программа по логоритмике
рабочая программа по логопедии

Ольга Николаевна Славкина

логоритмика для всех возрастов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_logoritmike.docx84.76 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 212 «Городок»

660100, г. Красноярск, ул. Пастеровская, 23а т./факс 244-91-74, e-mail: ОГРН 1022402139561, ИНН 2463038252, КПП 246301001 ОКПО 53023567

Принята на заседании Утверждаю:

педагогического совета и.о.заведующего МБДОУ д/с№212

от «___» _____________ 20____г. ____________ ИгнатоваН.В..

Протокол № __________________ «___» _____________ 20____г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

по логоритмике

возраст обучающихся:2-7 лет

срок реализации: 36 недель

Автор-составитель:

Славкина Ольга Николаевна,

музыкальный руководитель

г. Красноярск, 2023 г.

Содержание

1.Комплекс основных характеристик программ …………………………..3

Пояснительная записка ………………………………………………….3

Цель и задачи учебного предмета………………………………….…...7

. Содержание программы………………………………………………....8

Планируемые результаты освоения программы……………………..12

2. Комплекс организационно-педагогических условий:…………………..14

Календарный учебный график:………………………………………….14

Условия реализации программы …………………………………….…36

Формы аттестации ………………………………………………………39

Оценочные материалы…………………………………………………..39

Методические материалы……………………………………………….39

Рабочие программы……………………………………………………...41

Список использованной литературы:……………........................................42

#1050;омплекс основных характеристик программы:

#1055;ояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «ЛОГОРИТМИКА» (далее Программа) разработана для предоставления дополнительных образовательных услуг в условиях МБДОУ №212 г. Красноярска

Дополнительность программы: программа «Логоритмика» не пересекается с общеобразовательными программами.

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе:

Логоритмика – это мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. Дополнительная образовательная программа по логопедической ритмике (логоритмике) сочетает в себе социально-педагогическую и коррекционно-развивающую направленность. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Актуальность программы. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К пяти годам при нормальном течении речевого развития у ребенка формируется правильное произношение всех звуков родного языка. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон коры головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. В коррекционно развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда логоритмика является важной составляющей и эффективным методом коррекционного воздействия на речь ребенка. В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.

С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить непосредственно образовательную деятельность по логоритмике.

Отличительные особенности программы. Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, воспитании, общении и поведении.

Новизна и уникальность программы заключается в создании системы логоритмических занятий для дошкольников со структурой занятий отличной от традиционной. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды.

Программа включает в себя новые вариативные формы организации коррекции отклонений речевого развития, а также подразумевает необходимость взаимодействия дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии, учитывает общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста.

Адресат программы.

Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 2-7лет.

Объем и срок освоения программы.

Программа рассчитана на 36 недель обучения.

Форма занятий – групповая (разновозростная) Форма обучения – очная.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.

Занятия по логоритмике проводятся с детьми 2 раз в неделю во второй половине дня длительностью 15-30 минут, при участии музыкального руководителя.

Педагогическая целесообразность. Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Программа составлена таким образом, чтобы у дошкольников с речевыми нарушениями совершенствовались все функции речи, общая и мелкая моторика, развивалась память, внимание, мышление и воображение. Необходимым условием для преодоления речевых проблем, помимо оздоровительной направленности, является создание на занятиях атмосферы радости, эмоциональной удовлетворённости, что в свою очередь способствует успешности в устранении речевых нарушений и обеспечивает социализацию каждого воспитанника.

В основу программы положены ведущие подходы:

Системный подход. Сущность данного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы со старшими дошкольниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.

Личностный подход. Утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход. Деятельность-основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Полусубъектный подход. Сущность человека значительно богаче, разностороннее, сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми.

Культурологический подход. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Практическая значимость. В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается в специальной литературе как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом. В логопедической работе по коррекции неречевых и речевых функций используются следующие средства логопедической ритмики:

— вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях);

— упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

— упражнения, регулирующие мышечный тонус;

— упражнения, активизирующие внимание;

— счетные упражнения;

— речевые упражнения без музыкального сопровождения;

— упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;

— упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

— ритмические упражнения;

— пение;

— игра на музыкальных инструментах;

— музыкальная самостоятельная деятельность;

— игровая деятельность;

— упражнения для развития творческой инициативы;

— заключительные упражнения.

Рабочая программа полностью соответствует лексико-грамматическому планированию логопедических занятий, включает работу над закреплением звуков в определенной последовательности. Кроме того, логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста. Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Ведущие теоретические идеи. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой, представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.

Объектом логоритмики является структура речевого дефекта, неречевые функции и речевые нарушения у детей с речевой патологией. Предметом – многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами.

Цель и задачи программы

Цель: преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы посредством сочетания музыки, слова и движения.

Задачи:

образовательные:

- формировать двигательные умения и навыки;

- развивать пространственные представления;

- развивать координацию, переключаемость движений;

- знакомить с метроритмикой;

воспитательные:

- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;

- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;

коррекционные:

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

. Содержание программы

Учебно-тематический план 1-ого года обучения Расчет часов учебно-тематического плана представлен на:

п/п

Названия раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Развитие моторики, ритмичности и ориентировки в

пространстве

17

2

15,5

Развитие общей моторики

10

0,5

9,5

Развитие мелкой моторики

5

1

4

Развитие артикуляционной моторики

2

0,5

1,5

3.

Развитие дыхания

16

1

15

4.

Развитие речи

21

3

18

Формирование звуковой культуры речи

7

1

6

Развитие лексико-

грамматической стороны речи

7

1

6

Развитие связной речи

7

1

6

5.

Игры и упражнения

17

1

16

Музыкальные игры и упражнения

5

-

5

Подвижные игры и

упражнения

7

-

7

Речевые игры и

упражнения

5

-

5

Итого:

72

8

64

Учебно-тематический план 2-ого года обучения Расчет часов учебно-тематического плана представлен на:

п/п

Названия раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Развитие моторики, ритмичности и ориентировки в

пространстве

17

2

15

Развитие общей моторики

7

-

7

Развитие мелкой моторики

5

1

4

Развитие артикуляционной моторики

5

1

4

3.

