Особенности постановки и автоматизации звуков у детей со стёртой дизартрией
презентация к уроку по логопедии по теме

Презентация

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Особенности постановки и автоматизации звуков у детей со ст ё ртой дизартрией»

Слайд 2

Дизартрия — это такое расстройство звукопроизносительной стороны речи, которое обусловлено органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и связанным с этим нарушением иннервации речевых мышц. По степени выраженности: • анартрия - полная невозможность произносительной стороны речи • дизартрия (выраженная) - ребенок пользуется устной речью, но она нечленораздельная, малопонятная, грубо нарушено звукопроизношение а также дыхание, голос, интонационная выразительность • ст ё ртая дизартрия - все симптомы (неврологические, психологические, речевые) выражены в стертой форме. Стертую дизартрию можно спутать с дислалией. Отличие в том, что у детей со стертой дизартрией наблюдается наличие очаговой неврологической микросимптоматики. Ст ё ртая дизартрия (легкая степень дизартрии, МДР – минимальные дизартрические расстройства)- нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного и возникающее вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Слайд 3

Причиы, вызывающие ст ё ртую дизартрию отклонения во внутриутробном развитии -вирусные инфекции, -патология плаценты, -токсикозы, -гипертония, -нефропатия и др., влияние других не резко выраженных неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития или в период родов -недоношенность, -асфиксия новорожденных, -длительный безводный период; -стремительные или затяжные роды -механическое родовспоможение (щипцы, вакуум), -родовая травма,.

Слайд 4

Симптоматика ст ё ртой дизартрии: Неречевая симптоматика: • для неврологического статуса характерно наличие неврологической микро симптоматики, синдромы поражения центральной нервной системы: -стертые парезы; -изменения тонуса мышц; -нерезко выраженные гиперкинезы в мимической лицевой мускулатуре; -наличие патологических рефлексов и т.д.

Слайд 5

Основное поражение черепно-мозговых нервов связано, как правило, с подъязычным нервом, что проявляется в: - ограничении подвижности языка (в стороны, вверх, вниз, вперед); -пассивности кончика языка; -напряженности спинки языка; -слабости половины языка; -беспокойстве языка в заданной позе; -повышенном слюнотечении; -не дифференцированности движений кончика языка . В ряде случаев при стертой дизартрии отмечают поражение глазодвигательных нервов, что проявляется в косоглазии; одностороннем птозе.

Слайд 6

Во многих случаях у детей отмечают -одностороннее сглаживание носогубных складок за счет асимметрии лицевых нервов; -недостаточный тонус мышц мягкого неба и, как следствие, гнусавый оттенок голоса. Рефлекторная сфера при стертой дизартрии может характеризоваться наличием патологических рефлексов. - потливость ладоней, стоп и др. Речевая моторика характеризуется - истощаемостью движений; -низким качеством движений (недостаточная точность, плавность, неполный объем); -трудностью выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, их правильной пространственно-временной организации .

Слайд 7

Психический статус детей со ст ё ртой дизартрией имеет свои особенности, выраженные в -недостаточности ряда психических процессов (слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, мыслительные операции); -снижении познавательной активности в целом. Таким образом, ст ё ртая дизартрия является сложным речевым расстройством центрального генеза, которое характеризуется комбинаторностью стертых нарушений процесса моторной реализации речи (артикуляция, дикция, голос, дыхание, просодика, мимика). Ведущий дефект - фонетическое расстройство .

Слайд 8

« Педагогическая характеристика детей со ст ё ртой дизартрией » Общая характеристика раннего возраста: 1.Затруднено кормление, сосание, отказ от твердой пищи; 2.Моторная неловкость при ходьбе; 3.Повышенная истощаемость при выполнении отдельных движений; 4.Неумение прыгать; 5. Переступать по ступенькам лестни¬цы; 6. Схватывать и удерживать мяч. 7. Позднее появление пальцевого захвата мелких предметов; 8.Длительное сохранение тенденции захватывать мелкие предметы всей кистью. 9.При овладении навыками самообслуживания; 10.Нелюбовь к рисованию; 11.В течение длительного времени не умеют пра¬вильно держать карандаш. В дальнейшем стойкие трудности при формировании графомоторных навыков.

Слайд 9

Общая характеристика детей 5-6 лет: 1.Не устойчиво стоят на 1 ноге, отстают в ритме, темпе движений. 2.Нарушение тонких дифференцированных движений пальцев рук. 3.Патологические особенности в артикуляционном аппарате: паретичность (лицо гипомимично - губявялые, углы их опущены, язык тонкий,кончик мало активный); спастичность ( лицо амимично- мышцы твердые, напряженные, язык толстый, без выраженного кончика); гиперкинез – дрожание, тремор языка и голосовых связок при удерживании определенной позы языка. апраксия - невозможность выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому (не может «нащупать» нужную артикуляционную позу, производит хаотичные движения) девиация - отклонение языка от средней линии + ассиметрия губ со сглаживанием носогубной складки. гиперсаливация - повышенное слюноотделение .

Слайд 10

4. Звукопроизношение оценивается как дислалия, но +нарушения просодической стороны речи - это всё влияет на разборчивость, внятность и выразительность речи. 5. Нарушена слоговая структура. 6.Просодика (интонационно-выразительная окраска речи) резко снижена. Страдает голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных. Речевой выдох укорочен и говорят на вдохе - речь становится захлебывающейся.

Слайд 11

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ПОДВИЖНОСТИ РЕЧЕВЫХ ОРГАНОВ : Нужно открывать и закрывать рот, «шлепая при этом губами»; • Попеременно высовывать изо рта язык и убирать его обратно; • Приоткрыть рот, положив широкий, распластанный язык на нижние зубы, удерживать его около 5-6 секунд в таком положении в спокойном состоянии; • Губы должны поочередно симметрично располагаться в неширокой улыбке и вытягиваться в трубочку (при выполнении этого задания зубы ребенка должны быть сомкнуты, и движения совершаться одними губами, без дополнительного движения подбородком); • Открыть рот, «шлепнув» губами, закрыть его, после этого вытянуть губы в трубочку, затем повторить эти действия в той же последовательности; • Рот открыт. Язык ребенка должен свободно поочередно подниматься и опускаться к верхним нижним зубам; • В этом же положении язык должен свободно поочередно подниматься к зубам и опускаться к нижним зубам у их оснований; • Губы находятся в неширокой улыбке, язык должен легко поочередно достигать углов рта. Если ваш ребенок говорит неразборчиво и выполнение предложенных упражнений вызывает у него определенные трудности, у него может быть легкая (стертая) форма дизартрии .

Слайд 12

Признаки легкая («ст ё ртая») дизартрия • Ребенок не сразу может найти для речевых органов нужную позу; • Не может удержать ее без изменений на протяжении 5-6секунд; • Ребенку бывает сложно переключиться с выполнения одного движения на другое, например, при поочередном поднимании и опускании языка; • При этом невооруженным глазом видно, что он совершает не такую уж и простую для него работу, заметно, что мышцы ему недостаточно повинуются;

Слайд 13

« Постановка и автоматизация звуков при ст ё ртой дизартрии» Логопедическая работа по устранению стёртой дизартрии включает в себя пять этапов

Слайд 14

Логопедический массаж представляет собой активный лечебный метод, сущность которого сводится к нанесению дозированных механических раздражений на мышцы артикуляционного аппарата специальными приемами, выполняемыми рукой массажиста или с помощью специальных приспособлений (шпатели, постановочные зонды, массажные зонды).

Слайд 15

Физиологическое действие массажа на нервную систему кожу и подкожно-жировую клетчатку на кровеносную и лимфатическую систему на мышечную систему на общий обмен веществ

Слайд 16

Классификация массажных приемов Техника массажа складывается из множества отдельных приемов, которые сводятся к четырем основным приемам: 1.поглаживание, 2.растирание, 3.разминание, 4. вибрация

Слайд 17

Схема логопедического массажа при спастическом синдроме (гипертонус) Направление движений: «от периферии к центру» от висков к середине лба от бровей к волосистой части головы от линии лба через все лицо к шее от мочек уха по щекам к крыльям носа по верхней губе от угла рта к середине по нижней губе от угла рта к середине от кончика языка к корню языка

Слайд 18

Схема логопедического массажа при паретическом синдроме (гипотонус ) Направление движений: «от центра к периферии» поглаживание лба от середины к вискам поглаживание щек от носа к ушам поглаживание от подбородка к ушам от корня языка к кончику языка

Слайд 19

1 этап – подготовительный Цель - подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Направления: нормализация мышечного тонуса, нормализация моторики артикуляционного аппарата, нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха, нормализация голоса, нормализация просодики. нормализация мелкой моторики рук.

Слайд 20

2 этап – выработка новых произносительных умений и навыков Направления: выработка основных артикуляционных укладов, определение последовательности работы над звуками, развитие фонематического слуха, постановка звука, автоматизация, дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация изолированных артикуляций; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).

Слайд 21

3 этап – выработка коммуникативных умений и навыков Направления: выработка самоконтроля, тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях . 4 этап – преодоление или предупреждение вторичных нарушений 5 этап – подготовка к обучению в школе

Слайд 22

к


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Просодическая сторона речи и её особенности у детей со стёртой дизартрией"

В статье "Просодическая сторона речи и её особенности у детей со стёртой дизартрией" рассказывается об онтогенезе или развитии, становлении просодических характеристик речи, о важности  просодических ...

Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией с помощью метода наглядного моделирования.

Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией  с помощью метода наглядного моделирования....

Сообщение из опыта работы «Особенности автоматизации звуков у детей с алалией и дизартрией».

Сообщение из опыта работы«Особенности автоматизации звуков у детей с алалией и дизартрией»....

Речевые игры для автоматизации звуков у детей со стертой дизартрией

Стертая дизартрия – легкие расстройства фонетического и просодического компонентов речи, обусловленные негрубым нарушением иннервации артикуляторных органов. Для речевого дефекта характерна...

Особенности коррекции сонорных звуков у детей со стёртой дизартрией

В материале  описан процесс работы по постановке сонорных звуков ([Л], [Р]) c детьми с диагнозом: стёртая дизартрия....

Система работы по постановке и автоматизации звуков у детей с ТНР со стёртой дизартрией

Система работы по постановке и автоматизации звуков у детей с ТНР со стёртой дизартрией...

Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией с помощью приемов нейростимуляции по методике Архиповой Е.Ф.

Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией с помощью приемов нейростимуляции по методике Архиповой Е.Ф. В настоящее время детей, имеющих нарушения речи, почти всегда сопровождает диагноз ...