Дополнительная образовательная программа по логоритмике «Топ-топ, хлоп-хлоп!» второй группы раннего возраста «Умка»
рабочая программа по логопедии (младшая группа)

Бакулина Кристина Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка

2

2.

Актуальность программы

4

3.

Цель и задачи программы

5

4.

Учебно-тематический план

6

5.

Методы и приемы обучения

6

6.

Содержание занятий

7

7.

Структура занятий

8

8.

Перспективное планирование

9

9.

Методическое обеспечение занятий

11

10.

Ожидаемые результаты

12

11.

Мониторинг усвоения программы (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)

13

12.

Сводная таблица результатов обследования детей (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2)

15

13.

Список литературы

16

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika_kruzhok.docx67 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка

2

2.

Актуальность программы

4

3.

Цель и задачи программы

5

4.

Учебно-тематический план

6

5.

Методы и приемы обучения

6

6.

Содержание занятий

7

7.

Структура занятий

8

8.

Перспективное планирование

9

9.

Методическое обеспечение занятий

11

10.

Ожидаемые результаты

12

11.

Мониторинг усвоения программы (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)

13

12.

Сводная таблица результатов обследования детей (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2)

15

13.

Список литературы

16

        

Пояснительная записка.

Возможно, самое лучшее, самое радостное, что есть в жизни - это красивая речь

И свободное движение под музыку.

И ребенка можно этому научить.

А. И. Буренина.

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствуют формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь – не врождённая способность, она формируется постепенно. У многих детей этот процесс задерживается в силу разных причин. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают всех задач по развитию крупной моторики и речи детей. Наиболее эффективное средство развития психической и моторной сфер - занятия логопедической ритмикой, которая базируется на взаимосвязи речи, музыки и движений.

Ранний возраст ребёнка – это чрезвычайно ответственный период развития человека, когда происходит закладка фундамента его личности.

В раннем возрасте у детей речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения.

Чему же должны научиться дети в этот возрастной период?

Научиться подражать звукам окружающей среды. Например, показать, как гудит машина, как капает дождик и т.д.

Научиться повторять за взрослым слоги и слова. Например, топ-топ, ля-ля, дя-дя и т.д.

Научиться по просьбе взрослого показывать части тела.

Узнавать знакомые предметы и называть их.

Рассматривая книги, ребёнок должен по просьбе взрослого уметь показать на картинках предметы одежды, игрушки, предметы домашнего обихода, а также называть их.

Уметь словесно выражать свои желания.

Должны научиться говорить предложения, состоящие из двух слов.

Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э. Жака Далькроза, « ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве».

Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными . Еще великий русский физиолог И.М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями .Советский ученый, невролог, и психиатр Б.. М.. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки.

Ритмические движения способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.

Различные педагогические системы придают большое значение воспитанию.

Логоритмика является своеобразной формой активной терапии, средством взаимодействия в комплексе методик и учебной дисциплины. Первое понимание логоритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.

Второе понимание логоритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи. Целью логоритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Задачи логоритмики определяются как оздоровительные, образовательные, воспитательные, коррекционные.

В педагогическом аспекте логоритмика - это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Она способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоническому физическому и художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально – ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения, развивает музыкально - речевые способности, расширяет певческий диапозон. На занятиях логоритмики формируются представления о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах и осуществляется в неразрывном единстве.

В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.

Сюжетно - тематическая организация кружковой работы позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно – игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психо – физическим данным. Такое построение кружковых занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Занятия включают в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи. Сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы. Элементарное музицирование на музыкальных инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма . Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Обучение детей на музыкально - шумовых инструментах является средством для решения следующих ( помимо развития чувства ритма ) задач: развития внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т. д.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

При разработке занятий использовались рекомендации Министерства образования Российской Федерации (Инструктивно - методическое письмо « О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения » от 14.03. 2000 г. № 65/23- 16), где предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим развитие музыкальных способностей, речи, движения, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью.

Занятия по логоритмике хорошо вписываются в учебную работу, так как построены в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлены на овладение чувством ритма, что способствует формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития детей.

Актуальность.

С каждым годом, по наблюдению логопеда, в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика, является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая, исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.   Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.

Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности. В занятия кружка включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастики для глаз). В занятия включены пальчиковые музыкально - речевые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху или стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. Каждое занятие кружка по логортмике включает в себя упражнения на релаксацию под музыку, (помогающие детям снять напряжение, нервную нагрузку), чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.

Цель программы:

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Поэтому цель данной программы - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом  развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

Задачи программы:

1. Оздоровительные:

- укреплять костно-мышечный аппарат;

- формировать правильную осанку, походку;

- развивать координацию движений и моторных функций;

- развитие дыхания.  

2. Образовательные:

- формировать умения и навыки;  

- развивать  пространственные представления;

- развивать переключаемость и координацию движений;

-развивать ритмическую выразительность;

 - развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;

-развивать коммуникативные умения и навыки;

3. Воспитательные:

- воспитание и развитие чувства рима;

- воспитывать способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;

- воспитывать положительные личностные качества у дошкольников (коллективизм. дисциплину);

- воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства

4. Коррекционные:

- укрепления мышц органов артикуляторного аппарата;

- развитие мелкой моторики и тонких движений пальцев рук;

- развитие общей моторики, соответствующие возрастным  особенностям детей;

- развития голоса;

- развития дыхания;

- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

- развитие фонематического слуха, просодических компонентов;  

- развитие пространственного праксиса, гнозиса;  

Учебно-тематический план

п/п

МЕСЯЦ

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

КОЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ

1.

ОКТЯБРЬ

«Осень»

«Встреча с белочкой в лесу»

1

2.

«Грибы»

«Кто грибок найдет?»

1

3.

«Овощи»

«В огороде заинька»

1

4.

«Фрукты»

«Лучшая игра»

1

5.

НОЯБРЬ

«Животные»

«Про кота»

1

6.

«Животные»

«Кот и кошка»

1

7.

«Домашние птицы»

«Утенок и его друзья»

1

8.

ДЕКАБРЬ

«Домашние птицы»

«Утки – беленькие»

1

9.

«Зима»

«Зайчик в гостях у ребят»

1

10.

«Зима»

«Зайкин дом»

1

11.

«Зима»

«Белкина помощница»

1

12.

«Новый год»

«Чудо-елка»

1

13.

ЯНВАРЬ

«Новый год»

«Подарки Дедушки Мороза»

1

14.

«Птицы»

«Птичья елка»

1

15.

«Птицы»

«Мороз и птички»

1

16.

ФЕВРАЛЬ

«Продукты питания»

«Танюшка»

1

17.

«Продукты питания»

«Вкусная каша»

1

18.

«Наша армия»

«Папин день»

1

19.

МАРТ

«Семья»

«Мамин день»

1

20.

«Семья»

«Хозяюшка»

1

21.

«Семья»

«Капризная внучка»

1

22.

«Домашние животные»

«Аленушка и лошадка»

1

23.

АПРЕЛЬ

«Домашние животные»

«Котенок и щенок»

1

24.

«Домашние животные»

«Про собачку»

1

25.

«Весна»

«Радуга-горка»

1

26.

«Дружба»

«Переполох»

1

27.

МАЙ

«Дружба»

«Верные друзья»

1

28.

«Цветы»

«Майский день»

1

29.

«Скоро лето»

«Про зеленую лягушку после дождя»

1

Методы и приемы обучения

Построение занятий по логоритмике базируется на совокупности различных методов. Каждый метод включает в себя разнообразные приемы. Эти приемы подбираются с учетом степени усвоения двигательного, речевого материала, речевого и общего развития ребенка.

 Наглядно – зрительные (показ):

- тактильно-мышечная наглядность

- наглядно-слуховая

– при которой осуществляется звуковая регуляция движений (песня, музыка);

 Словесные:

Описание, объяснение, пояснение, беседа, словесная инструкция;

Практические:

- игровой метод;

 – используется при разучивании новых упражнений;

- соревновательный – используется для совершенствования уже отработанных упражнений.

Содержание занятий

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

 • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

• Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

• Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

 • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  На логоритмических занятиях совместно с логопедом ДОУ и по рекомендации врача-педиатра используются:

1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания;

2. выработка продолжительного речевого выдоха;  

3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

• Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.

• Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.  • Чистоговорки, обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

• Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

• Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

• Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.  

• Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.

• Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

• Театральные этюды.  Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают  мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.  

• Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

• Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Структура  занятий

Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы и имеют принцип игрового обучения.

Длительность занятия 8-10 минут.

 I. Вводная часть: 1-2  минуты.

Включает в себя:

- различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и ритма движений;

- упражнения на ориентировку в пространстве;

- упражнения на развитие координации движений, регуляцию мышечного тонуса;

 II. Основная часть: от 4-6  минут.

 Включает в себя:

- развитие артикуляторной моторики, голоса, дыхания, мимики;

-упражнения на развития внимания, памяти:

-упражнение на развитие чувства темпа, ритма;

- упражнения на развитии координации речи с движением;

-слушание музыки для снятия напряжения;

- игровые упражнения на развитие мелкой моторики;

III. Заключительная часть: 1-2 минуты.

Включает в себя:

- упражнения на восстановления дыхания;

 - спокойные виды ходьбы;

- упражнения на релаксацию

Перспективное планирование

Месяц

Название занятия

Задачи

 

ОКТЯБРЬ

1

«Встреча с белочкой в лесу»

1.Развитие дыхания и голосовые тренировки:

•Воспитание правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного речевого выдоха 2-3 секунды;

•Развитие силы, динамики и модуляции голоса;

•Воспитание речевого подражания;

2.Развитие артикуляции и мимики:

•Знакомство с органами артикуляции;

•Развитие органов артикуляции посредством статических упражнений («Окошко», «Заборчик», «Лопата», «Дудочка» и т.д.)

•Воспитание правильного понимания детьми мимики и её использования;

3.Развитие мелкой моторики:

•Формирование подражания движениям рук;

•Развитие тонкой моторики пальцев в упражнениях пальчиковой гимнастики;

•Улучшение координации в работе зрительного, слухового и двигательного анализаторов, развитие быстроты реакций.

4.Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.

•Воспитание внимания к звуковой стороне речи;

•Формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста: А – не А; У-А, И-А, и т.д.

•Формирование внимания к неречевым звукам.

•Развитие подражания к речевым звукам;

•Воспитание внимания, сосредоточенности и выдержки.

5.Согласование речи с движением:

•Обучение навыкам координации речи с движением;

•Формирование умения договаривать слова и словосочетания;

•Накопление пассивного и активного словаря (закрепление результатов, достигнутых на логопедических занятиях).

6.Ходьба, бег, основные движения:

1) Коррекция движений при ходьбе,  маршировке,  при выполнении основных движений, правильная осанка, внимание и реакция на сигнал;

2) Ритмическая ходьба под музыку с движением по ориентиру (по дорожке шириной 30-35 см., обозначенной двумя канатами), держась левой рукой за верёвку и соблюдая заданное направление.

3) Воспитание  музыкально-ритмических навыков; реакция на начало и окончание звучания музыки; умение изменять  движения в зависимости от динамики (тихо-громко); умение выполнять движения в общем для всех темпе, координировать их.

4) Формирование умения слышать смену контрастных частей в  двухчастной музыкальной форме и изменять движения в соответствии с ними;

5) Обучение детей построению в шеренгу, колонну, круг;

7.Пение. Игровое танцевальное творчество.

•Выработка устойчивого слухового внимания, воспитание эмоциональной отзывчивости на песню;

•Развитие у детей подражательности, установление взаимосвязи между звукоподражанием, игрушкой  и определённой мелодией, создающей этот образ. Вызывание речевого подражания. Обучение пению попевок и припевок песен, имеющих в тексте звукоподражания.

•Формирование умения подстраиваться к интонации педагога; петь, не опережая друг друга и не отставая, добиваясь ровного звучания голоса; вместе начинать и заканчивать пение;

•Обучение правильному интонированию большой секунды, терции, кварты, несложных распевок и мелодии, включающих эти интервалы;

•Воспитание правильной просодики при пении; диафрагмального дыхания, мягкого голосоначала, правильной артикуляции гласных А, У, И, О при изолированном произнесении и произнесении сочетания гласных, интонационной выразительности речи, модуляции голоса, длительного речевого выдоха 2-3 сек.

•Воспитание ритма, навыков выразительного движения в танцевальных элементах.

•Воспитание двигательной памяти детей в ритмических плясках.

2

«Кто грибок найдет?»

3

«В огороде заинька»

4

«Лучшая игра»

НОЯБРЬ

5

«Про кота»

6

«Кот и кошка»

7

«Утенок и его друзья»

ДЕКАБРЬ

8

«Утки – беленькие»

1.Развитие дыхания и голосовые тренировки:

1) Формирование   правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного речевого выдоха 3-4 секунды;

2) Развитие силы, динамики и модуляции голоса;

3)Формирование речевого подражания и слияния гласных.

2.Развитие артикуляции и мимики:

•Активизация статических движений речевого аппарата;

•Развитие артикуляционного аппарата на материале динамических упражнений («Качели», «Часики», «Лошадка», «Почистим зубки» и т.д.);

•Развитие мимической мускулатуры по подражанию.

3.Развитие мелкой моторики:

•Развитие координации движении в мелких мышечных группах пальцев рук;

•Совершенствование работы двигательных, слуховых и зрительных анализаторов;

•Согласование движений пальцев с речью.

4.Развитие слухового восприятия, внимания, памяти:

•Совершенствование подражания речевым звукам;

•Развитие внимания к ритмической и слоговой структуре слова;

•Формирование умения прохлопывать, отстукивать ударный слог вместе с педагогом;

•Воспитание слухового и зрительного внимания и восприятия.

5.Согласование речи с движением:

•Совершенствование навыков координации речи с движением;

•Развитие умения договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях и стихотворениях;

•Пополнение активного и пассивного словаря (закрепление результатов, достигнутых на логопедических занятиях);

•Продуцирование речевых контактов, положительных эмоциональных переживаний, блокирующих патологически обусловленные отрицательные эмоции.

6.Ходьба, бег, основные движения

1) Развитие у детей умения слышать и различать двухчастную и трёхчастную музыкальную форму, двигаться ритмично, самостоятельно менять движения в соответствии со сменой характера музыки;

2) Тренировка слухового внимания и слуховой памяти на материале из трех сигналов;

3) Развитие координации движений и ориентации в пространстве при ходьбе, маршировке, беге, выполнении основных движений.

7.Пение. Игровое танцевальное творчество.

1) Развитие устойчивого слухового внимания, умение дослушивать песню до конца. Обогащение музыкальных впечатлений детей; воспитание эмоциональной отзывчивости на пение разного характера.

2) Закрепление умения самостоятельно узнавать знакомые песни по вступлению и мелодии.

3) Выработка правильного речевого диафрагмального дыхания, правильного, умеренного темпа речи (речь с движением, пение с движением); умение петь протяжно, напевно, легким естественным звуком, пропевая фразу на одном выдохе, закрывая рот после фразы и делая естественный вдох.

4)  Развитие у детей способности самостоятельно находить ласковые интонации; подведение к умению инсценировать песню.

5) Обучение детей пению, припевок песен, имеющих в тексте звукоподражания, а так же пению песен, подбираемых с учётом сложности словаря (с помощью логопеда). Воспитание вокально-хоровых навыков и ритмической речи при использовании песен, попевок.

6) Формирование умения собираться в круг; в хороводах двигаться по кругу, взявшись за реки на шаге; двигаться осторожными мягкими шагами.

7) Развитие двигательной памяти: умения удерживать в памяти серию движений, ритм, серию перестроений, движение на координацию, словесную инструкцию педагога.

9

«Зайчик в гостях у ребят»

10

«Зайкин дом»

11

«Белкина помощница

12

Чудо-елка

ЯНВАРЬ

13

Подарки Дедушки Мороза

14

Птичья елка

15

Мороз и птички

ФЕВРАЛЬ

16

Танюшка

17

Вкусная каша

18

«Папин день»

МАРТ

19

«Мамин день»

1.Дыхательно-голосовые упражнения:

1) Формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного речевого выдоха 4-5 сек.

2) Развитие интонационной выразительности, ритмичности речи, модуляции голоса.

3) Совершенствование речевого подражания, слияния слогов с согласными.

2.Артикуляционно-мимические упражнения:

1) Активизация статических и динамических упражнений.

2) Совершенствование артикуляционного аппарата, чёткости и переключаемости движений.

3) Развитие эмоционально-выразительной мимики на основе подражательной деятельности.

3.Развитие мелкой моторики:

1)Увеличение амплитуды движений в суставах мелких мышечных групп пальцев.

2) Совершенствование согласования движений пальцев с речью.

3) Активизация пассивного словаря по лексическим темам.

4) Развитие быстроты и точности реакций.

4.Развитие слухового восприятия, внимания, памяти:

1) Закрепление подражания речевым звукам.

2) Формирование прохлопывания, отстукивания слогов с определённой звуко- слоговой структурой.

3) Развитие чувства темпа и ритма.

4) Совершенствование слухоречевой памяти, зрительной памяти, внимания.

5.Согласование речи с движением:

1) Воспитание правильного и умеренного темпа речи.

2) Развитие координации речи с движением.

3) Совершенствование общей моторики.

4) Коррекция нарушенной эмоционально-личностной сферы ребёнка с помощью психогимнастики.

5) Расширение пассивного и активного словаря по лексическим темам.

6.Ходьба, бег, основные движения:

1) Продолжение работы над ритмичностью движений. Повторение и закрепление приобретённых навыков.

2) Развитие умения слушать и различать двухчастную и трёхчастную музыкальную форму; самостоятельно менять движения в соответствии со сменой темпа, динамикой, ритма, тембра и характера музыки.

3) Развитие координации движений в крупных и мелких мышечных группах.

4) Тренировка слухового внимания и слуховой памяти на материале из трёх сигналов.

7.Пение. Игровое танцевальное творчество:

1) Развитее умения выполнять серию танцевальных движений, согласовывая их с музыкой.

2) Развитие выразительности исполнения движений, использование разученных танцевальных элементов и движений в свободных плясках, инсценировках песен.

3) Воспитание чувства товарищества, умения действовать в коллективе.

4) Развитие выразительности, образности, ритмичности движений; внимания, памяти, фантазии, воображения; умения самостоятельно изменять движения в соответствии с музыкальным образом.

5) Закрепление полученных музыкально-слуховых и певческих навыков.

6) Подбор вместе с логопедом ролевых песен, песен с различной эмоциональной окраской, использование драматизации при исполнении песен, развитие выразительности и вокально-хоровых навыков.

20

Хозяюшка

21

Капризная внучка

22

Аленушка и лошадка

АПРЕЛЬ

23

Котенок и щенок

24

Про собачку

25

Радуга-горка

26

Переполох

МАЙ

27

Верные друзья

28

Майский день

29

Про зеленую лягушку после дождя

Методическое обеспечение занятий

-техническое оснащение (магнитофон и аудиоматериалы);

-наглядно-демонстрационный  материал по темам занятий;

-музыкальные инструменты;

-физкультурный инвентарь;

-атрибуты для дыхательных упражнений;

-дидактический материал;

- педагогическая литература по логоритмике;

-шарики су-джок;

-мячики для самомассажа;

-индивидуальные зеркала.

Ожидаемые результаты

▪ Сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам.

▪ Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.

▪ Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания.

 ▪ Сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляторного аппарата.

▪ Способность выполнять оздоровительные упражнения для улучшения осанки, дыхания, пальчиковые упражнения, , самомассаж лица, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела.

▪ Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.

▪ Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.

▪ Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей.

▪ Воспитание нравственно-патриотически чувств, уважение к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей.

▪ Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей

Приложение № 1

МОНИТОРИНГ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей,  умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.

Диагностика неречевых психических функций составлена с использованием  методики Серебряковой Н.В., Соломахе Л.С.

Критерии:

Слуховое внимание.

1.Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»).

По 1 баллу за каждую угаданную игрушку. Минимальное количество баллов-1, максимальное-5

2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева.

По 1 баллу за каждое угаданное направление. Минимальное количество баллов-1, максимальное-5

Слухоречевая память

Тест на слухоречевую память – игра «Попугай»

Ребенку предлагают превратиться в попугайчика.

        Попугай, попугай,

        Все за мною повторяй.

Педагог зачитывает ряд слов, с показом картинок, которые ребенок должен запомнить и повторить и показать.

Для детей 2 - 3 лет предлагают цепочку из 3 слов (дом, мишка, кукла).

0 баллов-не повторил и не показал, 1 балл- показал 1 картинку, 2 балла-показал 2 картинки,

3 балла- повторил 1 слова, 4 балла- повторил 2 слова.

Двигательная  память

Тест на двигательную память – игра «Обезьянка»

Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений.

        Обезьянкой быть хочу,

        Что покажешь, повторю.

Детям 2-3 лет предлагается серия из 2 движений (поднять прямые руки в стороны, вверх).

1 балл-не повторил, 2  балла- повторил 1 движение, 3 балла- повторил 2 движения

Состояние общей моторики.

1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

силу движений,

точность движений,

темп движений,

координацию движений,

переключение от одного движения к другому.

Минимальное количество баллов-1, максимальное-6

Состояние мелкой моторики.

1.Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – зайка, корзинка, замок. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.

Минимальное количество баллов1, максимальное-4

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин».

Минимальное количество баллов-1, максимальное-4

3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту рубим, рубим».

Минимальное количество баллов-1, максимальное-4

Ориентирование в пространстве.

1. Показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Минимальное количество баллов-1, максимальное-5

Результаты диагностики заносятся в сводную таблицу.

Уровни освоения программы:

Высокий уровень (от 30 до 36 баллов) – дети правильно выполняют почти все задания, не испытывают сильных  затруднений, воспроизводят максимальное количество слов и движений.

Средний уровень (от 17 до 30 баллов)  – дети испытывают незначительные затруднения при выполнении заданий, иногда прибегают к помощи взрослого, объем запоминаемого материала снижен.

Низкий уровень (от 4 до 17 баллов) – при выполнении заданий дети прибегают к помощи взрослого, допускают значительные ошибки.

Приложение № 2

Группа № 2 «Умка»

Даты  обследования в начале учебного года                    Даты  обследования в конце  учебного года

        30 сентября - 1 подгруппа                                                                     25 мая - 1 подгруппа

       1 октября - 2 подгруппа                                                                        26 мая – 2 подгруппа

      2 октября - 3 подгруппа                                                                        27 мая – 3 подгруппа

     3 октября - 4 подгруппа                                                                        28 мая – 4 подгруппа

    4 октября - 5 подгруппа                                                                        29 мая – 5 подгруппа

Сводная таблица результатов обследования детей

п/п

Фамилия, имя ребенка

СЛУХОВОЕ

ВНИМАНИЕ

СЛУХОРЕЧЕВАЯ

ПАМЯТЬ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ

ПАМЯТЬ

ОБЩАЯ МОТОРИКА

МЕЛКАЯ

МОТОРИКА

ОРИЕНТИРОВКА В

ПРОСТРАНСТВЕ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

 НГ

КГ

НГ

КГ

1.

Авдалян Артем

2.

Барановская Ева

3.

Брусникина Василиса

4.

Вагапова Арина

5.

Голиусов Александр

6.

Дедова Аделина

7.

Дерябина Валерия

8.

Заляльдинова Софья

9.

Замчалкин Роман

10.

Заслонкин Максим

11.

Кадиев Джабраил

12.

Коковихина Милена

13.

Коннова Рада

14.

Курилова Варвара

15.

Мангян Ангелина

16.

Манташян Нелли

17.

Муртазин Богдан

18.

Наумова Таисия

19.

Никитина Варвара

20.

Сайфутдинова Амалия

21.

Самотойлов Кирилл

22.

Селищева Алина

23.

Семенкин Денис

24.

Сергеев Артем

25.

Скворцова Милана

26.

Соловьев Андрей

27.

Сусленков Илья

28.

Толмачев Степан

29.

Усачева Арина

30.

Филимонова Аглая

31.

Хохлов Федор

32.

Чекменева Ирина

33.

Червякова Полина

34.

Чилингарян Мария

Список литературы:

1. Алябьева Е.А. «Логоритмические упражнения без музыкательного сопровождения»

2. Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика»

3. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика»

4. Волкова Г.А.  «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников»

5. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду»

8. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет»

9. Краузе Е.Н. «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика»

10. Методика игрового обучения Сергея и Екатерины Железновых «Музыка с мамой».

12. Османова Г.А., ПоздняковаЛ.А. «Игровой логопедический массаж и самомоссаж при коррекции речевых нарушений»

13. Овчинникова Т.С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»

14. Османова Г.А., Позднякова Л.А. «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков»

15. Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика»

16.М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей»

17.О.А. Новиковская « Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях»

18.Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковые шаги»

19.Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковая гимнастика»

20.Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика»

21.Белякова Л.И., Гончарова Н.Н, Шишкова Т.Т Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

22.Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. «Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры»

23.Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи

24.Лопухина И. С Речь. Ритм. Движение.

25.Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста

26.Нищева Н.В. программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе

27.Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.

28.Садко Т.Н., Буренина А. И. Топ-хлоп, малыш. Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Осенний листопад» во второй группе раннего возраста

1.Познакомить детей с элементарными представлениями об осенних изменениях в природе.2.Учить различать цвета (красный. желтый, зеленый)на примере осенних листьев.3.Формировать познавательную активность...

Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» на октябрь. Вторая группа раннего возраста (2–3 года)

Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» на октябрь. Вторая группа раннего возраста (2–3 года)Перспективное планирование по программе "От рождения до школы...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования по театрализованной деятельности «Кукляндия» Для группы раннего возраста от 2 до 3-х лет

Пояснительная записка  Программа дополнительной образовательной услуги ориентирована на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, на раскрепощение личности.  Театрализованная д...

Программа формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей второй группы раннего возраста на 2018-2019 учебный год «Ребёнок и безопасность»

       В дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких дет...

Рабочая программа кружка " Умелые ручки" ( аппликация ) для детей второй группы раннего возраста 2-3 года

Каждый возраст характеризуется возрастающим  интересом ко всему , что нас окружает ( возрастает познавательная активность , стремление  к наблюдению и сравнению ). Аппликация  в развити...

Дополнительная образовательная программа по нравственно - патриотическому воспитанию «Мы Патриоты» для детей раннего возраста.

Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному. Ранние привычки будут служить ос...