Консультация для родителей на тему: «Игры для развития фонематического слуха»
консультация по логопедии

Шагина Анна Николаевна

Фонематический слух – это способность различать звуки речи, а также правильно воспринимать и воспроизводить их. Развитие этого навыка у детей важно для формирования правильной речи, успешного обучения чтению и письму. Вот несколько игр и упражнений, которые помогут родителям развивать фонематический слух у своих детей:

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Школа «КвантУм»

 дошкольное отделение – детский сад № 61

Консультация для родителей на тему:

«Игры для развития фонематического слуха»

Подготовила:

учитель-логопед Шагина А.Н.

 

с. Ершово, 2025 год

Фонематический слух – это способность различать звуки речи, а также правильно воспринимать и воспроизводить их. Развитие этого навыка у детей важно для формирования правильной речи, успешного обучения чтению и письму. Вот несколько игр и упражнений, которые помогут родителям развивать фонематический слух у своих детей:

1. Тишина

Простая дидактическая игра на развитие фонематического слуха тренирует умение различать неречевые звуки. Ребенок сидит в комнате или на улице, закрывает глаза и слушает тишину 1-2 минуты. Разговаривать в момент игры нельзя. Если занятие проводится на прогулке, организовать полное отсутствие звуков сложно, поэтому под тишиной понимаются все шорохи, сигналы машин, пение птиц.

Когда взрослый разрешит, ребенок открывает глаза и описывает свои впечатления от игры, подробно рассказывает, что он смог услышать в тишине.

2. «Найди игрушку».

Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого.

Дифференциация по ритму:

3. Игра «Кто стучится?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: иллюстрация к сказке «Три поросенка»

Описание игры: Говорим детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / (родитель отстукивает ритм, второй так: /-//, а волк стучится так: //- /. Родитель предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.

4. Игра «Повторяй за мной»

Цель этой игры – научить ребенка слышать и повторять звуки. Родитель произносит звук или слог, а ребенок повторяет его. Можно использовать разные гласные и согласные звуки, постепенно усложняя задачу добавлением сложных сочетаний звуков.

Пример: мама говорит «ма», ребёнок повторяет «ма». Затем мама добавляет новые слоги: «мо», «му», ребенок повторяет «ма», «мо», «му». Далее меняется последовательность слогов, добавляются новые слоги. Например: на-мо-му и т.д.

5. «Кто сказал?»

Эта игра помогает ребенку научиться различать голоса животных и людей. Родители могут имитировать звуки различных животных («мяу», «гав-гав»), а ребенок должен угадать, кто это был. Также можно менять интонацию голоса, чтобы ребенок учился различать тонкости звучания.

6. «Лови звук»

Игра направлена на развитие фонематического слуха, внимание. Можно проводить с детьми от 6 -7 лет.

Ребенок сидит напротив и внимательно слушает, какие звуки произносит родитель. Ребенок получает задание хлопать ладошками и ловить только определенный перед началом игры звук.

Родитель должен медленно произносить разные звуки, а между ними правильный. Если малыш хлопнул ладошками не вовремя, то есть поймал неверный звук, нужно указать ему на ошибку. В процессе игры желательно просить детей произносить все услышанные фонемы громко вслух.

7. «Что звучит?»

В этой игре родители предлагают ребёнку определить источник звука. Это может быть шум воды, звон колокольчика, шорох бумаги и т.п. Ребёнок должен попытаться понять, какой предмет издаёт тот или иной звук.

8. «Подбери рифму»

Рифмование помогает детям лучше осознавать структуру слов и их звучание. Родители называют слово, а дети должны подобрать к нему рифмы. Например:

котик - (бегемотик - животик)

дом - (лом, ком, сом, том)

капуста - (пусто, мангуста)

игрушка - (Петрушка, хлопушка, пушка, катушка)

зайчонок - (бочонок, лисенок)

ласка - (каска, маска, глазки) 

9. «Отгадай загадку»

Загадки помогают развить внимание к звукам и словам. Родителям стоит подбирать загадки, где ответ находится через фонетическое сходство или рифмовку. Например:

***

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую... (лису)

***

«Как бы мне пошла корона»,

Важно каркает... (ворона)

***

В лесу живёт,

Малину жуёт.

Весёлый топтыжка

- Кто же это?.. (мишка)

***

Прыгает далёко,

Плавает глубоко.

Весёлая квакушка

-Кто это?.. (лягушка)

***

В норке живёт.

Корку грызёт.

Серая малышка

- Кто же это?.. (мышка)

***

В небе кружит,

Весело жужжит.

Приземлился на сук

Кто же это?.. (жук)

***

Очень тоненько поёт,

Маму-курочку зовёт.

Жёлтенький ребёнок

- Кто это?.. (цыплёнок)

***

На небе живёт.

Садится и встаёт.

Светит в оконце

- Что же это?.. (солнце)

***

Громко лает,

Дом охраняет,

Большая забияка

- Кто это?.. (собака)

***

Встает на заре,

Поёт во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это?.. (петушок)

***

Птица черная кружится,

«Кар», - кричит она и злится.

Всем известная персона,

А зовут ее... (ворона)

***

Свернулся в клубочек

Пушистый комочек,

Розовый ротик

- Кто же это?.. (котик)

***

«И-го-го», - кричит ребёнок.

Значит, это... (жеребёнок)

***

Вяжет мама Длинный шарф,

Потому что сын... (жираф)

***

Пусть крыша течёт

И сломалась калитка,

Свой дом ни за что

Не покинет... (улитка)

***

Быстро прячется от страха

В панцирь твердый... (черепаха)

***

Куда ведёт подземный ход?

Об этом знает только... (крот)

***

Он соло пел среди ветвей.

Певца назвали... (соловей)

***

Почему-то не до игр,

Если рядом бродит... (тигр)

***

Жарким летом по горам

В шубе бегает... (баран)

***

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков,

Чик-чирик, не робей!

Я бывалый... (воробей)

***

Вместо носа - пятачок,

Вместо хвостика -  крючок,

Голосок визглив и звонок,

Кто же это?.. (поросёнок)

***

Только вышел из пелёнок

- Петушиться стал... (цыплёнок)

***

По реке плывет бревно

-  Ох и злющее оно!

Тем, кто в реку угодил,

Нос откусит... (крокодил)

***

«Ухвачу-ка! Проглочу-ка!»,

- Щёлкает зубами... (щука)

***

Прячьтесь, куры!

В небе ясном

Чёрной тенью

Кружит... (ястреб)

***

Апельсины и бананы

Очень любят... (обезьяны)

***

Как гора огромен он

- Очень добрый, добрый... (слон)

11. «Путаница»

Дети с дефектом фонематического слуха в речи путают звуки, игра путаница поможет справиться с этим недостатком. Сначала расскажите детям о том, что может произойти, если поставить неправильную букву в слово, как изменится его значение и смысл высказывания в целом.

Приведите простые, а желательно смешные примеры курьезных ситуаций. Например, Мишка любит есть сыр. Нужно сказать мышка, а медведи сыр не едят. Затем предложите детям исправить ошибки в словах и предложениях, что смысл высказывания был правильным:

Мы пришли кататься на большую Корку.

На болоте много скользких Мочек.

Иван построил новый Том.

12. «Испорченный телефон»

Играть нужно в компании, соберите группу из 5-8 участников. Первый участник загадывает слово, сначала из 2-3 слогов, и невнятно произносит его на ушко соседу. Следующий пытается понять, что услышал и передает слово сидящему рядом. И так по цепочке. Последний ребенок говорит понятое громко вслух. Дети сравнивают начальный и итоговый результат, разбирая, что в нем изменилось.

13. «Договори слог или слово»

Упражнение подходит для детей старшего дошкольного возраста и учеников начальной школы. Игра “Договори…” развивает слуховое внимание, сообразительность, расширяет словарный запас. Для детей младшего возраста используйте простые задания, где нужно подставить 1 слог к слову:

Мы продолжили иг… (ру).

Дом стоит на го… (ре).

Кипит наш самов… (ар).

У меня вед …(ро).

14. «Звуковые цепочки»

Игра заключается в том, чтобы придумать цепочку слов, каждое следующее начинается с последнего звука предыдущего. Например: кот – топор – рога – автобус.

15. «Назови первый/последний звук»

Родители показывают картинку или называют слово, а ребёнок должен назвать первый или последний звук в этом слове. Например, показывается картинка с яблоком, и ребёнок отвечает: «Яблоко начинается на «я», заканчивается на «о».

16. «Слова наоборот»

Задача состоит в том, чтобы перевернуть слово задом наперёд. Например, «кошка» превращается в «акшок». Такая игра развивает умение анализировать звуки в словах.

17. «Собери слово»

Для этой игры нужны карточки с буквами. Родитель выкладывает перед ребёнком буквы, из которых он должен собрать слово. Сначала можно использовать простые слова, такие как «кот», «дом», а потом переходить к более сложным.

Заключение

Эти игры помогут сделать процесс развития фонематического слуха увлекательным и интересным для ребёнка. Важно помнить, что регулярность занятий играет ключевую роль. Постарайтесь проводить занятия ежедневно, но не перегружайте ребёнка, чтобы обучение оставалось приятным и комфортным. Самое важное, не превращать игру в урок со строгими правилами. Выбирайте такие упражнения, который доставят ребенку радость от общения с вами и одновременно будут развивать в комплексе не только фонематический слух, но и память, внимание, мышление, красивую и правильную речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Игры для развития фонематического слуха"

Данная тема в последнее время стала очень актиальна, т.к дети старшего дошкольного возраста имеют нарушения фонематического слуха. А совсем не сложные игры помогут им в преодолении и развитии фонемати...

Статья на тему: «Игры на развитие фонематического слуха в подготовительной группе»

Упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие фонематического слуха, выявление отклонений на ранних этапах, помощь в подготовке к школе....

Консультация для родителей и педагогов: "Игры для развития фонематического слуха"

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных  фонемами данного языка.Развитие фонематического слуха у дошкольников можно &laq...

Консультация для родителей на тему: «Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста»

Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом  — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове.У дет...

Консультация для родителей на тему: «Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста»

Фонематический слух  — основной компонент восприятия речи —  способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. У детей формирование фонематического слуха происход...

Консультация для родителей на тему "Игры на развития фонематического слуха"

Игры, развивающие фонематический слух, расположены от простого к сложному....