Статья на тему "Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей раннего возраста"
статья по развитию речи

Ранний возраст является уникальным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между движениями пальцев рук и формировании речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_burlakova_e.v.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Бурлакова Екатерина Викторовна, г. Мурманск, МБДОУ № 125, воспитатель.

Мелкая моторика – это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает формироваться на первом году жизни и имеет большое значение на развитие ребенка. Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга. Известный педагог В.А. Сухомлинский утверждал: «Источники способностей и даровании детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться речь. Ранний возраст является уникальным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между движениями пальцев рук и формировании речи ребенка.    

С развитием мелкой моторики дети раннего возраста учатся координировать движение рук (пальцев), их гибкость и подвижность, происходит стимуляция   и усовершенствуется речевая и общая двигательная активность, тренируется память, пространственное мышление, воспитание эмоциональной выразительности.        

Существуют различные способы развития мелкой моторики:

1.Ежедневный и тщательный массаж кистей рук: разминание каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, предплечья. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребенка явные отставания в речевом развитии. 2.Лепка из разных материалов (соленое тесто, пластилин, глина). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.

3.Игры с крупами: перебирать в разные емкости, пересыпать, перемешивать. В коробку с фасолью(горохом) можно спрятать игрушки, чтобы ребенок руками их выискивал. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

4.Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры активизируют работу головного мозга, способствуют развитию речи и помогают подготовить руку к письму.

5.Игры-шнуровки – различные развивающие игрушки прекрасно развивают мелкую моторику рук, например пришнуровывать яблоко к колючкам ежика.

6.Игры с пуговицами и бусинами – нанизывание, застегивание, перебирание пальцами. Ребенок будет тренировать пальчики, развивать сообразительность.

7.Пазлы, мозаики, пирамидки, кубики, конструктор – развивают внимательность, сообразительность, творческие способности, скоординированную работу глаз и кистей, нужную нам моторику.

8.Рисование и раскрашивание. На первых порах не так важен результат, как процесс. Постоянный контроль линий, повторяющиеся движения в пределах определенной области положительно влияют на развитие ребенка.

9.Аппликация из бумаги или ткани тренирует ловкость рук, учит аккуратности, терпению, активно тренирует важные отделы мозга.

10.Музыкальные инструменты с кнопками и клавишами прекрасно развивают мелкую моторику.

11.Игры с куклами, например ребенок одевает-раздевает куклу, совершает много мелких движений пальчиками.

Польза от таких занятий очевидна. Точные движения пальцев, кистей, координация деятельности костной, мышечной и нервной систем активизирует зоны мозга, ответственные за двигательную проекцию. Близость этих отделов к речевой зоне улучшает формирование, развитие речи у деток раннего возраста. Чем больше нагрузка на пальчики, чем чаще ребенок совершает мелкие, точные движения, тем раньше кроха научится говорить. Мелкая моторика связана с двигательной, зрительной памятью, координацией. Регулярные упражнения улучшают мышление, повышают внимание, развивают наблюдательность.

Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут его движения, тем и осмысленнее знакомство ребенка с миром.

Список литературы:

1. Вавилова А.В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи // Молодой ученый. – 2014.- №5.

2. Ельцова О.М.  Реализация содержания образовательной области «речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций (младший и средний возраст). Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС,2016.-208с.

3. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста.»-3г./В. Гербова - М.: Мозаика -Синтез,2015.-112с.

4. Маланка, Е.Г. Развитие внимания, памяти, речи/Т.Г. Маланка. -М.: Эксмо,2018.-192с.

5. Пешкова Н.В. Развивающие занятия с детьми раннего возраста: простые секреты успешной работы. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.-192с.

6. Янушко, Е.А.  Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3лет/Е.А. Янушко. - М.:Эксмо,2016.-424с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский образовательный проект:«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

  Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и ре...

Статья"Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста".

Материал содержит информацию о взаимосвязи развития моторики руки и речи ребёнка дшкольного возраста.  Представлены конкретные рекомендации , упражнения. Статья представляет интерес для воспитате...

Развитие мелкой моторики как основа формирования речи детей раннего возраста.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает ...

План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)

Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...

"Развитие мелкой моторики, как средства развития речи детей раннего возраста"

Статья для родителей"Развитие мелкой моторики, как средства развития речи детей раннего возраста"...

Семинар-практикум для родителей на тему: "Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей раннего возраста"

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: "Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев"...