Дополнительная образовательная программа по логоритмике для детей 4-го года жизни
календарно-тематическое планирование по логопедии (младшая группа) на тему

Рябова Любовь Николаевна

В данной программе отображено календарно-тематическое планирование по логоритмике для детей 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika_4_goda.docx66.43 КБ

Предварительный просмотр:

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности:

логоритмика

      для детей 4-го года жизни

Срок реализации: 1год

        

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Перспективное планирование логоритмических занятий
  3. Содержание занятий по логоритмике
  4. Мониторинг усвоения программы
  5. Список используемой литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются.

        Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые коррекционной педагогики доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Коррекция нарушенных и развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательно-моторной, произвольной).

        Не каждый ребенок имеет возможность посещать специализированное дошкольное учреждение или логопедическую группу. Поэтому возникла необходимость в осуществлении дополнительных видов работ по коррекции речевых нарушений и одним из таких видов речевой работы стали занятия по логоритмике.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.

С этой целью была разработана программа дополнительного образования «Логоритмика», которая составлена на основе учебно-методического пособия Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду».

Направленность программы: данная программа направлена на активизацию речевого развития, формирование правильного дыхания; формирование  необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации, развитие чувства ритма; развитие артикуляционной, лицевой, общей и мелкой моторики; развитие эмоционально - личностных качеств дошкольника: отзывчивость, различение эмоционального состояния игрового персонажа и т.д.

Новизна и актуальность: логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, которые не только благотворно влияют на весь организм ребенка, но и способствуют максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей. Данная программа составлена с учётом  возрастных и  психологических особенностей детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Направления работы:

  1. развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
  2. формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;
  3. развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц;
  4. развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций;
  5. развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.
  6. развитие внимания – игровые упражнения, направленные на расширение объема внимания, его переключаемости.
  7. развитие восприятия и воображения – игры и упражнения, способствующие развитию творческих способностей детей.

        Цель программы:  стимулирование речевых и познавательных процессов      развития ребёнка, овладение двигательными навыками, развитие коммуникативных навыков в процессе общения со взрослым и сверстниками.

        Задачи обучения:

  1. Коррекционно-развивающие задачи:
  • развивать речевое дыхание;
  • развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
  • развивать тонкие движения пальцев рук;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
  • формировать грамматический строй и связную речь.
  1. Образовательные задачи:
  • формировать двигательные умения и навыки;
  • развивать пространственные представления;
  • развивать переключаемость и координацию движений;
  • развивать ритмическую выразительность;
  • развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
  • развивать коммуникативные умения и навыки;
  • воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
  1. Оздоровительные задачи:
  • укреплять костно-мышечный аппарат;
  • формировать правильную осанку, походку;
  • развивать координацию движений и моторных функций.

Ожидаемые результаты обучения

Повышение уровня развития познавательных процессов и речевого развития ребёнка:

  • зрительного восприятия, внимания и памяти;
  • слухового внимания и памяти;
  • статической координации движений;
  • произвольной регуляции мышечного тонуса;
  • ориентировки в схеме собственного тела;
  • ориентировки в пространстве с опорой на правую руку;
  • восприятия пространственных признаков предметов;
  • динамической координации движений рук;
  • артикуляционной моторики;
  • мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
  • смыслоразличительной способности языка на основе материала звукоподражаний;
  • слогоритмической структуры слов;
  • поставленных звуков;
  • функций фонематического слуха;
  • понимания предметного, глагольного словаря.

Возраст детей: программа ориентирована на детей в возрасте 3-4 лет.

Сроки реализации программы: 1 год.

Формы работы с детьми: групповые занятия с детьми в группе детского сада.

Длительность занятий: составляет 15 минут. Периодичность проведения для детей 3-4 лет – 1 раз в неделю.

Предполагаемые результаты по реализации программы: формирование навыков позитивной коммуникации, обогащение словарного запаса детей, развитие познавательной активности, познавательных процессов и самостоятельности, формирование основ самоконтроля.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Месяц

№ занятия

Название занятия

Октябрь

1

Солнышко и дождик

2

Тучка

3

Осенние листья

4

Осень в лесу

Ноябрь

5

Репка

6

Осенние подарки

7

До свиданья, птицы!

8

Холодно!

Декабрь

9

Зима в лесу

10

Дед Мороз спешит на елку

11

Украшаем елочку

12

Наступает Новый год

Январь

13

Новогодний праздник в лесу

14

Рукавичка

15

Снеговик

16

Кошка и котята

Февраль

17

Котята и щенок

18

У бабушки в гостях

19

Как снеговики солнце искали

20

Армейская карусель

Март

21

Как цыплята солнце будили

22

Новая столовая

23

В гости к нам пришли матрешки

24

Весеннее солнышко

Апрель

25

Весенняя капель

26

Прилетайте, птицы!

27

Весенний ручеек

28

Кораблик

Май

29

Утренние лучи

30

Петушок и его семья

31

Колечко

32

Бобровый пруд

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

  • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
  • Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
  • Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
  • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  
  • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
  • Упражнения –чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
  • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
  • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
  • Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
  • Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
  • Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
  • Театральные этюды.  Очень часто у детей  маловыразительная мимика, жестикуляция. Мимические и пантомимические этюды развивают  мимическую и артикуляционную моторику, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
  • Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
  • Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(первый год обучения)

№ п/п

Тема занятия

Задачи

Содержание

1

Солнышко и дождик

  • Формирование динамической координации движения рук.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Пальчиковая игра «Прогулка»
  • Двигательное упражнение «Ноги и ножки»
  • Игра «Прогулка и дождик»
  • Упражнение на развитие дыхания «К солнышку»

2

Тучка

  • Развитие темпо-ритмической организации речи.
  • Развитие ритмической выразительности.
  • Стимулирование двигательных умений и навыков.
  • Пальчиковая игра «Дружба»
  • Ритмическая игра «Капли»
  • Шумовой оркестр
  • Игра «Прогулка и дождик»
  • Ритмическая игра «Прощание с дождем»
  • Пальчиковая игра «Прогулка»

3

Осенние листья

  • Обучать приемам массажа.
  • Развитие эмоциональной выразительности.
  • Формировать правильную осанку, походку.
  • Массаж «Дождик»
  • Упражнение «Лужа»
  • Ритмическая игра «Падают листья»
  • Двигательные упражнения «Осенние листочки»
  • Упражнение «Грибы большие и маленькие»
  • Пальчиковая игра «Осенний букет»
  • Танец-игра с листьями

4

Осень в лесу

  • Развитие чувства ритма.
  • Развивать координацию движений и моторных функций.
  • Формировать пространственные представления.
  • Двигательные упражнения «Мы ногами – топ-топ-топ»
  • Динамическая пауза «Ветер»
  • Шумовой оркестр
  • Упражнение на развитие чувства ритма «Прогулка»
  • Танец-игра с листьями
  • Пальчиковая игра «Осенний букет»

5

Репка

  • Формирование динамической координации движения рук.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Пальчиковая игра «Дом и ворота»
  • Закличка «Дождик»
  • «Огородный хоровод»
  • Массаж пальцев «Этот пальчик»
  • Ритмическая игра «Кто как идет»
  • Ритмическая игра «Жили мыши на квартире»
  • Двигательное упражнение «Репка»

6

Осенние подарки

  • Развитие темпо-ритмической организации речи.
  • Развитие ритмической выразительности, слуха.
  • Стимулирование двигательных умений и навыков.
  • Упражнение на развитие чувства темпа «Поезд»
  • Пальчиковая игра «Паучок»
  • Пальчиковая игра «Осенний букет»
  • Двигательные упражнения «Мишки»
  • Массаж «Грибной  дождик»
  • Упражнение «Грибы большие и маленькие»
  • Игра «Маленький ежик»
  • Упражнение на развитие динамического и ритмического слуха «Поезд»

7

До свиданья, птицы!

  • Формирование динамической координации движения рук.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Танец «Веселые сапожки»
  • Физкультминутка «Клен»
  • Упражнение на развитие дыхания «Ветерок»
  • Двигательные упражнения «Перелетные птицы»
  • Игра «Птички»
  • Пальчиковая игра «Птички»

8

Холодно!

  • Развитие темпо-ритмической организации речи.
  • Развитие ритмической выразительности.
  • Стимулирование двигательных умений и навыков.
  • Физкультминутка «Мы шагаем по сугробам»
  • Ритмическое упражнение «Снежинки»
  • Упражнение на развитие чувства ритма «Падают снежинки»
  • Упражнение «Снег-снежок»
  • Пальчиковая игра-массаж «Пальчик – мальчик»

9

Зима в лесу

  • Развитие речевого дыхания.
  • Развивать переключаемость артикуляционного аппарата.
  • Расширение активного и пассивного словаря.
  • Физкультминутка «Метель»
  • «Зимняя игра»
  • Ритмическое упражнение «Снежок»
  • Ритмическая игра «Следы зверей»
  • Упражнение на развитие дыхания «Волки»
  • Игра «Догонялки»
  • Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик»

