Как обеспечить полноценное развитие наших детей? Как подготовить их к школе?

     Сегодня мы собрались, чтобы поговорить с вами об одном из аспектов этой проблемы – о развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Кто-то из вас лишь мельком слышал о значимости развития мелкой моторики, кто-то имеет более углубленные знания по этой теме. Наша задача – донести до каждого из вас важность  развития руки ребёнка.

Вопросы к родителям:

  • Занимались ли ваши родители с вами пальчиковой гимнастикой?
  • Как?
  • Как вы играете с пальчиками ваших детей?
  • Для чего вы это делаете?

     Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный  – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.

     Влияние воздействия руки на мозг человека было известно ещё до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

     В головном мозге речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, т.е. одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

     Опираясь на большой опыт работы с детьми дошкольного возраста, мы, воспитатели, полностью согласны с закономерностью, которую выявили учёные на основе обследования детей: Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт (ребёнок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

     Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев.

     Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребёнок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая её, значит, у него отстаёт в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет, дети могут изобразить движения «ладонь – кулак - ребро». Если затрудняются, то это говорит об определённых нарушениях. Обнаружив отставания у ребёнка, не огорчайтесь, но и не оставляйте всё, как есть, надеясь, что со временем ваш ребёнок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ребёнку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

     Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

     О значении и содержании пальчиковой гимнастики имеется очень много разнообразной литературы. Вы можете изучить её на нашей выставке. Данную литературу можно приобрести в магазине и использовать в работе с вашими детьми дома, на кухне, по дороге в детский сад и обратно.

   Попросите ваших детей показать вам пальчиковые игры, и они сделают это. Мы в группе очень часто в них играем. Подбор таких игр можно посмотреть в группе в папке-передвижке. А сейчас предлагаю всем поиграть в пальчиковую игру «Капуста»

Что за скрип?

Что за хруст?

Это что ещё за куст?

- Как же быть без хруста,

Если я капуста?

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трём, трём,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмём.

Кулачки сжимаем и разжимаем;

ладони пальцами вверх, переплетаем пальцы;

ладони с растопыренными пальцами перед собой;

пальцы вверх, переплетаем;

пальцы полусогнуты, изображают кочан;

ребро ладони;

кулачками трём друг о друга;

щепотками;

сжимаем и разжимаем кулачки.

   Что даёт пальчиковая гимнастика детям?

  • способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • помогает развивать речь;
  • повышает работоспособность коры головного мозга;
  • развивает у ребёнка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
  • снимает тревожность.

     Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребёнка, его возраст, настроение, желания и возможности. То, что кажется простым для нас взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребёнка была успешной. Это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы – самый родной и близкий человек для вашего ребёнка, и чувство эмоциональной защищённости не должно покидать вашего малыша ни на миг.

 

     Психологи утверждают, что очень полезны так же и упражнения для ног. Мы ставим задачу – активизировать стопу и пальцы ног, заставить их выполнять тонкие, сложные движения, что способствует развитию коры головного мозга. Те, кто пробовал рисовать ногами, говорят, что буквы, изображённые подобным образом, запоминаются раз и навсегда.

     В группе мы активно развиваем стопу и пальцы ног: ходим по стеклу, гальке, ребристой доске; у каждого ребёнка есть массажный коврик, которыми  они периодически обмениваются; собираем косточки пальцами ног и, даже пробуем рисовать прямые линии и круги, держа карандаш пальцами ног.

     Развитию кисти и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами. Об этом мы не только расскажем вам, но и предлагаем попробовать поиграть. У вас на столах лежат разнообразные предметы, которые помогут вам наглядно увидеть, как и при помощи чего можно и нужно развивать руки детей.

  1. На столах есть мозаика, семена, орешки, косточки, крупа, Попробуйте выложить из чего-нибудь из этого набора любой рисунок (солнышко, домик, цветок). Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов – серьёзное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное – развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.
  2. Возьмите в руки пластилин, помните, слепите, что хотите. Пластилин прикасается к  каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он даёт уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребёнка.    

                                             Кусочки пластилина катает наша Зина

                                       Шарики, колбаски. И оживают сказки.

                                       Пальчики стараются, лепят, развиваются.

  1. Бумага и ножницы. Дети очень любят играть с бумагой и ножницами, учатся вырезать по контуру и по линиям сгиба. Работа с бумагой отлично развивает мелкую моторику. Развитию сложных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок, складывание разнообразных фигурок (оригами)

Предлагаем родителям сплести коврик, или сложить вместе с воспитателем фигурку собачки. («Оригами», стр.21).

  1. Упражнения с шестигранными карандашами, крупой бусинками, орешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие:
  • Можно сортировать крупу, угадывать её с закрытыми глазами;
  • покатайте крупу между большим и указательными пальцами;
  • придавливайте крупинки поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;
  • покатайте между двух ладоней шестигранный карандаш.

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

  1. Предлагаем родителям изготовить простейшую поделку из природного материала (палочки, веточки, шишки, початки, скорлупа орехов и т.д.)
  2. Рисование – занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребёнок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему в школе будет выводить первые буквы и слова. Важно следить за тем, чтобы ребёнок правильно держал карандаш (показать часто встречающиеся ошибки). Предлагайте детям разнообразные задания: штриховать фигуры прямыми и волнистыми линиями, обводить по контуру, срисовывать по образцу, продолжить задуманный узор, дорисовать вторую половинку изображения и т.д. В настоящее время продаётся много разнообразных раскрасок с интересными заданиями. Очень хорошо, если родители не просто покупают своим детям раскраски, а выполняют задания вместе с ними, учат правильно подбирать цвет, аккуратно закрашивать.

Задания для родителей:

  • закончи узор;
  • заштрихуй.
  1. Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры прекрасно массажируют и развивают кисти рук.  Предлагаем родителям попробовать.
  2. Очень интересны и полезны упражнения с деревянными и пластмассовыми палочками, спичками (обязательно обрезать серные головки), соломинками.

Предлагаем родителям сложить из спичек мороженое

Очень радовались дети:

Мама принесла в пакете

Пряников для Машеньки,

Бубликов для Сашеньки,

Васеньки пирожное,

Ну а мне мороженое.

  1. Кроме того, с чем мы вас познакомили, можно так же использовать металлические и пластмассовые конструкторы, цветные клубочки ниток, для перематывания, верёвочки разной толщины для завязывания и развязывания узлов, разноцветные кнопки для составления узора на губке и многое другое, что подскажет ваша фантазия. Ещё раз подчёркиваем, что работа с мелкими и острыми предметами требует обязательного присутствия взрослых.

Раздаю памятки для родителей

Памятка

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

  • Различные виды мозаик;
  • разнообразные конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые)
  • пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры;
  • цветные клубочки ниток для перематывания;
  • набор верёвочек различной толщины для завязывания и развязывания узлов;
  • набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия ( «Узнай на ощупь»);
  • палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров по образцу;
  • спички с обрезанными головками;
  • ниткография (выкладывание узоров цветными нитками на фланелеграфе или на бумаге);  
  • семена, мелкие орешки, крупа;
  • бусы, бисер, пуговицы, разноцветные кнопки;
  • пластилин,
  • игры с бумагой (плетение, складывание);
  • разнообразный природный материал;
  • ручки, фломастеры, карандаши.

Внимание: с мелкими и острыми предметами дети должны играть только в присутствии взрослых.

  1. Выступление родителей, которые учат детей вязанию, бисероплетению и т.д.

     Первая часть нашей встречи подошла к концу, если у вас возникли вопросы, мы будем рады на них ответить. И очень надеемся, что мы смогли вас убедить в значимости развития руки для ребёнка дошкольного возраста. И в том, что только совместными усилиями, мы поможем каждому ребёнку активно развиваться, тренировать руку, хорошо подготовиться к школе.

II. часть ( с участием детей и родителей).

Дети входят друг за другом в зал.

Ведущая. Что умеют ваши пальчики на руках и ногах?

Дети. Рисовать, лепить, держать ложку, шалить и.т.д.

Ведущая. Правильно. А хотите узнать, что ещё умеют ваши пальчики?

Дети. Да!

Ведущая.Тогда я приглашаю вас в путешествие. Но к нему нужно подготовиться.

( дети выполняют самомассаж тела)

1.(Поглаживают глазки)

- Вы готовы, глазки?

- Да (смотрят в бинокль)

2. (Поглаживают ушки)

- Вы готовы, ушки?

- Да! ( прикладывают ладони к ушам)

3. (Поглаживают ручки)

- Вы готовы ручки?

- Да! (хлопают в ладоши)

4. (Поглаживают ножки)

- Вы готовы, ножки?

- Да! (притопывают)

5. (Разводят руки в стороны)

- Вы готовы?

- Да! ( обнимают себя руками)

Ведущая. А теперь мы садимся все в поезд и отправляемся в путешествие. ( Звучит аудиозапись «В деревню к бабушке поеду». Поезд отправляется в путь. Каждый стол - вагон).

  1. Станция «Лесная».

Родители, сидящие в 1 вагоне, т.е. за 1 столом и их дети выходят на палас и выполняют упражнение «Деревья»:

Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы

      Здравствуй, лес, дремучий лес,

      Полный сказок и чудес.

На сигнал воспитателя «Идём по лесу!», взрослые и дети идут парами и изображают животных и птиц, обитающих в лесу:

- медведя ( ходьба на внешней стороне стопы, руки полусогнуты в локтях перед  собой)

- лису (ходьба на носках «крадучись», плавные движения кистями рук перед собой )

- тигра ( обычная ходьба, кисти рук перед собой округлены, пальцы растопырены)

- волка (обычная ходьба, руки перед грудью и соединены между собой в запястье – одна ладонь над другой, пальцы размыкаются и смыкаются)

- филина (обычная ходьба, плавные движения рук в стороны, вверх, вниз)

Под музыку «Пальчиковые игры» №19-20 выполняют движения и уходят на стульчики.

Нам очень хочется сейчас

Пойти гулять в лесочек,

Но, чтоб нас серый волк не съел,

Пойдём с  тобой, дружочек.

В час волка нет,

В два волка нет,

В три волка нет

В четыре бежит и громко рычит.

Родители берут детей за руку, идут друг за другом

Показывают один палец;

Показывают два пальца,

Показывают три пальца

Пальцы полусогнуты, рычат и бегут в свой вагон.

II.«Театральная» (Звучит музыка)

Ведущая. А вы знаете, что пальчики умеют изображать животных? Мы с вами будем артистами необычного театра, а называется он «Театр в руке», то есть артистами будут наши ручки.

Родители  (сидящие за 2 столом) и дети садятся друг против друга по - турецки.

Ведущая показывает сюжетные пальчиковые упражнения под речетив, а участники повторяют. Дети выполняют, а родители им помогают.

«Петушок» Петушок стоит весь яркий

                      Гребешок он чистит лапкой (кисть вверх, ладонь раскрыта. Указательный палец упирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх)

«Гусь»Гусь стоит и всё гогочет,

               Ущипнуть тебя он хочет. (предплечье вертикально, кисть под прямым углом. Указательный палец параллелен большому. Все четыре пальца прижаты друг к другу.)

«Кошка» У кошки ушки на макушке,

                    Чтобы лучше слышать мышь в норушке. (Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам).

Ведущая. А теперь мы убедимся, что пальчики умеют показывать театральное представление.

«Утро»  «Пальчиковые игры»№ 37-38

Утром петушок встаёт,

Кукареку нам поёт.

- Просыпайтесь, рассвело,

Солнце на небе взошло.

Воробьёв весёлый крик

Будит нас: «Чирик-чирик!»

И заснуть нам, помешав,

Лает пёс: «Ав,ав,ав,ав!»

- Ме, ме, ме! Кричит козёл,

Сон у нас совсем прошёл.

А потом, в ответ ему -

-Му – мычит корова: «Му!»

Хватит, хватит вам лежать,

Надо, надо нам вставать:

«Ля-ля-ля, ля-ля-ля!»

Это песенка моя!

Крутим кистями рук, качаем ими, не разжимая пальцев

Пальцы сложены щепотью, «открывая и закрывая клюв», отводя вниз большой палец и поднимая остальные (сомкнутые)

Ладонь ребром повернуть к полу, большой палец поднят вверх (ухо), остальные сжаты; отводим мизинец вниз, указательный и средний вытянуты вперёд, остальные поджаты

Крутим кистями рук; вперёд вытянуту указательный и мизинец, остальные поджаты.

«Киваем» кистями рук, ладони прижаты к ногам

Пальцы тянутся вверх (саму ладонь не поднимать)

Барабаним подушечками пальцев по ногам в ритме.

Дети и родители выполняют движения и садятся на стульчики в свой вагон. Звучит музыка, поезд едет дальше.

III. Станция «Массажная»

Выходят дети и родители из 3 вагона, берут массажные мячики

1.«Тим и Том». Пальчиковые игры №29, 30.

Смотрите два котёнка! Их Тим и Том зовут

Они сейчас по крыше. Мяу, мяу!

Тихонечко идут. Идут до края крыши,

Идут, идут, идут.

Посмотрят вниз на землю. Мяу, мяу.

Тихонько повернут.

Поднимутся повыше,

 Улягутся поспать.

Обнимутся друг с дружкой. Мяу, мяу,

Чтоб мягче было спать.

Потом они проснулись, запрыгали вдвоём:

Сначала Тим на Тома. Мяу, мяу.

Потом на Тима Том.

Тим оказался сверху,

А после сверху Том.

И вдруг они по крыше. Мяу, мяу.

Скатились кувырком.

И жалобно мяукнув, упали в лужу

- Плюх!

Задрав хвосты, помчались. Мяу, мяу!

Куда-то во весь дух.

И долго умывались шершавым языком.

И лапкой причесались. Мяу, мяу!

Котята Тим и Том.

Перебираем пальцами по массажному мячу

Качаем мяч от себя, вытягивая локти

Качаем мяч к себе, сгибая локти

Перебирая пальцами, прокатываем мяч по туловищу

Прижимаем мяч к груди

Ладонь одной руки лежит на тыльной стороне другой; прижимаем мяч к груди, чуть надавливая на него («пружиним»)

Скатываем мяч обратно на пол, ударяя по нему ладонями

Бъём по мячу ладонью правой руки(левая лежит на тыльной стороне правой)

Меняем положение рук

Продолжаем менять положение рук

Скатываются руками по мячу вниз

Хлопаем ладонью по обе стороны от мяча

Бегут по мячу пальцами

Выполняем движение, как бы умываем руки

«Причёсываем» мячик

2.Взрослый располагается напротив своего ребёнка и боком к центру круга. Все участники садятся по-турецки. Разминание, растирание, надавливание, пощипывание ладоней, стопы пальцами рук (от периферии к центру).

