Семинар-практикум для родителей на тему: "Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей раннего возраста"
консультация

Зарипова Диляра Зифировна

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: "Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев"  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 г. Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Семинар – практикум для родителей

Тема: «Влияние мелкой моторики рук

на развитие речи детей раннего возраста»

   

 

                                                                                                   

Туймазы, 2019 г

Цель:

Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей.

Задачи:

-рассказать родителям о значимости работы по развитию мелкой моторики рук;

-дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка;

-познакомить и научить родителей  играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.

Средства реализации: - мультимедийная установка для показа слайдов; «сухой бассейн» с разными наполнителями: манная крупа, фасоль, орехи кедровые, прищепки, игры-шнуровки, массажные мячики, шишки, памятки для родителей.

Ход семинара

I. Приветствие родителей

Дорогие мамы, начнем нашу встречу с приветствия друг друга. Встанем в круг и передаем тепло своих ладоней соседу, сопровождая добрым пожеланием или комплиментом, например, « я желаю Вам здоровья» или «какая Вы сегодня неотразимая» и т.д.

II. Основная часть

Тема нашей сегодняшней встречи: «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей раннего возраста»

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. Эти выводы не случайны.  

Ни для кого не секрет, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет, какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики. И вот сегодня мы поговорим с вами об этом.

Известно и то, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео…) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.

Педагоги, логопеды, детские психологи бьют тревогу – в последнее десятилетие детей, страдающих дисграфией и нарушениями речи, стало на порядок больше, чем тридцать-сорок лет тому назад. Главная причина этой проблемы-общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук. Еще несколько десятков лет назад родителям вместе с детьми приходилось больше делать руками: стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать и т. д. Теперь в современной жизни огромное количество бытовой техники и многие операции выполняют за человека машины. Многие мамы, бабушки, стараются оградить детей от домашних дел, сажают их перед телевизором, компьютером, чтобы не мешались.

Производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания, оказали им в буквальном смысле «медвежью услугу». Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно  застегивать и завязывать, сменились удобными липучками. Мамы обрадовались и перестали учить малышей с года завязывать шнурочки. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей, которое раньше происходило практически автоматически!

Можно не учить детей читать в раннем возрасте – этот навык прекрасно формируется и в старшем дошкольном возрасте безо всякого ущерба для интеллектуального развития, а вот развитие мелкой моторики у детей может происходить только в раннем возрасте. С течением времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает и к младшему школьному  возрасту практически сходит на нет.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать, застегивать, расстегивать и выполнять другие действия по самообслуживанию).

 

Почему важна мелкая моторика?

Развитие мелкой моторики играет важную роль для развития ребенка. Мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев), она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Развитие мелкой моторики очень тесно связано с развитием речи. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

Как развивается мелкая моторика?

Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть... Следует помнить, что мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие и неумелые. При высоком уровне развития моторики ребѐнок успешно справляется с выполнением незначительных манипуляций в быту (одевание, застѐгивание пуговиц и т.д.), что помогает чувствовать себя более уверенным. Если своевременно не позаботиться об этом, у детей может сложиться отставание в развитие. Это вряд ли положительно повлияет на его самооценку. Поэтому родители должны позаботиться, чтобы ребѐнок не отставал в развитии от сверстников.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют  эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

Как надо заниматься развитием мелкой моторики?

Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры. Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы:

-массаж пальчиков;

-пальчиковые игры (игры-потешки);

-игры-манипуляции с предметами;

-творческие игры (лепка, рисование).

Занятия по развитию моторики должны проводиться в виде весѐлых и занимательных игр. Игры должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимаясь с ребенком каждый день, вы скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

 III. Практическая часть

Какие игры и упражнения развивают мелкую моторику?

1.Массаж ладошек.

Массаж начинают делать с самого раннего возраста. Самое простое - лѐгкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. В центре ладони находится очень важная точка - центр развития речи. Кроме того следует массировать пальчики в направлении от кончиков к запястью, растирая их со всех сторон, а затем легко надавливать на подушечку каждого из них. Затем каждый пальчик несколько раз согнуть и разогнуть. Делать такой массаж надо по 2-3 минуты ежедневно. Он помогает воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга. Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики.

2. Пальчиковые игры и "игры-потешки"

На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все пальчиковые игры и «потешки»— не что иное, как массаж в игре. Они не только помогают сделать ручки ловкими, но также настроить правильную работу внутренних органов, улучшить эмоциональный фон.

«Ладушки-ладушки»

 - "Ладушки, ладушки" (выпрямите пальчики малыша на своей ладони).

- "Где были? У бабушки!" (соедините его ручки ладошка к ладошке).

 - "Что ели? Кашку!" (хлопните в ладоши).

 - "Что пили? Бражку!" (хлопните в ладоши).

- "Кашка масленька, бражка сладенька, бабушка добренька" (хлопайте в ладоши).

- "Попили, поели, шууууу полетели!" (помашите ладошками как крылышками)

 - "На головку сели!" (положите раскрытые ладошки малыша ему на голову - это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности).

Это наверно одна из самых известных игр-потешек, которая научит ребенка разжимать пальчики и раскрывать ладошки (а если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнет работать).

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Игры-манипуляции с предметами.

         1) Дидактическая игра «Золушка»

         2) Д/игра «Бусы для куклы»

         3) Д/игра «Найди геометрическую фигуру»

         4) Д/игра «Геометрические фантазии»

         5) Д/игра «Собери по образцу»

         6) Д/игра «Разноцветные пушистики»

         7) Д/игра «Весёлые прищепки»

         8) Д/игра «Волшебная манка»

5. Лепка.

Лепка подходит для детей разного возраста. Лепить можно из пластилина, глины, теста. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Знакомство с лепкой начинать следует с самого простого - учиться отщипывать пластилин. Затем из кусочка пластилина делать цветочек, солнышко или звездочку (кусок пластилина кладется на бумагу, а затем ребенок пальчиком надавливает на пластилин и размазывает его в разные стороны, делая либо лепесточки, либо лучики). Потом можно по учиться раскатывать "конфетки", складывать их на тарелочку и кормить любимую игрушку. В общем всего не перечислишь...

Конечно же, это все игры на развитие моторики, их перечень может быть доведен до бесконечности, все зависит от ваших фантазий и желания.

IV. Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее.

Развитие мелкой моторики оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка:

-функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи; развитие первой способствует развитию второй, так как моторные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом;

-развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, и как следствие, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Успехов Вам в развитии мелкой моторики!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему: "Влияние мелкой моторики рук на активную речь детей раннего возраста"

Для методической разработки программы мною выбран раздел «Познавательно-речевое развитие » (образовательная область «Коммуникация»)Известно и то, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития д...

План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)

Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...

"Развитие мелкой моторики, как средства развития речи детей раннего возраста"

Статья для родителей"Развитие мелкой моторики, как средства развития речи детей раннего возраста"...

Статья на тему "Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей раннего возраста"

Ранний возраст является уникальным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в нас...

Консультация для родителей на тему: «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста»

laquo;Ум ребенка находится на кончике его пальцев…» В. Сухомлинский.Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по ...

Презентация "Обобщение опыта по теме: "Развитие мелкой  моторики, как средство развития речи детей раннего возраста"

В презентации предоставлен опыт работы по теме: "Развитие мелкой  моторики, как средство развития речи  детей раннего возраста".(дидактические игры, структура занятия...)...