ОСОБЕННОСТИ ДИЗАРТРИИ
учебно-методический материал по логопедии

Симонова Анастасия Николаевна

В наше время одной из самых актуальных проблем является увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями.

Среди них весьма распространенным нарушением является дизартрия - нарушение фонетической стороны речи, которое обусловлено органическим

поражением центральной нервной системы. При нем расстраивается двигательный механизм речи, её моторная реализация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsionnaya_rabota.docx49.63 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая аттестационная работа

на тему:

Особенности Дизартрии

Содержание

Введение                                                             3

Глава 1. Дизартрия                                                  5

1.1 Структура дефекта при дизартрии                                  6

1.2 Причины дизартрии                                              9

1.3 Классификации форм дизартрии                                   11

Глава 2. Обследование детей с дизартрией                              19

2.1  Обследование подвижности артикуляционного аппарата             19

2.2  Обследование кинестетического орального праксиса.                20

2.3  Обследование динамической координации артикуляционных

движений.                                                            21

2.4  Обследование мимической мускулатуры.                          23

2.5  Обследование мышечного тонуса и подвижности губ                24

2.6 Обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики                                                        25

Глава 3. Особенности логопедичекой работы при дизартрии.              27

Заключение                                                        32

Литература                                                        34

Введение

Усвоение ребенком родного языка происходит в определенной последовательности по мере созревания нервно - мышечного аппарата. В первые месяцы после рождения у ребенка интенсивно развиваются слуховой, зрительный, двигательно - кинестетический анализаторы. В настоящее время доказано, что процесс сенсорного развития, в том числе и восприятия речи, осуществляется с необходимым участием двигательных импульсов. Развитие движений у ребенка рассматривается как фактор стимуляции и подкрепления его лепета.

Ребенок рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции. Однако проходит длительный подготовительный период, прежде чем он сможет произносить членораздельные звуки речи.

В наше время одной из самых актуальных проблем является увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями.

Среди них весьма распространенным нарушением является дизартрия - нарушение фонетической стороны речи, которое обусловлено органическим

поражением центральной нервной системы. При нем расстраивается двигательный механизм речи, её моторная реализация.

Дизартрия представляет собой сложное речевое расстройство, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса

моторной реализации речевой деятельности. В связи с тем, что в наше время большой процент нарушений связан с проявлением дизартрий и на сегодняшний день данные нарушения изучены не до конца, эта тема остается актуальной.

Цель исследования: изучить особенности дизартрии и методы работы с ней.

Объектом нашего исследования является дошкольники с разной формой дизартрии.

Предметом исследования – обследование звукопроизношения и специфика постановки звуков при дизартрии.

Гипотеза: на результаты коррекционной работы существенное влияние оказывает этап диагностики имеющегося нарушения. Предполагается, что структура и содержание процесса обследования зависит от вида речевого нарушения.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Теоретическое обследование

2. Выявить особенности развития у дошкольников с дизартрией.

3. Изучить специфику коррекционной работы.

4. Разработать методические рекомендации по работе с детьми дизартрией

Для решения поставленных задач были использованы следующие

методы исследования:  

•        Изучение педагогической, психологической, логопедической, медицинской литературы;

•        Анализ литературы;

•        Систематизировать материал для коррекционной работы с дизартрией.


Глава 1. Дизартрия

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и переферической нервной системы.  

Дизартрия - тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи. Под дизартричной речью обычно понимается речь неясная, смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Для её характеристики применяют выражение - «как будто каша во рту». При тяжелых поражениях нервной системы речь становиться невозможной из –за полного паралича речевигательных мышц (анартрия).

Раньше считалось, что основная причина - это родовая травма. Но как показали исследования последних лет (Е.Н.Винарская), более 80% случаев этой патологии - врожденные нарушения головного мозга, то есть внутриутробные нарушения. На основании этих исследований можно сказать, что патология, возникающая в родах, является вторичной причиной, которая в свою очередь может усугубить действие первичной.

Впервые клиническая картина дизартрии была описана более ста лет назад (А. Оппенгейм, Х. Гутцман и др.). Легкая степень дизартрии, как речевое нарушение, отличающееся по своему патогенезу, была выделена из группы звукопроизносительных расстройств А. Куссмаулем в 1888 году. Называя косноязычием все недостатки речи, А. Куссмауль наряду с функциональным, выделил органическое косноязычие, которое являлось, по его мнению, одной из форм центрального, органически обусловленного нарушения речи. А. Куссмауль впервые вскрыл те факторы, которые влекут за собой дизартрические нарушения речи, проявляющиеся в форме неясности произношения различной степени выраженности. Несмотря на длительную историю изучения дизартрии, многое в этой проблеме остается спорным.

У детей дизартрии прежде всего связана с частотой перинатальной патологии. Наиболее часто дизартрия наблюдается при ДЦП. Отмечается взаимосвязь между степенью тяжести и характером поражения двигательной сферы, частотой и тяжестью дизартрии. Менее выраженные формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию или родовую травму.

  1.  Структура дефекта при дизартрии.