Разотру ладошки сильно

Растирают ладони

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну

Захватывают каждый пальчик у основания и выкручивающим движением доходят до ногтевой фаланги.

Затем руки я помою,

Моют руки

Пальчик в пальчик я вложу

Пальцы складывают в «замок»

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики

Расцепляют пальчики и перебирают ими

Пусть бегут, как зайчики.

3.В положении сидя поглаживание и растирание голени, бедра.

Трём рукой – мочалкой

Вверх – вниз, вверх – вниз,

Пятки и носочки

Вверх – вниз, вврх-вниз.

Ножку до колена

Вверх – вниз, вверх – вниз

Мы помоем чистенько.

Вверх – вниз, вверх – вниз,

А бёдра разотрём.

Вверх – вниз, вверх – вниз,

И гулять пойдём

Вверх – вниз, вверх – вниз.

4.Родители делают массаж стопы своему ребёнку

Пальчики на ножках,

Как на ладошках,

Вместе я их соберу

И шагать начну.

Поглаживают пальцы ног

Каждый пальчик разотру,

Каждый пальчик покручу,

Растирают каждый пальчик стопы

Разведу вперёд – назад

И сожму руками.

Руками тянут пальцы от себя, на себя.

Здравствуйте, пальчики!

Гномики лесные,

Здравствуйте, пальчики!

Игрушки заводные.

Пощипывают стопы

Родители и дети садятся в свой вагон и поезд отправляется дальше.

Ведущая. Дети, мы приближаемся к следующей станции. Вы готовы к новым испытаниям?

Дети. Да!

IY.Рисовальная. (Выходят родители и дети, «едущие» в четвёртом вагоне)

Взрослый располагается напротив своего ребёнка и боком к центру круга. Все участники садятся по-турецки.

  1. Упражнения для профилактики плоскостопия:

«Гусеница» - сгибание и разгибание пальцев ног, продвижение стопы вперёд, выпрямляя колени.

«Барабанные палочки» - постукивание пальцами ног.

«Пальчики поссорились и помирились» - размыкание и смыкание пальцев ног.

«Пальчики играют» - волнообразные движение пальцами ног.

  1. Захватывание, поднимание и перекладывание мелких игрушек.
  2. Игра с носовым платком: собрать его ногами, сложить – «уголок к уголку».
  3. Нарисовать пальцами ног: дети рисуют дождик, капающий из тучи (штрихи), родители солнышко с лучиками

Ведущая. Итак, взрослые и дети, наше путешествие движется к концу. Впереди станция «Джунгли». Вы готовы?

Дети. Да!

Y.Станция  «Джунгли».

«Обезьянки». Пальчиковая гимнастика №1,2.

Обезьянки вышли погулять,

Обезьянки стали танцевать.

Но одна из них ушла домой поспать,

Потому что надоело танцевать.

Двигаются друг за другом поскоками

Танцевальные движения

Показать указательный палец, сложить ладони под голову

Развести руки в сторону

 

Игра «Ловля обезьян».

Дети и взрослые, изображающие обезьян, располагаются на одной стороне площадки. На противоположной стороне находится ловец (педагог), который показывает обезьянкам движения, тем самым заманивая их в лес. Обезьянки повторяют движения:

  • Руки согнуты в локтях и разведены в стороны – сжимание и разжимание пальцев;
  • Руки согнуты в локтях перед собой. Перекрёстное движение рук, сжимание и разжимание пальцев;
  • Руки разведены в стороны, наклоны в стороны; руки разведены в стороны, наклон влево (вправо) и поднимание левой (правой) ноги, локоть тянется к колену;
  • Руки разведены в стороны, ходьба на полусогнутых ногах вокруг себя;
  • Ходьба на прямых руках и ногах, опираясь на пальцы рук и пальцы ног.

По сигналу «Ловец!» обезьяны бегут к своим местам (к родителям). Тех, кто не успел убежать, ловец уводит к себе.

YI.Станция   «Конечная».

Ведущая. Наше путешествие окончено. Вы сегодня смогли убедиться, что пальчики рук и ног могут многое: играть, изображать животных, показывать театр, соревноваться. Играть с пальчиками рук и ног можно с родителями и друзьями. И дома, и в гостях, и на улице, и даже в транспорте. Исходные положения для выполнения этих упражнений можно выбирать разное: стоя, сидя на стуле, на полу, в «позе факира».

                           

                     

        Здравствуйте, уважаемые сотрудники журнала «Дошкольная педагогика». Посылаю вам свою очередную работу, надеюсь, что она покажется вам интересной и значимой.

       В своей практике я использую метод проектов как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанников, их родителей, музыкального руководителя, руководителя изостудии. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт детям возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в школе; решаются задачи по обогащению, уточнению и активизации словаря.

Я предлагаю вам свой  информационно - практико- ориентированный проект «Собака – лучший друг и помощник человека», разработанный и опробованный мной на практике с детьми старшей группы. Эту тему мы выбрали по желанию детей, проявляющих большой интерес к происхождению, породам, образу жизни собак. Этот проект средней продолжительности, мы работали над ним  в течение 2 месяцев, он включает в себя 3 этапа – подготовительный, основной и заключительный. Я предлагаю вам планирование и организацию деятельности детей и взрослых по проекту и презентацию проекта в форме КВН с участием детей и родителей.

Планирование и организация деятельности.

I этап – подготовительный

№.

Мероприятие

Цели

Ответственные

1.

Анкетирование родителей

Выявить, что рассказывают родители детям о домашних животных, в частности о собаках, какие книги читают. Принимают ли дети участие по уходу за домашними питомцами, у кого они есть

воспитатель

2.

Беседа с детьми перед началом работы по проекту

Выяснить представления детей о породах, образе жизни собак, методах ухода за ними; выявить отношения детей к этим животным; заинтересовать проблемой

воспитатель

3.

Встреча воспитателей и родителей

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта

воспитатель, родители

4.

Подбор библиотеки

Развивать у детей интерес к художественной литературе, в частности к произведениям о четвероногих друзьях. Пополнить библиотеку книгами, открытками, фотографиями, плакатами  о собаках, привлекая родителей

воспитатели, родители

5.

Размещение в родительском уголке статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта

Расширить знания родителей по теме, развивать их интерес к проблеме, желание участвовать в реализации проекта

воспитатель

6.

Подбор наглядно дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, наборов игрушек собак разных пород

Создать условия для изучения различных пород собак, истории их приручения человеком, роли собаки в жизнедеятельности человека

воспитатели, родители

II этап – основной

№.

Мероприятие

Цели

Ответственные

1.

Беседа

Продолжать выяснять уровень знаний детей о четвероногих друзьях; формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; продолжать заинтересовывать проблемой

воспитатель

2.

Оформление книжного уголка

Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к художественной литературе

воспитатель, родители, дети

3.

Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, открыток, плакатов с изображением разных пород собак

Активизировать желание детей расширить свои знания, развивать интерес к рассматриванию печатной продукции

воспитатель

4.

Оформление карточек (загадки, пословицы, поговорки, народные приметы, наблюдения)

Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса, формировать умения применять свои знания при решении поставленных задач

воспитатель, дети

5.

Чтение и рассматривание книг Вагнера «О наших любимцах», А.Тихонова «Про собак и кошек»

Дать детям научно-достоверные знания об образе жизни собак разных пород; побуждать и поддерживать интерес к литературе о животных

воспитатель

6.

Лепка «Собака»

Учить детей передавать характерные особенности собаки в лепке

воспитатель, руководитель изостудии

7.

Чтение произведений В.Бианки «Первая охота», З.Александровой «Дозор», А.Барто «На заставе», А.Толстой «Пожарные собаки»

Развивать интерес к художественной литературе, учить понимать идею произведения, замечать средства художественной выразительности, расширять знания о четвероногих друзьях

воспитатель

8.

Беседа «Собака у меня дома»

Выяснить из личного опыта детей, что они знают о породе своей собаки, какие подметили повадки, с чем связано то или иное поведение питомцев. Обогащать активный словарь детей.

воспитатель, родители

9.

Занятие «Четвероногие друзья и помощники»

Продолжать прививать любовь к домашним животным, развивать желание ухаживать за ними, уточнить знания детей о том, как собаки помогают человеку. Развивать желание пользоваться специальной терминологией

воспитатель

10.

Подвижные игры «Котята и щенята», «Лохматый пёс»

Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, творчество в изображении образов разных животных

воспитатель, инструктор по физкультуре

11.

Игра-драматизация «Снегурушка и лиса»

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, передавать характерные особенности животных

воспитатель

12.

Чтение произведений И.Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка», Л.Толстого «Лев и собачка», А.Раскина «Как папа укрощал собаку», Е.Чарушина «Почему Тюпу назвали Тюпой», «Почему Тюпа не ловит птиц»

Продолжать знакомить детей с произведениями о собаках. Формировать готовность к адекватной оценки прочитанного. Воспитывать заботливое отношение к животным. Обогащать и активизировать словарный запас детей.

воспитатель

13.

Аппликация по книге «Про собаку, кошку, петуха»

Закрепить у детей умение создавать образ животных разными видами искусства

воспитатель, руководитель изостудии

14.

Комплексное занятие Делаем книгу «Кто сказал «Мяу»?

Дать детям представление о  людях, создающих книги – о писателях, художниках-иллюстраторах; о строении книги; побудить желание к самостоятельному созданию книги

воспитатель

15.

Конструирование из природного и бросового материала по произведению В.Бианки «Первая охота»

Побуждать детей к творчеству

воспитатель

16.

