Речевые игры по теме "Зимние игры и развлечения"
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Махначева Татьяна Леонидовна

Картотека речевых игр и упражнений на тему "Зимние игры и развлечения" создана в рамках изучения лексической темы "Зимние забавы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_po_teme_zima.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека речевых игр и упражнений по лексической теме

«Зима. Зимние забавы»

  1. «Один-много»

Цель: развитие навыка словообразования

снежинка – снежинки – много снежинок   

звезда —звёзды – много звёзд

узор – узоры – много узоров

сугроб -   метель -  буря —      конёк -      снежок -      снеговик –   вьюга —     горка -    холод —     снегокат -

  1. «Назови ласково»

Цель: развитие навыка словообразования

Снег — снежок                          мороз — морозец

ветер — ветерок                         лед — ледок

зима — зимушка                        метель — метелица

санки — саночки                    горка - горочка

коньки - конёчки                     снеговик – снеговичок

      холод — холодок                   снегокат - снегокатик

   звезда-звёздочка                      снежинка-снежиночка

  1. «Подбери словечко»

Цель:  расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

Зима какая?  (холодная, снежная, морозная, лютая, мягкая, красивая, белая, весёлая, праздничная, хорошая, чудесная, замечательная…)

Снег какой? (белый, блестящий, холодный, хрустящий, мягкий, искрящийся, талый,

мокрый, липкий…)

Сугроб какой? (большой, огромный, высокий, мягкий, твердый, белый, гладкий, холодный…)

Сосулька какая? (длинная, острая, гладкая, блестящая, холодная, ледяная.)

Снеговик какой? (большой, весёлый, грустный, смешной, забавный, холодный, чудный…)

Шапка какая? (теплая, мягкая, вязаная, красная, красивая, смешная, полосатая, разноцветная, зимняя, ушастая…)

Лыжи какие? (красивые, пластиковые, модные, быстрые, скользкие, любимые, деревянные, старые, новые…)

  1. «Четвертый лишний»

Цель: развитие умения находить лишний предмет в ряду предложенных.

Коньки, лыжи, санки, велосипед

Ушанка, панама, варежки, шуба

Снег, лед, гроза, метель

Горка, снежки, снегокат, самокат

  1. «Посчитай»

Цель: развитие навыка согласования числительного с существительным.

Один сугроб, два сугроба, три сугроба, четыре сугробы, пять сугробов

Одна снежинка, две снежинки, 3 снежинки, 4 снежинки, 5 снежинок

Одна льдинка, две льдинки…

Одна сосулька, две сосульки…

Одна зима, две зимы…

Один снеговик, два снеговика…

Одна шапка, две шапки…

Один шарф, два шарфа…

Одна горка, две горки…

  1. «Какой, какая, какие?»

Цель: развитие навыка образования относительных прилагательных.

Горка изо льда какая? – ледяная

Снеговик из снега какой? – снежный

Носки из шерсти какие? – шерстяные

Шуба из меха какая? – меховая

Лыжи из дерева какие? -  деревянные

Коньки из железа какие? – железные

Зима с морозами какая? – морозная

  1. «Делаю — сделал»

Цель: развитие умения изменять глаголы по временам.

Мальчик лепит снеговика – мальчик слепил снеговика.

Витя надевает шубу – Витя надел шубу.

Коля катится с горки – Коля скатился с горки.

Паша строит снежную крепость – Паша построил снежную крепость.

Мила греет руки – Мила согрела руки.

Толя и Наташа играют в снежки – Дети поиграли в снежки.

Девочка ловит снежинку на варежку. – Девочка поймала снежинку.

  1. «Хвастунишки»

Цель: развитие умения образовывать сравнительную степень прилагательных.

Мальчики хвастаются друг перед другом.

Я построил веселого снеговика. – А мой снеговик еще веселее.

У меня большой комок. – А у меня еще больше.

Я быстро еду на санках. – А я еще быстрее.

Моя крепость высокая. – А моя еще выше.

У меня теплая шапка. – А у меня еще теплее.

У меня самые модные лыжи – А у меня еще моднее.

  1. «Измени словечко»

Цель: развитие умения изменять существительное по падежам.

Маше очень нравится зимой наблюдать за снежинками.

Летит- летит по воздуху и опустится Маше на ладошку (что?) – снежинка.

А через несколько секунд она растает, и вот уже нет (чего?) – снежинки.

Маша не расстроилась, а посмотрела вокруг и радуется (чему?) – снежинке, которая летит к ней с неба.

Посмотрела Маша на варежку и увидела еще одну (что?) – снежинку.

Стала Маша любоваться (чем?) – снежинкой на своей варежке.

А ночью Маше приснится чудесный сон (о чём?) – о снежинке.

  1.  «История одной снежинки»

Цель: развитие умения образовывать приставочные глаголы.

Жила-была снежинка. Родилась она на облаке и какое-то время жила там. Потом пришло время снежинке покинуть облако. И она полетела.. Летела-летела снежинка и прилетела на большой сугроб. Потом подул ветер, и снежинка слетела с сугроба и полетела дальше.  Облетела вокруг столба и подлетела к скамейке. Улетела за сугроб. Снова подул ветер и снежинка вылетела из-за сугроба и полетела к дому. В доме было открыто окно, и снежинка залетела туда. В доме снежинка облетела вокруг нарядной елки и залетела на самую верхушку. И осталась там жить.

  1.  «Подбери словечки»

Цель:   развитие фонематического слуха,  навыков звукового анализа.

Детям предлагается придумать слова, например, со звуком С, на зимнюю тему (снег, снежинка, сугроб, сосулька, снеговик, снегокат, санки, наст, мороз, Снегурочка, Дед Мороз…)

  1.  «Распутай слова в предложении» 

Цель: учить составлять предложения, используя данные слова. 

Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места.

Снеговик скамейки, стоит, около

Погода, улице, стояла, морозная, на

Летели, снежинки, неба, красивые, с, резные

Катался, с санках, Паша, горки, на

Большого, дети, снеговика, слепили

Спешили, девочки, каток, на

Вез, на, Сережу, папа, снегокате


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры для детей "Играем вместе" с 18.05.- 24.05.2020г.

Лексическая тема: Весна - Лето.  Программа "Мозаика"Тема: Весенние травы и цветы. Насекомые. Младшая группа.Тема: Деревья весной. Средняя группа.Тема: Деревья весной. Старшая группа.Тем...

Речевые игры с детьми "Играем вместе" с 25.05.-31.05.20г.

Лексическая тема" Скоро лето" Программа "Мозаика"Скоро лето. Летние травы и цветы. Младшая средняя. старшая группы.Скоро лето . Реки и моря. Обитатели рыбы. Старшая, подготовительн...

Развлечение "Речевые игры" для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Речевые игры для детей дошкольного возраста можно применять педагогам в ходе детсадовских занятий, родителям дома. Неразвитость речи остро проявляется в первом классе школы, когда усвоение знаний стан...

Речевые игры с детьми: игра "Гусеничка"

Дидактическая цель:  упражнять в определения первого и последнего звука в слове, закреплять навыки интонационного выделения звука в слове.  Задачи: развивает внимание, развивает фонематическ...

Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад» Интересные и занимательные речевые игры способствуют развитию речи ребенка, пока вы добирае

Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад»Бейнарович Светлана анатольевнаКонсультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад»Интересные и за...