Консультация для родителей на тему: «Сказка учит говорить»
консультация

Евдокимова Ирина Викторовна

В консультации представлен материал по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью сказок и их персонажей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_skazka_uchit_govorit.docx317.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста на тему: «Сказка учит говорить»

 «У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как об лежащий на дороге камень»

(И.Токмакова)

Сказка! Как много хороших, добрых воспоминаний связано у каждого из нас с этим понятием. Формируется любовь к сказке в раннем детстве. Все мы знаем, с каким интересом ребенок рассматривает картинки в книге, слушает рассказ взрослого, пытается сочинять сам. Сказка – спутник детства любого ребенка. Сказки о животных, волшебные сказки способны расцветить мир всеми красками. На несколько минут ребенок вместе со взрослым может перенестись в чудесный мир, наполненный невиданными героями и приключениями. Народные сказки радуют малышей своим удивительным благозвучием, мелодичностью, содержанием, близким быту и интересам ребенка.

Одним из главных источников познания действительности (событий, существующих и действующих лиц, образца поведения, характера героев и т.д.) являются сказки и их персонажи. Сказочные образы полны эмоциональной насыщенности, красочны и необычны, и в то же время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны.

Первые, с кем в своей жизни встречается ребенок, это его родные и близкие люди и достаточно стереотипный набор игрушек. Образы зайчиков и мишек прочно входят в жизнь малыша. Однако игры-действия с ними ограничены, требуют постоянной "подпитки" новыми знаниями и впечатлениями. Недаром русские народные сказки часто главными персонажами представляют животных, которым приписываются черты характера людей, а такой перенос образа, аллегория доступны и понятны детям любого возраста.

Взрослые охотно читают сказки, дополняют их элементами собственного сочинения, формируя у детей элементы образного мышления, расширяя представление об окружающем. Постепенно ребенок сам включается в чтение сказок: вначале рассматривает картинки, затем пытается звукоподражаниями назвать героев и повторяющиеся в сказках присказки, договаривает конец знакомой фразы и, наконец, пересказывает сказку. Позднее малыши способны сравнивать несколько сказок, давать характеристику героям, замечать изменения в сюжетной линии. Именно эти этапы познания ребенком сказочного мира с опорой на его жизненный опыт используют в своей работе педагоги и логопеды.Picture background

Развитие речи детей — одна из главных педагогических задач. Все мы знаем, что чтение сказок расширяет словарный запас ребенка, развивает образное мышление. При систематическом рассказывании сказок, у ребенка развивается слуховая сосредоточенность, навыки слушания чтения книги.

Учитывая ограниченные речевые возможности детей раннего возраста, особенно при задержке их речевого развития (при более сохранном понимании происходящего), взрослый сначала сам рассказывает знакомые сказки, прося ребенка лишь звукоподражаниями сопровождать свой рассказ. Для лучшего запоминания и произнесения слов взрослый использует различные приемы, помогающие неговорящему ребенку больше действовать и меньше говорить: настольный театр, куклу бибабо, различные настольно-печатные пособия. Взрослый просит ребенка воссоздать знакомую для него сюжетную линию сказки с помощью фигурок персонажей, поддерживая высокий положительный эмоциональный фон игры-сказки. Перевоплощаясь в сказочных героев, ребенок принимает на себя их роль. Постепенно задания и требования к ребенку усложняются: он начинает воспроизводить все доступные ему речевые единицы. Picture background

Использование сказочных сюжетов помогает развитию речевой активности детей (накоплению словарного запаса, развитию связной речи, автоматизации звуков). Кроме того, в игры-сказки и сказки-инсценировки легко и органично включаются задания на формирование психофизической сферы детей: психогимнастика (покажи, как зайка испугался, как волк рассердился, как Машенька обрадовалась и т.д.); релаксация (села птичка на веточку, расправила крылышки, стала греться на солнышке); голосовые и дыхательные упражнения, игры и задания на внимание (что изменилось в знакомой сказке, чего не бывает, какие сказки перепутались) и т.д.

