Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР по периодам.
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Дорохова Ольга Александровна

Перспективный план работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_raboty_po_formirovaniyu_leksiko.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР по периодам.

1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

1. Практическое употребление:

  • существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • существительных с “увеличительным” суффиксом -ищ- (ручищи, домище);
  • названий составных частей целого — растения; тела человека, животного, птицы; одежды; мебели; дома;
  • сложных слов (листопад, садовод, овощевод, хлебороб);
  • приставочных глаголов с разными оттенками значений;
  • относительных прилагательных (фруктовый, овощной, плодовый, осенний);
  • прилагательных — эпитетов к существительному.

2. Понимание и объяснение:

  • многозначности слов (нос, кисть, ножка, ручка, спинка, шляпка, кран, идет, летит, плывет);
  • слов с переносным значением (золотая осень, золотые руки);
  • обобщающих понятий (листва, времена года, месяц, неделя, сутки и др.).

3. Введение в активную речь:

  • названий предметов, действий, их признаков в единственном и множественном числе, обобщающих названий групп предметов в соответствии с лексическими темами;
  • пространственных наречий (вверхувнизу, впереди сзади, слева справа, слева направо);
  • временных понятий (вчера сегодня завтра), названия частей суток и дней недели;
  • антонимов — существительных, прилагательных, глаголов и наречий с противоположным значением.

4. Усвоение трудных случаев словоизменения и практическое употребление этих форм (лоб лбы— лбов на лбу со лба, рот рты ртов, ухо уши ушей, пень пни пней).

5. Закрепление понимания категории одушевленности и неодушевленности предметов.

6. Падежные формы (винительный, родительный, дательный, творительный падежи)

согласованных с существительными прилагательных единственного числа без

предлогов в практических упражнениях.

  1. Средний род существительных и прилагательных (если слабо усвоено в первый год обучения).
  2. Множественное число существительных на - ъя (листья, деревья, платья).

 

  1. Родительный падеж существительных множественного числа на -ев, -ок, -ек (листьев, яблок, шишек).
  2. Родительный падеж числительных один, два без предлога и с предлогом у при неодушевленных существительных.

 

  1. Согласование порядковых числительных до 10 с существительными (Я живу на девятом этаже. Наша квартира девятая).
  2. Употребление глаголов в разных временных формах (вопросы: что делает! что делал! что будет делать!).

 

  1. Предлоги в, на, из, с (со), под, к, по.
  2. Союз и при однородных членах предложения.

 

2-й период (декабрь, январь, февраль, март)

1. Практическое употребление:

  • обобщающих слов по темам (посуда, животные, птицы);
  • названий предмета и его составных частей;
  • сложных слов (снегопад, самолет);
  • однокоренных слов (хлебхлебница хлебный);
  • приставочных глаголов с различными оттенками значений;
  • относительных прилагательных (посудный, продуктовый);
  • притяжательных прилагательных (семейный, животный).

2. Понимание и объяснение:

  • многозначности слов (снег идет, время идет);
  • слов с переносным значением (вьюга злится, лес уснул, мороз шагает);
  • названий профессий с суффиксами -телъ-, -ист-, -чик-, -ниц-, -их-, -ш-;
  • несклоняемых слов (кофе, какао, меню).

3. Введение в активную речь:

  • слов, указанных для 1 -го периода;
  • прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -оньк-, -еньк- (пушистенький, серенький, мягонький).
  1. Единственное и множественное число существительных, глаголов, прилагательных (продолжение).
  2. Родительный падеж в значении частичности объекта (стакан молока, половинка яблока).
  3. Родительный падеж существительных множественного числа на -ей (гусей, медведей).
  1. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
  2. Согласование порядковых числительных до 10 с существительными (продолжение).
  3. Родительный и дательный падежи числительных один, два (до 5)(к одному, к двум, от двух).
  4. Предлоги за, перед, из-за, под, из-под, над.
  5. Различение вопросов чем? с чем?
  6. Упражнение в правильном употреблении союза и при однородных членах предложения.

