Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста(5-6 лет).
консультация (старшая группа)

Пашутская ( Рудаковская )Оксана Алексеевна

Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста(5-6 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл комплекс игр17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста(5-6 лет).

"Где  прячется звук?"

Цель. Формирование умения находить заданный звук в словах

Оборудование. Предметные картинки

Ход игры. Педагог демонстрирует и называет детям картинки, в одной из которых есть заданный звук. Дети должны указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук

Усложнение. В двух картинках может быть заданный звук. Увеличение количества картинок. Близкие по звучанию звуки.

"Клубочек"

Цель. Формировать умение подбирать слова на заданный звук

Оборудование. Клубочек

Ход игры. Дети передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст: "По дорожке (Имя ) шла/шёл, Клубок ниточек нашла/нашёл, Вы слова на (заданный звук) скажите, Нашу нитку не порвите". Ребенок, у которого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше

Усложнение. Ребенок должен назвать несколько слов на заданный звук.

"Поймай звук"

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук из ряда звуков

Ход игры. Педагог называет ряд звуков, дети выполняют одно из действий (по договоренности), когда слышат условленный звук (хлопают, топают, вскидывают руки вверх и т.п.)

"Поймай слово"

Цель. Развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.

Оборудование. Набор предметных картинок.

Ход игры. Педагог показывает картинку и называет её. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах педагог молча показывает картинку, а учащиеся проговаривают название картинки про себя и реагируют так же.

"Какой звук чаще всего слышим?"

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.

Оборудование. Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.

Ход игры. Педагог произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.

Примерный материал.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Гусь Гога и гусь Гага 

Друг без друга ни шага.

Зоиного зайку зовут Зазнайкой.

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

Ученик учил уроки – 

У него в чернилах щеки.

Скажи по тише: «Шесть мышат», 

И – сразу мыши зашуршат.

Мороза моржи не страшатся, 

Моржи на морозе резвятся.

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Про пестрых птиц поет петух,

Про перья пышные, про пух.

Кот копеек накопил,

Кошке козочку купил.

"Кто в домике живет?"

Цель. Развитие умения определять наличие звука в слове.

Оборудование. Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.

Ход игры. Педагог объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [л] или [л’]. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.

"Хлопни-топни"

Цель. Развитие умения дифференцировать сходные звуки.

Оборудование. Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков

Ход игры. Дети должны хлопнуть, услышав в названии картинки один из позиционных звуков и топнуть, услышав другой

"Попугай"

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему и различать созвучные фонемы.

Оборудование. Игрушка Попугай

Ход игры. Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя один из детей. Педагог произносит ряд слогов, ребенок повторяет.

Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и гра...

«Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» из опыта работы

игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста...

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста.Разработала воспитатель МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г.Волгодонска, Ростовской области: Мер...

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»

Данный материал  поможет познакомить родителей с понятием фонематический слух, с  играми и упражнениями для развития фонематического слуха, дает рекомендации об использовании речевых игр дом...

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста.

Фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе ф...

Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Комплаекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста....