Консультация для родителей на тему: «Игры для развития фонематического слуха»
консультация по логопедии
Фонематический слух – это способность различать звуки речи, а также правильно воспринимать и воспроизводить их. Развитие этого навыка у детей важно для формирования правильной речи, успешного обучения чтению и письму. Вот несколько игр и упражнений, которые помогут родителям развивать фонематический слух у своих детей:
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Школа «КвантУм»
дошкольное отделение – детский сад № 61
Консультация для родителей на тему:
«Игры для развития фонематического слуха»
Подготовила:
учитель-логопед Шагина А.Н.
с. Ершово, 2025 год
Фонематический слух – это способность различать звуки речи, а также правильно воспринимать и воспроизводить их. Развитие этого навыка у детей важно для формирования правильной речи, успешного обучения чтению и письму. Вот несколько игр и упражнений, которые помогут родителям развивать фонематический слух у своих детей:
1. Тишина
Простая дидактическая игра на развитие фонематического слуха тренирует умение различать неречевые звуки. Ребенок сидит в комнате или на улице, закрывает глаза и слушает тишину 1-2 минуты. Разговаривать в момент игры нельзя. Если занятие проводится на прогулке, организовать полное отсутствие звуков сложно, поэтому под тишиной понимаются все шорохи, сигналы машин, пение птиц.
Когда взрослый разрешит, ребенок открывает глаза и описывает свои впечатления от игры, подробно рассказывает, что он смог услышать в тишине.
2. «Найди игрушку».
Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого.
Дифференциация по ритму:
3. Игра «Кто стучится?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.
Оборудование: иллюстрация к сказке «Три поросенка»
Описание игры: Говорим детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / (родитель отстукивает ритм, второй так: /-//, а волк стучится так: //- /. Родитель предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.
4. Игра «Повторяй за мной»
Цель этой игры – научить ребенка слышать и повторять звуки. Родитель произносит звук или слог, а ребенок повторяет его. Можно использовать разные гласные и согласные звуки, постепенно усложняя задачу добавлением сложных сочетаний звуков.
Пример: мама говорит «ма», ребёнок повторяет «ма». Затем мама добавляет новые слоги: «мо», «му», ребенок повторяет «ма», «мо», «му». Далее меняется последовательность слогов, добавляются новые слоги. Например: на-мо-му и т.д.
5. «Кто сказал?»
Эта игра помогает ребенку научиться различать голоса животных и людей. Родители могут имитировать звуки различных животных («мяу», «гав-гав»), а ребенок должен угадать, кто это был. Также можно менять интонацию голоса, чтобы ребенок учился различать тонкости звучания.
6. «Лови звук»
Игра направлена на развитие фонематического слуха, внимание. Можно проводить с детьми от 6 -7 лет.
Ребенок сидит напротив и внимательно слушает, какие звуки произносит родитель. Ребенок получает задание хлопать ладошками и ловить только определенный перед началом игры звук.
Родитель должен медленно произносить разные звуки, а между ними правильный. Если малыш хлопнул ладошками не вовремя, то есть поймал неверный звук, нужно указать ему на ошибку. В процессе игры желательно просить детей произносить все услышанные фонемы громко вслух.
7. «Что звучит?»
В этой игре родители предлагают ребёнку определить источник звука. Это может быть шум воды, звон колокольчика, шорох бумаги и т.п. Ребёнок должен попытаться понять, какой предмет издаёт тот или иной звук.
8. «Подбери рифму»
Рифмование помогает детям лучше осознавать структуру слов и их звучание. Родители называют слово, а дети должны подобрать к нему рифмы. Например:
котик - (бегемотик - животик)
дом - (лом, ком, сом, том)
капуста - (пусто, мангуста)
игрушка - (Петрушка, хлопушка, пушка, катушка)
зайчонок - (бочонок, лисенок)
ласка - (каска, маска, глазки)
9. «Отгадай загадку»
Загадки помогают развить внимание к звукам и словам. Родителям стоит подбирать загадки, где ответ находится через фонетическое сходство или рифмовку. Например:
***
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую... (лису)
***
«Как бы мне пошла корона»,
Важно каркает... (ворона)
***
В лесу живёт,
Малину жуёт.
Весёлый топтыжка
- Кто же это?.. (мишка)
***
Прыгает далёко,
Плавает глубоко.
Весёлая квакушка
-Кто это?.. (лягушка)
***
В норке живёт.
Корку грызёт.
Серая малышка
- Кто же это?.. (мышка)
***
В небе кружит,
Весело жужжит.
Приземлился на сук
Кто же это?.. (жук)
***
Очень тоненько поёт,
Маму-курочку зовёт.
Жёлтенький ребёнок
- Кто это?.. (цыплёнок)
***
На небе живёт.
Садится и встаёт.
Светит в оконце
- Что же это?.. (солнце)
***
Громко лает,
Дом охраняет,
Большая забияка
- Кто это?.. (собака)
***
Встает на заре,
Поёт во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это?.. (петушок)
***
Птица черная кружится,
«Кар», - кричит она и злится.
Всем известная персона,
А зовут ее... (ворона)
***
Свернулся в клубочек
Пушистый комочек,
Розовый ротик
- Кто же это?.. (котик)
***
«И-го-го», - кричит ребёнок.
Значит, это... (жеребёнок)
***
Вяжет мама Длинный шарф,
Потому что сын... (жираф)
***
Пусть крыша течёт
И сломалась калитка,
Свой дом ни за что
Не покинет... (улитка)
***
Быстро прячется от страха
В панцирь твердый... (черепаха)
***
Куда ведёт подземный ход?
Об этом знает только... (крот)
***
Он соло пел среди ветвей.
Певца назвали... (соловей)
***
Почему-то не до игр,
Если рядом бродит... (тигр)
***
Жарким летом по горам
В шубе бегает... (баран)
***
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков,
Чик-чирик, не робей!
Я бывалый... (воробей)
***
Вместо носа - пятачок,
Вместо хвостика - крючок,
Голосок визглив и звонок,
Кто же это?.. (поросёнок)
***
Только вышел из пелёнок
- Петушиться стал... (цыплёнок)
***
По реке плывет бревно
- Ох и злющее оно!
Тем, кто в реку угодил,
Нос откусит... (крокодил)
***
«Ухвачу-ка! Проглочу-ка!»,
- Щёлкает зубами... (щука)
***
Прячьтесь, куры!
В небе ясном
Чёрной тенью
Кружит... (ястреб)
***
Апельсины и бананы
Очень любят... (обезьяны)
***
Как гора огромен он
- Очень добрый, добрый... (слон)
11. «Путаница»
Дети с дефектом фонематического слуха в речи путают звуки, игра путаница поможет справиться с этим недостатком. Сначала расскажите детям о том, что может произойти, если поставить неправильную букву в слово, как изменится его значение и смысл высказывания в целом.
Приведите простые, а желательно смешные примеры курьезных ситуаций. Например, Мишка любит есть сыр. Нужно сказать мышка, а медведи сыр не едят. Затем предложите детям исправить ошибки в словах и предложениях, что смысл высказывания был правильным:
Мы пришли кататься на большую Корку.
На болоте много скользких Мочек.
Иван построил новый Том.
12. «Испорченный телефон»
Играть нужно в компании, соберите группу из 5-8 участников. Первый участник загадывает слово, сначала из 2-3 слогов, и невнятно произносит его на ушко соседу. Следующий пытается понять, что услышал и передает слово сидящему рядом. И так по цепочке. Последний ребенок говорит понятое громко вслух. Дети сравнивают начальный и итоговый результат, разбирая, что в нем изменилось.
13. «Договори слог или слово»
Упражнение подходит для детей старшего дошкольного возраста и учеников начальной школы. Игра “Договори…” развивает слуховое внимание, сообразительность, расширяет словарный запас. Для детей младшего возраста используйте простые задания, где нужно подставить 1 слог к слову:
Мы продолжили иг… (ру).
Дом стоит на го… (ре).
Кипит наш самов… (ар).
У меня вед …(ро).
14. «Звуковые цепочки»
Игра заключается в том, чтобы придумать цепочку слов, каждое следующее начинается с последнего звука предыдущего. Например: кот – топор – рога – автобус.
15. «Назови первый/последний звук»
Родители показывают картинку или называют слово, а ребёнок должен назвать первый или последний звук в этом слове. Например, показывается картинка с яблоком, и ребёнок отвечает: «Яблоко начинается на «я», заканчивается на «о».
16. «Слова наоборот»
Задача состоит в том, чтобы перевернуть слово задом наперёд. Например, «кошка» превращается в «акшок». Такая игра развивает умение анализировать звуки в словах.
17. «Собери слово»
Для этой игры нужны карточки с буквами. Родитель выкладывает перед ребёнком буквы, из которых он должен собрать слово. Сначала можно использовать простые слова, такие как «кот», «дом», а потом переходить к более сложным.
Заключение
Эти игры помогут сделать процесс развития фонематического слуха увлекательным и интересным для ребёнка. Важно помнить, что регулярность занятий играет ключевую роль. Постарайтесь проводить занятия ежедневно, но не перегружайте ребёнка, чтобы обучение оставалось приятным и комфортным. Самое важное, не превращать игру в урок со строгими правилами. Выбирайте такие упражнения, который доставят ребенку радость от общения с вами и одновременно будут развивать в комплексе не только фонематический слух, но и память, внимание, мышление, красивую и правильную речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей...

Консультация для воспитателей на тему: "Игры для развития фонематического слуха"
Данная тема в последнее время стала очень актиальна, т.к дети старшего дошкольного возраста имеют нарушения фонематического слуха. А совсем не сложные игры помогут им в преодолении и развитии фонемати...

Статья на тему: «Игры на развитие фонематического слуха в подготовительной группе»
Упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие фонематического слуха, выявление отклонений на ранних этапах, помощь в подготовке к школе....

Консультация для родителей и педагогов: "Игры для развития фонематического слуха"
Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.Развитие фонематического слуха у дошкольников можно &laq...

Консультация для родителей на тему: «Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста»
Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове.У дет...

Консультация для родителей на тему: «Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста»
Фонематический слух — основной компонент восприятия речи — способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. У детей формирование фонематического слуха происход...

Консультация для родителей на тему "Игры на развития фонематического слуха"
Игры, развивающие фонематический слух, расположены от простого к сложному....