Развитие дыхания

16

2

14

4.

Развитие речи

21

4,5

16,5

Формирование звуковой

7

1,5

5,5

культуры речи

Развитие лексико-

грамматической стороны речи

7

1,5

5,5

Развитие связной речи

7

1,5

5,5

5.

Игры и упражнения

17

1,5

15,5

Музыкальные игры и упражнения

5

0,5

4,5

Подвижные игры и

упражнения

7

0,5

6,5

Речевые игры и

упражнения

5

0,5

4,5

Итого:

72

10

61

Учебно-тематический план 3-ого года обучения Расчет часов учебно-тематического плана представлен на:

п/п

Названия раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Развитие моторики, ритмичности и ориентировки в

пространстве

17

3

14

Развитие общей моторики

5

1

4

Развитие мелкой моторики

6

1

5

Развитие артикуляционной моторики

6

1

5

3.

Развитие дыхания

12

1

11

4.

Развитие речи

25

4

21

Формирование звуковой культуры речи

8

1,5

6,5

Развитие лексико-

грамматической стороны речи

8

1,5

6,5

Развитие связной речи

9

1

8

5.

Игры и упражнения

17

3

14

Музыкальные игры и упражнения

5

1

4

Подвижные игры и

упражнения

7

1

6

Речевые игры и

упражнения

5

1

4

Итого:

72

12

70

Учебный план.

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.

Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных

занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном.

Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений

детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы

общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Планируемые результаты освоения программы

этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма;

2. Комплекс организационно-педагогических условий:

  1. Календарный план

Тематическое планирование (2-3 года)

Месяц

Содержание занятий

Кол-во занятий

Сентябрь

Вводное занятие. Введение в программу. Знакомство с целями и задачами обучения. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях.

Фонетический компонент: дифференциация речевых и неречевых звуков, звуки [А], [О], [У] – кинетическое опознание.

Лексико-грамматический компонент: «Я и мир», «Детский сад», «Овощи», «Фрукты» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, активизация собственного высказывания.

Игры и упражнения: «Ну-ка, все встанем в круг», «Надувайся, наш пузырь», «Погремушка», «Дождик», «По тропинке, по дорожке», «Музыкальные игрушки», муз. Е. Железновой; «Русская пляска для малышей», муз. В. Красѐва [28]; «Сапожки», р.н.мел., обр. Т. Ломовой [22]; «Какой звук?», «Запомни и повтори» [45]; «Мы на карусели сели» [34], «Огуречик-человечек» (см. Приложение_2); артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения [3,

52,81].

8

Октябрь

Фонетический компонент: дифференциация неречевых звуков, звуки [Ы], [Э], [И] - кинетическое опознание.

Лексико-грамматический компонент: «Я и моѐ тело», «Осень», «Перелѐтные птицы», «Моя семья» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, активизация собственного высказывания.

Игры и упражнения:

«Ходим-бегаем», муз. Е. Тиличеевой [21]; «Вот носик», муз. Е. Железновой; «Санитарная песенка», муз М. Раухвергера, сл. А. Барто [9]; «Тюшки-тютюшки», Т. Тютюнниковой [18]; «Бег и прыжки», «Дождик», муз. В. Лобачева [76], «Воробушки», М. Красева [74]; «Розовые щечки», муз. Г.

Вихаревой [23]; «Разминка».

«Какой звук?», «Запомни и повтори» [45]; «Гуси, гуси»,

«Мамочка на праздник ждала себе гостей» (см. Приложение_2); артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения [3,52,81].

8

Ноябрь

Фонетический компонент: дифференциация неречевых звуков, звуки [Б], [Б‘], [В], [В‘], [Г], [Г‘] - кинетическое опознание.

Лексико-грамматический компонент: «Транспорт», «Игрушки», «Мой дом», «Одежда» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, активизация собственного высказывания.

Игры и упражнения:

«Бег с обручами», муз. Л. Бетховена, «Контрданс №1» [28]; «Гуляем и пляшем», муз. М. Раухвергера [21]; «Едет, едет паровоз», «Крокодил», муз. Е. Железновой; «Тепловоз», «Велосипед», «Ёжик», муз. Е. Макшанцевой, [47]; «Ой, как пальчики замѐрзли» [24]; «Какой звук?», «Запомни и повтори» [45]; «Мы – отважные пилоты», «У Алѐнки есть крючок» (см. Приложение_2); артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения [3,52,81].

8

Декабрь

Фонетический компонент: дифференциация гласных и согласных звуков, звуки [Д], [Д‘], [Ж], [З], [З‘], [Й] - кинетическое опознание.

Лексико-грамматический компонент: «Обувь», «Сказки», «Зима», «Новый Год» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, активизация собственного высказывания.

Игры и упражнения: «Приседай» [28]; «Зайка прыгал», муз. Е. Железновой; «Саночки», муз. М. Басовой (см. Приложение_1); «Вальс снежинок», муз. В. Дашкевича (см. Приложение_1); «Ой, мороз!», муз. Г. Вихаревой [23]; «Игра с погремушками», муз. И. Морозова «Балет «Доктор Айболит» [74]; «Мишка косолапый», муз. М. Картушиной

[32]; «Лужа», муз. Е. Макшанцевой [47]; «Какой звук?», «Запомни и повтори» [45]; «Я ходить не хочу», «Баба – Яга, костяная нога», «У всех Новый Год» (см. Приложение_2), «На полянку, на лужок» [19]; артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения [3,52,81].

8

Январь

Фонетический компонент: дифференциация гласных и согласных звуков, звуки [К], [К‘], [Л‘], [Л‘], [М], [М‘] - кинетическое опознание.

Лексико-грамматический компонент: «Мебель», «Инструменты», «Зимующие птицы», «Продукты питания» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, активизация собственного высказывания.

Игры и упражнения: «Ленточки», муз. Р. Рустамова [21]; «Воробушки», венг. нар. мел. [28]; «Воронята», муз. М. Раухвергера [5]; «Тук-ток-тук-туки», муз. Е. Железновой; «Поварята», муз. Г. Вихаревой [21]; «Воробьи и бобик», муз. Картушиной [32]; «Какой звук?», «Запомни и повтори» [45]; «Сорока-белобока, научи меня летать», «Мы печѐм пироги» (см. Приложение_2); артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения [3,52,81].

8

Февраль

Фонетический компонент: дифференциация различных групп согласных звуков, звуки [Н], [Н‘], [П], [П‘], [Р], [Р‘], [С], [С‘] - кинетическое опознание.

Лексико-грамматический компонент: «Музыкальные инструменты», «Профессии», «Моя страна», «Защитники Отечества» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, активизация собственного высказывания.

Игры и упражнения: «Вот какие кубики», муз. Г. Вихаревой [23]; «Мы — музыканты», муз. Г. Вихаревой [24]; «Хлоп-топ», муз. С. Перкио [65]; «Самолет», «Барабан», «Труба», «Балалайка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой [9]; «Солдатский марш», муз. Р. Шумана [76]; «Какой звук?», «Запомни и повтори» [45]; «Ты беги, беги», «Все ребята собрались и музыка звучит» (см. Приложение_2); артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения

[3,52,81].

8

Март

Фонетический компонент: дифференция различных групп согласных звуков, звуки [Т], [Т‘], [Ф], [Ф‘], [Х], [Х‘], [Ц] - кинетическое опознание.

Лексико-грамматический компонент: «Мамин праздник», «Посуда», «Часы и время», «День смеха» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, активизация собственного высказывания.

Игры и упражнения: «Слон и моська», «Машин день», муз. И. Арсеева, «Эхо», «Часы», муз. Е. Тиличеевой [20]; «Гопачок», укр. нар. мел. [55]; «Погремушки, муз. М. Раухвергера [55]; «Султанчики», муз. Ф. Шуберта [55]; «Прятки», муз. В. Петровой [55]; «Дедушкины часы», муз. Р. Бойко [75]; «Ходим в шляпах», муз. Е. Железновой; «Какой звук?», «Запомни и повтори» [45]; «Робин-Бобин» (см. Приложение_2); артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения [3,52,81].

8

Апрель

Фонетический компонент: дифференциация звонких и глухих согласных звуков, звуки [Ч‘], [Ш], [Щ‘] кинетическое опознание.

Лексико-грамматический компонент: «Весна», «Спорт», «Домашние звери», «Домашние птицы» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, активизация собственного высказывания.

Игры и упражнения: «Слоны-штангисты», муз. Л. Фиоктистовой [70]; «Котик и козлик», муз. Ц. Кюи, «Идѐт коза рогатая», рус. нар. мел.[26]; «Петушиная полька», эст. нар. т., обработка Г. Подельского (см. Приложение_1); «Танец с лентами», муз. В. Витлина [33]; «Лошадка», муз. Е. Макшанцевой, [47]; «Козлятушки-ребятушки», «В нашем маленьком домишке» [13]; «Какой звук?», «Запомни и повтори» [45]; «Во дворе играют в прятки» (см. Приложение_2), «Солнышко, солнышко» [19], «Хохлатка» [35]; артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения [3,52,81].

8

Май

Фонетический компонент: дифференциация твѐрдых и мягких согласных звуков, йотированные дифтонги - кинетическое опознание.

Лексико-грамматический компонент: «День Победы», «Цветы и травы», «Моя речь, мой язык», «Здравствуй, лето!» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, активизация собственного высказывания.

Игры и упражнения: «Жуки», венг.нар.мел. [28]; «Бабочки», муз. Е. Тиличеевой [5]; «Я рисую солнышко», муз. Г. Вихаревой [23]; «Солнышко», «Танец с флажками», муз. М. Картушиной [32]; «Вальс», «Кукушка», «В бору», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой [9]; «Марш», муз. Э. Сигмейстера [76]; «Мы цветочки в руки взяли», муз. Ю. Селиверстовой; «Какой звук?», «Запомни и повтори» [45];

«Я весѐлый ветерок», «Здравствуй, шумный ветерок» (см. Приложение_2), «Стало жарко, будто в печке» [19]; артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения

[3,52,81].

8

Всего

72

Тематическое планирование (4-5 года)

Месяц

Содержание занятий

Кол-во занятий

Сентябрь

Вводное занятие. Введение в программу. Знакомство с целями и задачами обучения. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях.

Фонетический компонент: дифференциация речевых и неречевых звуков, звуки [А], [О], [У] – кинетическое и артикуляторное опознание.

Лексико-грамматический компонент: «Я и мир», «Детский сад», «Овощи», «Фрукты» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, отработка словоизменительных моделей, активизация собственного высказывания.

Игры и упражнения: «Детский сад», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной (см. Приложение_1); «Ходьба вперед и отступая назад», муз. Д. Кабалевского, «Рондо-марш (отрывок) [28]; «Марш», муз. С. Прокофьева [77]; «Каштанчики», муз. Е. Гомоновой; «Упражнения с цветными флажками», («Флажки»), муз. Ю. Чичкова; «Шла лисица», И. Мазнина [18]; «Марш», муз. Ф. Шуберта и «Дедушкины часы», муз. Р. Бойко [77]; «Какой звук?», «Запомни и повтори», «Кто летает, плавает, едет?» [45]; «Мы на карусели сели», «Огуречик-человечек», «Хлоп-хлоп, полный поворот», «Скачем мы вперѐд, вперѐд», «Во саду ли, в огороде» (см. Приложение_2); артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения [3,52,81].

8

Октябрь

Фонетический компонент: дифференциация неречевых звуков, звуки [Ы], [Э], [И] - кинетическое и артикуляторное опознание.

Лексико-грамматический компонент: «Я и моѐ тело», «Осень», «Перелѐтные птицы», «Моя семья» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, отработка словоизменительных моделей, активизация собственного высказывания.

Игры и упражнения: «Учимся подпрыгивать» («Регтайм»), муз. А. Джоплина; «Качание рук и «Мельница», агл. нар. мел. [28]; «Веселые путешественники», муз. М. Старокадомского [16]; «Моя семья», муз. А. Ермолова; «Разноцветная игра», муз. Б. Савельева [16]; «Танец с погремушками», муз. Д. Кабалевского, [31]; «Дождик», рус. нар. мел, обр Т. Попатенко [23]; «Белочка», муз. В. Шаинского [15]; «Какой звук?», «Запомни и повтори», «Кто к нам пришѐл?» [45]; «Мы едем-едем-едем на большом велосипеде» [8] «Гуси, гуси», «Мамочка на праздник ждала себе гостей», «Меж еловых мягких лап», «Наша ласточка», «Я сказку знаю наизусть» (см. Приложение_2); артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения [3,52,81].

8

Ноябрь

Фонетический компонент: дифференциация неречевых звуков, звуки [Б], [Б‘], [В], [В‘], [Г], [Г‘] - кинетическое и артикуляторное опознание.

Лексико-грамматический компонент: «Транспорт», «Игрушки», «Мой дом», «Одежда» - Знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, отработка словоизменительных моделей, активизация собственного высказывания.

Игры и упражнения: «Люблю свою игрушку, муз. Г. Вихаревой» [23]; «Весѐлые медвежата» муз. Г. Вихаревой

[24]; «Антошкина дорожка», муз. И. Бодраченко, сл. И. Боровик [14]; «Буль-буль», сл. А. Усачева [65]; «Машина едет далеко», муз. «Теремок ТВ»; «В гости», муз. И. Арсеева [20]; «Танец-игра с игрушками», бел. нар. полька «Янка» [17];

«Хрюшка обижается» муз И. Корецкого; «Какой звук?», «Запомни и повтори» [45]; «Мы – отважные пилоты», «У Алѐнки есть крючок», «Мы построим самолѐт», «Свой ремень мне подарил старший брат», «Лиф на байке, три фуфайки» ((см. Приложение_2), «Дин-дон, дин-дон» [34]; артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения

[3,52,81].

8

Декабрь

Фонетический компонент: дифференциация гласных и согласных звуков, звуки [Д], [Д‘], [Ж], [З], [З‘], [Й] - кинетическое и артикуляторное опознание.

Лексико-грамматический компонент: «Обувь», «Сказки», «Зима», «Новый Год» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, отработка словоизменительных моделей, активизация собственного высказывания.

Игры и упражнения: «Упражнение с хлопками», муз. Ф. Шуберта «Вальс» [28]; «Кот и мыши», англ .нар. мел. [28]; «Снежные колобки», муз. Г. Вихаревой [23]; «Танец снежинок», муз. Г. Вихаревой (см. Приложение_1); «Танец с погремушками», муз. М. Картушиной [33]; «Музыка леса», муз. М. Картушиной [33]; «Заинька, попляши», муз. Н. Римского-Корсакова [25]; «Какой звук?», «Запомни и повтори», «Называй, не зевай!» [45]; «Я ходить не хочу», «Баба – Яга, костяная нога», «У всех Новый Год» «У маленькой Мэри», «Унки-вэнки-вонки мышка» (см.

Приложение_2), «На полянку, на лужок» [19], «1-2-3-4-5, мы во двор пошли гулять» [8], «Мурка шѐрстку прилизала» [35]; артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения

[3,52,81].

8

Январь

Фонетический компонент: дифференциация гласных и согласных звуков, звуки [К], [К‘], [Л‘], [Л‘], [М], [М‘] - кинетическое и артикуляторное опознание.

Лексико-грамматический компонент: «Мебель», «Инструменты», «Зимующие птицы», «Продукты питания» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, отработка словоизменительных моделей, активизация собственного высказывания.

Игры и упражнения: «Снегири и кошка», «Птички и кошка», муз. Г. Вихаревой [24]; «Сова», муз. и сл. И. Бодраченко [13]; «Воробей», муз. З. Левиной, сл. С. Прокофьевой; «Калачи», муз. А. Филиппенко, сл. Г. Демченко [77]; «Песенку про Машу», муз. М. Карминского, сл. И. Демьянова; «Кастрюля-хитрюля» муз. Е. Попляновой; «Вальс-шутка» муз. Д. Шостаковича [76]; «Какой звук?», «Запомни и повтори», «Хорошо послушай», «Один – много», «Кто вышел?», «Почтальон» [45]; «Сорока-белобока, научи меня летать», «Мы печѐм пироги», «Скоро мы переезжаем», «Наш Петер», «Ладо-ладо-ладушки» (см. Приложение_2), «Ахал, ухал, охал филин» [8]; артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения [3,52,81].

8

Фонетический компонент: дифференциация различных групп согласных звуков, звуки [Н], [Н‘], [П], [П‘], [Р], [Р‘], [С], [С‘] - кинетическое и артикуляторное опознание.

Лексико-грамматический компонент: «Музыкальные инструменты», «Профессии», «Моя страна», «Защитники Отечества» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, отработка словоизменительных моделей, активизация собственного высказывания.

Игры и упражнения: «Весѐлые строители», «Музыканты», муз. Г. Вихаревой [23]; «Петрушки», муз. Г Вихаревой [24]; «Пограничник», «Трубы звонкие трубят», муз. И. Арсеева

[20]; «Ходит Ваня», рус. нар. п. [77]; Игра «Оркестр», муз. М. Картушиной [33]; «Какой звук?», «Запомни и повтори», «Найди пару», «Один – много», «Кто вышел?», «Почтальон» [45]; «Ты беги, беги», «Все ребята собрались и музыка звучит», «Тихо-тихо, тихо-тихо», «Вижу чудное приволье», «На горах высоких» (см. Приложение_2); артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения [3,52,81].

8

Март

Фонетический компонент: дифференция различных групп согласных звуков, звуки [Т], [Т‘], [Ф], [Ф‘], [Х], [Х‘], [Ц] - кинетическое и артикуляторное опознание.

Лексико-грамматический компонент: «Мамин праздник», «Посуда», «Часы и время», «День смеха» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, отработка словоизменительных моделей, активизация собственного высказывания.

Игры и упражнения: «Кукляндия», муз. П. Овсянникова

[44]; «Веселая кухня», «Снегири и кошка», муз. Г. Вихаревой [23]; «Песня про ночь», муз. «Теремок ТВ»; «Юмореска» муз. А. Дворжака; «Колыбельная», муз. М. Красева [77]; «Ходим в шляпах», муз. Е. Железновой; «Какой звук?», «Запомни и повтори», «Догадайся сам», «Один – много», «Кто вышел?», «Почтальон» [45]; «Робин-Бобин», «Кто там ходит влево-вправо?», «Жил да был весѐлый гном» (см. Приложение_2); артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения [3,52,81].

8

Апрель

Фонетический компонент: дифференциация звонких и глухих согласных звуков, звуки [Ч‘], [Ш], [Щ‘] кинетическое и артикуляторное опознание.

Лексико-грамматический компонент: «Весна», «Спорт», «Домашние звери», «Домашние птицы» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, отработка словоизменительных моделей, активизация собственного высказывания.

Игры и упражнения: «Медведи-боксѐры», муз. Л. Фиоктистовой [71]; «Высокий бег - «лошадки», муз. И. Дунаевского «Галоп»; «Курочки и петушок», муз. В. Щербачев «Куранты» [28]; «Котятки», «Воробьишки весной», муз. Г. Вихаревой [23]; «Мыши на крыше», «Дождик», муз. и сл. И. Бодраченко [13]; «Какой звук?», «Запомни и повтори», «Добавим и запомним», «Один – много», «Кто вышел?», «Почтальон» [45]; «Звенит капель», «Еду я на самокате», «Поросятки, поросятки», «Смотрит в лужу петушок», «Во дворе играют в прятки» (см. Приложение_2), «Солнышко, солнышко» [19], «Хохлатка» [35]; артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения [3,52,81].

8

Май

Фонетический компонент: дифференциация твѐрдых и мягких согласных звуков, йотированные дифтонги - кинетическое и артикуляторное опознание.

Лексико-грамматический компонент: «День Победы», «Цветы и травы», «Моя речь, мой язык», «Здравствуй, лето!» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, отработка словоизменительных моделей, активизация собственного высказывания.

Игры и упражнения: «Качели», муз. В. Ребикова [28]; «Ква-ква-ква!», муз. Г. Вихаревой [23]; «Солдаты маршируют», муз. И. Арсеева [20]; «Кукушка танцует», муз. Э. Сигмейстер [77]; «Как у наших у ворот», рус. нар. мел. [77].; «Вертушки», муз. Е. Туманян [53]; Игра «Лисички и синички», муз. М. Картушиной, сл. М. Каминской [33]; «Какой звук?», «Запомни и повтори», «Делай, как слышишь», «Один – много», «Кто вышел?», «Почтальон» [45]; «Я весѐлый ветерок», «Здравствуй, шумный ветерок», «Майским днѐм, весенним днѐм», «Сидел медведь под деревом», «По тропинке мы идѐм» (см. Приложение_2), «Стало жарко, будто в печке» [19]; артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения [3,52,81].

8

Всего

72

Тематическое планирование (6-7лет)

Месяц

Содержание занятий

Кол-во занятий

Сентябрь

Вводное занятие. Введение в программу. Знакомство с целями и задачами обучения. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях.

Фонетический компонент: дифференциация речевых и неречевых звуков, звуки [А], [О], [У] – кинетическое, акустическое и артикуляторное опознание.

Лексико-грамматический компонент: «Я и мир», «Детский сад», «Овощи», «Фрукты» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, отработка словоизменительных и словообразовательных моделей, активизация собственного высказывания.

Игры и упражнения: «Бег с хлопками, муз. Р. Шумана

«Игра в жмурки» 77]; «Этюд «Ягоды рябины», муз.

Н.Тимофеевой» [44]; «Пугало», рус. нар. Бургмюллера [77]; «Есть у нас огород», рус. нар. мел.;. мел. [81]; «Чудогрибники», муз. и сл. З. Качаевой [60]; «Какой звук?», «Запомни и повтори», «Кто летает, плавает, едет?» «Один – много», «Кто вышел?», «Почтальон», «Назови ласково», «Придумай кличку», «Закончи слово» [45]; «Мы на карусели сели» [34], «Маленькое солнышко», «Капля раз, капля два» [19], «Яблочки на веточках», «Хлоп-хлоп, полный поворот», «Скачем мы вперѐд, вперѐд», «Во саду ли, в огороде» «Огуречик-человечек» (см. Приложение_2); артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения [3,52,81].

8

Октябрь

Фонетический компонент: дифференциация неречевых звуков, звуки [Ы], [Э], [И] - кинетическое, акустическое и артикуляторное опознание.

Лексико-грамматический компонент: «Я и моѐ тело», «Осень», «Перелѐтные птицы», «Моя семья» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, отработка словоизменительных и словообразовательных моделей, активизация собственного высказывания.

Игры и упражнения: «Галоп и высокий бег», муз. Д. Кабалевского «Галоп» [28]; «На дворе – листопад», муз. Т. Бокач [61]; «Бабушка и дедушка», муз. А. Брежнева (см.

Приложение_1); «Разноцветная игра», муз. Б. Савельева [15]; «Закружился в парке листопад», Л. Горцуева (см. Приложение_1); «Бубен», муз. М. Красѐва [48]; «Хлопай», муз. Е. Макшанцевой [47]; «Какой звук?», «Запомни и повтори», «Кто к нам пришѐл?» «Один – много», «Кто вышел?», «Почтальон», «Назови ласково», «Придумай кличку», «Закончи слово» [45]; «Гуси, гуси», «Мамочка на праздник ждала себе гостей», «Улетели птицы вдаль», «Нука, братцы», «Меж еловых мягких лап», «Наша ласточка», «Я сказку знаю наизусть» (см. Приложение_2); «Едем на велосипеде», «Это глазки» [8]; артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения [3,52,81].

8

Ноябрь

Фонетический компонент: дифференциация неречевых звуков, звуки [Б], [Б‘], [В], [В‘], [Г], [Г‘] – кинетическое, акустическое и артикуляторное опознание.

Лексико-грамматический компонент: «Транспорт», «Игрушки», «Мой дом», «Одежда» - Знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, отработка словоизменительных и словообразовательных моделей, активизация собственного высказывания.

Игры и упражнения: «Догони нас, Мишка», муз. В.

Агафонникова [51]; «Затейник», латв. нар. мел, [51]; «Ходьба змейкой», муз. В. Щербачев «Куранты» [28]; «Заводные игрушки», муз. Т. Ломовой [10]; «Лодочка», рус. .нар. мел. [47]; «Говорящие заводные куклы», муз. Г. Вихаревой [24];» «Сидит белка на тележке», муз. И.

Бодраченкo [13]; «Над нашей квартирой», муз. И.

Бодраченко, сл. Э. Успенского [13]; «Какой звук?», «Запомни и повтори», «Телефон», «Один – много», «Кто вышел?», «Почтальон», «Назови ласково», «Придумай кличку», «Закончи слово» [45]; «Мы – отважные пилоты», «У Алѐнки есть крючок», «Садись-ка, пальчик в вертолѐт», «Я мячом круги катаю», «В деревушке три Катюшки», «Мы построим самолѐт», «Свой ремень мне подарил старший брат», «Лиф на байке, три фуфайки» (см. Приложение_2), «Дин-дон, диндон» [34]; артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения [3,52,81].

8

Декабрь

Фонетический компонент: дифференциация гласных и согласных звуков, звуки [Д], [Д‘], [Ж], [З], [З‘], [Й] – кинетическое, акустическое и артикуляторное опознание.

Лексико-грамматический компонент: «Обувь», «Сказки», «Зима», «Новый Год» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, отработка словоизменительных и словообразовательных моделей, активизация собственного высказывания.

Игры и упражнения: «Маленький танец», муз. Ф. Кулау; «Танец шоколадных медвежат», муз. А. Евдотьевой; «Зайчата у костра», муз. Г. Вихаревой [23]; «Зайка и ветерок», муз. и сл. И. Бодраченко [13]; «Красная Шапочка и Серый Волк», «Три медведя», муз. И. Арсеева [20]; «Где ботинки», муз. и сл. Н. Шифриной [53]; «Как на тоненький ледок», р.н.п. [78]; «Два ботинка», муз. Л. Воскресенского; «Галоши», муз. А. Островского (см. Приложение_1); «Какой звук?», «Запомни и повтори», «Называй, не зевай!», «Один – много», «Кто вышел?», «Почтальон», «Назови ласково», «Придумай кличку», «Закончи слово» [45]; «Я ходить не хочу», «Баба – Яга, костяная нога», «У всех Новый Год», «Ко мне братишка привязывается», «Шьѐт зима весѐлым зайкам», «Пришла зимушка-зима», «У маленькой Мэри», «Унки-вэнки-вонки мышка» (см. Приложение_2), «На полянку, на лужок» [19], «1-2-3-4-5, мы во двор пошли гулять», «Кто живѐт под потолком?» [8], «Мурка шѐрстку прилизала» [35]; артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения

[3,52,81].

8

Январь

Фонетический компонент: дифференциация гласных и согласных звуков, звуки [К], [К‘], [Л‘], [Л‘], [М], [М‘] – кинетическое, акустическое и артикуляторное опознание.

Лексико-грамматический компонент: «Мебель», «Инструменты», «Зимующие птицы», «Продукты питания» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, отработка словоизменительных и словообразовательных моделей, активизация собственного высказывания.

Игры и упражнения: «Колодец и птицы» муз. и сл. И. Бодраченко [13]; «Танец с бубнами», муз. С. Рахманинова «Итальянская полька» (см. Приложение_1); «Молоток», сл. А. Лифшица [66]; «Бяка», муз. «Теремок ТВ»; «Инструменты» муз. из м/ф «Фиксики»; «Латышский танец» (с молоточками), оркестровка Т. Тютюнниковой [18]; Скорей ударь в бубен», укр. нар. мел. [69]; «Какой звук?», «Запомни и повтори», «Хорошо послушай», «Один – много», «Кто вышел?»,

«Почтальон», «Назови ласково», «Придумай кличку»,

«Закончи слово» [45]; «Сорока-белобока, научи меня летать», «Мы печѐм пироги», «Мы пилили, мы рубили», «Мы кормушку смастерили», «Бабушка кисель варила», «Скоро мы переезжаем», «Наш Петер», «Ладо-ладо-ладушки» (см. Приложение_2), «Много мебели в квартире» [19], «Ахал, ухал, охал филин» [8]; артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения [3,52,81].

8

Февраль

Фонетический компонент: дифференциация различных групп согласных звуков, звуки [Н], [Н‘], [П], [П‘], [Р], [Р‘], [С], [С‘] – кинетическое, акустическое и артикуляторное опознание.

Лексико-грамматический компонент: «Музыкальные инструменты», «Профессии», «Моя страна», «Защитники Отечества» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, отработка словоизменительных и словообразовательных моделей, активизация собственного высказывания.

Игры и упражнения: «Три поросѐнка», муз. Н. Ефремова; «Спортивная игра с мячом», муз. Е. Тиличеевой, [69]; «Ах, какие ложечки!», муз. Г. Вихаревой [24]; «Тарабанчик» сл. В. Данько [66]; «Балалайка и гармошка», муз. И. Арсеева [20]; «Маляр», муз. Ф. Лещинской, сл. Д. Дятеловской [63]; «Вовин барабан», муз. В. Герчик; «Походный марш», муз. С. Василенко; «Какой звук?», «Запомни и повтори», «Найди пару», «Один – много», «Кто вышел?», «Почтальон», «Назови ласково», «Придумай кличку», «Закончи слово» [45]; «Ты беги, беги», «Все ребята собрались и музыка звучит», «До-реми-фа-соль», «Профессии разные есть», «Тихо-тихо, тихотихо», «Вижу чудное приволье», «На горах высоких» (см. Приложение_2); артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения [3,52,81].