Домашнее задание: подбор стихотворений, иллюстраций для оформления альбома «Собака – друг человека»

Способствовать развитию поисково-исследовательской деятельности; развитию сотрудничества педагога, родителей и детей

воспитатель, родители, дети

17.

Слушание и разучивание песен  о собаках

Развивать вокальные способности, любовь к музыкальным произведениям

музыкальный руководитель, воспитатель

18.

Коррекционная работа. Этюды, психогимнастика

Приобщать детей к миру чувств, эмоций, переживаний окружающих; развивать реакции на интонацию, мимику

воспитатель

19.

Придумывание различных вариантов продолжения сказок и рассказов: У.Диснея «Приключение маленького щенка», Н.Носова «Бобик в гостях у Барбоса», Е.Жуковской «Приключение Пифа»

Развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказок и рассказов; продолжать развивать коммуникационные навыки, работая в мини-группах

воспитатель

20.

Домашнее задание: сфотографировать детей с собаками, живущими в семье

Поддерживать у детей желание общаться со своими питомцами, ухаживать за ними

родители

21.

Час загадок

Учить детей придумывать загадки, выделяя главные признаки той или иной породы собак, развивать творческие способности, расширять активный словарь

воспитатель

22.

Оформление альбома «Собака – друг человека»

Систематизировать  материал, подготовленный родителями и детьми о собаках и оформить его в альбом

воспитатель, дети

23.

Выставка «Наши любимцы»

Продемонстрировать фото, накопленные в процессе работы над проектом

воспитатели, дети

24.

Выставка книг о собаках в книжном уголке

Подготовить и оформить выставку книг, накопленных в ходе работы над проектом; развивать у детей интерес к самостоятельной деятельности с книгой

воспитатели, дети

25.

Презентация проекта  в форме КВН

Представить творческий отчёт о проделанной работе

воспитатели, родители, дети

III этап – заключительный

№.

Мероприятие

Ответственные

1.

Обработка и оформление материалов проекта

воспитатели

2.

Анализ результативности

воспитатели

Беседа с детьми перед началом работы по  проекту.

Цель: Выяснить представления детей о породах собак, их образе жизни, методах ухода за ними; выявить отношения детей к этим животным; заинтересовать проблемой.

  • Каких домашних животных вы знаете?
  • О ком эта загадка? Хвост колечком, живёт под крылечком,
  • Кто к хозяину идёт, она знать даёт.
  • А вы знаете, кто был предком собаки?
  • С какой целью человек приручил собаку?
  • Как ещё собаки помогают человеку?
  • Почему некоторых собак называют «охотничьи»? Как они помогают людям?
  • Чем занимаются служебные собаки?
  • А для чего люди держат декоративных (комнатных) собак?
  • Как вы понимаете пословицу «Собака – друг человека»?
  • Какие ещё пословицы о дружбе вы знаете? Можно ли использовать эти пословицы, когда мы говорим о собаках?: «Друзья познаются в беде», «крепкую дружбу и топором не разрубишь», «старый друг лучше новых двух», «сам погибай, а товарища выручай»?
  • Нужно ли собак дрессировать? Почему это необходимо делать?
  • Как нужно ухаживать за собаками?
  • Какие правила поведения с собаками (своими и чужими) вы знаете?
  • Что означает выражение «бездомная собака»?
  • Откуда берутся бездомные собаки?
  • Как вы думаете, каждый ли человек может иметь собаку?
  • Как вы думаете, лучше взять сразу взрослую собаку или маленького щенка? Почему?
  • Давайте представим, что собаки вдруг все исчезнут. Что изменится в жизни людей?
  • Знаете ли вы какие-нибудь песни или стихотворения о собаках?

Три основные группы собак, с которыми познакомились дети в ходе проекта

Служебные

Охотничьи

Декоративные

немецкий дог

немецкая овчарка

кавказская овчарка

колли (шотландская овчарка)

боксёр

неаполитанский мастифф

сенбернар

ротвейлер

доберман

московская сторожевая

русская псовая борза

ретривер

западно-сибирская лайка

восточно-сибирская лайка

русско-европейская лайка

такса

кокер спаниель

болонка

пудель

далматин

чихуахуа

афган

бульдог французский

мопс

чау-чау

Список художественной литературы, прочитанной детям в ходе реализации проекта.

  1. З.Александрова «Дозор»
  2. А.Барто «На заставе»
  3. Л.Толстой «Пожарные собаки»
  4. Л.Толстой «Лев и собачка»
  5. И.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»
  6. А.Раскин «как папа укрощал собаку»
  7. К.Ушинский «Бишка»
  8. В.Бианки «Первая охота»
  9. Е.Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой?»
  10.  Е Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц?»
  11.  «Как собака друга искала» - мордовская сказка в обработке Фетисова
  12. В.Овсеева «Плохо»
  13.  У.Дисней «Приключение маленького щенка»
  14.  В Сутеева «Кто сказал «мяу»?
  15.  Н.Носов «Бобик в гостях у Барбоса»
  16.  Вагнер «О наших любимцах»
  17. А Тихонов «Про кошек и собак»
  18. «Приключение Пифа» - перевод с французского Е.Жуковской
  19. В.Степанов «Бобик – белый лобик»
  20.  А.Толстой «Приключение Буратино»
  21. А.Толстой «Полкан»
  22. С.Маршак «Багаж»
  23. Ф.Кнорре «Солёный пёс»

Занятие – викторина.

Звучит грамзапись песни «Пропала собака»

Две команды детей занимают свои места, подпевают. У детей на груди эмблемы с названиями команд

1команда – «Умники», 2 команда – «Знатоки»

Воспитатель Внимание! Внимание! Начинаем состязание. Приглашаем всех гостей полюбоваться на детей. Сегодня у нас необычное занятие. Сегодня мы с вами поговорим о собаках, о наших четвероногих друзьях и помощниках.

Расскажем про собаку,

Про то, как верна людям собака

Во все времена.

Про то, как была человеком приручена,

О том, сколько дел собаке поручено.

В течение длительного периода времени мы много читали о собаках, смотрели видео, заучивали стихотворения, рассматривали иллюстрации и фотографии и сегодня готовы рассказать вам многое из того, что мы знаем о этих удивительных животных.

Я представляю вам 2 команды: «Умники» и «Знатоки»

Капитаны команд:  

Судить наше соревнование будет жюри в составе 3 человек : ( Жюри состоит из родителей)

Команды готовы? Задания будут сложные, соперники сильные. Вы готовы побеждать? Какой у вас девиз?

Дети обеих команд: Мы ребята-дошколята, в КВН пришли играть. И девиз наш – Побеждать!

Воспитатель Я рада, что вы готовы. Начнём наше соревнование с разминки, то есть с лёгких вопросов.

I.«Умники» -  Назовите предка собак.

«Знатоки» - На какие три основные группы можно разделить всех собак?

«Умники» - Какие породы собак относятся к служебным? ( мастифф, немецкий дог, немецкая овчарка, кавказская овчарка, колли, боксёр, доберман, сенбернар, ротвейлер, московская сторожевая…)

«Знатоки» - Назовите породы охотничьих собак. ( Русская псовая борзая, чау-чау, ретривер, лайки (русско-европейская, западно-сибирская, восточно-сибирская, такса, спаниель…)

«Умники» - назовите породы декоративных, то есть комнатных собак. ( Болонка, пудель, чау-чау, далматин, чихуахуа, мопс, французский бульдог…)

«Знатоки» - собаки какой породы самые маленькие? ( Чихуахуа)

Воспитатель Подошла к концу разминка,

                         Постарались все сейчас,

                         А теперь итог разминки

                         Подведёт жюри для нас.

Жюри подводит итоги

  1. Воспитатель  А теперь настало время задавать вопросы друг другу. Мы с каждой командой придумывали загадки для соперников. Попробуйте их отгадать.

«Умники»   Хоть и ростом невеличка,

                      Ну, почти как рукавичка,

                      В дом чужого не пущу,

                      Лаем хозяина оповещу.    (чихуахуа)

Туловище длинное, лапки коротки,

Острые на лапках есть коготки.

Из норки зверя достаёт,

Лаем хозяину знак подаёт.   (такса)

«Знатоки» Внешний вид похож на льва,

                    И туловище и голова.

                    Но язык синий у неё,

                    Нет такого ни у кого       (чау-чау)

Шёрстка тёплая, густая,

Сама умная, большая,

В тайгу идти с ней можно смело,

И там охотится на белок     (лайка)

Жюри подводит итоги

  1. Воспитатель Вы хорошо справились с загадками. А сейчас я попрошу вас быть очень внимательными. Я буду вам рассказывать о собаках, а вы отгадаете, к какой породе они относятся.

«Умники» - Это комнатная собачка, маленького роста (но не самая маленькая), весёлая, смышлёная. Шерсть у неё совершенно белая, шелковистая, очень мягкая и красивая, покрывает всё тело и даже свешивается по обеим сторонам туловища. Н а голове образует как бы вуаль, усы и бороду. Чтобы собачка была красивой, её необходимо часто мыть и расчёсывать.   (болонка)

«Знатоки» - Раньше собак этой породы использовали для охоты, в наше же время они являются только комнатными собаками. Эти собаки отличаются замечательным нравом: кроткие, послушные, игривые, доверчивые. Они очень нарядные, своеобразно окрашены: пятнистость является самым важным их признаком. Цвет туловища чистый,  белоснежный, а пятна круглые, ярко-чёрные, не прикасаются друг к другу.               ( далматин)

Жюри подводит итоги

IY.  Воспитатель А вы знаете стихотворения о собаках?

«Умники» -  Прогулка таксы Энни

Такса по имени Энни

Печально стоит у сирени:

С утра в зоопарке ходила

И видела там Крокодила.

Взглянула – заплакала: «Боже!

Я на крокодила похожа!»