3-й период (апрель, май)

  1. Введение в активную речь слов и словообразовательных элементов, усвоенных в 1-й и 2-й периоды.
  1. Закрепление трудных тем 2-го периода.
  2. Дательный и родительный падежи числительных от 5 до 10.
  3. Значение завершенности и незавершенности действия, выражаемое глаголами с приставками и без приставок (решает решил).
  1. Предлоги между, через.
  2. Наречие как признак действия (хорошо, плохо, красиво, весело).

 

  1. Согласование прилагательных и числительных с существительными (три белых гриба, две желтых лисички).

Работа над предложением

1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

1. Повторение и закрепление на более сложном материале в практических упражнениях материала первого года обучения по формированию в речи детей простого предложения:

  • выделение слов по вопросам кто? что делает? какой? какая? какие? какое? как?;
  • дифференциация понятий слово предложение;
  • составление и анализ предложений, состоящих из 2-4 слов; их условно-графическая запись: П + С, С + П, П+С + В, С + О + П, П+С + В+Д,П+С + В + Т. (Условные обозначения: Я— подлежащее, С— сказуемое, В — прямое дополнение — существительное в винительном падеже без предлога, О — определение, Д— дополнение в дательном падеже, Г— дополнение в творительном падеже);
  • составление предложений по опорным словам, данным в требуемой форме и в начальной форме;
  • распространение предложений однородными членами: подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями; составление предложений с различными предложными конструкциями с использованием вопросов где? куда? откуда? (пространственные предлоги).
  1. Усложнение работы по формированию простого предложения: распространение предложения с обращением (Алеша, смотри, у катера на носу флажок. Дима, дай, пожалуйста, твою машину); работа над интонацией предложения (повествовательная, вопросительная, восклицательная, побудительная) в речи детей в диалогах;
  • составление предложений определенного типа по заданию логопеда с использованием схемы;
  • самостоятельная постановка вопросов кто? что? что делает? чем? кому? какой? какая? какое? какие?.

3. Продолжение работы, начатой в первый год обучения, по формированию умения строить сложные предложения: сложносочиненное предложение с союзами а, и (при сравнении предметов);

  • предложение со словами сначала ..., а потом ...; сложноподчиненные предложения с союзами чтобы, потому что.
  1. Усложнение работы:

обучение детей умению пользоваться сложными предложениями на новом материале в практических упражнениях.

2-й период (декабрь, январь, февраль, март)

  1. Закрепление в практических упражнениях и активизация в речи детей навыка употребления всех типов простых и сложных предложений, отработанных в 1-м периоде.
  2. Расширение объема простого распространенного предложения за счет использования наречий времени, места и образа действия (сейчас, сегодня, давно, здесь, там, далеко, близко, сильно, крепко, громко, медленно), отвечающих на вопросы где? когда? куда? откуда? как?
  3. Составление предложений по опорным словам и предметным картинкам, связанным и не связанным по смыслу (стол ваза, книга окно).
  1. Составление предложений с различными изменениями, преобразованиями форм глагола в лице, числе, времени, виде.
  2. Формирование навыка правильного построения предложений по любой сюжетной картинке.
  3. Употребление в практических упражнениях сложноподчиненных предложений с придаточными цели, причины, сравнения и времени; союзы чтобы, потому что, как, когда.
  4. Анализ и синтез предложений, состоящих из 4-5 слов.

3-й период (апрель, май)

  1. Закрепление и активизация в речи детей всех усвоенных ранее типов простых и сложных предложений.
  2. Обучение составлению сложносочиненных предложений с разделительным союзом или (практические упражнения).
  3. Закрепление умения грамматически правильно отвечать на вопрос почему?
  4. Обучение правильному построению сложноподчиненных предложений, в которых главным является предложение “Я хочу...”.
  5. Обучение умению передавать прямую речь сложным предложением с союзами что, чтобы (практические упражнения).
  6. Повторение и закрепление тех типов предложений, которые оказались наиболее трудными для усвоения.

 

Развитие связной речи.

1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

1. Совершенствование разговорно-диалогической речи детей:

  • самостоятельная постановка вопросов кто? что? что делает? какой? какая? какое? какие? и ответы на них;
  • заучивание и инсценирование диалогов;
  • пересказ текста с включением диалога действующих лиц;
  • самостоятельное составление этюдов-диалогов на заданную тему.

