Картотека "Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Формирование слухового внимания, умение ориентироваться на фонему, развивать фонематический слух.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_fonematich._sluha.docx | 31.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
"Где прячется звук?"
Цель. Формирование умения находить заданный звук в словах
Оборудование. Предметные картинки
Ход игры. Педагог демонстрирует и называет детям картинки, в одной из которых есть заданный звук. Дети должны указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук
Усложнение. В двух картинках может быть заданный звук. Увеличение количества картинок. Близкие по звучанию звуки.
"Клубочек"
Цель. Формировать умение подбирать слова на заданный звук
Оборудование. Клубочек
Ход игры. Дети передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст: "По дорожке (Имя ) шла/шёл, Клубок ниточек нашла/нашёл, Вы слова на (заданный звук) скажите, Нашу нитку не порвите". Ребенок, у которого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше
Усложнение. Ребенок должен назвать несколько слов на заданный звук.
"Поймай звук"
Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук из ряда звуков
Ход игры. Педагог называет ряд звуков, дети выполняют одно из действий (по договоренности), когда слышат условленный звук (хлопают, топают, вскидывают руки вверх и т.п.)
"Поймай слово"
Цель. Развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.
Оборудование. Набор предметных картинок.
Ход игры. Педагог показывает картинку и называет её. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах педагог молча показывает картинку, а учащиеся проговаривают название картинки про себя и реагируют так же.
"Какой звук чаще всего слышим?"
Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.
Оборудование. Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Ход игры. Педагог произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.
Примерный материал.
"Кто в домике живет?"
Цель. Развитие умения определять наличие звука в слове.
Оборудование. Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.
Ход игры. Педагог объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [л] или [л’]. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.
"Хлопни-топни"
Цель. Развитие умения дифференцировать сходные звуки.
Оборудование. Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков
Ход игры. Дети должны хлопнуть, услышав в названии картинки один из позиционных звуков и топнуть, услышав другой
"Попугай"
Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему и различать созвучные фонемы.
Оборудование. Игрушка Попугай
Ход игры. Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя один из детей. Педагог произносит ряд слогов, ребенок повторяет.
Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п.
"Прохлопай как я"
Цель. Формировать слуховое внимание, развивать фонетический слух, чувство ритма.
Ход игры. Педагог прохлопывает определенный ритм, например: \ \\ \ \\ или \ \\\ \ и др. , ребенок повторяет.
Усложнение. Усложняется ритмический рисунок и темп.
"Весёлый бубен"
Цель. Формировать слуховое внимание, чувство ритма.
Оборудование.Бубен
Ход игры. Педагог прохлопывает определенный ритм на бубне, ребенок повторяет.
Усложнение. Усложняется ритмический рисунок и темп.
" Рисуем ритмы"
Цель. Формировать слуховое внимание, чувство ритма.
Оборудование. Карандаш, лист бумаги, карточки с готовыми ритмическими узорами.
Ход игры. Педагог предлагает детям воспроизвести ритм по готовому ритмическому рисунку, а затем самостоятельно зарисовать свой ритмический рисунок и прохлопать его.
"Эхо"
Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, различать близкие по звучанию фонемы.
Ход игры. Педагог создает игровую ситуацию, в соответствии с которой он гуляет в горах или в лесу, а дети изображают эхо. Педагог произносит сложные слова или скороговорки, а дети должны безошибочно повторить.
"Звук убежал"
Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему.
Ход игры. Педагог произносит слово, не договаривая последний звук. Дети должны правильно договорить слово и назвать звук, который "убежал".
Примерный речевой материал. Ма...(к), мо...(х), ро...(г), ко..(т), забо...(р) и т.д.
"Слог убежал"
Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, развивать фонетический слух.
Ход игры. Игра проводится после ознакомления детей с понятием "слог". Педагог произносит слово, не договаривая последний слог. Дети должны правильно договорить слово и назвать слог, который "убежал".
"Эхо"
Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, развивать навык слогового анализа слов.
Ход игры. Игра проводится после ознакомления детей с понятием "слог". Педагог произносит слово, а дети должны изобразить эхо, договорив только последний слог.
"Веселые квадратики"
Цель. Формирование слухового внимания, закрепление понятий "звук", "гласный", "согласный", "твердый согласный", "мягкий согласный".
Оборудование. Красный квадратик для обозначения гласных звуков, синий- для обозначения твердых согласных, зеленый - для обозначения мягких согласных звуков.
Ход игры. Педагог называет звук, а ребенок должен правильно показать соответствующий квадратик.
"Поймай гласный /согласный"
Цель. Формирование слухового внимания, закрепление понятий "звук", "гласный", "согласный".
Ход игры. Педагог называет звук, а ребенок должен хлопнуть в ладоши только если услышит гласный/согласный (по договоренности) звук.
"Малыш"
Цель. Формирование слухового внимания, умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости, закрепление понятий "звук", "согласный", "твердый согласный", "мягкий согласный".
Оборудование. Два домика: синий и зеленый для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков, мяч.
Ход игры. Педагог и ребенок распределяют роли "взрослого" и "малыша". "Взрослый" бросает мяч ребенку и называет твёрдый согласный, " малыш" смягчает предложенный звук и возвращает мяч "взрослому".
"Твердое и мягкое"
Цель. Формирование слухового внимания, умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости, закрепление понятий "звук", "согласный", "твердый согласный", "мягкий согласный".
Оборудование. Подушечка, кирпичик, предметные картинки с мягкими и твердыми согласными звуками в названии.
Ход игры. Педагог раздает картинки детям. Если в начале своего слова ребенок слышит твердый согласный, то он подходит к кирпичику, если мягкий - к подушечке.
"Путаница" ("Найди ошибку")
Цель. Научить детей дифференцировать близкие по звучанию звуки
Ход игры Педагог неправильно произносит слова или шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить.
Например: Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
"Отгадай слово" ("Собери слово")
Цель. Формировать навык звукового синтеза.
Оборудование. Для детей 5-6 лет допускается использовать картинки-подсказки
Ход игры. Педагог произносит слова, называя каждый звук отдельно: [м’], [а], [ч’]. Дети синтезируют звуки в слово. По мере освоения упражнения слова удлиняются, темп произношения меняется. Дети сами загадывают слова из звуков.
"Слова" (см. "Цепочка")
Цель. Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.
Оборудование. Мяч
Педагог называет первое слово и передает мяч ребенку, прочитав такое стихотворение:
Свяжем мы из слов цепочку,
Мяч не даст поставить точку.
или
Мяч передавай,
Слова называй
Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук последующего (весна – автобус – слон – нос – сова…).
"Цепочка"
Цель. Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.
Ход игры. Один из детей (или педагог) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т.д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.
"Первый и последний"
Цель. Формировать навык звукового анализа, умения выделять первый и последний звук в слове.
Оборудование. Мяч, картинки
Ход игры. Педагог раздает картинки детям и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок называет первый и последний звук, возвращая мяч. Число правильных ответов/ошибок фиксируется фишками.
"Назови по-порядку" (мяч)
Цель. Формировать навык звукового анализа, умения определять последовательность звуков в слове.
Оборудование. "Волшебная палочка", картинки.
Ход игры. Педагог раздает картинки детям и начинает передавать "волшебную палочку". Тот, у кого в руках оказывается палочка, называет по-порядку звуки из которых состоит слово на его картинке.
"Улиткины дорожки"
Цель. Формировать умение определять место заданного звука в слове.
Оборудование. Схемы "Улиткины дорожки", картинки, маленький мячик.
Ход игры. Педагог раздает картинки детям и начинает передавать мячик. Тот, у кого в руках оказывается мячик, называет место заданного звука в слове, ориентируясь на схемы-"улиткины дорожки".
"Живые звуки"
Цель. Учить находить место заданного звука в слове.
Ход игры. Игра проводится после того, как дети провели звуковой анализ какого-либо слова. Роль звука выполняют дети, которые по команде педагога должны занять своё место на схеме слова, нарисованной на асфальте.
"Звук на место"
Цель. Развитие умения устанавливать место звука в слове.
Оборудование. У педагога- набор предметных картинок. У каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная – если работа идет с гласным звуком, синяя – с согласным).
Ход игры. Педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.
"Где наш дом?"
Цель. Развитие фонетического слуха, умения определять количество звуков в слове.
Оборудование. Набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3,4 или 5).
Ход игры. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители ряда выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другого ряда. За каждый правильный ответ засчитывается очко. Выигравшим считается тот ряд, который наберет большее количество очков. Эта же игра может быть индивидуальной. В таком случае правильность ответа каждого оценивается фишкой.
"Считаем звуки"
Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.
Оборудование. Пуговицы или фишки
Ход игры. Педагог называет слово, ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество фишек.
"Звуковые дорожки"
Цель. Развитие умения установить последовательность звуков в слове; осуществление звукового анализа.
Оборудование. Прямоугольники, разделенные на клетки. Красные, синие и зеленые фишки или квадратики. Картинки
Ход игры. Каждый ребенок получает прямоугольник ("звуковую дорожку") и цветные квадратики для обозначения гласных, согласных твердых и мягких звуков. Каждому ребенку предлагается картинка. Ребенок должен проанализировать звуковой состав слова и выложить схему слова с помощью квадратиков.
"Придумай слово"
Цель. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза слов.
Ход игры. Проводится в подготовительной к школе группе, когда дети уже хорошо овладели звуковым анализом слов, слышат место звуков в словах.
Детям предлагается по уже нарисованной схеме слова придумать свои слова.
"Домики для слов"
Цель. Развитие умения установить последовательность звуков в слове; осуществление звукового анализа и синтеза.
Оборудование. Листы бумаги в крупную клетку, цветные карандаши или фишки (синий, зеленый, красный)
Ход игры. Каждый ребенок получает картинку и задание зарисовать схему слова ("поселить каждый звук в свою квартиру"). Дети используют для обозначения гласных звуков красный карандаш, для обозначения твердых согласных - синий, а для обозначения мягких согласных - зеленый и зарисовывают схему слова, предварительно самостоятельно произведя звуковой анализ слова.
Примечание. Игра проводится с детьми 6-7 лет при условии достаточного владения навыками звуко-слогового анализа.
"Сколько слогов?"
Цель. Закрепление навыков слогового анализа слов, развитие фонетического слуха.
Оборудование. Набор цифр у каждого ребенка, картинки.
Ход игры. Каждый ребенок получает картинку и задание подсчитать количество слогов в слове любым известным ему способом (прохлопав, подсчитав гласные и т.п) и показать цифру, соответствующую количеству слогов в лове.
Примечание. Игра проводится с детьми 6-7 лет при условии достаточного владения навыками звуко-слогового анализа.
Усложнение. Дети должны построиться в том порядке, который соответствует количеству слогов в их словах (педагог подбирает соответствующий материал)
"Какой звук спрятался в букве?"
Цель. Развите слухового внимания, фонетического слуха, закрепление понятий "звук", "гласный", "согласный", "твердый согласный" "мягкий согласный".
Оборудование. Буквы, игрушки.
Ход игры. Создается игровая ситуация, где игрушки-ученики в лесной школе, а ребенок-учитель. (В группе роль учителя может исполняться поочередно каждым ребенком) Ребенок получает букву и задание назвать звуки, которые прячутся в данной букве. Также он должен назвать каким/какими являются данные звук: гласными/согласными, твердыми/мягкими и объяснить почему.
Примечание. Игра проводится с детьми 6-7 лет при условии достаточного владения навыками звуко-слогового анализа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».
Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и гра...
«Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» из опыта работы
игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста...
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста.Разработала воспитатель МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г.Волгодонска, Ростовской области: Мер...
Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»
Данный материал поможет познакомить родителей с понятием фонематический слух, с играми и упражнениями для развития фонематического слуха, дает рекомендации об использовании речевых игр дом...
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста.
Фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе ф...
Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста(5-6 лет).
Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста(5-6 лет)....