Нейрогимнастика как метод стимулирования умственных процессов у детей.
электронный образовательный ресурс по логопедии

Галина Михайловна Шевченко

Целью нейрогимнастики является стимуляция взаимодействия между полушариями мозга, что способствует развитию интеллектуальных способностей и творчества у детей через выполнение определенных движений. Правое полушарие отвечает за гуманитарные аспекты, а левое - за аналитико-математическое мышление. При оптимальной работе обоих полушарий достигается наивысшая продуктивность, что и является основной целью нейрогимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyrogimnastika.docx16.66 КБ

Предварительный просмотр:

Нейрогимнастика как метод стимулирования умственных процессов у детей.

В наше время педагогика предлагает разнообразные подходы к развитию креативности и умственных способностей детей, с учетом важности психологического и физического благополучия. Успех обучения зависит от своевременного формирования межполушарных связей, особенно в дошкольном возрасте, когда кора больших полушарий мозга еще находится в процессе становления. Утренняя гимнастика хорошо известна как способ поддержания здоровья тела, однако также важно упражнять и мозг. Нейрогимнастика, состоящая из простых упражнений, может быть включена в режим дня как детей, так и взрослых. Благодаря тому, что тренировки можно проводить в любое время и в любом месте, она становится удобным инструментом для повседневного использования.

Целью нейрогимнастики является стимуляция взаимодействия между полушариями мозга, что способствует развитию интеллектуальных способностей и творчества у детей через выполнение определенных движений. Правое полушарие отвечает за гуманитарные аспекты, а левое - за аналитико-математическое мышление. При оптимальной работе обоих полушарий достигается наивысшая продуктивность, что и является основной целью нейрогимнастики.

Развитие взаимодействия между полушариями головного мозга у детей облегчает выполнение учебных задач и способствует улучшению успеваемости. Комплекс нейрогимнастики предоставляет возможность детям развивать свои умственные способности в интеллектуально стимулирующем окружении.

В 1970-х годах XX века появился комплекс, созданный американским исследователем Полом Денисоном, который изучал причины неуспеваемости в процессе обучения в течение 20 лет.

Рекомендуется начинать заниматься гимнастикой для мозга в возрасте 4-5 лет, но можно приступить и с 3 лет. Чем раньше начнете, тем быстрее увидите результаты. С 5-6 лет детям могут предложить более сложные упражнения, учитывающие их возрастное развитие и способствующие подготовке к школе. Одним из ключевых элементов подготовки к учебе является нормальное развитие мозолистого тела, которого можно достичь благодаря нейродинамической гимнастике.

Эксперты рекомендуют придерживаться следующих простых правил:

- Заниматься ежедневно без принуждения.

- Лучше делать меньше, но качественно.

- Продолжительность занятий не должна превышать 5-7 минут.

- Детям будет интереснее, если упражнения будут делаться на улице сегодня, а завтра, например, во время помощи матери.

- Постепенно усложняйте задания в зависимости от индивидуальных способностей ребенка, например, увеличивайте темп выполнения. Важно, чтобы каждое упражнение было выполнено точно и правильно.

- Для поддержания интереса детей можно комбинировать и менять упражнения местами.

- Не нужно включать "все и сразу" в одно занятие; достаточно выполнить 5-6 качественных заданий.

Нейрогимнастика включает в себя 4 группы упражнений:

Упражнения, пересекающие среднюю линию тела. Эти занятия направлены на синхронную работу обеих рук, ног и глаз, что способствует взаимодействию двух полушарий мозга. Они помогают улучшить координацию движений, а также навыки чтения и письма. При регулярных тренировках развиваются способности пространственной ориентации.

Энергетические упражнения. Они помогают ускорить нервные процессы, способствуют улучшению настроения и саморегуляции. Постоянные тренировки способствуют улучшению мыслительных процессов, повышают скорость осознанного чтения и внимание. Примером могут служить дыхательные упражнения, улучшающие ритм организма и способствующие самоконтролю.

Растяжка (психогимнастика). Эти упражнения направлены на расслабление мышц и сухожилий, уменьшают стресс, повышают концентрацию и внимание, что полезно для письменной работы.

Упражнения для формирования позитивного настроя. Они помогают стабилизировать нервные процессы и сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях. Перед важными событиями, такими как публичные выступления или контрольные, ребенок будет более уравновешенным, что положительно скажется на памяти и внимании.

Эти методы эффективны для работы с дошкольниками и при должном подходе родителей могут значительно улучшить мыслительные и эмоциональные навыки, повысив уверенность и настроение ребенка.

Необходимо еще раз подчеркнуть преимущества нейрогимнастических упражнений:

Польза заключается в следующем:

• активизирует развитие памяти и когнитивных функций; уменьшает усталость;

• способствует улучшению как мелкой, так и крупной моторики;

• положительно влияет на навыки чтения и письма;

• увеличивает продуктивность труда;

• формирует уверенность в себе при публичных выступлениях, что будет особенно важно в школьной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации в реализации методов стимулирования в процессе воспитания ребенка

Очень важную роль в воспитательной деятельности играют так называемые методы стимулирования (поощрение, наказание), главное назначение которых – дополнительное стимулирование и усиление действия рассм...

"Возможности метода экспериментирования в процессе ознакомления детей 3-4 лет с неживой природой"

"Детское экспериментирование - это истинно детская деятельность, которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста без помощи взрослого и даже вопре...

Статья: "Методы стимулирования деятельности и поведения детей дошкольного возраста"

В этой статье рассмотрены наиболее основные и часто применяющиеся в педагогической практике методы стимулирования деятельности и поведения детей. Без знания и применения этих методов невозможно ведени...

Методы стимулирования деятельности и поведения детей дошкольного возраста

в этой статье рассмотрены наиболее основные и часто применяющиеся в педагогической практике методы стимулирования деятельности и поведения детей. Без знания и применения этих методов невозможно ведени...

Кинезиология как метод развития познавательных процессов у детей

Основной целью кинезиологии является помощь детям, развивающимся с какими-либо проблемами. Выполняемые упражнения задействуют межполушарные связи, и это способствует улучшению мыслительной работы, раз...

Дивергентная стена, как эффективный метод стимулирования творческого мышления у детей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №10 «Гнездышко»(МБДОУ «Детский сад №10 «Гнездышко)658210 г. Рубцовск ул. Красная, 60тел.: 4-14-0...