Перспективный план работы над эмоциональной лексикой для детей 5-6 лет с нарушениями речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

В плане  приведены примеры сказок, в которых используется эмоциональная лексика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnaya_leksikaf1.docx10.12 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы над эмоциональной лексикой

 для детей 5-6 лет с нарушениями речи

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Лексическая тема, сказка

Задачи

Эмоциональная лексика,

используемая в сказках

1

2

3

Овощи.

«Вершки и корешки»

(русская народная сказка в обработке А.А. Крячко)

1. Расширять и обогащать представления об овощах.

2. Обучать, овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний, предложений.

3. Обучать овладению антонимами и составлению с ними словосочетаний, предложений.

4. Обучать образованию слов с уменьшительно-ласкательным значением.

Медведь - медведушка, корни - корешки.

1. Вражда (пошла), обрадовался, заревел, рассердился (медведь); обманешь (коли).

2. Хороший (прикорм).

3. Медведушка, корешки, вершки.

Фрукты.

«Крошечка-Хаврошечка»

(русская народная сказка в обработке А.Н. Афанасьева)

1. Расширять представление о фруктах.

2. Обучать овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний, предложений.

3. Обучать овладению антонимами и составлению с ними словосочетаний, предложений.

4. Обучать составлению предложений с прилагательными в сравнительной степени.

Есть люди плохие, а есть люди еще хуже.

5. Обучать образованию слов с ласкательным значением.

1. Не стыдятся, не боятся (люди), плакать (не велят), больно, тяжко; дивится, рассердилась, обрадовалась (старуха); добро (проживать в).

2. Красная (девица), хорошая (корова, дочь), похуже (люди), доброе (слово), пригожая (дочь).

3. Крошечка-Хаврошечка, коровка, ушко, коровушка-матушка, травушка, матушкино, девица, готовенькое (возьмет), солнышко, глазок, ножик, косточки, платочек, веточки, яблочко, яблонька, молоденький (барин), ручки.

Лексическая тема, сказка

Задачи

Эмоциональная лексика,

используемая в сказках

1

2

3

Деревья.

«Как коза избушку построила»

(русская народная сказка)

1. Расширять и обогащать знания детей о деревьях.

2. Обучать овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний, предложений.

3. Обучать овладению антонимами и составлению с ними словосочетаний, предложений.

4. Обучать составлению предложений с прилагательными в сравнительной степени.

Есть места хорошие, а бывают еще лучше.

5. Обучать образованию слов с ласкательным значением.

1. Горевать (будешь), обрадовалась.

2. Получше (место).

3. Травка, водица, козлятушки-детушки, козлятки, избушка, яблонька, осинка, берёзка, местечко, шерстка, дождик.

Семья.

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

(русская народная сказка в обработке А.Н. Толстого)

1. Уточнять знания о родственных связях.

2. Обучать овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний, предложений.

3. Обучать овладению антонимами и составлению с ними словосочетаний, предложений.

4. Обучать составлению предложений с прилагательными в сравнительной степени.

Алёнушка была красивая, а стала ещё красивее (краше).

5. Обучать образованию слов с ласкательным значением.

6. Обучать образованию прилагательных путём повтора.

Ласково-ласково.

1. Плачет, беда, радость (от).

2. Ласково (начала звать), жалобнехонько, жалобнешенько, краше (стала).

3. Дочка, Алёнушка, сынок, Иванушка, сестрица, братец, копытце (коровье), водица (полно), теленочек, жеребёночек, козленочек, окошко, бережок, речка.

Откуда хлеб пришел?

«Колосок»

1. Уточнять и расширять представление о хлебе.

2. Обучать овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний, предложений.

3. Обучать овладению антонимами и составлению с ними словосочетаний, предложений.

4. Обучать образованию слов с ласкательным значением.

1. Веселятся (мышата), не нахвалятся (мышата).

2. Молодцы, лодыри, лентяи.

3. Мышата, петушок, горлышко (голосистое), колосок (пшеничный).

Лексическая тема, сказка

Задачи

Эмоциональная лексика,

используемая в сказках

1

2

3

Домашние животные.

«Зимовье зверей»

(русская народная сказка в обработке А.Н. Толстого)

1. Уточнять и расширять знания о домашних животных.

2. Обучать овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний, предложений.

3. Обучать овладению антонимами и составлению с ними словосочетаний, предложений.

4. Обучать образованию слов с ласкательным значением.

5. Обучать образованию слов со значением  увеличительности.

Мужик - мужичище.

6. Обучать образованию слов со значением пренебрежительности, уменьшительности.

Мужик - мужичишка.

Кафтан - кафтанишко.

1. Горя (не знают).

2. Ленив (медведь), шустрый (волк), плохо (дело).

3. Братцы, избушка, печка, лавочка, ножишко, мужичище, армячище, мужичишка, армячишко (серенькое), кафтанишко (беленькое), халатишко (красненькое).

Дикие животные

«Три медведя»

(Л.Н. Толстой)

1. Закреплять и расширять представления о признаках диких животных.

2. Обучать овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний, предложений.

3. Обучать овладению антонимами и составлению с ними словосочетаний, предложений.

4. Обучать образованию слов с ласкательным значением.

5. Обучать составлению предложений с наречиями в сравнительной и превосходной степени.

На кровати медведя было хорошо лежать, на кровати медведицы - еще лучше, а на кровати медвежонка - лучше всего.

1. Засмеялась (девочка).

2. Лучше (всех), хорошо, страшный (голос).

3. Домик, мишутка, подушечка, синенькая (чашечка), стульчик, мишенька, кроватка, скамеечка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию речевой деятельности детей старшей группы (лексико-грамматической стороны речи)

Перспективное планирование в старшей группе для детей с ОНР I и II уровня , разработано по программе Н.В. Нищевой. Перспективное планирование отличается тем, что из него исключены обучение грамоте и о...

Перспективный план работы по формированию лексико– грамматических категорий, обучению грамоте и развитию связной речи в логопедической группе №8 (2019-2020 уч.год )

Перспективный план  работы по формированию лексико– грамматических категорий, обучениюграмоте и развитию связной речи в логопедической группе №8(2019-2020 уч.год )...