Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников. Практикум для родителей
консультация по развитию речи

Дарьина Альбина Евгеньевна

Родители  сидят  по 5 – 6  человек  за  столами,  на  которых  лежат  разнообразные  предметы :  мозаика,  разные  виды  конструкторов,  семена,  орешки,  косточки,  пуговицы,  крупа,  бусинки,  пластилин,  бумага,  ножницы,  шестигранные  карандаши,  природный  материал   ( палочки,  веточки,  шишки,  скорлупа  орехов ),  пористые  губки,  маленькие  резиновые  мячи,  пластмассовые  палочки,  спички  ( без  серы ),  клубочки  ниток,  веревочки  разной  толщины  и  т. д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение  пальчиковых  игр  для  развития  речи  дошкольников.

                               Практикум  для  родителей            

      Родители  сидят  по 5 – 6  человек  за  столами,  на  которых  лежат  разнообразные  предметы :  мозаика,  разные  виды  конструкторов,  семена,  орешки,  косточки,  пуговицы,  крупа,  бусинки,  пластилин,  бумага,  ножницы,  шестигранные  карандаши,  природный  материал   ( палочки,  веточки,  шишки,  скорлупа  орехов ),  пористые  губки,  маленькие  резиновые  мячи,  пластмассовые  палочки,  спички  ( без  серы ),  клубочки  ниток,  веревочки  разной  толщины  и  т. д.

                                           Уважаемые  родители !

      Сегодня мы  поговорим  с  вами  о  развитии  мелкой  моторики  и  координации  движений  пальцев  рук.  Кто-то  из  вас  лишь  мельком  слышал  о  значимости  развития  мелкой  моторики,  кто-то  имеет  более  углубленные  знания  по  этой  теме.  Наша  задача – донести  до  каждого  из  вас  важность  развития  руки  ребенка.

    Вопросы  к  родителям :

-  Занимались  ли  ваши  родители  с вами  пальчиковой  гимнастикой ?

-  Как ?

-  Как  вы  играете  с  пальчиками  ваших  детей ?

-  Для  чего  вы  это  делаете ?

     Движение  пальцев  и  кистей  рук  имеют  особое,  развивающее  воздействие.  На  ладони  и  на  стопе  находятся  около  1000  важных,  биологически  активных  точек. Воздействуя  на  них,  можно  регулировать  функционирование  внутренних  органов  организма.  Так,  массируя  мизинец,  можно  активизировать  работу  сердца,  безымянный  палец – печени,  средний – кишечника,  указательный – желудка,  большой – головы.

     Влияние  воздействия  руки  на  мозг  человека  было  известно  еще  до  нашей  эры.  Специалисты  восточной  медицины  утверждают,  что  игры  с  участием  рук  и  пальцев  приводят  в  гармоничное  отношение  тело  и  разум,  поддерживая  мозговые  системы  в  отличном  состоянии.

     В  головном  мозгу  речевая  область  расположена  рядом  с  двигательной  областью,  являясь  ее  частью.  Известный  исследователь  детской  речи  М.  М.  Кольцов  пишет : «  Движение  пальцев  рук  исторически,  в  ходе  развития  человечества,  оказались  тесно  связаны  с  речевой  функцией.  Развитие  руки  и  речи  у  людей  шло  параллельно,  то  есть  одновременно.  Примерно  таков  же  ход  развития  речи  ребенка.  Сначала  развиваются  тонкие  движения  пальцев  рук,  затем  появляется  артикуляция  слогов.  Есть  все  основания  рассматривать  кисть  руки  как  орган  речи «.  Поэтому  уровень  развития  речи  находится  в  прямой  зависимости  от  степени  сформированности  тонких  движений  пальцев  рук.

     Опираясь  на  большой  опыт  работы  с  детьми  дошкольного  возраста,  мы,  воспитатели,  полностью  согласны  с  закономерностью,  которую  выявили  ученые  на  основе  обследования  детей : если  развитие  движений  пальцев  рук  соответствует  возрасту,  то  и  речевое  развитие  находится  в  пределах  нормы;  если  развитие  движений  пальцев  отстает  ( ребенок  неправильно  держит  ложку,  с  трудом  справляется  с  карандашом,  кисточкой,  ножницами,  пластилином,  не  может  открутить  и  закрутить  не  только  мелкие,  но  и  крупные  гайки  конструктора  ),  то  задерживается  и  речевое  развитие,  хотя  общая  моторика  при  этом  может  быть  нормальной  и  даже  выше  нормы.

     Речь  совершенствуется  под  влиянием  кинетических  импульсов  от  рук,    точнее,  от  пальцев.

     Обычно  ребенок,  имеющий  высокий  уровень  развития  мелкой  моторики,  умеет  логически  рассуждать,  у  него  достаточно  развиты  память,  внимание,  связная  речь.  Вы  можете  дома  самостоятельно  провести  эксперимент.  Если  в  4  года  ребенок  не  умеет  доносить  в  пригоршне  воду  до  лица,  не  разливая  ее,  значит,  у  него  отстает  в  развитии  мелкая  мускулатура.  После  5  лет  дети  могут  изобразить  движения  « ладонь – кулак – ребро «.Если  затрудняются,  то  это  говорит  об  определенных  нарушениях.  Обнаружив  отставания  у  ребенка,  не  огорчайтесь,  но  и  не  оставляйте  все  как  есть,  надеясь,  что  со  временем  ваш  ребенок  догонит  сверстников.  Это  ошибочная  позиция.  Ребенку  необходима  ваша  помощь.  Займитесь  с  ним  пальчиковой  гимнастикой,  играми  и  упражнениями  для  развития  руки.

     Слабую  руку  дошкольника  можно  и  необходимо  развивать.

     О  значении  и  содержании  пальчиковой  гимнастики  имеется  очень  много  разнообразной  литературы.  Вы  можете  изучить  ее  на  нашей  выставке.  Данную  литературу  можно  приобрести  в  магазине  и  использовать  в  работе  с  вашими  детьми  дома,  по  дороге  в  детский  сад  и  обратно.

     Попросите  ваших  детей  показать  вам  пальчиковые  игры.  Подбор  таких  игр  можно  посмотреть  в  группе.  А  сейчас  предлагаю  всем  поиграть  в  пальчиковые  игры :  «  Моя  семья  «,   «  Пальчик – мальчик  «.

     Что  дает  пальчиковая  гимнастика  детям ?

-  Способствует  овладению  навыками  мелкой  моторики ;

-  Помогает  развивать  речь ;

-  Повышает  работоспособность  коры  головного  мозга ;

-  Развивает  у  ребенка  психические  процессы :  мышление,  внимание,      память,  воображение ;

-  Снимает  тревожность ;

    Умелыми  пальчики  становятся  не  сразу.  Поэтому  игры,  упражнения,  пальчиковые  разминки  необходимо  проводить  ежедневно,  в  детском  саду  и  дома,  во  дворе,  во  время  выездов  на  природу.  Во  время  занятий  учитывайте  индивидуальные  особенности  вашего  ребенка,  его  возраст,  настроение,  желания  и  возможности.  То,  что  кажется  простым  для  нас,  взрослых,  очень  сложно  и  трудно  выполнять  детям.  Первые  неудачи  могут  вызвать  разочарование  и  даже  раздражение.  Нужно  заботиться  о  том,  чтобы  деятельность  ребенка  была  успешной,   - это  будет  подкреплять  его  интерес  к  играм  и  занятиям.  Приступив  к  занятиям,  не  забывайте,  что  вы  -  самый  родной  и  близкий  человек  для  вашего  ребенка,  и  чувство  эмоциональной  защищенности  не  должно  покидать  вашего  малыша  ни  на  миг.

   Развитию  кисти  и  пальцев  рук  помогает  не  только  пальчиковая  гимнастика,  но  и  разнообразные  действия  с  самыми  различными  предметами.  (  предлагаю  поиграть ).

   У  вас  на  столах  лежат  разнообразные  предметы,  которые  помогут  вам  наглядно  увидеть,  как  и  при  помощи  чего  можно  и  нужно  развивать  руки  детей.

  1. На  столах  есть  мозаика,  семена,  орешки,  крупа,  косточки.  Попробуйте  выложить  из  них  любой  рисунок – солнышко,  домик,  цветок.  Выкладывание  узоров,  контуров  предметов,  букв  из  различных  материалов – серьезное  занятие.  Оно  требует  от  детей  усидчивости  и  терпения,  развивает  навык  выполнять  действие  по  образцу,  развивает  фантазию.  И  самое  главное  -  развивает  пальцы  рук.  Взрослым  необходимо  контролировать  все  занятия  с  использованием  мелких  предметов,  обязательно  находиться  рядом.

  1. Пластилин  прикасается  к  каждой  точке  пальцев  и  ладоней,  массажирует  и  стимулирует  их.  Он  дает  уникальные  возможности  проводить  интересные  игры  с  пользой  для  общего  развития  ребенка.  

     Кусочки  пластилина  

          Катает  наша  Зина,  

Шарики,  колбаски,  

          И  оживают  сказки.

          Пальчики  стараются,  лепят,  развиваются.

  1. Дети  очень  любят  играть  с  бумагой  и  ножницами,  учатся  вырезать  по  контуру  и  по  линиям  сгиба.  Работа  с  бумагой  отлично  развивает  мелкую  моторику.  ( Оригами )

  1. Упражнения  с  шестигранными  карандашами,  крупой,  бусинками,  орешками  оказывают  прекрасное  тонизирующее  и  оздоравливающее  действие :

-  можно  сортировать  крупу,  угадывать  ее  с  закрытыми  глазами ;

-  катать  крупу  между  большим  и  указательным  пальцами ;

-  придавливать  крупинки  поочередно  всеми  пальцами  обеих  рук  к       столу,  стараясь  при  этом  делать  вращательные  движения ;

-  покатать  между  двух  ладоней  шестигранный  карандаш :

         Карандаш  в  руке  катаю,

         Между  пальчиков  верчу.

         Непременно  каждый  пальчик

         Быть  послушным  научу !

 

  1. Изготовление  поделок  из  природного  материала  ( палочек,  веточек,  шишек,  скорлупы  орехов и  т.  д.

  1. Рисование  -  занятие  любимое  всеми  детьми  и  очень  полезное.  Чем  чаще  ребенок  держит  в  руках  карандаш  или  кисть,  тем  легче  ему  будет  в  школе  выводить  первые  буквы  и  слова.  Важно  следить  за  тем,  чтобы  ребенок  правильно  держал карандаш.  ( Раскраски ).

  1. Резиновые  мячи  с  шершавой  поверхностью,  резиновые  эспандеры  прекрасно  массажируют  и  развивают  кисти  рук.  ( предложить  родителям  попробовать ).

  1. Очень  интересны  и  полезны  упражнения  с  деревянными  и  пластмассовыми  палочками,  спичками  ( выкладывание  узоров ).

  1. Можно  также  использовать  металлические  и  пластмассовые  конструкторы,  цветные  клубочки  ниток  для  перематывания  и  многое  другое,  что  подскажет  ваша  фантазия.  

Еще  раз  подчеркиваю,  что  работа  с  мелкими  и  острыми  предметами  требует  обязательного  присутствия  взрослых.

   

       

                                       

!