У детей, перевоплощающихся в героев сказок, активнее развиваются воображение, творческая фантазия, формируется интонационная выразительность речи. Занятия ориентированы на психологическую защищенность ребенка, его потребность в эмоциональном общении с логопедом. Это могут быть сказки-инсценировки, дидактические сказки-игры, сказки-спектакли, где дети одновременно и участники, и зрители происходящего. При этом не обязательно использовать дословно общеизвестные сюжеты и темы. При совместном творчестве с ребенком логопед может частично или полностью изменять сюжет, развивать и дополнять его по ходу занятия. При подготовке к занятию он продумывает различные формы подачи материала: костюмы и шапочки персонажей сказки, специально изготовленные панно с сюжетом сказки, элементы сюжетно-дидактической игры, подбор сюжетных и пейзажных картин и т.д. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Это очень важно, если учесть, что дети с различными видами задержки речевой деятельности часто обладают неустойчивой психикой, нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью.

Это важно:

  • Сказки детям предпочтительно рассказывать, а не читать по книге - это усиливает эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, способствует лучшему понимания основного смысла сказки. Когда взрослый смотрит на ребенка, разговаривает с ребенком, он этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.
  • Прежде чем начать рассказывать или читать сказку постарайтесь создать располагающую атмосферу. Необходимо подготовить ребенка к восприятию текста. Это могут быть звукоподражания (Как крякает уточка?); беседа (Кто по водичке умеет плавать?); рассматривание картинок и др. Ребенок должен чувствовать вашу интонацию и видеть мимику лица.
  • Рассказывать сказку нужно не торопясь, делая паузы, четко проговаривая звуки, дикция должна быть правильной, понятной. Говорите одни реплики громче, другие чуть тише, некоторые фрагменты сказки можно воспроизвести, припеваючи.
  • Рассказывать сказки нужно в лицах, подражая низкому и грубому голосу медведя, льстивой интонации лисы или печальному голосу обиженного зайца. Это поможет малышу не только быстро запомнить сказку, но и ярче представить ее героев. А чтобы история стала более оживленной, добавляйте в свое повествование различного диапазона возгласы, шумы и необычные звуки. Жесты, мимика, тембр голоса – всё это имеет немаловажное значение. Ведь малыш все чувствует, запоминает и повторяет.
  • Для развития речи необходимо обсуждение сказки, ее обыгрывание, сочинение и словотворчество.

 Обсуждение сюжета сказкиPicture background

После прочтения сказки обсудите с ребенком сюжет сказки и ее главных героев. Начните с простых вопросов. Более старшему ребенку задавайте вопросы более распространенные. Отвечая на ваши вопросы, ребенок будет выражать свою точку зрения, рассуждать и фантазировать.

Варианты вопросов:

  • Кто больше всех понравился в сказке?
  • Кого тебе жалко?
  • Кем бы ты хотел быть в этой сказке и почему?
  • Как бы ты поступил на месте этого персонажа?
  • Как думаешь, почему так поступил герой?
  • Что случилось бы, если бы колобок покатился в поле?
  • Почему медведь не заглянул в короб?
  • Зачем Маша ела из всех тарелок в чужом доме?
  • А если бы у козлят в двери был глазок?

Использование сказок в  работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста способствует как целенаправленному, так и спонтанному развитию словаря и связной речи, развитию причинно-следственных отношений событий и отражению их в речи, включает в работу все анализаторные системы. Наступает переход образов-представлений в образы-понятия, что важно для последующих этапов обучения.

Материал подготовила:

 Евдокимова И.В.,

учитель-логопед МБДОУ д/с  №19 г.Белгорода


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "О чем говорить с ребенком в семье"

Консультация для родителей по развитию речи детей...

Консультация для родителей на тему: "О чем говорят растения?"

Консультация для родителей подготовительной группы на тему:  "О чем говорят растения?"...

Консультация для родителей на тему: «Что нельзя говорить ребёнку».

Иногда мы автоматически что-то говорим детям, совершенно не задумываясь над часто употребляемыми в семье фразами. Эти фразы передаются из поколения в поколение, слетают с языка легко и незаметно, и ча...

Консультация для родителей по теме «Сказка помогает говорить правильно».

Уважаемые родители! Для того чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры.Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творчес...

консультация для родителей по развитию речи "Учимся говорить правильно"

Данная консультация даст советы родителям по правильному формированию речи своего ребёнка....

Проектная деятельность с детьми раннего возраста Тема: «Сказка учит говорить».

В дошкольных учреждениях становится все больше детей с речевыми нарушениями. Это и послужило причиной поиска эффективных путей коррекционной и профилактической работы по речевому развитию на занятиях,...