8

Март

Фонетический компонент: дифференция различных групп согласных звуков, звуки [Т], [Т‘], [Ф], [Ф‘], [Х], [Х‘], [Ц] – кинетическое, акустическое и артикуляторное опознание.

Лексико-грамматический компонент: «Мамин праздник», «Посуда», «Часы и время», «День смеха» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, отработка словоизменительных и словообразовательных моделей, активизация собственного высказывания.

Игры и упражнения: «Ходим в шляпах», муз. Е.

Железновой, «Игра с ленточкой», муз. Н. Любарского «Игра», [28]; «Чепуха», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найдѐновой (хоровод); «Папа и мама разговаривают», И. Арсеев [20]; Танец фантиков», муз. Е. Гомоновой; «Наша бабушка», муз. Е. Лучникова (см. Приложение_1); «Эй, бабушки и дедушки», муз. А. Усачева (см. Приложение_1); «Чугунок», муз. М. Михайловоа, сл. Ю. Полухина [53]; «Какой звук?», «Запомни и повтори», «Догадайся сам», «Один – много», «Кто вышел?», «Почтальон», «Назови ласково», «Придумай кличку», «Закончи слово» [45]; «Восьмое марта – праздник мам» [35], «Мыла посуду Танюша», «Карл Иваныч с длинным нососм», «Кто там ходит влево-вправо?», «Жил да был весѐлый гном», «Робин-Бобин» (см. Приложение_2); артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения

[3,52,81].

8

Апрель

Фонетический компонент: дифференциация звонких и глухих согласных звуков, звуки [Ч‘], [Ш], [Щ‘] кинетическое, акустическое и артикуляторное опознание.

Лексико-грамматический компонент: «Весна», «Спорт», «Домашние звери», «Домашние птицы» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, отработка словоизменительных и словообразовательных моделей, активизация собственного высказывания.

Игры и упражнения: «Игра с обручами», муз. А.Петрова [71]; «Салют» (Упражнение с лентами), муз. Д. Шостаковича [15]; «Гуси-лебеди», фр.песенка 18 века» [28]; «Скакалочки», муз. Г. Вихаревой [23]; «Котята и Барбос», муз. Е. Макшанцевой [47]; «Лучики сияют», муз. Г. Вихаревой [24]; «Мышки водят хоровод», муз. и сл. И. Бодрачеко [13]; «Конь», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой [9]; «Какой звук?», «Запомни и повтори», «Добавим и запомним», «Один – много», «Кто вышел?», «Почтальон», «Назови ласково», «Придумай кличку», «Закончи слово» [45]; «Во дворе играют в прятки», «Раз – весна», «Кучерявая овечка», «Заиграл петух на дудке», «Звенит капель», «Еду я на самокате», «Поросятки, поросятки», «Смотрит в лужу петушок» (см. Приложение_2), «Солнышко, солнышко» [19], «Хохлатка» [35]; артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения

[3,52,81].

8

Май

Фонетический компонент: дифференциация твѐрдых и мягких согласных звуков, йотированные дифтонги – кинетическое, акустическое и артикуляторное опознание.

Лексико-грамматический компонент: «День Победы», «Цветы и травы», «Моя речь, мой язык», «Здравствуй, лето!» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, отработка словоизменительных и словообразовательных моделей, активизация собственного высказывания.

Игры и упражнения: «Салют» (Упражнение с лентами), муз. Д. Шостаковича [14]; «Лягушки и аисты», муз. В. Витлина» [28]; «На паркете в восемь», муз. Ц. Кюи [26]; «Поиграем в лето», муз. Г. Вихарева [24]; «Колокольчики», муз В.-А. Моцарта (см. Приложение_1); «Ама-лама» , сл. Т. Боровик [66]; Садовник и зайцы», муз. А. Лядова «Зайчик» [77]; Будем в армии служить», муз. Ю. Чичкова [15]; «Какой звук?», «Запомни и повтори», «Делай, как слышишь», «Один – много», «Кто вышел?», «Почтальон», «Назови ласково», «Придумай кличку», «Закончи слово» [45]; «Стало жарко, будто в печке» [19], «Я весѐлый ветерок», «Здравствуй, шумный ветерок», «Что такое День Победы», «Белым шариком пушистым», «Кошки азбуку смотрели», «До чего хорош денѐк», «Майским днѐм, весенним днѐм», «Сидел медведь под деревом», «По тропинке мы идѐм» (см. Приложение_2); артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения [3,52,81].

8

Всего

72

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение Программы

Для реализации программы и достижения планируемых результатов необходимо материально-техническое обеспечение. Логоритмические занятия проводятся в музыкальном зале, где созданы все необходимые материально-технические условия, обеспечивающие возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы.

Развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) музыкального зала, а также кабинета музыкальных руководителей соответствует требованиям СанПиН , ФГОС ДО и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. РППС содержательно насыщенна, психологически комфортна, трансформируема, вариативна, многообразна, доступна и безопасна, вызывает интерес детей к музыкальному творчеству, побуждает к активности, способствует успешной реализации программы.

Пространство музыкального зала, условно можно разделить на 4 зоны:

  1. «Рабочая» (оборудована: столом, ноутбуком)
  2. «Спокойная», где осуществляется восприятие музыки, пение, элементарное музицирование.

Оборудована: фортепиано, акустической системой, мультимедийной системой, мольбертом для наглядного материала.

  1. «Активная» - достаточное большое пространство для музыкального движения, музыкально-дидактических игр, оборудована ковром.
  2. «Зрительная» (оборудована стульями).

Музыкальный зал, а также кабинет музыкального руководителя оснащен необходимыми музыкальными инструментами и пособиями для полноценного развития детей: аудиоаппаратурой, мультимедийной установкой, фортепиано, современным нотным материалом, СD-дисками, пособиями и атрибутами, музыкальными игрушками, детскими музыкальными и шумовыми инструментами, музыкально - дидактическими играми, масками и костюмами для театральной деятельности. Имеется в наличии необходимый систематизированный дидактический, демонстрационный, раздаточный материал для обеспечения воспитательно-образовательного процесса.

Предметная развивающая среда способствует охране и укреплению физического и психического здоровья ребенка, полноценному развитию личности.

Оборудование

- Фортепиано 1

- Ноутбук 1

- Микрофон 2

- Экран 1

- Мультимедийный проектор 1

- Стул детский 33

- Стул для фортепиано 1

- Стол-парта

- Осветительные приборы 8

- Стулья для зрителей 30

- Огнетушитель 2

Музыкальные инструменты

2. Металлофон диатонический 7

3. Барабаны 2

4. Бубны 5

5. Дудочки 5

6. Маракасы 4

7. Ложки деревянные 40

8. Погремушки 30

9. Треугольники 6

10. Колокольчики 30

11. Румба 2

12. Трещотки 5

14. Ксилофоны 2

15. Флейты 4

16. Дудочки 4

17. Свистульки 3

Атрибуты для занятий

1. Флажки разноцветные 14

2. Ленты 60

3. Султанчики 50

4. Платочки разноцветные 25

5. Цветы искусственные 100

6. Осенние ветви 30

7. Осенние листья 60

8. Снежки 50

9. Бубенцы 10

10. Маски картонные

11. Набор мягких игрушек

12. Набор пластмассовых игрушек

13. Набор резиновых игрушек

14. Куклы

16. Куклы БИБАБО

17. Большие платки с народным орнаментом

18. Ёмкости для хранения атрибутов

Информационное обеспечение Программы

Дошкольному учреждению доступно полноценное информационное обеспечение для реализации Программы. В детском саду имеются интернет, компьютеры, мультимедийное оборудование, флэшнакопители и пр. Полностью налажена информационно-компьютерная поддержка.

Формы аттестации

По данной программе аттестации не предусмотрено.

Формы подведения итогов реализации программы

В качестве методов определения результативности выделяются следующие:

- индивидуальные беседы с ребенком,

- наблюдения за детьми на занятиях по логоритмике,

- диагностические игровые ситуации,

- диагностические игры

- участие в праздниках, утренниках и развлечениях.

Оценочные материалы (Мониторинг (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)) в виде диагностических игр

Мониторинг проводится в течении учебного года музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.

Методические материалы

Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся два раза в неделю, во вторую половину дня. Продолжительность одного занятия в возрасте от 2-3лет- 15минут,4-5лет- 20минут, 6-7 лет - 30 минут. Занятия проводятся по подгруппам, количество детей в которых составляет 10 - 12 человек. Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме, в рамках изучения которой расширяется и активизируется словарный запас, отрабатываются грамматические темы, ведется работа над артикуляционной, мелкой и общей моторикой. Специально для программы разработаны конспекты занятий, подобрана диагностика, музыкальный репертуар, составлены картотеки.

Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы используются различные методы и приемы:

Методы

Приемы

Наглядные

· Наблюдение;

· Демонстрация наглядных пособий (предметов, картинок, репродукций, слайдов, видеозаписей).

· показ способов действий;

· показ образца.

Словесные

· Рассказ;

· Беседа.

· вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности);

· указание;

· пояснение;

· объяснение;

· педагогическая оценка.

Игровые

· Дидактическая игра;

· Воображаемая ситуация (с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием)

· внезапное появление объектов;

· выполнение педагогом игровых действий;

· загадывание и отгадывание загадок;

· введение элементов соревнования;

· создание игровой ситуации.

Практические

· Упражнение (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие).

· Моделирование (предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели).

При реализации программы «ЛОГОРИТМИКА» для детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно продолжительность учебных занятий обучения составляет 36 недель в год.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Рабочие программы

Рабочая программа «Логоритмика » базируется на основных положениях программ и методических пособиях:

по логопедии:

по логоритмике:


по музыкальному воспитанию

Список использованной литературы:

Методические рекомендации.

СТРУКТУРА ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Этап

Содержание

Время

Вводный

Разминка-марш

до 2 минут

Игры на развитие мелкой моторики

до 5 минут

Основной

Упражнения на артикуляцию,

постановку дыхания

до 5 минут

Задания на общую моторику,

игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пения, задания на отработку темпа речи и др.

5-15 минут

Заключительный

расслабляющие или общеукрепляющие упражнения

1 минута

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Методы

Приемы

Наглядные

-Наблюдение;

-Демонстрация наглядных пособий (предметов, картинок, репродукций, слайдов, видеозаписей).

-показ способов действий;

-показ образца.

Словесные

-Рассказ;

-Беседа.

-вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности);

-указание;

-пояснение;

-объяснение;

-педагогическая оценка.

Игровые

-Дидактическая игра;

-Воображаемая ситуация (с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием)

-внезапное появление объектов;

-выполнение педагогом игровых действий;

-загадывание и отгадывание загадок;

-введение элементов соревнования;

-создание игровой ситуации.

Практические

-Упражнение (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие).

-Моделирование (предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа кружка "Логоритмика"

Публикую программу, которую мы разработали вместе с логопедом. Эта дисциплина очень нравится нам и особенно детям. Приносит детям огромную пользу....

Программа по логоритмике для детей 5-6 лет

Программа «Словоритмик» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой; по времени реализации – годичной....

Рабочая программа по логоритмике для детей старшей и подготовительной логопедических группы "Веселый язычок"

Рабочая программа для старшей и подготовительной к школе логопедических групп по логоритике...

Дополнительная образовательная программа по логоритмике для детей 4-го года жизни

В данной программе отображено календарно-тематическое планирование по логоритмике для детей 3-4 лет...

План - программа кружка "Логоритмика" в средней группе

Материал адресован логопедам и воспитателям...

Программа по логоритмике для детей 3-4 и 4-5 лет.

Цель данной программы - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом  развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения....

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная логоритмика» детского объединения «Логоритмика + » для детей от 4 до 6 лет.

Профилактика и коррекция отклонений в речевом развитии детей с незначительными нарушениями речи, путём развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, движением и музыкой, через музыкально-...