Спасибо, утешил мальчик хороший:

Нев панцире ты, а в коричневой коже,

И пусть тоже ходишь на корточках,

Зато очень умная мордочка.

«Знатоки» - Собака – друг человека

У нас уважают собаку недаром.

Собака может быть санитаром,

Связистом, сапёром. Порою собаки

На танки врагов бросались в атаке.

В горах беда случится с вами-

Спасение не за горами,

Спешит в пургу, в метель, в мороз

На помощь людям добрый пёс.

Собаки способны не только на трюки,

А верно служили и служат науке.

Кто в космос летал раньше всех?

Угадай-ка!

Правильно! Наша советская лайка.

Жюри подводит итоги

Воспитатель Дети, вы так хорошо отвечаете на вопросы, что, наверно, уже устали. Давайте немного отдохнём.

Физминутка Котята и щенок

Два котёночка сидят,

Три котёночка лежат

К ним щеночек прибежал

«Гав» - сказал и всех прогнал

Три котёночка сидят

Два котёночка лежат

К ним щеночек прибежал

«Гав» - сказал и всех прогнал

показывают 2 пальца и присаживаются

показывают 3 пальца, затем руки под голову

имитация бега

показывают 3 пальца, присаживаются

показывают 2 пальца, присаживаются, руки под голову

имитация бега

 Пока дети рассаживаются на свои места, входит Мальвина и здоровается с детьми.

Мальвина Здравствуйте. Вы меня узнали? Я слышала, что вы здесь рассказываете о собаках. У меня тоже есть собака. Порода её – пудель, а зовут её - Артемон. Хотите, я покажу вам её фотографию? (показывает фото пуделя)

Я тоже хочу задать вам вопросы. Можно?

Y. «Умники» - Расскажите, как нужно ухаживать за собаками.

«Знатоки» - Расскажите, как нужно вести себя с собаками (своими и чужими).

Жюри подводит итоги конкурса

YI.Воспитатель А сейчас я объявляю конкурс для капитанов. Капитаны, подойдите ко мне. У вас было домашнее задание, приготовить рассказ о тех породах собак, о которых я вам ещё не рассказывала. Вы готовы?

«Умники» - Я расскажу вам про кавказскую овчарку (показывает фотографию). Кавказская овчарка – самая крупная из породы овчарок. Она бывает серого, рыжего, бурого цвета. Шерсть у неё прямая, грубая, бывает и длинной и короткой. Если шерсть длинная, то собаку называют длинношёрстной, а если короткая, то короткошёрстной. Голова очень крупная, уши треугольные, висячие, обычно у щенков их коротко обрезают. У кавказской овчарки хороший нюх, она очень злая и недоверчивая к чужим людям. В настоящее время её используют как караульную собаку, а раньше она охраняла вместе с пастухом стада овец. Она может сразиться с волком и победить его.

«Знатоки» - Я расскажу вам про колли –шотландскую овчарку (показывает фотографию). Многие считают колли самой красивой собакой в мире. Она может быть пегая, чёрная с рыжими подпалинами, голубая и мраморная. А шерсть на шее, морда и кончик хвоста всегда белого цвета. Шерсть у неё длинная, густая. Раньше колли использовали как санитарную собаку, она хорошо находит мины, она хороший пастух. Но в настоящее время её всё больше содержат как комнатную собаку. Колли очень послушная, преданная хозяину, хорошо поддаётся дрессировки, очень любит детей.

Воспитатель Молодцы, капитаны. Вы очень хорошо рассказали нам про кавказскую овчарку и про колли – шотландскую овчарку. Попозже я вам расскажу про них ещё много интересного, а сейчас послушаем, что нам скажет жюри

Жюри подводит итоги конкурса капитанов

YII. Воспитатель Конкурс наш подходит к концу. Я предлагаю вам последнее задание, которое называется «Придумай слово». Я покажу вам фотографию собаки, а вы отгадаете её породу и подберёте для описания слова, которые отвечают на вопрос какая?

Слова будите называть по очереди: одно слово одна команда, потом другая и т.д.

 Затем показываю фотографию другой собаки, прошу назвать её породу и придумать слова, отвечающие на вопрос что делает?

Жюри подводит итоги конкурса

Воспитатель Вот и закончилось наше соревнование. Капитаны, отнесите вазы с флажками, которые вы заработали за победу в конкурсах жюри и предоставим им слово для подведения итогов.

Дети обеих команд поют песню «Пропала собака»

Жюри подводит итоги конкурса и вручает подарки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников (консультация для родителей)

Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, по...

Конспект семинара-практикума с родителями детей раннего возраста на тему «Развитие мелкой моторики – залог развития речи и мышления малыша»

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом раз...

Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуютразвитию речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому...

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у люде...

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников. Практикум для родителей

Родители  сидят  по 5 – 6  человек  за  столами,  на  которых  лежат  разнообразные  предметы :  мозаика,  разные  виды  кон...

Семинар-практикум для родителей на тему: "Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей раннего возраста"

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: "Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев"...