 

  1. Заучивание стихотворений, коротких рассказов, загадок в соответствии с лексической или грамматической темой.
  2. Объединение в описательный рассказ предложений, состоящих из определенного количества слов (например, в рассказ “Осень” предложений из 3 слов).
  3. Составление и заучивание загадок с называнием признаков, действий, частей предмета-отгадки.
  4. Расширение элементарных рассказов-описаний с использованием таблиц, схем, моделирования пространства, заданного плана.
  1. Пересказ коротких рассказов.
  2. Пересказ текста с творческим грамматическим заданием: подбор эпитетов к выделенным словам.
  3. Составление рассказа по демонстрации действий с изменением лица.
  4. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

2-й период (декабрь, январь, февраль, март)

  1. Расширение сферы использования диалогической речи (чтение стихов в лицах, беседа по прочитанному, пересказы по ролям, инсценирование).
  2. Пересказы с творческими заданиями (изменение лица, времени, места действия).
  3. Заучивание стихов, их выразительное чтение (интонация, логические ударения, паузы, дыхание).
  4. Составление рассказов:
  • по серии сюжетных картинок;
  • по одной сюжетной картинке;
  • по предложенному началу;
  • по заданному плану;
  • по моделированию ситуации и графическому плану;
  • по аналогии.
  1. Обучение умению строить учебное высказывание при анализе состава предложения, слова, расположения материала на странице в книге, тетради, альбоме, при объяснении проблемных ситуаций и решении логических задач.

3-й период (апрель, май)

  1. Продолжение работы по совершенствованию диалогической речи.
  2. Дальнейшее развитие монологической речи:
  • пересказ небольших рассказов со скрытым смыслом;
  • установление причинно- следственных связей в небольших текстах, отрывках;
  • составление рассказов:
  • из деформированного текста;
  • по набору предметных картинок, объединенных одной темой;
  • по опорным словам и предметным картинкам;
  • составление рассказов всех типов (см. в 1-й период).
  1. Дальнейшее развитие выразительности речи при чтении стихов, драматизации.
  2. Развитие умения строить доказательное учебное высказывание.

 

Формирование навыков звукового анализа и обучение грамоте.

1. Знакомство с буквами. Понятие “буква”, “слог”, “слово”, “предложение”.

2. Знакомство с протяжённостью слов.

3. Гласные буквы А, У, О, И, Э, Ы, Я, У, Ё, Ю.

4. Согласные буквы М, В, Н, П, Т, К, С, Х, З, Б, Д, Г, Ш, Ж, Л, Р, Ф, Ц, Й, Ч, Щ, Ь, Ъ.

5. Дифференциация понятий “звук - слог – слово - предложение”, “звук – буква”, “гласные - согласные буквы”.

6. Различение понятий “твердый – мягкий звук”, “звонкий - глухой звук”.

7. Определение количества букв и звуков в словах.

8. Выделение последовательно каждого звука в словах.

9. Называние первого и последнего ударного гласного звука.

10. Определение первого и последнего согласного звука в словах.

11. Называние слов, в которых заданный звук находится в начале, середине и конце.

12. Подбор слов, состоящих из 3-4-5 звуков.

13. Называние слов с 1 слогом, с 2,3,4 слогами.

14. Определение количества гласных и согласных в названных словах.

15. Сравнение слов по звуковому составу.

16. Учить отбирать картинки, названия которых отличаются лишь по 1 звуку.

17. Учить преобразовывать слова.

18. Обучение чтению по слогам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое занятие по обучению детей словообразованию, словоизменению, формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи в подготовительной группе. Тема: "Деревья"

Подгрупповое занятие по обучению детей словообразованию, словоизменению, формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи в подготовительной группе. Тема: "Деревья"...

Подгрупповое занятие по обучению детей грамоте, формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи в подготовительной к школе группе. Тема: «Звуки Б, Бь. Согласование числительных с существительными».

Подгрупповое занятие по обучению детей грамоте, формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи в подготовительной к школе группе.  Тема: «Звуки Б, Бь. Согласование чис...

Перспективный план работы по формированию лексико– грамматических категорий, обучению грамоте и развитию связной речи в логопедической группе №8 (2019-2020 уч.год )

Перспективный план  работы по формированию лексико– грамматических категорий, обучениюграмоте и развитию связной речи в логопедической группе №8(2019-2020 уч.год )...