АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
консультация по логопедии (старшая группа)
С целью сохранения и укрепления здоровья, обучающихся с ОВЗ, в образовательной деятельности применяю здоровьесберегающие технологии: динамические паузы; артикуляционная гимнастика, дыхательная, пальчиковая, зрительные гимнастики.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 136.75 КБ |
Предварительный просмотр:
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Выполнил: учитель-дефектолог
Борисова А.Н.
2025г.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон речи, особенно звукопроизношения, что говорит о недостаточном развитии мышц речевого аппарата.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, нёбо. Артикуляционная гимнастика – это специальный комплекс упражнений, цель которых - это выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.
Артикуляционная гимнастика проводится:
- в детском саду специалистами во время групповых и индивидуальных занятий;
- в детском саду с воспитателем и самостоятельно;
- с родителями дома.
Существуют определённые правила выполнения артикуляционной гимнастики.
#1042;ыполнять упражнения каждый день, т. е. регулярно.
#1042;ыполнять упражнения в течение 5-10 минут, чтобы ребёнок не уставал.
#1059;пражнения должны нравиться малышу, поэтому желательно знакомить ребёнка с новым упражнением в форме игры, сказки.
#1059;пражнения выполнять сидя перед зеркалом.
#1042;ыполнять не более 5 упражнений за одно занятие.
#1042;ыполнять движения губами и языком чётко, под счёт.
Диагностическая группа.
Знакомство детей с артикуляционными упражнениями происходит с ранних лет. Для воспитанников этого возраста занятия должны проводиться в веселой, игровой форме. В игровых упражнениях участвуют рот, губы, зубы, а также язык и его кончик. Основная задача – проведение работы по овладению детьми простых движений органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха; на уточнение произношения гласных и согласных звуков; по развитию слухового внимания, длительности ротового выдоха, основных качеств голоса (силы, высоты).
ПТИЧКА КОРМИТ ПТЕНЧИКОВ Цель: активизация мышц нижней челюсти. Описание игр: упражнение выполняется спокойно, без напряжения. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. Положение губ, как при произнесении звука А. Кушать птенчики хотят, маму ждут и не шумят. - 5′′ Птичка зёрнышко несёт, открывайте шире рот! - 5′′ Зёрнышко съедайте, ротик закрывайте! - 5′′ |
ПТИЧКА КОРМИТ ПТЕНЧИКОВ Цель: активизация мышц нижней челюсти. Описание игры: упражнение выполняется спокойно, без напряжения. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. Положение губ, как при произнесении звука А. Ребёнок сидит на стуле, рядом со взрослым, перед зеркалом (или напротив взрослого). Взрослый показывает картинку, на которой изображена птичка, кормящая птенцов. Говорит: «Сейчас мы поиграем. Ты будешь птенчиком, а я мамой - птичкой. Птичка принесла зернышки, и птенчик открыл клювик. Съел зёрнышки и закрыл клювик». Игру можно проводить несколько раз. Ребёнок должен сидеть прямо, спокойно. Голову держать ровно, не кивать во время открывания и закрывания рта. |
ВРАЧ ОСМАТРИВАЕТ ГОРЛО Цель: активизация мышц нижней челюсти. Произнесение звука А на выдохе. Описание игры: упражнение выполняется спокойно, без напряжения. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. Положение губ, как при произнесении звука А. «Открой рот, скажи А-А-А-А-А-А-А-А-А-А» |
АНЯ ПОЁТ ПЕСЕНКУ Цель: активизация мышц нижней челюсти. Произнесение звука А на выдохе, со сменой силы голоса. Описание игры: упражнение выполняется спокойно, без напряжения. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. Положение губ, как при произнесении звука А. «Аня поёт: А-А-А-А-А-а-а-а-а. Громко поёт, а потом тихо. Спой, как Аня». |
МИШКА Цель: активизация мышц губ и мышц нижней челюсти. Подготовка артикуляторного уклада звука Э. Описание артикуляторного уклада звука: улыбнуться, зубы видны и разомкнуты примерно на палец. Нижнюю челюсть опустить вниз и слегка выдвинуть вперёд. Язык спокойно лежит в ротовой полости за нижними резцами. |
МИШКА СЕРДИТСЯ Цель: активизация мышц губ и мышц нижней челюсти. Подготовка артикуляторного уклада звука Э. Описание артикуляторного уклада звука: улыбнуться, зубы видны и разомкнуты примерно на палец. Нижнюю челюсть опустить вниз и слегка выдвинуть вперёд. Язык спокойно лежит в ротовой полости за нижними резцами. Произнести звук Э длительно. *Осуществляется вибрационно - тактильный контроль (ладонь лежит на горле: «Голосок поёт, горлышко дрожит». |
МИШКА УЛЫБАЕТСЯ Цель: активизация мышц губ и мышц нижней челюсти. Вызывание звука Э по подражанию, упражнение в многократном воспроизведении звука. Описание артикуляторного уклада звука: улыбнуться, зубы видны, нижнюю челюсть опустить вниз и слегка выдвинуть вперёд. Язык спокойно лежит в ротовой полости за нижними резцами. Произносим звук Э длительно, многократно: «Эээ, эээ, эээ, эээ, эээ». *Осуществляется тактильный контроль (ладонь лежит на горле), ощущаем вибрацию голосовых связок. «Голосок поёт, горлышко дрожит». |
МАЛЬЧИК УСТИН СДЕЛАЛ ДУДОЧКУ Цель: активизация мышц губ. Описание игры: вытянуть губы вперёд трубочкой (как при звуке «У»). * Если у ребёнка не получается упражнение, взрослый помогает, пальцами слегка вытягивая губы ребёнка вперёд. Удерживать позу в течение 5 секунд. |
УСТИН ИГРАЕТ НА ДУДОЧКЕ Цель: активизация мышц губ. Описание игры: вытянуть губы вперёд трубочкой (как при звуке «У»). - В дудочку подую я, вы послушайте меня: «У-У-У-У-У-У». (Поём звук «У» в течение 5 – 8 секунд). |
ПТИЧКА КОРМИТ ПТЕНЧИКОВ Цель: активизация мышц нижней челюсти. Описание игры: упражнение выполняется спокойно, без напряжения. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. Положение губ, как при произнесении звука А. |
ДУДОЧКА Цель: активизация мышц губ. Описание игры: вытянуть губы вперёд трубочкой (как при звуке «У»). Удерживать позу в течение 5 секунд. |
ДЕВОЧКА УЛЬЯНА СДЕЛАЛА ДУДОЧКУ Цель: активизация мышц губ. Описание игры: вытянуть губы вперёд трубочкой (как при звуке «У»). * Если у ребёнка не получается упражнение, взрослый помогает, пальцами слегка вытягивая губы ребёнка вперёд. Удерживать позу в течение 5 секунд. |
ИННА СДЕЛАЛА КРАСИВЫЙ ЗАБОРЧИК Цель: активизация мышц губ. Описание игры: улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы. Удерживать артикуляционную позу в данном положении под счёт от 1 до 5–10. |
ОКОШКО Цель: активизация мышц губ. Описание упражнения: рот широко открыть, зубы слегка обнажить, язык спокойно лежит за зубами (беззвучное А). Удерживать позу в течение 5 секунд. |
БЕГЕМОТ Цель: активизация мышц нижней челюсти Описание игры: упражнение выполняется спокойно, без напряжения. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. Положение губ, как при произнесении звука А. «Рот пошире открываем в бегемотиков играем. А теперь закроем рот, отдыхает бегемот». |
СДЕЛАЙ ДУДОЧКУ Цель: активизация мышц губ. Описание игры: вытянуть губы вперёд трубочкой (как при звуке «У»). Если ребёнок не умеет вытягивать губы вперёд, предложите ему дотянуться до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5 – 2 см от губ) и взять её губами. |
ВЕСЁЛЫЙ ПЕТРУШКА Цель: активизация мышц губ. Описание игры: улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы. Удерживать в данном положении под счёт от 1 до 5 – 10. Посмотрите, как Петрушка Тянет ротик прямо к ушкам. И скажите: «И, и, и – ротик ушкам растяни!» |
УЛЫБКА Цель: активизация мышц губ. Описание игры: губы растянуть в улыбке, верхние и нижние зубки не должны быть видны. Необходимо следить за тем, чтобы ребёнок улыбался без напряжения. «Губки улыбнулись, к ушкам потянулись». |
БУБЛИК Цель: активизация мышц губ. Описание упражнения: губы округлены и слегка вытянуты вперёд, язык спокойно лежит в ротовой полости. Зубы разомкнуты, видны. Положение губ, как при произнесении звука О. Удерживать артикуляционную позу в течение 5 – 8 секунд. |
УЛЫБКА – ТРУБОЧКА Цель: активизация мышц губ и нижней челюсти. Описание игры: губы растянуть в улыбке, верхние и нижние зубки не должны быть видны. Необходимо следить за тем, чтобы дети улыбались без напряжения. «Губки улыбнулись, к ушкам потянулись». Вытянуть губы вперёд трубочкой (как при звуке «У»). Следить, чтобы зубы были сомкнуты. «Я на трубочку гляжу, губы трубочкой сложу». |
Здесь также используют игровую форму занятий. Упражнения основаны на ранее приобретенных самых простых навыках. Продолжается совершенствование, развитие движений артикуляционного аппарата. Вводятся также новые понятия (верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами), тренируются движения губ, языка. Дети учатся придавать языку разные формы.
Артикуляционная гимнастика может проводиться в форме сказки о весёлом язычке. Сказка сопровождается картинками-образами, что облегчает работу логопеда и увлекает ребёнка.
Артикуляционные сказки.
Считалка Раз – мы ротик открываем, будто кошечки зеваем. Два – подуем в дудочки, губки, словно трубочки. Три – на губки посмотри, улыбаемся на «три». На четыре – ротик шире. Барабаним на «четыре». Пять – откроем рот опять. Нужно губку облизать. Шесть – почистим наше нёбо, нёбо чистым стало чтобы. Семь – мы звонко будем цокать. Так стучит копытцем лошадь. Восемь – к нам приходит осень. Вырос гриб на счёте «восемь» Девять – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко. Десять – можно поболтать, поболтать и не устать. |
Сказка «Язычок и Змейка» Жил-был язычок. (Высунуть язык.) Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал. (Пощелкать языком как лошадка и попрыгать.) Скакал язычок, скакал и встретил змейку. (Высовывать острый язык и забирать обратно.) — Давай играть вместе, — предложила змейка язычку. И решили они покататься на качелях. Кач-кач-кач. (Арт. упр. «Качели».) А потом они решили поиграть в песочнице. Взяли лопатки ( арт. упр. «Лопатка») и стали копать (поднимать кончик широкого языка и удерживать 2 секунд, повторять несколько раз.) Поиграли в футбол. (Упираться острым языком то в одну щеку, то в другую.) Посмотрели на часы. ( Упражнение «Часики».) Пора домой. Нарвали корзину грибов. ( Удерживать язык, присосав его к небу.) И поскакали домой. ( Щелкать языком.) |
Артикуляционная гимнастика. Мы умеем улыбаться «улыбка» И спокойно расслабляться Язычок пошел гулять, «лопатка» Лег на губку отдыхать. Снова в домик забежал, «Хвостик» чистить дверку стал. «чистим зубки» Язычок наш на прогулку идет. «лопатка» Погуляли и опять. Побели-ка потолок. «маляр» Очень язычки устали, И массаж им прописали… Зубки чешут язычок… «расческа» И кусают язычок. «накажем язычок» Губы улыбаются И не напрягаются. Дверки - зубы открывали Песню тихо напевали- «тихая песенка» Та, та, та, та! Молоточки мы возьмем, «молоточки, дятел» дружно гвоздики забьем, «Д» легко произнесем. Ушки – на макушке, «зайчик» А зубки – на губке. «ветерок» Ротик к ушкам растяни, Губку мягко прикуси, Длинный ветерок пусти! («Фи» на выдох говори!) Сильный ветер налетел, «сильный ветер» Голосок у нас запел. Ручку к шейке прижимай, Голосочек подключай! (ввввввв) Открывает рыба рот, «рыбка» Да не слышно, что поет. Воздух в носик надувайся, «П» сквозь губы прорывайся! «Б» легко произнеси, Голосок свой подключи. |
Детям постарше упражнения усложняют. С обязательным закреплением ранее полученных навыков, много внимания уделяют плавности, легкости, а также четкости выполнения движения. Развивается умение быстро менять движения артикуляционных органов, проводить движения при любом темпе. Вводят новые понятия, учат придавать языку попеременно широкую или узкую форму. Детям этой возрастной группы уже проводят упражнения на дифференциацию самых разных звуков. В подготовительной группе уточняют основные движения губ, языка. Для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков.
Комплекс артикуляционных упражнений.
Упражнение «ЛОШАДКА» Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Кончик языка при этом не вытянут и не заострен. Следить, чтобы язык не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Язычок трудился и устал, На лошадке поскакал: «Цок, цок, цок». | Упражнение «КОМАРИК» Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно произнести звук [з] (если ребенок умеет его правильно произносить). Если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как в упражнении «Барабан» (см. ниже). Язычок я подниму, За зубки спрячу, удержу И комариком звенеть начну: «Дз-з-з-з». |
Упражнение «ЛЯГУШКА» Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. Вот понравится лягушкам – Тянем губы прямо к ушкам. Потяну и перестану, И нисколько не устану. | Упражнение «ЛОПАТКА» Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы. Язычок лопаткой положу. И под счет его я так держу. Раз, два, три, четыре, пять, Язычок мы будем расслаблять! |
Упражнение «БАРАБАНЩИК-ДЯТЕЛ» Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук [д]. Язык при произнесении звука [д] упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами шпатель шириной 1 см. Дятел, дятел тук-тук-тук. Ты чего стучишь, мой друг! -Я не зря во рту стучу Звукам правильным учу. «Д-д-д-д!» | Упражнение «МОТОРЧИК» Во время длительного произнесения звука Д или З (см. упражнения «Барабан», «Комарик») производить частые колебательные движения деревянным шпателем (на шпатель надета обычная соска). Волшебный ключик я возьму, Язычок вверх подниму, Ему немножко помогу И моторчик заведу: «Д-д-д, др-р-р-р!» |
Упражнение «ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБКИ» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Нижняя челюсть при этом не двигается. В щеточку язык преврати. Чисти зубы, чисти зубы И снаружи, и внутри. | Упражнение «СЧИТАЕМ НИЖИЕ ЗУБКИ» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Язычок лопаткой побывал И ямку выкопать мечтал. Каждый зубик посчитал. |
Упражнение «ХОБОТОК» Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении на счет до пяти. Подражаю я слону: Губы хоботком тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю. | Упражнения «ЛЯГУШКА» - «ХОБОТОК» На счет «один – два» чередовать упражнения «Лягушка» и «Хоботок». Улыбнусь я как лягушка – Растяну свои губки к ушкам. А теперь слоненок у меня – Хоботком губки тяну я. |
Упражнение «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК» Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно его высовывая и втягивая. Непослушный язычок На губу ты положи, «Пя-пя-пя» произнеси. Хорошенько накажи. | Упражнение «ТРУБОЧКА» Открыть рот, свернуть язык «трубочкой». Длительно подуть в получившуюся «трубочку». Язычок сложили в «трубочку» - Стали похожи на дудочку. Сильно подули, Даже пушинки все сдули. |
Упражнение «ЧАШЕЧКА» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы. Язык широкий положи, А края приподними. Получилась чашка, Кругленькая чашка. | Упражнение «БУБЛИК» Выполнять упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удерживать губы в таком положении на счет до пяти. Бублик мы изобразили – Плавно губы округлили. Их теперь нельзя смыкать, Бублик надо удержать. |
Упражнение «КИСКА СЕРДИТСЯ» Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «один» выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы, на счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается. Кошка на скамейке спала, Шерстку на солнышке грела она. Вдруг мышка прошла. Кошка проснулась, спинку прогнула И за мышкой пошла. | Упражнение «УПРЯМЫЙ ОСЛИК» Губы растянуть в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание «ие». Кончик языка при этом упирается в нижние зубы. Ослик встретился в пути, Предложил нас подвезти. Язычок наш согласился, Широко всем улыбался, Песню он в пути запел: «Ие! Ие! Ие!» |
Упражнение «ФОКУС» Положить на самый кончик носа маленький комочек ваты. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть комочек ваты с кончика носа. На носик – ватку, Язычок – наверх. Подуй хорошенько, Развесели всех. | Упражнение «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой). Ох и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму И остатки оближу. |
Упражнение «ПАРОХОД» Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук [ы]. Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта. Вот Денискин пароход | Упражнение «ПРИЧЕШЕМ ЯЗЫЧОК» Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка. Зубки в расческу вдруг превратились И язычок хорошо причесали, И тщательно его размяли. |
Упражнение «ПОЙМАЕМ МЫШКУ» Улыбнуться. Произносить звук [а], одновременно прикусывая зубами широкий кончик языка. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук [л]. Кошка пошла на охоту: Возле норки лежит – Мышку в норке сторожит. Вылезет мышка из норки, А кошка ее хвать – И поймает. Вот так. | Упражнение «ИНДЮК» Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким кончиком языка по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался – он должен быть широким. По двору индюк ходил Бл-Бл-Бл |
Упражнение «ЛОПАТКА – ИГОЛОЧКА» Улыбнуться, открыть рот. На счет «один» положить широкий язык на нижнюю губу, на счет «два» высунуть язык, острым как жало. Язык лопаткой положи И спокойно подержи. Язык иголочкой потом Потянем тонким острием. | Упражнение «ОКОШКО» На счет «один» широко открыть рот («окошко» открыто), на счет «два» закрыть рот («окошко» закрыто). Кто в домике сидит И в окошечко глядит? Это язычок сидит И в окошечко глядит. |
Упражнение «ЧАСИКИ» Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «один – два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Маятник туда, сюда | Упражнение «ТЯНИСЬ ДО НОСА» Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны. Язычок лопаточкой вверх потянем И до носика достанем. |
Упражнение «КАТУШКА» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Кончик языка не отрывать от резцов, губы и нижняя челюсть не должна двигаться. Наш веселый язычок – Он совсем не новичок. В зубки упирается И в катушку превращается. Ты за ним понаблюдай И все так же выполняй. | Упражнение «КАЧЕЛИ» Улыбнуться, открыть рот. На счет «один – два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. Рот пошире открываю – Я зарядку выполняю. Язычок вверх – вниз поднимаю, Будто качели я качаю. |
Упражнение «ТОЛСТЯЧОК» Надувание обеих щек одновременно. Затем надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую). Воздух в ротик набираем, Щечки сильно надуваем – Толстячка изображаем. Воздух держим, не отпускаем. | Упражнение «ХУДЫШКИ» Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах. Толстыми щечки были. Воздух вышел – ой, ой, ой! Щечки быстро похудели И худышку получили. |
Упражнение «ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБКИ» Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, двигая языком вправо – влево. Рот откройте, улыбнитесь, Свои зубки покажите. Чистим верхние и нижние, Ведь они у нас не лишние. | Упражнение «МАЛЯР» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем – Маляру мы помогаем. |
Упражнение «ГРИБОК» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Язык – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка гриба. Кончик языка не должен подворачиваться, губы в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении Лошадка. Я стою на ножке тонкой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шляпкой С бархатной подкладкой. | Упражнение «ГАРМОШКА» Положение языка как в упражнении «ГРИБОК», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот. На гармошке я играю – Рот пошире открываю, К небу язычок прижму, Ниже челюсть отведу. |
Упражнение «Посчитаем верхние зубы» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. С языком случилось что-то: Он толкает зубы! Будто хочет их за что-то Вытолкнуть за губы. | Упражнение «Заборчик» Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке. Наши губки улыбнулись, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Артикуляционнаягимнастика для детей 2-3 лет"
В буклете содержится информация о правилах проведения артикуляционной гимнастики. примеры артикуляционной гимнастики, направленные на подготовку к правильному звукопроизношению речедвигательного аппар...
