Консультация для родителей и педагогов: "Игры для развития фонематического слуха"
консультация по развитию речи

Крайнюченко  Наталья  Юрьевна

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных  фонемами данного языка.

Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Эти упражнения помогут детям распознавать заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_fonematicheskiy_sluh.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития фонематического слуха

1. Игра «Замени звук»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи:  - Познакомить детей со звуком [ч].

               - Учить детей путем замены одного звука образовывать новые слова.

               - Уточнить лексическое значение слов: ткач, кулик, кулич, галка, грамм.

Ход игры

Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с Вами поиграем со звуком [ч] .

- Давайте вспомним, какой звук [ч] -гласный или согласный? (отвечает один ребенок), звонкий или глухой? (отвечает один ребенок), твердый или мягкий? (отвечает один ребенок).

- Ребята, запомните все, что звук [ч] – всегда мягкий. У него нет старшего брата.

- Я буду произносить вам слова, в которых необходимо заменить первый или последний звук на звук [ч] . Слушайте внимательно и заменяйте где это необходимо. (Спрашивать детей не хором, а по одному).

         В Р А Г – В Р А Ч                     Т К А Н Ь – Т К А Ч

         Г Р А М М – Г Р А Ч                М Е Л – М Е Ч

         М А С Т Ь – Ч А С Т Ь              К Л Ю В – К Л Ю Ч

         К У Л И К – К У Л И Ч            К А Ш А – Ч А Ш А

         Г А Й К А – Ч А Й К А            Х У Д О – Ч У Д О

- Дети, скажите, вы знаете значение всех этих слов? Кто скажет, что такое ткач, кулик, кулич, масть (если детям незнакомо значение того или иного слова, то необходимо им его объяснить).

Лексическое значение слов

Грамм - мера веса веществ.

Кулик - птица.

Кулич - сдобное изделие, которое готовят на Пасху.

2. «Доскажи звук»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи:    - Познакомить детей со звуком [Р’].

                 - Закрепить навыки восприятия и произношения звука [Р’]

Ход игры

Вначале логопед вместе с детьми произносит звук [Р’] и выясняет согласный он или гласный, твердый или мягкий.

Логопед произносит слова, без последнего звука, дети должны сами произнести его, а затем повторить эти слова с последним слогом. ФОНА...[Р’]

              СНЕГИ...[Р’]                   ЯНТА...[Р’]

              БУКВА...[Р’]                   СЛОВА...[Р’]

              ГЛАВА...[Р’]                       ЯКО...[Р’]

              УГО...[Р’]                        РЫЦА...[Р’]

             ЛОДЫ...[Р’]                     КОЗЫ...[Р’]

             ЛАГЕ...[Р’]                       ХО...[Р’]

             КО...[Р’]                            ХВО...[Р’]

              ЦА...[Р’]                           ЛА...[Р’]

             ЗВЕ...[Р’]                          ФОНА...[Р’]

3. «Замени первый звук»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи:       - Закрепить правильную артикуляцию звука [л’].

  • Следить за четким произношением звука [л ’].

Логопед: Здравствуйте дети, сегодня на занятии мы будем играть со звуком [л’]. Но прежде чем мы начнем играть, давайте вспомним, что делают наши губы, зубы и язык, когда мы произносим звук [л’]?

Дети: Когда мы произносим звук [л’], наши губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка касается бугорков за верхними зубами.

Логопед: Молодцы ребята, а теперь давайте поиграем. Сейчас я буду говорить вам слова, а вы постарайтесь заменить первый звук этого слова на звук [л’].

Ход игры:     Логопед: Мёд - Дети: Лёд.

(Рейка – Лейка, Пень – Лень, Вес – Лес, Зев – Лев, Пекарь – Лекарь, Репка – Лепка, Печенье – Леченье).

Логопед: Молодцы дети. Давайте вспомним, на какой звук мы заменяли первый звук в этих словах. Дети: Мы заменяли первый звук на звук [л’], и получились новые слова.

4. «Придумай слово»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи:      - Закрепить навыки различия на слух звуков [л]-[р].

                   - Закрепить навыки правильного употребления в речи звуков [л]-[р].

Ход игры

Логопед: Сегодня мы с вами поиграем со звуками [л] и [р] . Давайте все вместе произнесем сначала звук [р], а затем звук [л] .

Дети: [р], [л].

Логопед: Я буду называть группу слов, а вы будете вставлять звук [р] в слово, он должен быть вторым по порядку.

       Логопед: Пуд - Дети: Пруд.

       (Кот – Крот, Бак – Брак, Бык – Брык, Кошка – Крошка, Тон – Трон)

Логопед: В следующих словах вторым по порядку должен быть звук [л].

       Логопед: Газ - Дети: Глаз.

(Бок – Блок, Пан – План, Сон – Слон, Пот – Плот).

Логопед: Теперь я буду по очереди называть слово, то из одной группы, то из другой, а вы сообразите, какой звук нужно вставить в слово, чтобы оно звучало правильно.

       Логопед: Сон - Дети: Слон.

       Логопед: Пот - Дети: Плот.

       Логопед: Тон - Дети: Трон.

       Логопед: Газ - Дети: Глаз.

       Логопед: Кот - Дети: Крот.

Логопед: Молодцы дети. А теперь скажите, с какими звуками мы сегодня играли?

Дети: [р], [л].

Логопед: Скажите, чем отличаются звук [р] от звука [л].

Дети: При произнесении звука [р], наш язычок дрожит, а при произнесении звука [л] язычок прячется за верхние зубки.

5. «Измени слово»

Цель: Развитие фонематического слуха, образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением с добавлением звука [ц].

Задачи:    - Учить детей добавлять звук [ц] в новые слова.

Оборудование: Картинный материал (дерево, блюдо, зеркало, болото), логопедическое пособие «Логопедия 550».

Ход занятия:    Дети с логопедом рассматривают картинки.

Логопед: Ребята, я сейчас буду называть предмет, и показывать их на картинке.

- А вы будете называть этот предмет ласково, так что бы в новых словах был звук [ц].

- Например: я буду говорить – «окно», а вы ласково «оконце».

       Логопед: Дерево - Дети: Деревце.

       (Блюдо – Блюдце, Зеркало – Зеркальце, Болото – Болотце).

Логопед хвалит детей и предлагает им повторить все слова.

Логопед: А теперь назовите одинаковый звук, который встречается во всех ласковых словах.  Дети: Звук [ц].

6. «Доскажи словечко»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи:     - Продолжать знакомить со звуком [ж].

                  - Закреплять навыки правильного употребления в речи слов со звуком [ж].

Ход игры

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами продолжаем играть со звуком [ж]. Давайте все вместе произнесем звук [ж].

Дети: [ж].

Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду рассказывать стишки, а вы будете мне помогать, угадывая последнее слово. Обратите внимание, слова, которые вы будете отгадывать должны начинаться со звука [ж]. Все поняли? Отвечаем хором.

     Лежебока рыжий кот                   Вяжет мама длинный шарф,

     Отлежал себе... (живот).              Потому что сын... (жираф).

Логопед: Молодцы! Давайте теперь вспомним слова, которые вы отгадывали.

Дети: Жираф, живот.

Логопед: На какой звук начинаются эти слова?

Дети: На звук [ж].

Логопед: Теперь вспомним, звук [ж] гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Логопед: Звук [ж] твердый или мягкий?

Дети: Твердый.

Логопед: Кто скажет, звук [ж] звонкий или глухой?

Дети: Звук [ж] – звонкий

7. «Хлопни в ладоши»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи: Закрепить навыки восприятия правильного произношения в собственной речи звука [ш].

Ход игры

Логопед: Сейчас мы с вами поиграем со звуком [ш]. Давайте вместе со мной пошипим, как это делает змея.

Логопед: Молодцы ребята!

Логопед: Теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Хлопни в ладоши».

- Приготовим наши с вами ладошки. Я буду вам называть слоги, а вы будете должны хлопнуть в ладоши, когда услышите слог со звуком [ш].

СА-ША-ЖУ-ШИ-ИЩ-МА-СЫ-ЩА-ШУ-ЧИ-ЖИ

Логопед: Теперь я буду вам называть слова, а вы, ребята, должны будете хлопать в ладоши, когда услышите слово со звуком [ш].

КУШЕТКА-ПЛОЩАДЬ-ПОЛУШУБОК-ШУРШАТЬ-СКОВОРОДА-ЛЯГУШКА

Логопед: Молодцы!

8. «Замени звук»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи: Закреплять навыки правильного произношения звука [щ].

Ход игры

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами будем играть со словами. В этих словах мы будем заменять первый звук на звук [щ]. Например: слово «кепка», заменяем звук [к,] на звук [щ] в этом слове, получается слово «щепка». Все поняли задание?

Дети: Да.

Логопед: Кит, а получится?

Дети: Щит.

Логопед: Правильно, молодцы. А что получится из слова «тучка», если заменить в нем звук [т] на звук [щ]?

Дети: Щучка.

Логопед: Тетка.

Дети: Щетка.

Логопед: Река.

Дети: Щека.

Логопед: Молодцы, ребята. А кто теперь скажет мне, с каким мы играли сегодня звуком?

Дети: Со звуком [щ].

9. «Узнай звук»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи:

Познакомить детей со звуком [с].

Закрепить навыки восприятия на слух и правильного употребления в речи звука [с].

Ход игры

Логопед: Дети, сегодня мы поиграем со звуком [с]. Давайте произнесем его. Звук [с] – согласный или гласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой?

Дети: Дети повторяют звук [с].

Логопед: Ребята, сейчас я расскажу вам стихотворение, а вы внимательно его послушайте.

       Цапля важная, носатая,

       Целый день стоит, как статуя.

       Пес тоскует на цепи

       На попробуй отцепи.

Логопед: Я рассказала вам стихотворение, где в словах слышится звук [с]. Ребята, кто услышал звук [с] в стихотворении, поднимите руки.

Дети: Дети поднимают руки.

Логопед: А сейчас я вам еще раз расскажу стихотворение, а вы, если услышите в словах стихотворения звук [с] поднимите правую руку.

Дети поднимают правую руку.

Логопед: Ребята, кто мне скажет, с каким звуком мы сегодня играли?

Дети: Мы играли со звуком [с].

10. «Угадай звук»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи:

Познакомить детей со звуком [з].

Закрепить навык распознания на слух звук [з].

Закрепить навык правильного употребления в речи звука [з].

Оборудование: Картинный материал (заяц, зонт, зуб, зима).

Ход игры

Логопед: Дети, сегодня на нашем занятии мы поиграем со звуком [з]. Давайте все вместе его произнесем.

Дети: [З...З...З...]

Логопед: А теперь попоем как комарики.

Дети: [З...З...З...]

Логопед: Молодцы! Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай звук». Для этого рассмотрим картинки и все вместе проговорим, что на них изображено.

Дети: Заяц, зонт, зуб, замок.

Логопед: Кто очень внимательный, тот назовет на какой звук начинаются названия картинок?

Дети: Все слова начинаются на звук [з].

Логопед: Произнесем еще раз звук [з].

Дети: [З...З...З...]

Логопед: Теперь вспомним, какой у нас звук [з] согласный или гласный?

Дети: Звук [з] – согласный.

Логопед: Звук [з] – звонкий или глухой?

Дети: Звук [з] – звонкий.

Логопед: Звук [з] -- мягкий или твердый?

Дети: Звук [з] твердый.

Логопед: Молодцы ребята! Еще раз вспомним, с каким звуком мы сегодня играли на занятии?

Дети: Со звуком [з].

11. «Доскажи звук»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи:   - Закрепить навык четкого произношения звука [л] в словах.

                - Учить определять позицию звука в словах.

                - Закрепить навыки деления слова на слоги.

Оборудование: Картинки с изображением предметов, в названии которых слышится [л].

Ход игры:   Логопед: Сейчас я буду произносить слова без последнего звука. Вы должны добавлять к ним последний звук [л] и произносить слова целиком. Словарный материал :

ЗА...,    СТУ...,   СТО...,   ПЕНА...,   ЩЕГО...,   ВОКЗА…,  ЗАСНУ...,   ЗАБЫ...,  ПЕЛ...

Повторение с детьми характеристики звука [л] Звук [л] – согласный, твердый, звонкий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и гра...

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»

Данный материал  поможет познакомить родителей с понятием фонематический слух, с  играми и упражнениями для развития фонематического слуха, дает рекомендации об использовании речевых игр дом...

Консультация для родителей «Как можно проверить уровень развития фонематического слуха у своего ребенка?»

С начала учебного года в нашем детском саду стартовал практико-ориентированный логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет «Фонематическая мозаика»....

Консультация для родителей на тему: «Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста»

Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом  — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове.У дет...

Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ»

Представляю вам игры для детей и родителей, в которых можно использовать предметы домашнего обихода....