Главные вкладки

    Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

    Данный материал  поможет познакомить родителей с понятием фонематический слух, с  играми и упражнениями для развития фонематического слуха, дает рекомендации об использовании речевых игр дома.  Способствует  укреплению  детско – родительских отношений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_fonematicheskogo_sluha.docx21.43 КБ
    Файл razvitie_fonematicheskogo_sluha.docx21.43 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»

    Цель: Познакомить родителей с понятием фонематический слух. Познакомить родителей с  играми и упражнениями для развития фонематического слуха. Дать рекомендации об использовании речевых игр дома. Укреплять детско – родительские отношения.

    Ход:

    Это значит, что на занятиях по обучению грамоте  мы учим детей слышать звуки в слове, определять их место в слове, их количество. Это очень сложное умение, оно предполагает способность ребенком вслушиваться в речь, держать в памяти услышанное слово, названный звук. Так же особенностью этого курса является использование звуковой символики. Каждому звуку соответствует определенная звуковая картинка, благодаря которым дети четко усваивают разницу между звуком и буквой, легче овладевают навыками соединения звуков в слоге (н-р: звук [а] обозначается картинкой, где изображена девочка Аня). У каждого звука есть свой хозяин - «звуковичок». Он помогает определять детям характеристику звука, «звуковички», обозначающие гласные звуки в красных башмачках и без шляпок. Хозяева звонких согласных звуков имеют колпачки-звоночки, а глухих согласных звуков - темные соломенные шляпки. У мягких согласных звуков ботиночки зеленого цвета, а у твердых - синего.

    Обучение проходит в занимательной игровой форме с использованием речевых игр и упражнений. Результаты последних занятий показали, что у ребят возникают затруднения в умении слышать звук и определять его место в слове. Для решения это задачи, на занятиях я использую разнообразные речевые игры:

    1) Игра «Любопытный».

    Правила игры: на любой вопрос можно называть только те слова, которые начинаются со звука п-р: [Б].

    -  Где был? - На балконе.

    -  Кого видел? - Бульдога.

    - Куда собираешься? - В булочную.

    - Что будешь покупать? - Баранки и т.д.

    2) Игра «Загадай любимую игрушку».

    Правила: ребёнок называет первый и последний звуки названия любимой игрушки, а другие дети отгадывают. Например, [М'- А] - мишка. Аналогично загадывают овощи, фрукты, цветы и т.д.

    3) Игра «соревнование».

    Правила: воспитатель называет любой звук и спрашивает

    а)  кто больше назовёт слов, начинающихся с этого звука?

    б)  кто знает больше слов, оканчивающихся на этот звук?

    4) Детская игра «Кто больше?» (или «Подбери слова по схеме»).

    Правила: Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть схемы слов. Что обозначает первая схема? (это слово, в котором, например звук [С] слышится в начале).

    Заданный звук изображен с помощью условной картинки (картинка, где изображено, как свистит насос).

    Воспитатель предлагает подобрать слова к этой схеме (сахар, слон, сушка).

    Аналогично рассматривается остальные схемы, где заданный звук слышится в середине и в конце слова. За правильный ответ - фишка. В конце игры выбирает победителя. Аналогично, играете с другими звуками.

    5) Игра « Добавь звук».

    Правила: Какое слово получится, если добавить звук, например: [К] в конце слова:

    вол - волк

    рыба - рыбак

    завтра - завтрак

    пар - парк

    Добавить звук [Т] в конце слова: спор - спорт бор - борт бра - брат сор - сорт и т.д

    6) Игра « Отними звук».

    Правила: Какое слово получится, если убрать первый звук: косы - осы крот - рот смех - мех

    гром, шинель, зверь, клей, скот, плуг, укол и т.д.

    7) Игра « Вставь пропущенный звук».

    Правила: Дети вставляют звук, например: [Л] так , чтобы он стал вторым в слове, которое произносит воспитатель:

    Кок - клок; пот - плот; бок - блок; сон, куб, сова, кубок, сух, газ, пан.

    Или звук [Р] :

    Ковать - кровать; кошка - крошка; топка - тропка; дать, кот, битва, тон, дама, такт и т.д.

    8) Игра « Угадай какое слово».

    Правила: дети на слух составляют новые слова по первым, вторым, последним звукам, произносимых слов ( или по первым, вторым, последним звукам в название картинок). Например:

    ворона - [В]

    ракета - [Р]

    астра - [А]

    чайка - [Ч']

    огонь - [О]

    арбуз - [А]

    бак - [Б]

    очки - [О]

    нос - [Н]

    кенгуру - [К]

    волк - [В]

    9) Детская игра «Звучащий поезд».

    Цель: закреплять умение детей слышать и определять заданный звук в разных частях слова.

    Правила: воспитатель показывает картинку, например: слона и предлагает ребенку определить в какой части слова слышится, например звук [Л]. Ребёнок определяет заданный звук в слове и вкладывает его в первый, в средний или в последний вагончик поезда.

    10) Детская игра « Одень слово».

    Цель: закреплять знание детьми акустических характеристик звука. Упражнять в умении производить звуковой анализ слов.

    Ребёнку предлагается картинка, например: мак. А также: карточка, которая разделена на столько частей, сколько звуков в слове; и красные, синие, зелёные квадратики, которые обозначают акустические характеристики звуков. Нужно выложить разноцветные квадратики так, чтобы они соответствовали звукам в названии картинки и объяснить свой выбор.

    Например:

    М                                               К

    синий              красный              синий

     

    твердый                                    твердый

    согл. звук                                  согл.

    гласный                                    звук
    звук

    Для закрепления умения детьми слышать заданный звук и определять его место в слове можно использовать также речевые игры:

    «Назови первый звук в слове».

    «Назови последний звук в слове».

    «Придумай слова, в которых заданный звук был бы: в начале, в середине, в конце слова».

    «Назови первый и последний звук в слове». Например: банан - [Б-Н].

    «Подбери слово так, чтобы первый звук был, например: [К], а последний - [Ш] (карандаш, камыш).

    «Какой звук потерялся».

    Предложить ребенку прослушать предложение. В одном из слов специально не проговаривается первый звук. Ребёнок внимательно вслушивается и говорит какое слово было произнесено не правильно, произносит его правильно, указывая какой звук был потерян. Например: В небе летит ... амолёт.

    В каком слове не хватает одного звука: (самолет). Какой это звук? (твердый согласный звук [С]). Каким он находится в слове? (первым). Повтори предложение правильно.

    «Цепочка слов».

    Игроки по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима - арбуз - заяц - цапля - яйцо - очки - игла.

    «Сравни первые звуки в слове».

    Например: предложит пары слов тапки - тень (В слове тапки слышим твердый согласный звук [Т], а в слове тень - мягкий согласный звук [Т']).

    «Назови слова на каждый звук в слове».

    Объяснить ребенку, что в слове есть звуки, они идут один за другим. Предложить по очереди придумать слова на каждый звук в слове. Начинать надо со слова от 3 звуков.

    Например:

    Сок: соска, очки, куклы, суп, обруч капуста и т.д.

    При совместной работе воспитателя и родителей можно добиться наибольших успехов в подготовке ребенка к обучению в школе.



    Предварительный просмотр:

     

    Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»

    Цель: Познакомить родителей с понятием фонематический слух. Познакомить родителей с  играми и упражнениями для развития фонематического слуха. Дать рекомендации об использовании речевых игр дома. Укреплять детско – родительские отношения.

    Ход:

    Это значит, что на занятиях по обучению грамоте  мы учим детей слышать звуки в слове, определять их место в слове, их количество. Это очень сложное умение, оно предполагает способность ребенком вслушиваться в речь, держать в памяти услышанное слово, названный звук. Так же особенностью этого курса является использование звуковой символики. Каждому звуку соответствует определенная звуковая картинка, благодаря которым дети четко усваивают разницу между звуком и буквой, легче овладевают навыками соединения звуков в слоге (н-р: звук [а] обозначается картинкой, где изображена девочка Аня). У каждого звука есть свой хозяин - «звуковичок». Он помогает определять детям характеристику звука, «звуковички», обозначающие гласные звуки в красных башмачках и без шляпок. Хозяева звонких согласных звуков имеют колпачки-звоночки, а глухих согласных звуков - темные соломенные шляпки. У мягких согласных звуков ботиночки зеленого цвета, а у твердых - синего.

    Обучение проходит в занимательной игровой форме с использованием речевых игр и упражнений. Результаты последних занятий показали, что у ребят возникают затруднения в умении слышать звук и определять его место в слове. Для решения это задачи, на занятиях я использую разнообразные речевые игры:

    1) Игра «Любопытный».

    Правила игры: на любой вопрос можно называть только те слова, которые начинаются со звука п-р: [Б].

    -  Где был? - На балконе.

    -  Кого видел? - Бульдога.

    - Куда собираешься? - В булочную.

    - Что будешь покупать? - Баранки и т.д.

    2) Игра «Загадай любимую игрушку».

    Правила: ребёнок называет первый и последний звуки названия любимой игрушки, а другие дети отгадывают. Например, [М'- А] - мишка. Аналогично загадывают овощи, фрукты, цветы и т.д.

    3) Игра «соревнование».

    Правила: воспитатель называет любой звук и спрашивает

    а)  кто больше назовёт слов, начинающихся с этого звука?

    б)  кто знает больше слов, оканчивающихся на этот звук?

    4) Детская игра «Кто больше?» (или «Подбери слова по схеме»).

    Правила: Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть схемы слов. Что обозначает первая схема? (это слово, в котором, например звук [С] слышится в начале).

    Заданный звук изображен с помощью условной картинки (картинка, где изображено, как свистит насос).

    Воспитатель предлагает подобрать слова к этой схеме (сахар, слон, сушка).

    Аналогично рассматривается остальные схемы, где заданный звук слышится в середине и в конце слова. За правильный ответ - фишка. В конце игры выбирает победителя. Аналогично, играете с другими звуками.

    5) Игра « Добавь звук».

    Правила: Какое слово получится, если добавить звук, например: [К] в конце слова:

    вол - волк

    рыба - рыбак

    завтра - завтрак

    пар - парк

    Добавить звук [Т] в конце слова: спор - спорт бор - борт бра - брат сор - сорт и т.д

    6) Игра « Отними звук».

    Правила: Какое слово получится, если убрать первый звук: косы - осы крот - рот смех - мех

    гром, шинель, зверь, клей, скот, плуг, укол и т.д.

    7) Игра « Вставь пропущенный звук».

    Правила: Дети вставляют звук, например: [Л] так , чтобы он стал вторым в слове, которое произносит воспитатель:

    Кок - клок; пот - плот; бок - блок; сон, куб, сова, кубок, сух, газ, пан.

    Или звук [Р] :

    Ковать - кровать; кошка - крошка; топка - тропка; дать, кот, битва, тон, дама, такт и т.д.

    8) Игра « Угадай какое слово».

    Правила: дети на слух составляют новые слова по первым, вторым, последним звукам, произносимых слов ( или по первым, вторым, последним звукам в название картинок). Например:

    ворона - [В]

    ракета - [Р]

    астра - [А]

    чайка - [Ч']

    огонь - [О]

    арбуз - [А]

    бак - [Б]

    очки - [О]

    нос - [Н]

    кенгуру - [К]

    волк - [В]

    9) Детская игра «Звучащий поезд».

    Цель: закреплять умение детей слышать и определять заданный звук в разных частях слова.

    Правила: воспитатель показывает картинку, например: слона и предлагает ребенку определить в какой части слова слышится, например звук [Л]. Ребёнок определяет заданный звук в слове и вкладывает его в первый, в средний или в последний вагончик поезда.

    10) Детская игра « Одень слово».

    Цель: закреплять знание детьми акустических характеристик звука. Упражнять в умении производить звуковой анализ слов.

    Ребёнку предлагается картинка, например: мак. А также: карточка, которая разделена на столько частей, сколько звуков в слове; и красные, синие, зелёные квадратики, которые обозначают акустические характеристики звуков. Нужно выложить разноцветные квадратики так, чтобы они соответствовали звукам в названии картинки и объяснить свой выбор.

    Например:

    М                                               К

    синий              красный              синий

     

    твердый                                    твердый

    согл. звук                                  согл.

    гласный                                    звук
    звук

    Для закрепления умения детьми слышать заданный звук и определять его место в слове можно использовать также речевые игры:

    «Назови первый звук в слове».

    «Назови последний звук в слове».

    «Придумай слова, в которых заданный звук был бы: в начале, в середине, в конце слова».

    «Назови первый и последний звук в слове». Например: банан - [Б-Н].

    «Подбери слово так, чтобы первый звук был, например: [К], а последний - [Ш] (карандаш, камыш).

    «Какой звук потерялся».

    Предложить ребенку прослушать предложение. В одном из слов специально не проговаривается первый звук. Ребёнок внимательно вслушивается и говорит какое слово было произнесено не правильно, произносит его правильно, указывая какой звук был потерян. Например: В небе летит ... амолёт.

    В каком слове не хватает одного звука: (самолет). Какой это звук? (твердый согласный звук [С]). Каким он находится в слове? (первым). Повтори предложение правильно.

    «Цепочка слов».

    Игроки по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима - арбуз - заяц - цапля - яйцо - очки - игла.

    «Сравни первые звуки в слове».

    Например: предложит пары слов тапки - тень (В слове тапки слышим твердый согласный звук [Т], а в слове тень - мягкий согласный звук [Т']).

    «Назови слова на каждый звук в слове».

    Объяснить ребенку, что в слове есть звуки, они идут один за другим. Предложить по очереди придумать слова на каждый звук в слове. Начинать надо со слова от 3 звуков.

    Например:

    Сок: соска, очки, куклы, суп, обруч капуста и т.д.

    При совместной работе воспитателя и родителей можно добиться наибольших успехов в подготовке ребенка к обучению в школе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

    Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста....

    Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».

    Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и гра...

    «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» из опыта работы

    игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста...

    Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста

    Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста.Разработала воспитатель МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г.Волгодонска, Ростовской области: Мер...

    Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста. (5-6, 6-7 лет)

    Фонематическое восприятие — это способность воспринимать звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в ...