Основные симптомы дизартрии - нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи – определяется характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств. При дизартрии нарушается низший физиологический уровень языка. При дизартрии могут выявляться в рефлексы орального автоматизма в виде сохранившихся сосательного, хоботкового, поискового, ладонно-головного и других рефлексов, характерных в норме для детей раннего возраста. Их наличие затрудняет произвольные движения органов артикуляции.

При дизартрии нарушение звукопроизношения носит фонетический характер, т. е. преобладают отсутствие или искажение звуков. Замены звуков обусловлены моторными нарушениями.

Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются нарушениями мышечного тонуса. Выделяют следующие его формы в артикуляционной мускулатуре: спастичность, паретичность и дистония. Дистония – меняющийся тонус. Спастичность - постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, в лицевой и шейной мускулатуре. Повышение тонуса может быть более локальным и распространяться на отдельные мышцы языка.

Другим видом патологии является паретичность – снижение тонуса или гипотония. В случае гипотонии наблюдается тонкий язык, который оказывается, как бы распластанным в полости рта, губы становятся вялыми, при этом исчезает возможность их полного плотного смыкания. У таких детей рот часто приоткрыт, отмечается гиперсаливация.

Нарушения артикуляционной моторики, сочетаясь между собой, составляют важный синдром дизартрии- синдром артикуляционных расстройств, который видоизменяется в зависимости от тяжести и локализации поражения мозга и имеет свои специфические особенности при различных формах дизартрии.

Второй симптом дизартрии – синдром нарушенного речевого дыхания.

За счет нарушенной иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержание речи. Рассогласованности работы мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе. Это еще больше нарушает произвольный контроль над дыхательными движениями, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией.

Следующий синдром – нарушение голоса и мелодико – интонационные расстройства. Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых связок, мышц гортани, нарушениями их мышечного тонуса и ограниченной подвижности.

Таким образом, основные симптомы дизартрии – нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи – определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых растройств.

Дети с дизартрией по своей клинико-психологической характеристике представляют собой крайне неоднородную группу. При этом нет взаимосвязи между тяжестью дефекта и выраженностью психопатологических отклонений. Дизартрия, в том числе и тяжелые ее формы, могут наблюдаться у детей с сохранным интеллектом, а легкие "стертые" ее проявления - как у детей с сохранным интеллектом, так и у детей с нарушениями интеллектуального развития.

Дети с дизартрией по клинико-психологической характеристике могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их общего психофизического развития:

        дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием

        дизартрия у детей с ДЦП

        дизартрия у детей с олигофренией

        дизартрия у детей с гидроцефалией

        дизартрия у детей с ЗПР

        дизартрия у детей с минимальная мозговая дисфункция(ММД). Эта форма дизартрии встречается наиболее часто среди детей специальных дошкольных и школьных учреждений. У них наряду с недостаточностью звукопроизносительной стороны речи наблюдаются обычно не резко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций.

Двигательные нарушения проявляются обычно на более поздних сроках формирования двигательных функций, особенно таких, как развитие возможности самостоятельно садиться, ползать с попеременным одновременным выносом вперед руки и противоположной ноги и с легким поворотом головы и глаз в сторону вынесенной руки, ходить, захватывать предметы кончиками пальцев и манипулировать с ними.

Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. На первом году жизни такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность к срыгиванию и рвотам, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам. Такие дети, как правило, метеозависимы.

В дошкольном и школьном возрасте они двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые дети склонны к реакциям истероидного типа.

Несмотря на то, что у детей не наблюдаются выраженные параличи и парезы, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности, в школьном возрасте отмечается плохой почерк. Выражены нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений памяти, внимания.

Для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса.

1.2 Причины дизартрии

Причины дизартрии кроются намного глубже, чем простые нарушения в развитии речевого аппарата, в основном они связаны с поражениями центральной нервной системы ребенка, полученные им во внутриутробном развитии, во время родов или в период первого года жизни.

В пренатальном периоде отмечается токсикоз, заболевания матери в первую половину беременности, хронические заболевания матери: сердечнососудистые заболевания, туберкулез легких, тяжелые желудочно-кишечные заболевания и болезни печени, заболевания мочеполовой сферы, алкоголизм.

Натальный период характеризуется патологией родов (сухие затяжные или стремительные роды), асфиксией новорожденного, группо- и резус- конфликтной ситуацией.

В раннем постнатальном развитии отличаются следующие особенности: двигательное беспокойство, ничем необъяснимое нарушение сна, трудность удержания соска, вялость акта сосания, сменяющегося быстрым утомлением, имеют место часто поперхивания, обильные срыгивания, возможен отказ от груди. Отмечается невозможность удержать головку в вертикальном положении до 5-7 месяцев, запаздывание процесса хождения (до 1 года 2 месяцев).

Большое влияние оказывают и заболевания, перенесенные ребенком в тот период: вирусный грипп, пневмония, тяжелые формы желудочно-кишечных заболеваний, часто простудные и инфекционные заболевании, в некоторых случаях сопровождающиеся судорожными припадками на фоне высокой температуры.

Если сказать кратко, то можно выделить некоторые конкретные причины, приводящие к поражению мозга и возникновению дизартрии в пренатальном (основном), натальном и постнатальном периодах.

Пренатальный период, то есть дородовой. Наиболее частыми причинами, вызывающими внутриутробное поражение головного мозга, являются: заболевания матери во время беременности (вирусные, инфекционные); у матери сердечно-сосудистая и почечная недостаточность; психические и физические травмы во время беременности; повышенная доза радиоактивности во время беременности; влияние никотина, алкоголя и наркотиков; несовпадение матери и плода по резус-фактору и групповой принадлежности. Влияние этих причин особенно опасно в первый триместр беременности.

 Натальный период (вторичные факторы, усугубляющие): черепно-мозговые травмы во время родов; кровоизлияние в мозг в результате резкой смены давления (при стремительных родах, при кесаревом сечении); неудачное применение средств родовспоможения (первичная причина).

 Постнатальный период: перенесенные самим ребенком заболевания (менингит, менинго-энцефалит и другие); черепно-мозговые травмы.

Важно отметить, что неблагополучие пренатального периода часто влечет за собой неблагополучие натального и постнатального периодов.

По причине того, что дизартрия связана с нарушениями, произошедшими в центральной нервной системе, ее лечение и формирование правильных речевых навыков у ребенка - это сложный и длительный процесс. Работа по постановке и коррекции речи, нарушения которой связаны с дизартрией, требует высокой квалификации и профессионального опыта логопеда, а также активной помощи родителей, которые должны неукоснительно выполнять вместе с ребенком все назначенные упражнения, направленные также на улучшение моторики пальцев, развитость которой напрямую влияет на речевые способности.

1.3 Классификации форм дизартрии:

1.        По степени выраженности:

o        анартрия - полная невозможность произносительной стороны речи

o        дизартрия (выраженная) - ребенок пользуется устной речью, но она нечленораздельная, малопонятная, грубо нарушено звукопроизношение, а также дыхание, голос, интонационная выразительность

o        стертая дизартрия - все симптомы (неврологические, психологические, речевые) выражены в стертой форме. Стертую дизартрию можно спутать с дислалией. Отличие в том, что у детей со стертой дизартрией наблюдается наличие очаговой неврологической микросимптоматики.

2.        По локализации поражения:

При поражении периферического двигательного нейрона и его связи с мышцей возникает периферический паралич. При поражении центрального двигательного нейрона и его связи с периферическим нейроном развивается центральный паралич.

Периферический паралич характеризуется отсутствием или снижением рефлексов, мышечного тонуса, атрофией мышц. Все это объясняется прерывом рефлекторной дуги.

Центральный паралич возникает при поражении центрального двигательного нейрона в любом его участке (двигательная зона коры головного мозга, ствол головного мозга, спинной мозг). Прерыв пирамидного пути снимает влияние коры головного мозга, что ведет к усилению возбудимости периферического сегментарного аппарата. Для центрального паралича характерна мышечная гипертония, гипер рефлексия, наличие патологических рефлексов и патологических синкинезий.

При периферическом параличе страдают произвольные и непроизвольные движения, при центральном - преимущественно произвольные.

Для периферического паралича характерно диффузное нарушение артикуляционной моторики, при центральном - нарушены тонкие дифференцированные движения.

Наблюдаются различия и в мышечном тонусе: так, при периферическом параличе тонус отсутствует, при центральном - преобладают элементы спастичности.

При периферическом параличе (бульбарная дизартрия) артикуляция гласных сводится к нейтральному звуку, гласные и звонкие согласные оглушены. При центральном параличе (псевдобульбарная дизартрия) артикуляция гласных отодвинута назад, согласные могут, как озвончаться, так и оглушаться.

1. Бульбарная дизартрия: представляет собой симптомокомплекс речедвигательных расстройств, развивающихся в результате поражения ядер, корешков или периферических отделов черепно-мозговых нервов.

При бульбарной дизартрии имеет место периферический парез речевой мускулатуры. В детской практике наибольшее значение имеют односторонние избирательные поражения лицевого нерва при вирусных заболеваниях или при воспалениях среднего уха. В этих случаях развиваются вялые параличи мышц губ, одной щеки, что приводит к нарушениям и нечеткости артикуляции губных звуков. При двусторонних поражениях нарушения звукопроизношения наиболее выражены. Грубо искажается произношение всех губных звуков по типу их приближения к единому глухому щелевому губно-губному звуку. Все смычные согласные также приближаются к щелевым, а переднеязычные - к единому глухому плоскощелевому звуку, звонкие согласные оглушаются. Эти нарушения произношения сопровождаются назализацией.

2. Псевдобульбарная дизартрия: возникает при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола.

Формы: спастическая и пареотическая.

Для псевдобульбарной дизартрии характерно повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре по типу спастичности - спастическая форма псевдобульбарной дизартрии. Реже на фоне ограничения объема произвольных движений наблюдается незначительное повышение мышечного тонуса в отдельных мышечных группах или понижение мышечного тонуса - паретическая форма псевдобульбарной дизартрии. При обеих формах отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата, в тяжелых случаях - почти полное их отсутствие.

При отсутствии или недостаточности произвольных движений отмечается сохранность рефлекторных автоматических движений, усиление глоточного, небного рефлексов, а также в ряде случаев сохранение рефлексов орального автоматизма. Имеются синкинезии. Язык при псевдобульбарной дизартрии напряжен, оттянут кзади, спинка его закруглена и закрывает вход в глотку, кончик языка не выражен. Произвольные движения языка ограничены. Особенно трудным является движение высунутого языка вверх с загибанием его кончика к носу. При выполнении движения видно повышение мышечного тонуса, пассивность кончика языка, а также истощаемость движения.

Во всех случаях при псевдобульбарной дизартрии среди переднеязычных звуков в первую очередь нарушаются наиболее сложные и дифференцированные произвольные артикуляционные движения, непроизвольные рефлекторные движения обычно сохранны.

Диссоциацией в выполнении произвольных и непроизвольных движений при псевдобульбарной дизартрии определяются характерные нарушения звукопроизношения - избирательные трудности в произношении наиболее сложных и дифференцированных по артикуляционным укладам звуков (р, л, ш, ж, ц,ч). Таким образом, при псевдобульбарной дизартрии, так же, как и при корковой, нарушается произношение наиболее сложных по артикуляции переднеязычных звуков, но в отличие от последней, нарушение носит более распространенный характер, сочетается с искажением произношения и других групп звуков, нарушениями дыхания, голоса, интонационно-мелодической стороны речи, часто - слюноотделением. Особенности звукопроизношения при псевдобульбарной дизартрии в значительной степени также определяются смещением спастически напряженного языка в задний отдел полости рта, что искажает звучание гласных, особенно передних (и, э).

При диффузной спастичности мышц речевого аппарата отмечается озвончение глухих согласных звуков (в основном при спастической псевдобульбарной дизартрии). При этом же варианте спастическое состояние мышц речевого аппарата и шеи нарушает резонаторные свойства глотки с изменением величин глоточно-ротового и глоточно-носового отверстий, что наряду с чрезмерным напряжением глоточной мускулатуры и мышц, поднимающих мягкое небо, способствует появлению носового оттенка при произнесении гласных, особенно заднего ряда (о, у), и твердых сонорных (р, л), твердых шумных (з, ш, ж) и аффрикаты ц.

При паретической псевдобульбарной дизартрии страдает произношение смычных губных звуков, требующих достаточных мышечных усилий, особенно двугубных (п, б, м) язычно-альвеолярных, а также нередко и ряда гласных звуков, особенно тех, которые требуют подъема спинки языка вверх(и, ы, у). Отмечается носовой оттенок голоса. Мягкое небо провисает, его подвижность при произнесении звуков ограничена. Речь при паретической форме псевдобульбарной дизартрии медленная, афоничная, затухающая, плохо модулированная, выражены слюнотечение, гипомимия и амимия лица. Часто имеет место сочетание спастической и паретической форм, т. е. наличие спастико-паретического синдрома.

Разграничение бульбарной дизартрии от паретической псевдобульбарной проводится в основном по следующим критериям:

характер пареза или паралича лицевой мускулатуры (при бульбарной - периферический, при псевдобульбарной - центральный)

        характер нарушения речевой моторики (при бульбарной нарушены произвольные и непроизвольные движения, при псевдобульбарной - преимущественно произвольные)

        характер поражения артикуляционной моторики (при бульбарной дизартрии - диффузный, при псевдобульбарной - избирательный с нарушением тонких дифференцированных артикуляционных движений)

        специфика нарушений звукопроизношения (при бульбарной дизартрии артикуляция гласных приближается к нейтральному звуку, при псевдобульбарной - отодвинута назад; при бульбарной - гласные и звонкие согласные оглушены, при псевдобульбарной - наряду с оглушением согласных наблюдается их озвончение)

        при псевдобульбарной дизартрии даже при преобладании паретического варианта в отдельных мышечных группах отмечаются элементы спастичности.

3. Корковая дизартрия.

Корковая дизартрия представляет собой группу моторных расстройств речи разного патогенеза, связанных с очаговым поражением коры головного мозга.

Для диагностики корковой дизартрии необходим тонкий нейролингвистический анализ, позволяющий определить, какие из переднеязычных звуков страдают в каждом конкретном случае и каков механизм их нарушений.

Клинические формы корковой дизартрии:

        афферентная - обусловлена поражением постцентральной извилины коры головного мозга. При данной форме в наибольшей степени страдает звукопроизношение согласных, так как ребенок – дизартрик испытывает значительные трудности при определении места и способа звукопроизношения.

        эфферентная - связана с поражением передней центральной извилины коры головного мозга. У ребенка, страдающего корковой кинетической дизартрией, значительные трудности возникают при переходе от артикулемы к артикулеме. Для нее характерен распад полученных двигательных навыков, в том числе артикуляторных, на отдельные движения компоненты, входящие в состав целого действия. При этом наблюдается повторение одних и тех же определенных компонентов движения. Происходит распад обобщенных схем сложного артикуляторного действия, затрудняются переходы, переключения с одного действия на другое, со звука на следующий звук.

4. Экстрапирамидная дизартрия. Экстрапирамидная система автоматически создает тот фон предуготовности, на котором возможно осуществление быстрых, точных и дифференцированных движений. Она имеет важное значение в регуляции мышечного тонуса, последовательности, силы мышечных сокращений, обеспечивает автоматизированное, эмоционально выразительное выполнение двигательных актов. Нарушения проявляются во всей моторике, в том числе и артикуляционной. Речь прерывистая, одни слоги растягиваются, а другие проглатываются. Нарушен темп, модуляция, выразительность речи.

Нарушения звукопроизношения при экстрапирамидной дизартрии определяются:

  • изменениями мышечного тонуса в речевой мускулатуре
  • наличием насильственных движений (гиперкинезов)
  • нарушениями проприоцептивной афферентации от речевой мускулатуры
  • нарушениями эмоционально-двигательной иннервации

Особенностью экстрапирамидной дизартрии является отсутствие стабильных и однотипных нарушений звукопроизношения, а также большая сложность в автоматизации звуков.

5. Мозжечковая дизартрия. При этой форме дизартрии имеет место поражение мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы, а также лобно-мозжечковых путей.

Речь при мозжечковой дизартрии замедленная, толчкообразная, скандированная, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы. Отмечается пониженный тонус в мышцах языка и губ, язык тонкий, распластанный в полости рта, подвижность его ограничена, темп движений замедлен, отмечается трудность удержания артикуляционных укладов и слабость их ощущений, мягкое небо провисает, жевание ослаблено, мимика вялая. Движения языка неточные, с проявлениями гипер- и гипометрии (избыточности или недостаточности объема движений). При более тонких, целенаправленных движениях отмечается мелкое дрожание языка. Выражена назализация большинства звуков.

6. Стертая дизартрия:

Данная патология находится на границе между дислалией и дизартрией. Стертая дизартрия легко смешивается с дислалией по внешним проявлениям, однако при этом имеет свой специфический механизм нарушения и, по сравнению с дислалией, отличается трудностью преодоления.

Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина)

Симптоматика стертой дизартрии:

  • нарушения звукопроизношения: отсутствие, замены, искажения звуков. Для таких детей характерно упрощение артикуляции, т. е. замена сложных звуков более простыми по артикуляционно-акустическим признакам. Среди искажений наиболее часто встречается боковое произнесение шипящих, свистящих, переднеязычных звуков, смягчение звуков
  • просодические нарушения: речь монотонна, маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный
  • нарушение фонематического слуха (чаще носит вторичный характер, т. к. собственная "смазанная" речь не способствует формированию четкого слухового восприятия и контроля).


Глава 2. Обследование детей с дизартрией

Обследование строится на общем системном подходе, с учетом речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребёнка и возраста. Чем меньше ребенок и чем ниже общий уровень его речевого развития, тем большее значение в диагностике имеет анализ неречевых нарушений. В настоящее время на основе оценки неречевых нарушений разработаны приемы ранней диагностики дизартрии. Наиболее частым первым проявлением дизартрии является наличием псевдобулъбарного синдрома, первые признаки которого можно отметить уже у новорожденного. Это - слабость крика или его отсутствие (афония), нарушения сосания, глотания, отсутствие или слабость некоторых врожденных безусловных рефлексов (сосательного, поискового, хоботкового, ладонно-рото-головного). Крик у таких детей длительное время остается тихим, плохо модулированным, нередко с носовым оттенком, иногда в виде отдельных всхлипываний, которые производятся в момент вдоха. По мере роста ребенка в диагностике все большее значение приобретают речевые нарушения: стойкие дефекты произношения, нарушение артикуляционной моторики, насильственные движения языка и т.д.

2.1 Обследование подвижности артикуляционного аппарата.

При обследовании артикуляционного аппарата важно помнить, что правильное произношение звуков во многом определяется сохранностью каждой из частей периферического речевого аппарата: ротовой и носовой полостей, а также глотки и носоглотки. Проверяя строения языка, зубов, губ, неба, челюстей, необходимо выявить, соответствует ли их строение норме, а если нет, то каков характер нарушения.

Протокол обследования. В процессе обследования подвижности артикуляционного аппарата ребенку индивидуально предлагается по подражанию выполнить ряд упражнений.

Упражнение для определения подвижности артикуляционного аппарата Чиркиной Г.В.

открыть и закрыть рот;

удержать широко распластанный язык на нижней губе (2-3 сек.);

облизать широким языком верхнюю, нижнюю губу (по подражанию, по инструкции);

произвести круговые движения широко распластанным языком по верхней и нижней губе;

удерживать кончик языка у правого, левого угла рта (2-3 сек.);

пощелкать языком (3-5 раз);

вытянуть губы вперед «трубочкой», а затем растянуть их в улыбке (2-3 раза);

вызвать вибрацию губ, произнеся кучерское «тпру»;

надуть щеки;

имитировать языком положение «трубочки»;

произвести 2-3 движения из перечисленных упражнений попеременно.

При выполнении вышеперечисленных упражнений надо обратить внимание на:

1)        На четкость артикуляционных движений;

2)        Быстроту и плавность их воспроизведения;

3)        Умение быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.

2.2 Обследование кинестетического орального праксиса.

При исследовании функций органов артикуляции проводится анализ по следующим позициям:

- состояние мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония);

- возможность осуществления непроизвольных и произвольных движений (кинетическая, кинестетическая диспраксия, апраксия);

- качество артикуляционных и мимических движений (точность, ритмичность, амплитуда, сила мышечного сокращения, время фиксации артикуляционного уклада, количество правильно выполненных движений, переключаемость с одного движения на другое и др.).

Процедура обследования.

Ребенку предлагается выполнить то или иное задание по словесной инструкции, используя зеркало и без него (зеркало закрывается шторкой).

1. Инструкция: «Повтори за логопедом звуки. Скажи, в каком положении твои губы при произнесении...»

А - ? И - ? О - ? У - ?

2. Инструкция: «Произнеси звуки [ть] и [т] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении, вверху или внизу?»

3. Инструкция: «Произнеси [си] - [су], [ки] - [ку] и скажи, как менялось положение твоих губ при их произнесении?»

4. Инструкция: «Произнеси перед зеркалом последовательно звуки [и], [ш] и скажи, при произнесении какого звука кончик языка опущен, а при произнесении какого звука поднят?»

5. Инструкция: «Произнеси звуки [т], [д], [н] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении - за верхними или за нижними зубами?»

Критерии оценки:

4 балла - правильный ответ;

3 балла - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

2 балла - поиск артикуляции, ответ с единичными ошибками;

1 балл - неточный ответ, неточное выполнение задания;

0 баллов - отсутствие ответа.

2.3 Обследование динамической координации артикуляционных движений.

Процедура обследования.Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить то или иное упражнение. Последовательность выполнения всех упражнений: «забор» - «окно» - «мост» - «парус» - «лопата», «вкусное варенье» и т.д. (см. 20 упражнений с функциональной нагрузкой).

Для того чтобы оценить выполнение артикуляционного упражнения, ребенка просят удерживать органы артикуляции в нужном положении 5-7 секунд.

1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- широко раскрыть рот, кончик языка поднять вверх к верхним зубам - «парус», зафиксировать такое положение, удерживая его 5-7 секунд.

2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- язык «лопатой» - широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт, зафиксировать такое положение, удерживая его 5-7 секунд.

3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- «вкусное варенье» - рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость (удерживать 5-7 секунд).

4. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- «мост» - рот открыт, широкий плоский язык лежит на дне полости рта. Кончик упирается в нижние резцы (удерживать 5-7 секунд).

5. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- «окно» - рот открыт, верхние и нижние зубы видны (удерживать 5-7 секунд).

Оценивается:

- точность выполнения движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим);

- длительность удержания артикуляционной позы (достаточная, быстрая истощаемость);

- симметричность;

- наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации.

Критерии оценки:

4 балла - правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

3 балла - замедленное и напряженное выполнение, быстрая истощаемость;

2 балла - время фиксации позы ограничено 1-3 секундами;

1 балл - выполнение с ошибками, длительный поиск позы, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы, гиперсаливация;

0 баллов - невыполнение движения.

2.4 Обследование мимической мускулатуры.

Процедура обследования. Упражнения выполняются перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить движения. Проводится по образцу, затем по словесной инструкции.

1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- нахмурить брови

2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- поднять брови

3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- наморщить лоб

4. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- поочередно надуть щеки

5. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- втянуть щеки

Критерии оценки:

4 балла - точное выполнение заданий, отсутствие нарушений мышечного тонуса мимической мускулатуры и другой патологической симптоматики;

3 балла - неточное выполнение некоторых движений, незначительное нарушение тонуса мимической мускулатуры;

2 балла - единичные движения нарушены, единичные патологические симптомы;

1 балл - затруднения при выполнении движений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса мимической мускулатуры (гипертонус, гипотония, дистония), сглаженность носогубных складок, синкинезии;

0 баллов - грубо выраженная патология мышечного тонуса мимической мускулатуры, гипомимия.

2.5. Обследование мышечного тонуса и подвижности губ.

Процедура обследования: ребенку предлагается отраженно за логопедом повторить движения, сидя за столом перед зеркалом.

1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: «трубочка» (вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать 5-7 секунд).

2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: чередование «забор» - «трубочка» (до 5 раз).

3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, повторить движения несколько раз.

Критерии оценки:

4 балла - точное выполнение заданий, тонус в норме, губы подвижные;

3 балла - неточное выполнение движений, незначительное нарушение тонуса губной мускулатуры (гипертонус, гипотония, дистония);

2 балла - верхняя губа напряжена, ограничена ее подвижность;

1 балл - затруднения при выполнении движений, выраженное нарушение тонуса губной мускулатуры, губы малоподвижные;

0 баллов - невыполнение заданий, грубо выраженная патология.

2.6 Обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики.

Процедура обследования: ребенку предлагается отраженно за логопедом повторить движения перед зеркалом.

1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: «лопата» - язык широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе.

2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: «мост» - из положения «окно» язык упирается в нижние резцы, язык - широкий, плоский, спокойно лежит в ротовой полости.

3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:  «маятник» - попеременно дотянуться кончиком языка до правого, потом до левого угла рта.

Критерии оценки:

4 балла - точное выполнение движений, отсутствие нарушений мышечного тонуса языка, патологической симптоматики;

3 балла - неточное выполнение заданий, незначительное нарушение тонуса языка (гипертонус, гипотония, дистония);

2 балла - затруднения при выполнении упражнений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса языка, саливация, усиливающаяся при функциональной нагрузке, девиация языка;

1 балл - грубо выраженное нарушение мышечного тонуса языка, выраженная патологическая симптоматика (постоянная саливация, гиперкинезы, посинение кончика языка, девиация);

0 баллов - не выполняет задание

Максимальное количество баллов, которое мог набрать ребенок - 5 баллов. Исходя из количества набранных баллов, выделяют три уровня состояния подвижности артикуляционного аппарата:

Менее 3-х баллов - низкий уровень;

От 3 - 4 баллов - средний уровень;

баллов - высокий уровень.


Глава 3. Особенности логопедичекой работы при дизартрии.

Система работы при дизартрии носит комплексный характер: сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является сочетание с дифференцированым артикуляционным массажем и гимнастикой, логоритмикой, а также с лечеюной физкультурой. А иногода с медикаметнозным лечением.

Работа строиться с учетом следующих направлений:

  1. Преодоление моторных нарушений при дизартрии:
  • Развитие артикуляционного праксиса.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Преодоление нарушений мышечного тонуса.
  • Логопедичекий масааж.
  1. Коррекция фонетико - фонематических нарушений:
  • Развитие речевого дыхания.
  • Коррекция звукопроизношения.
  • Преодоление фонематических нарушений.
  1. Коррекция просодичексой стороны речи:
  • Формирование интонационной выразительности речи.
  • Формировнаие представлений об интонационной выразительности.
  • Формировани интонационной выразительности в экспрессивной речи.
  1. Развитие лексико-грамматичекого компонентов речи и связной речи.

Используется принцип индивидуального подхода Способ постановки и коррекции звуков выбирается индивидуально. При нарушениях произношения нескольких звуков важна последовательность в работе. В первую очередь для коррекции отбираются те звуки, которые в определенных контекстах могут могут произноситься правильно, а также те, моторные коррдинации которых наиболее просты. Или выбирается звук, наиболее легче свего поддающийся коррекции. Перед тем как ставить новые звуки важно добиться их различения на слух. Прививая тот или иной артикуляционнвй уклад, логопед вызывает изолированный звук, затем автоматизация в логах, словах, в речи. Главное ребенок должен научиться слушать самого себя, улавливать разницу между своим произношением и нормальным звуком.

Существует несколько способов постановки звуков пр дизартрии. Более распостраненным является методфонетической локации, когда логопед пассивно придает необходимую позицию для того или другого звука. Внимание ребенка привлекается в ощущению ребенком положений языка. Затем необходимо чтоб ребенок старался самостоятельно выполнять эти же положения.

Пр работе над звкопроизношением важно выявить сохранные компенсаторные возможности и работу выстроить с опорой на эти возможности. Основными методами является двигательно - кинеститический и и слухо-зрительно - кинестетический. Все приемы работы настоены на закономерности развития фонетико - фонематичекой системы языка в норме.

Для автоматизации используется прием одновременного проговаривания звука и изображения его символа - писание и говорение. Это способствует усилению звука, обогащению зрительной памяти. Затем новый звук закрепляется в слогах, постепенно переходят от простых упражнений к более сложным.

Кореекция звукпроизношения сочетается с работой над ее выразительностью. Работа проводиться путем подражания. Ребенка учат замедлять и ускорять темп речи в зависимости от высказывания, выделять паузы.

Содержание и методы работы видоизменяются в зависимости от характера и тяжести дизартрии. При сочетании дизартрии с речевым недоразвитием осуществляется комплексная программа логопедических занятий, включающая фонетическую работу, развитие фонетического слуха, работу над грамматическим строем, работйу над словарем, а также предупреждающие мероприятия для коррекции письменной речи.

Работа над развитием подвижности языка у детей с тяжелыми нарушениями артикуляции начинается с непроизвольного рефлекторного уровня:

1. Для сокращения языка нужно положить кусочек сладкого на кончик языка или дотронуться до кончика языка шпателем;

2. Для выработки движений языка в сторону положить кусочек сахара между щекой и зубами;

3. Для выдвижения языка вперед к губам ребенка протягивают конфету или нижнюю губу намазывают вареньем.

Стимуляция мышц корня языка начинается с их рефлекторных сокращений путем раздражения корня языка шпателем. Закрепление осуществляется произвольным покашливанием.

Для активизации движений мягкого нёба обучают произвольному глотанию: логопед из пипетки капает на корневую часть языка капли воды, стимулируя кашлеподобные движения, зевания.

Пассивной гимнастикой называется такая ее форма, когда ребенок производит движение только при помощи механического воздействия - под нажимом руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя. Гимнастика сопровождается обязательным зрительным контролем. Движения производятся плавно, медленно, с постепенным увеличением нагрузки. Когда пассивные движения становятся более свободными, механическая помощь сокращается: происходит переход к пассивно-активным упражнениям. Затем, если ребенок может самостоятельно удерживать необходимые положения губ, языка, произвольно менять их, переходят к активной гимнастике (Г.В. Чиркина).

Упражнения для нижней челюсти:

1. С механической помощью: движения нижней челюсти вправо - влево, вверх - вниз (логопед держит ребенка за под бородок). Все движения выполняются перед зеркалом;

2. Открывание рта через рефлекторное зевание. Облегченный прием - открыть рот в положении слегка запрокинутой головы; закрыть - в положении наклона головы;

3. Активные движения: открывание и закрывание рта, щелканье зубами, удержание рта открытым под счет.

Упражнения для губ:

1. Удержание губами различных предметов (например, пластмассовых трубочек) с постепенным уменьшением диаметра предмета;

2. Вытягивание губ «хоботком» - растягивание губ при сжатых челюстях (сначала с механической помощью);

3. Вытягивание губ - растягивание в улыбку при раскрытых челюстях;

4. Вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толка ет верхнюю губу);

5. Втягивание губ внутрь рта с плотным прижатием к губам;

6. Прикусывание нижней губы верхними губами;

7. Вытягивание верхней губы за нижнюю;

8. Вращательные движения губ, вытянутых «хоботком».

Упражнения для языка:

1. Движения языка вперед - назад производят захватыванием кончика языка через стерильную салфетку;

2. Прикусывание кончика языка;

3. Движения языка вправо - влево (выполнять сначала с механической помощью);

4. Поднятие языка за верхние зубы (язык продвигается меж ду губами, ребенок причмокивает губами и языком, губы ото двигаются логопедом, язык шпателем отодвигается внутрь - получается прищелкивание языка у альвеол верхних зубов);

5. Присасывания языка к нёбу, которые вырабатываются сначала при закрытом рте. Затем логопед опускает нижнюю челюсть ребенка.

Отрабатываются произвольные мимические движения (хмурить брови, надувать щеки, улыбаться). Отработка дифференцированных произвольных движений, контроль за положением органов артикуляции затормаживают насильственные движения (акцент не на динамике, а на статике движений).

Упражнения для развития речевого дыхания:

В логопедической практике рекомендуются следующие упражнения.

Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую - сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков: аaaaa - аaaaaooooooo - аaaaaуууууу.

Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха.

Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).

Попросите ребенка повторить за вами пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Капля и камень долбит.

Правой рукой строят - левой ломают.

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

Не плюй в колодец - пригодится воды напиться.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.


Заключение

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

Речь - это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих - ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.

Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.

На основании выше изложенного можно определить общую схему коррекции:

1.        Подготовительный этап. Нет собственно коррекции, идет подготовка к постановке звуков:

  •         формирование умения по опознанию и различению звука изолированно, в речевом потоке и т.д.;
  • формирование артикуляторных умений и навыков, т.е. развитие мышц артикуляторного аппарата. Проводится в виде артикуляционной гимнастики; развитие дыхания, голоса.

2.        Формирование первичных произносительных умений и навыков:

собственно постановка звука; автоматизация (закрепление) изолированного произношения, в слоге, слове, фразе, тексте, спонтанной речи; дифференциация (различение звуков, близких по своим характеристикам).

3.        Формирование коммуникативных произносительных умений и навыков. Т.е. знания, приобретенные у логопеда, должны активно использоваться в повседневном общении.


Литература

  1.  Акименко В.М. Практический курс логопедии в моделях и схемах. Ростов н/Д: Феникс, 2017. 288 с. (Библиотека логопеда)
  2.  Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д.:2008.141 с.
  3.  Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии. // Очерки по патологии речи и голоса. - М., 1963. №2. - С.34-48.
  4. Правдина О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с.
  5. Капитанова Н.К. Роль и значение логопедического обследования и коррекции в диагностике и лечении органического поражения головного мозга. М., 1989г.
  6. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. СПб., 2000г.
  7. Волкова Л.С. Нарушение голоса и произносительной стороны речи II часть Ринолалия, Дизартрия. М., 2008г.
  8. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб, 2001.
  9. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., «Просвещение» 1989г.
  10.  Гуровец Г.В., Давидович Л.Р., Маевская С.И. Медико-педагогическая характеристика сложных форм речевой патологии. // Изучение и коррекция речевых расстройств. - Л., 1986. - С.73-79.
  11.  Зееман М. Расстройство речи в детском возрасте. / Пер. с чеш. Е.О. Соколовой. Под ред. В.К. Труткева, С.С. Ляпидовского - М.: Медгиз, 1962 - 299 с.
  12.  Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия учебник для вузов. М., 1999г.
  13.  Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников коррекция стертой дизартрии: учебное пособие. СПб., 2000г.
  14.  Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. - М.: Владос, 1997. - С.227-228, 238-243.
  15.  Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3-х томах/Гл. ред. Б.В. Петровский. - М.: Сов. энциклопедия. - Т. 1, 1982. - С. 350
  16.  Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400с.
  17.  Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами учебное пособие. Издательство союз СПб., 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности поведения детей с речевым нарушением - дизартрия

Особенности поведения детей-дизартриков....

Особенности поведения детей с речевым нарушением - дизартрия

Особенности поведения детей-дизартриков....

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Особенности психических процессов у детей дошкольного возраста с дизартрией

У детей дошкольного возраста с дизартрией имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые сл...

«Особенности организации коррекционной работы на занятиях по звукопроизношению с детьми, имеющими диагноз «Дизартрия».

Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. При дизартрии нарушено не программирование речевого высказыван...

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....