10

Дед Мороз спешит на елку

  • Формирование динамической координации движения рук.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Упражнение на развитие дыхания «Вьюга»
  • Физкультминутка «Дед Мороз»
  • Ритмическое упражнение «Снежинки»
  • Игра «Снежинки и Дед Мороз»
  • Закличка «Морозушка – Мороз»
  • «Зимняя игра»

11

Украшаем елочку

  • Развитие динамического слуха.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Укрепление костно-мышечного аппарата.
  • Физкультминутка «Наша елка»
  • Аппликация «Бусы повесили»
  • Дидактическая играна развитие динамического слуха «Колокольчики звенят»
  • «Танец с фонариками»
  • Пальчиковая игра «Наряжаем елку»
  • Закличка «Морозушка – Мороз»

12

Наступает Новый год

  • Развитие воображения.
  • Развивать подвижность, переключать  артикуляционного аппарата.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Пальчиковая игра «Наряжаем елку»
  • Игра «Ритмическое эхо»
  • Ритмическое упражнение «Зажигаем огоньки»
  • Танец кукол
  • Игра «Прятки»
  • Игра «Колпачок»

13

Новогодний праздник в лесу

  • Развитие эмоциональной сферы, воображения.
  • Развитие динамической и статистической координации общих движений.
  • Расширение активного и пассивного словаря.
  • Пальчиковая игра «Наряжаем елку»
  • Пьеса «На машине»
  • Ритмическая игра «Следы»
  • Стихотворение «Дед Мороз»
  • Двигательные упражнения «Лесные гости»
  • Игра «Заморожу»
  • Закличка «Морозушка – Мороз»

14

Рукавичка

  • Развитие динамической и статистической координации общих движений.
  • Расширение активного и пассивного словаря.
  • Формирование правильной осанки.
  • Потешка
  • Ритмическая игра «Зайка»
  • Танец «Снежок»
  • Игра «Зайцы и волк»
  • Танец мишек

15

Снеговик

  • Развитие чувства ритма.
  • Закрепление навыков массажа.
  • Развитие зрительного восприятия.
  • Потешка
  • Игра «Метелица»
  • Массаж «Снеговик»
  • Физкультминутка «Попляшите»
  • Игра на развитие чувства ритма «Снеговики и снежинки»

16

Кошка и котята

  • Развитие слуха.
  • Закрепление навыков массажа.
  • Развитие зрительного восприятия.
  • Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»
  • Дидактическая игра на развитие слуха «Кошка и котенок»
  • Массаж тела «Заболела кисонька»
  • Ритмическая игра «Цапки»
  • Игра «Киса и мыши»

17

Котята и щенок

  • Развивать тонкие движения пальцев рук.
  • Развивать переключаемость движений.
  • Развивать зрительное восприятие и внимание.
  • Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»
  • Потешка
  • Игра «Киса и мыши»
  • Игра с собачкой
  • Ритмическая игра «Котенок и щенок»
  • Потешка «Кисонька-мурысонька»

18

У бабушки в гостях

  • Формирование восприятия отношений между предметами в пространстве.
  • Формирование двигательных умений.
  • Развитие слухового внимания и памяти.
  • Двигательные упражнения «В гости к бабушке»
  • Пальчиковая игра «Бабушка и внучок»
  • Ритмическое упражнение «Ладушки-ладошки»
  • Игра «Щенок Митрошка»
  • Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»
  • Ритмическая игра «Оркестр»
  • Игра «Киса и мыши»
  • Пестушка «Хамочек»

19

Как снеговики солнце искали

  • Развитие динамического слуха.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Укрепление костно-мышечного аппарата.
  • Потешка
  • Массаж «Снеговик»
  • Физкультминутка «Снежная баба»
  • Ритмическая игра «Шагают снеговики»
  • Ритмическое упражнение «В лесу»
  • Игра «Ритмическое эхо»
  • Двигательное упражнение
  • Игра «Зайка»

20

Армейская карусель

  • Развитие эмоциональной сферы, воображения.
  • Развитие динамической и статистической координации общих движений.
  • Расширение активного и пассивного словаря.
  • Упражнение «Машины»
  • Физкультминутка «Эй, лошадка»
  • «Игра с лошадкой»
  • Упражнение на развитие дыхания «Гудок»
  • Пальчиковая игра «Капитан»
  • Стихотворение «Самолет»
  • Игра «Космонавты»
  • Аппликация «Флажок»

21

Как цыплята солнце будили

  • Развитие чувства ритма.
  • Развитие динамического слуха.
  • Закрепление навыков самомассажа.
  • Упражнение на развитие чувства ритма «Цыплята»
  • Пальчиковый массаж «Сорока»
  • Двигательные упражнения «Зайчик»
  • Ритмическая игра «Сапожки»
  • Дидактическая игра на развитие динамического слуха «Тихие и громкие звоночки»
  • Закличка «Солнышки»
  • Пальчиковая игра «Мама»

22

Новая столовая

  • Закрепление навыков самомассажа.
  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Ориентировка в пространстве.
  • Ритмическая игра «Письмо на снегу»
  • Музыкально-ритмическая игра «Строители»
  • Танец-игра «Вороны»
  • Массаж пальцев «Воробьи»
  • Игра «Ритмическое эхо»
  • Самомассаж «Сорока»
  • Игра «Скворушки»

23

В гости к нам пришли матрешки

  • Развивать тонкие движения пальцев рук.
  • Развивать переключаемость движений.
  • Развивать зрительное восприятие и внимание.
  • Игра «Бубен»
  • Игра «Карусель»
  • Игра «Матрешки и мышки»
  • Танец «Мы – матрешечки»
  • Пестушка «Хамочек»

24

Весеннее солнышко

  • Развитие эмоциональной сферы, воображения.
  • Развитие динамической и статистической координации общих движений.
  • Расширение активного и пассивного словаря.
  • Упражнение «Солнышко»
  • Игра на развитие мимических движений «Солнышко»
  • Игра «Солнышко»
  • Двигательные упражнения «Солнечные зайчики»
  • Ритмическая игра «Сосульки»
  • Игра «Щенок Митрошка»
  • Пьеса «Ну-ка, веселее!»
  • Игра «Скворушка»
  • Пальчиковая игра «Большие и маленькие»

25

Весенняя капель

  • Формирование восприятия отношений между предметами в пространстве.
  • Формирование двигательных умений.
  • Развитие слухового внимания и памяти.
  • Упражнение на растяжение мышц «Потягушки»
  • Детская пестушка
  • Закличка «Солнышко»
  • Ритмическая игра «Капель»
  • Игра «Воробей»
  • Игра «Я бегу, бегу, бегу»

26

Прилетайте, птицы!

  • Развивать тонкие движения пальцев рук.
  • Развивать переключаемость движений.
  • Развивать зрительное восприятие и внимание.
  • Игра «Я бегу, бегу, бегу»
  • Музыкально-дидактическая игра «Колокольчик»
  • Игра-массаж ног «Строители»
  • Игра «Скворушки»
  • Игра «Замри»
  • Массаж пальцев «Воробьи»
  • Пальчиковая игра «Ладушки»

27

Весенний ручеек

  • Развитие эмоциональной сферы, воображения.
  • Развитие динамической и статистической координации общих движений.
  • Расширение активного и пассивного словаря.
  • Ритмическая игра «Барабан»
  • Игра «Ежик и мыши»
  • Ритмическая игра «Белочка»
  • Музыкально-дидактическая игра на развитие слуха «Лесная прогулка»
  • Игра «Вышел Мишка на лужок»
  • Пальчиковая игра «Ладушки»

28

Кораблик

  • Формирование восприятия отношений между предметами в пространстве.
  • Формирование двигательных умений.
  • Развитие слухового внимания и памяти.
  • Упражнение «Цыплята»
  • Упражнение «Плавный подъем рук»
  • Ритмическая игра «Лягушки»
  • Игра «Ну-ка, зайка»
  • Закличка «Солнышко»
  • Дыхательное упражнение «Ветер»
  • Игра «Корабль пришел»

29

Утренние лучи

  • Развитие речевого дыхания.
  • Ориентировка в схеме собственного тела.
  • Развитие мимических мышц, эмоциональной сферы.
  • Ритмическая игра «Курочки»
  • Пальчиковая игра «Цветы»
  • Дыхательное упражнение с цветами
  • Пестушка «Хамочек»
  • Упражнение «Потягушки»
  • Массаж тела «Умывание»
  • Пальчиковая игра «Ладушки»

30

Петушок и его семья

  • Развивать тонкие движения пальцев рук.
  • Развивать переключаемость движений.
  • Развивать зрительное восприятие и внимание.
  • Потешка «Петушок»
  • Двигательное упражнение «Петушиная семья»
  • Игра «Куры и петух»
  • Ритмическая игра «Курочки»
  • Упражнение «Цыплята»
  • Игра «Курочка, цыплята и кошки»
  • Стихотворение «Храбрый цыпленок»
  • Ритмическая игра «Кто как ходит»

31

Колечко

  • Формирование восприятия отношений между предметами в пространстве.
  • Формирование двигательных умений.
  • Развитие слухового внимания и памяти.
  • Упражнение «Мы посадим все цветы»
  • Танец с цветами
  • Упражнение для пальцев «Колечко»
  • Пальчиковая игра «Коготки»
  • Физкультминутка «Гуси на прогулке»
  • Ритмическая игра «Индюк и овечка»

32

Бобровый пруд

  • Развитие внимания.
  • Развитие равновесия.
  • Развивать координацию движений.
  • Двигательное упражнение «Олень»
  • Пальчиковая игра «Цветок»
  • Игра «Жуки»
  • Игра «Ритмическое эхо»
  • Пальчиковая игра «Ерши»
  • Ритмическая игра «На пруду»
  • Упражнение на равновесие «Аист»
  • Упражнение на развитие внимания «Аист»


МОНИТОРИНГ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей,  умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.

Диагностика неречевых психических функций проводится по методике Серебряковой Н.В., Соломахе Л.С..

Критерии:

Слуховое внимание.

1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.

2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.

По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Ориентирование в пространстве.

1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

По 1 баллу за правильное выполнение.

2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики.

1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

  • силу движений,
  • точность движений,
  • темп движений,
  • координацию движений,
  • переключение от одного движения к другому.

Состояние мелкой моторики.

1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.

3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту рубим, рубим». Оценка от 1 до 3-х баллов.

4. Переключение от одного движения к другому.

  • «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
  • Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
  • Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.

Тест на слухоречевую память – игра «Попугай»

Ребенку предлагают превратиться в попугайчика.

        Попугай, попугай,

        Все за мною повторяй.

Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить.

  • Для детей 3 - 4 лет предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка, зима, колобок).
  • 4 - 5 лет – из 7 слов (кукла, Чебурашка, медведь, собака, осень, дерево, круг).

Тест на двигательную память – игра «Обезьянка»

Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений.

        Обезьянкой быть хочу,

        Что покажешь, повторю.

- Детям 3 - 4 лет предлагается серия из 5 движений (поднять прямые руки в стороны, вверх, наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед).

- 4 -5 лет – серия из 7 (те же движения, а также присесть, встать прямо, опустив руки).

Результаты диагностики заносятся в сводную таблицу.

Уровни освоения программы:

  • Высокий уровень – дети правильно выполняют все задания, не испытывают затруднений, воспроизводят максимальное количество слов и движений.
  • Средний уровень – дети испытывают незначительные затруднения при выполнении заданий, иногда прибегают к помощи взрослого, объем запоминаемого материала снижен.
  • Низкий уровень – при выполнении заданий дети прибегают к помощи взрослого, допускают значительные ошибки.


Сводная таблица результатов обследования детей

Группа № ______                                        Дата обследования:____________________

п/п

Ф.И. Ребенка

Слуховое внимание

Слухоречевая память

Двигательная память

Общая моторика

Мелкая моторика

Ориентировка в пространстве

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...

дополнительная образовательная программа кружка "Логоритмика" для детей 3-4 лет

Дополнительная образовательная программа кружка " Логоритмика" для детей 3-4 лет...

Дополнительная образовательная программа по логоритмике «Топ-топ, хлоп-хлоп!» второй группы раннего возраста «Умка»

СОДЕРЖАНИЕ1.Пояснительная записка22.Актуальность программы43.Цель и задачи программы54.Учебно-тематический план65.Методы и приемы обучения66.Содержание занятий77.Структура занятий88.Перспективное план...

Дополнительная образовательная программа по логоритмике.

Данная программа решает проблему организации и проведения занятий с детьми 3-4 лет по развитию речи с трудностями усвоения лексики, грамматики русского языка, формирования связной речи, преодоле...

Дополнительная образовательная программа по логоритмике.

Данная программа полностью соответствует лекско-грамматическому планированию логопедических занятий, включает работу над закреплением звуков в определенной последовательности....

Дополнительная образовательная программа «РИТМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» Для детей 3-4 года

Дополнительная образовательная программа«РИТМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»Для детей 3-4 годаЦель Программы – развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений, формирование разнообразных ...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 3-7 года жизни.

В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни....