Семинар- практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопедическую группу.
консультация (старшая группа) на тему

Шуть Елена Владимировна

Тема: «Оздоровительно-развивающие гимнастики»

Цель – повысить уровень педагогической грамотности в вопросах укрепления здоровья детей с речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар- практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопедическую группу.

Тема: «Оздоровительно-развивающие гимнастики»

Цель – повысить уровень педагогической грамотности в вопросах укрепления здоровья детей с речевыми нарушениями.

Задачи:

  1. Обучить родителей эффективным приёмам взаимодействия с ребёнком с целью сохранения его здоровья
  2. Оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка;
  3. Привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса
  4. Расширить спектр средств и способов работы с родителями
  5. Обучить родителей некоторым приёмам оздоровительно-развивающей гимнастики для артикуляторного аппарата, глаз, дыхательно-голосовой функции, мелкой моторики.

План проведения:

  1. Теоретическая часть. Что должны знать родители о здоровье детей с речевыми нарушениями.
  2. Практическая часть.

  2 а. Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики.

2 б. Упражнения на развитие дыхательно-голосовой функции.

2 в. Упражнения, направленные на профилактику зрительных нарушений и переутомления глазных мышц.

2 г. Упражнения для развития мелкой моторики.

  1. Приложение

Теоретическая часть:

Что должны знать родители о здоровье детей с речевыми нарушениями

  • Такие дети обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы; органическое поражение мозга может обусловливать появление ряда ограничений: дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружение.
  • У многих выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.
  • Дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т.е. быстро устают).
  • Отличаются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п.
  • Эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется; нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства.
  • Значительно реже наблюдаются заторможенность и вялость; дети довольно быстро утомляются, причем утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии, а может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости, либо, напротив, повышенной двигательной активности.
  • Такие дети с трудом сохраняют усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего занятия. Двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на занятии, встают, ходят по комнате.
  • Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, слабый контроль за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, недостаточная умственная работоспособность.
  • Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с чем их работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в учебе.
  • Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции и даже расстройства в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны детей.
  • Поведение детей может отличаться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы детей, страдающих речевыми расстройствами. Основным условием, способствующим развитию речи, являются эмоциональные контакты ребенка с матерью, которые помогают ему выделить речь как основное средство общения, а привязанность к взрослому стимулирует стремление подражать ему. Чем теснее аффективные связи ребенка с взрослым, тем интенсивнее у него проявляется речевое подражание.
  • Речевая неполноценность обычно порождает у детей своеобразие и характерные особенности поведения. Неудачные попытки самостоятельно преодолеть трудности или замаскировать свою неправильную речь могут вызвать у них чувство собственной неполноценности, стремление отойти от коллектива, предпочтение уединения.

Выводы:

  • Для достижения оптимальных результатов по коррекции и развитию речи у детей родителям рекомендуется выполнять следующие условия:
  • осуществлять индивидуальный подход к ребенку;
  • регулярно посещать логопедические занятия в ДОУ и выполнять рекомендации;
  • соблюдать правильный распорядок дня: ежедневная зарядка, регулярные прогулки на свежем воздухе, закаливание;
  • создавать спокойный ночной отдых;
  • выполнять упражнения на развитие артикуляторной, мелкой моторики,  дыхания и голоса и других функций.

На этом семинаре будут представлены интересные нетрадиционные приёмы по развитию артикуляторной и мелкой  моторики, дыхательно-голосовой   функции, профилактику зрительных нарушений и переутомления мышц глаз , которые можно использовать не только с детьми, но и самими взрослыми.

Практическая часть:

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

Цель — выработка полноценных движений  органов артикуляционного аппарата, тренировка подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, укрепление артикуляторных мышц.

Упражнения с ложкой

1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

4. Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Упражнения на развитие дыхательно-голосовой функции.

Цель-  выработка правильного диафрагмального дыхание, развитие координации дыхания и речи, увеличение неречевого выдоха, профилактика респираторных заболеваний, насыщение мозговых клеток кислородом.

1. Вырастим большими.

На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос; на счет «три, четыре» — руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед — усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5—6 раз.

2.Дровосек.

Исходное положение — широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок. «Раз» — поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице — глубокий вдох через нос. «Два» — наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) — усиленный выдох через рот. «Три» — исходное положение. Повторить 7—8 раз в медленном темпе.

3. Гуси шипят.

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» — наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 4—5 раз в медленном темпе.

4. Косарь.

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! ж-у-х!» Повторить 7— 8 раз в среднем темпе.

5. Пилим дрова.

Упражнение выполняется парами.

Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперед, взяться за руки. Наклонившись вперед и поочередно сгибая и разгибая руки в локтях, имитиро-вать движениями рук пилку дров, при этом произносить: «Ж-ж-ж-ж». Повторять в течение 35—40 секунду в медленном темпе

6. Паровоз.

Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Повторять в течение 35—40 секунд.

7. Надуй шар.

 Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3—4 раза в медленном темпе.

8. Спускай воздух.

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемую накачанную воздухом резиновую камеру. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через рот; «три, четыре, пять, шесть» — спустить воздух из камеры со звуком «с-с-с-с!». Повторять 3—4 раза в медленном темпе.

9. Подуй на свечку.

Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3—4 раза.

Упражнения, направленные на профилактику зрительных нарушений и переутомления глазных мышц.

Цель- профилактика зрительных расстройств,  укрепление глазодвигательных мышц, развитие пространственного восприятия и ориентировки.

Будь здоров

(движения глаз по тексту)

Чтобы глазки зорче были, и в очках чтоб не ходить,

Эти нужные движенья предлагаю

повторить.

Вдаль посмотрим и под ножки.

Влево, вправо побыстрей.

Удивился - что такое? И закроем их

скорей.

А теперь вращай по кругу, словно

стрелочка часов.

Открывай глаза. И снова

на занятье. Будь здоров!

Мечта

Давайте с вами помечтаем.

Глаза закроем и представим:

Как по лесу мы гуляем,

Грибы и шишки собираем.

Слева - ягоды цветут,

А справа здесь грибы растут.

Снизу - шишки, да трава,

А сверху - неба синева

Открывайте, дети, глазки,

Вот и вышли мы из сказки.

Дети закрывают глаза

Круговые движения глазами

Движения глазами влево

Движения глазами вправо

Движения глазами вниз

Движения глазами вверх

Открыть глаза

Треугольник

(рисовать глазами геометрические фигуры)

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

Ты по периметру веди.

Рисуй восьмёрку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок её клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы наконец.

Зарядка окончилась.

Ты молодец!

Упражнения на развитие мелкой моторики с использованием различных бытовых предметов.

Цель-  развитие тонких движений пальцев рук, совершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук.

Упражнение с прищепками. ( берутся прищепки и ими прищемляются фаланги пальцев ( кроме большого) на каждый ударный слог. Предварительно сила «кусания» прищепки проверяет взрослый)

Левая рука

   5             4              3        2

Вот проснулся, встал гусёнок,

   2             3            4           5

Пальцы щиплет он спросонок.

Правая рука

    5           4          3             2

-Дай, хозяйка, корма мне

  2              3        4             5

Раньше, чем моей родне!

 Упражнение с горошком. (В блюдце насыпается горох. Ребёнок большим и указательным (или средним) пальцами берёт горошины одну за одной и удерживает их в руке. Каждая горошина берётся на ударный слог.)

 С блюдца я беру горошки,

Словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки-

Руки держат все горошки.

Упражнение с узлами. (Берётся верёвка диаметром 4-6 мм и завязывается на ней 4-8 узлов. Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его, как при лазанье по канату, и так продвигается  дальше).

Лезет, лезет альпинист-

В этом деле он артист.

По скале и по верёвке

Он наверх залезет ловко!

Упражнение с бусами.  (берутся бусы, вытянутые в нитку из 17 бусин. Центральная бусина- большего размера или другого цвета. Ребёнок берёт за края и, одновременно обеими руками перебирая  по одной бусине, двигается к центру. На центральной бусине руки встречаются и начинают расходиться, так же перебирая по бусине, но уже в противоположные стороны. Бусины перебираются на ударные слоги)

Заяц и ёжик навстречу друг другу

Шли по дороге, по полю, по лугу.

        Центральная бусина

Встретились- и разбежались они.

Быстро бежали- поди догони!

Не догонишь!

Упражнение со счётными палочками. (Берутся 4 палочки. Они раскладываются на столе перед ребёнком, который берёт их одноимёнными пальцами, от указательных - к мизинцам. Пара пальцев берёт одну палочку. На каждую строчку - по одной палочке.)

Очень длинный клюв у цапли,

Вы длинней берёте вряд ли.

Клювом меряться пришли

Аисты и журавли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса чтецов "Мой весёлый, звонкий мяч" для детей старшего дошкольного возраста, посещавших логопедические занятия.

Представлен сценарий игровой итоговой программы конкурса чтецов "Мой веселый, звонкий мяч" по произведению С.Я. Маршака "Мяч" и оценка результатов, подведение итогов конкурса....

Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста "Со звуками играем - речь развиваем!"

Недостаточный уровень фонематического восприятия у детей дошкольного возраста  может затруднять процесс  их подготовки к овладению чтением и письмом....

Семинар – практикум с родителями детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сказка глазами детей и родителей»

Цель:Помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребёнкаЗадачи:1.Установить партнёрские отношения с семьями воспитанников.2. Создание  доверительной атмосферы в группе родителей3.Сформироват...

"А знаете ли Вы, что предупредить легче, чем исправить" - семинар практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста (профилактика дисграфии у дошкольников).

Познакомить родителей с играми  и упражнениями по устранению предпосылок дисграфии.Помочь осознать важность их непосредственного участия в устранении предпосылок дисграфии у дошкольников....

семинар-практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста "Учите детей говорить правильно"

Цель:  Показать родителям актуальность формирования у детей 3-4 лет правильной и красивой речи.Задачи:1. Познакомить родителей с осбенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста...

Семинар - практикум для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста на тему «Я и мой ребёнок поговорим о любви…»

Данный материал может быть полезен для педагогов дошкольнго уровня образования. Цель данного семинара - практикума - создание более тесного сотрудничества детского сада ст семьями воспитанников в реше...

Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста»

Данный материал поможет воспитателю организовать работу родителей по развитию пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста....