Конспект семинара-практикума с родителями детей раннего возраста на тему «Развитие мелкой моторики – залог развития речи и мышления малыша»
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Белоногова Алевтина Васильевна

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5%. Это связано с тем, что менялся окружающий детей мир, в том числе предметы обихода и элементы одежды. Еще в ХХ веке не было обуви и одежды на липучках. Однако были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом, тренируя свои пальчики. Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики.  Сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок.  Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Одним из направлений работы по развитию мелкой моторики детей является работа с родителями. Необходимо обозначить эту проблему, познакомить родителей с методами ее решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_seminara-praktikuma.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект семинара-практикума с родителями детей раннего возраста на тему «Развитие мелкой моторики – залог развития речи и мышления малыша»

Цель: формирование знаний у родителей о значении развития у детей мелкой моторики рук; обучение родителей методике самостоятельной работе с детьми, способствующей развитию мелкой моторики рук детей.

Задачи:

  • установление доверительных отношений с родителями;
  • формирование у родителей положительного отношения к детскому саду;
  • способствование сплочению коллектива родителей;
  • активизация творческого потенциала родителей;
  • формирование знаний у родителей о значении развития у детей мелкой моторики рук;
  • обучение родителей играм и упражнениям для самостоятельной работы с детьми, способствующей развитию мелкой моторики детей;
  • закрепление знаний и умений родителей работать с детьми, подбирать и самостоятельно изготавливать атрибуты для игр на развитие мелкой моторики рук детей.

Ожидаемый результат:

  • Повышение знаний и компетенций родителей относительно значения развития у детей мелкой моторики рук;
  • Активизация работы родителей по заданной тематике;
  • Улучшение показателей развития у детей мелкой моторики через самостоятельную работу с ними родителей.

Участники: воспитатель, родители детей группы раннего возраста

Предполагаемое время: 40 минут

Оборудование: проектор, презентация, атрибуты для развития мелкой моторики (массажный мячик, мячик-ёжик, грецкие орехи, карандаши, зубные щётки, миски с бобовыми, трафареты, прищепки, игры со шнурочками), манка, воздушные шары, маркеры, коллекция игрушек, листки, ручки, памятки.

Ход мероприятия:

Заранее подготовлен «круглый стол», за который сядут родители. На каждого родителя на столе лежит лист с ручкой. Посередине стола лежат массажный мячик, мячик-ёжик, грецкие орехи, карандаши, зубные щётки. Подготовлена коллекция игрушек, способствующая развитию мелкой моторики рук детей. Подготовлен проектор для показа презентации.

Приветствие с родителями

Добрый вечер, уважаемые родители! Очень рада приветствовать вас на этом родительском собрании!

Прежде чем перейти непосредственно к теме нашей с вами встречи сегодня, предлагаю вам выполнить следующее упражнение. Оно поможет нам расслабиться и мысленно вернуться в свое беззаботное и светлое детство!

Занятие для разрядки обстановки

Упражнение «Глаза в глаза».

Участники разбиваются на пары и в течение 3-5 минут внимательно смотрят в глаза друг другу, пытаясь представить, каким этот человек был в детстве. Затем все делятся впечатлениями и проверяют свои догадки.

Цель: Установление межличностного контакта участников тренинга, получение обратной связи, возвращение к детским воспоминаниям, некоторые из которых могли стать причиной затруднений в настоящий момент.

Вопросы к родителям

Уважаемые родители, как вы думаете, почему на столе лежат именно эти предметы?

(Ответы родителей)

Какое отношение они могут иметь к развитию ваших детей?

(Ответы родителей)

А что вы знаете о мелкой моторике?

(Ответы родителей)

Теоретическая часть (показ презентации + рассказ)

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5%. Это связано с тем, что менялся окружающий детей мир, в том числе предметы обихода и элементы одежды. Еще в ХХ веке не было обуви и одежды на липучках. Однако были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом, тренируя свои пальчики. Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики.  Сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок.  Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает.

Что же представляет собой мелкая моторика?

Мелкая моторика рук - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира.

С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Таким образом, как мы видим, развитие мелкой моторики с раннего возраста имеет колоссальное значение для ребенка.

Сегодня мы с вами рассмотрим многочисленные способы ее развития как в виде массажа, так и в игровой форме, ведь, как известно, игра – основной вид деятельности дошкольников, в процессе которого он познает мир и развивается умственно и физически. Кроме того, сегодня мы попробуем самостоятельно изготовить полезную игрушку для ребенка. Итак, начнем.

Практическая часть

Занятие № 1.

В последнее время многие педагоги внедряют массаж пальцев рук. Даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев рук ребенка, вдвое ускоряет процесс овладения им речью.

Можно проводить массаж и самомассаж кистей и пальцев рук (массажным мячиком, мячиком-ёжиком, воздушным шариком с наполнителем, грецкими орехами, карандашами, сенсорными подушечками, зубными щётками и т. д.)

Для наглядности я покажу вам, как это делается. Параллельно вы будете делать это самостоятельно. Возьмите ваше «орудие» (карандаш, массажный шарик и пр.), зажмите его между ладонями и катайте, приговаривая, например, если это карандаш, следующий стишок:

Карандаш в руке катаю,

Я ладошки растираю.

Я ладошки разотру,

Рисовать потом пойду.

Если это грецкий орех, то можно такую приговорку:

Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

Хорошо, молодцы, родители! Данное упражнение совсем несложное в исполнении, поэтому и с малышами проблем не возникнет.

Занятие №2.

Также популярным методом развития мелкой моторики рук выступают игры-потешки. Дети с удовольствием выполняют упражнения таких игр. Наиболее известный вариант такой игры – «Сорока-белобока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

Итак, сейчас я продемонстрирую, а вы потренируетесь вместе со мной. Загибаем поочередно пальцы рук, приговаривая:

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья!

Можно этот же стишок использовать для легкого массажа ручки. Растираем тихонько каждый пальчик от основания вверх, вот так (воспитатель демонстрирует).

Занятие №3.

Интерес также представляют игры с крупами. Для проведения таких игр используются предметы еды, которые есть в каждом доме – крупы или бобовые. Кроме того, можно изготовить массу усложненных вариантов игр, например, разукрасить фасоль в разные цвета и просить детей выложить из нее узоры или раскладывать в разные миски в соответствии с цветом. Такая игра будет решать сразу несколько задач обучения – развитие мелкой моторики, распознавание цветов, улучшение памяти и творческих способностей.

 Итак, переходим к упражнениям. Данное упражнение называется «Кто в домике живет?». У меня в руках миска с сухим горохом. Внутри нее спрятана маленькая игрушка. Можно попросить ребенка найти там данную игрушку. Попробуйте сделать это сами. Летом можно прятать игрушки, например, в песке.

Хорошим упражнением является также упражнение на рассортировку нескольких видов круп из одной миски. Называется оно «Угощение для птиц». У меня в руках миска с фасолью и горохом. Нужно рассортировать крупы по двум разным мискам. Попробуйте сделать это сейчас.

Занятие №4.

Очень интересными и полезными для развития мелкой моторики являются игры с прищепками. Таким играм дети обучаются постепенно: дети сначала учатся только снимать прищепки, и лишь потом надевать.

Одной из самых распространенных игр с прищепками является игра «Ежик» или «Солнышко». Для проведения данной игры заранее изготавливается картонный трафарет туловища ежика (можно изготовить несколько разных цветов, соответствующих цвету прищепок).

 Итак, у меня в руках такой трафарет. Просим детишек нанизывать «колючки» ежика, приговаривая:

Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки растерял?

Ты беги скорей к нам, ёжик,

Мы тебе сейчас поможем.

Важно, чтобы дети правильно держали прищепки, не всей рукой, а двумя пальчиками. Родители, возьмите в руки трафарет и попробуйте сами.

Очень простой и подходящей даже самым маленьким является игра «Щип-щип». Возьмите прищепку и пощипайте малыша за пальчики, за ладошку, за ножки, за животик… Такая игра не только прекрасно развивает тактильную чувствительность, но также поможет изучить с крохой части тела.

Занятие №5.

Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой. Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов:

  1. Шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п.
  2. Пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе.
  3. Изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина». Таков, например, «Теремок» - игрушка, разработанная еще М. Монтессори, родоначальницей всех современных детских игрушек со шнурками.

Демонстрация развивающих игрушек

Ну вот мы и ознакомились с некоторыми видами игр и способами их использования. Как вы понимаете, это неисчерпывающий перечень игрушек, способствующих развитию мелкой моторики рук детей.

Позвольте продемонстрировать игрушки, находящиеся в наличии в нашей группе. Среди них есть как игрушки фабричного производства, так и самодельные.

Воспитатель демонстрирует родителям игрушки, сопровождая их комментариями.

  • Строительный набор. Ребенок осваивает понятие «большой», «маленький». Разнообразные конструкторы способствуют развитию мышления, фантазии и мелкой моторики.
  • Игрушки с прорезями. Подобные игры учат ребенка соотносить форму, размер и цвет, развивает познавательные навыки, моторику рук.
  • Лото для самых маленьких. Ребенок запоминает объект, слово.
  • Мозаика. Развивает тонкие движения пальцев. Закрепляет знания цветов.
  • Игры со шнуровкой (ботинок, пуговица) учат ребенка навыкам самообслуживания.

Изготовление игрушки 

Воспитатель: - А теперь мы попробуем самостоятельно изготовить простую, но полезную и интересную для детей игрушку, состоящую из двух компонентов – воздушного шара и наполнителя – манки. Обратите внимание, что шар должен быть сделан из прочного латекса.

Воспитатель демонстрирует и комментирует работу. Родители повторяют действия за воспитателем.

Воспитатель: - Все просто: нужно слегка надуть шарик и всыпать в него содержимое. Затем туго завязать. Перманентным маркером можно нарисовать смешные рожицы. Перебирать, мять и что-то лепить из получившихся шаров – одно удовольствие!

Вопросы родителей

Воспитатель: - Ну вот и подходит к концу наше родительское собрание. Если у вас остались какие-либо вопросы, задавайте, я с удовольствием на них отвечу!

Родители задают вопросы.

Итог

Воспитатель: - А теперь, будьте добры, ответьте на вопросы о нашем занятии. Перед вами лежат листочки и ручки. Напишите, пожалуйста, что бы вы хотели воплотить в жизнь из приобретенных знаний, умений; что вам понравилось больше всего из нашей встречи сегодня.

Родители пишут на листочках и кладут в сумку, воспитатель зачитывает.  

Воспитатель: - Уважаемые родители, мне было очень приятно с вами сегодня работать! Напоследок хотелось бы обобщить и систематизировать полученные вами знания с помощью этих памяток.

Воспитатель раздает родителям памятки «Правила проведения упражнения для развития мелкой моторики»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: "Развитие мелкой моторики малышей"

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: "Развитие мелкой моторики малышей"...

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: "Развитие мелкой моторики малышей"

Развитие ручек ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование  звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Па...

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: "Развитие мелкой моторики малышей"

Развитие ручек ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы р...

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: "Развитие мелкой моторики малышей"

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: "Развитие мелкой моторики малышей" Развитие ручек ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков нах...

Консультации для родителей детей раннего возраста на тему: "Развитие мелкой моторики малышей".

Консультации для родителей детей раннего возраста на тему: " Развитие мелкой моторики малышей"...

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: "Развитие мелкой моторики малышей" 21.11.2021

Развитие ручек ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы р...

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...