Логические игры, как средство развития логического мышления старших дошкольников.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Мятлева Ольга Александровна

Логические игры, как средство развития логического мышления старших дошкольников.

Учитель – логопед Мятлева О.А.

     Мы живем в ХХI веке, веке информационных технологий, когда происходит преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли.

      И поэтому современные дети должны быть интеллектуально развитыми личностями. 

      Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. 

    Логическое мышление – это умение рассуждать разумно, правильно выстраивать мыслительные цепочки и наполнять их смыслом. Определять понятия, сравнивать, обобщать, классифицировать, иметь своё суждение, делать выводы и умозаключения и при этом уметь их доказывать – это те возможности мыслительного и познавательного процесса, которые дает человеку логика.( слайд 3)

          Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.

         На каждом возрастном этапе создается как бы определенный « этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу.  Именно с логического мышления начинается мировоззрение ребенка. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить.        Формируется умение рассуждать, делать умозаключения, строить причинно- следственные связи, способность «действовать в уме». Ребенку предстоит овладеть многими способами действия с предметами, усвоить определенные правила. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Таким образом, навыки, приобретенные в дошкольном периоде , будут служить фундаментом для успешного перехода к школьному обучению.

     Развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память и внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством речи.

 ( слайд 4)

         Формирование познавательных умений и навыков возможно в большей степени в процессе игровой деятельности – основа развития обучающегося.  Игровая деятельность понимается, как особая форма активности  ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Иными словами, ребенок должен научиться учиться. Умение учиться, формируемое в игровой деятельности (и только в ней), резко выделяется из ряда всех умений.

         В.А. Сухомлинский писал:  «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

           Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. 

Мышление детей дошкольного возраста развивается в три этапа:

  1. Предметно - действенное (ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста ( 2,5 – 3 года и является ведущим до 4 – 5 лет).
  2. Наглядно - образное мышление (ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) – этот вид является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста ( с 3,5 – 4 лет   и является ведущим до  6 лет).
  3.  Словесно – логическое мышление (ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте ( формируется в 5,5-6 лет и становится ведущим с 7 – 8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей).

Средства, развивающие логическое мышление

  1. Игры и упражнения на установление причинно – следственных связей в природных и социальных явлениях.
  2. Занятия, игры и упражнения на развитие операций сравнения и установления причинности.
  3. Занятия, игры и упражнения на развитие операций по обобщению, классификации  и конкретизации.

 

Виды логических игр для детей 6-7 лет

  1. Графические игры – эти игры направлены на развитие мелкой моторики и подготовку детской руки к письму, которое, по мнению педагогов, является самым трудным предметом для учеников начальной школы;
  2. Математические игры – такие игры являются основополагающими в развитии логики и интеллекта у ребенка, формировании у него умения устного счета, абстрактного мышления, логики;
  3. Речевые игры – это игры на развитие речевого аппарата, чистоты и четкости речи, обогащение и  разнообразие словарного запаса ребенка. Особенно хороши они для детей, которые имеют какие-либо дефекты речи и нуждаются в помощи логопеда;
  4. Головоломки и настольные игры – такие игры вызывают большой интерес у ребенка.   По мнению психологов это лучшие игры по развитию мышления и логики, формирования навыков работы в команде, в общении с другими детьми.
  5. Игры на компьютере и различных электронных устройствах – любимые игры современных детей, к великому сожалению психологов и педагогов. Но плюс в этом, несомненно, есть. Выполняя их, ребенок получает полезный опыт. Правда, нельзя использовать только компьютерные виды игр для занятий с ребенком.

Графические игры на развитие логики. К графическим играм можно отнести любые занятия с пишущими предметами: рисование карандашом по клеточками (так называемый графический диктант), раскрашивание картинок с цифровыми обозначениями цветовой гаммы, рисование по точкам и многое другое.

Речевые игры на развитие логики. В ходе речевых логических игр дети учатся исследовать и анализировать информацию, полученную на слух.

Настольные логические игры и головоломки. Настольные игры – отличный способ развивать не только логическое мышление, но и усидчивость. Дети учатся размышлять и планировать, обдумывать каждый ход и составлять стратегию действий.

Книги с играми на развитие логики. Например: книга С. Ю. Шишковой и Е.В. Курамшиной « Развивающие задания для подготовки ребенка к школе», книга И.В. Мальцевой «Логика для дошкольников», книга О.С.Жуковой «Тренируем логику и мышление», рабочие тетради Е.Ф. Бортниковой «Развиваем внимание и логическое мышление». Развивать ребенка по этим книгам можно даже в домашних условиях, задания в них простые, понятные и интересные.

Компьютерные игры на развитие логики. Компьютерные игры – это новый вид развития ребенка. Использование компьютерных технологий в процессе обучения детей – это нормальное явления.

В заключение хочу сказать, развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого - наглядно - действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.

Применение дидактических, развивающих игр способствуют развитию памяти, мышления детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка. Обучая детей в процессе игры, стремимся  к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Занимательные, развивающие, дидактические игры и упражнения дают большой заряд положительных эмоций, помогают  детям закрепить и расширить знания.

Игра для педагогов

      В  современном «быстром» мире, где в силу большой загруженности взрослых  и детей все меньше остается времени на саморазвитие, необходимы экспресс - методики, которые не будут отнимать много времени, но при  этом будут эффективны.

       В силу каждодневной однообразной целенаправленной работы мозга, связанной с профессиональной деятельностью, взрослые люди испытывают трудности при запоминании, решении задач, концентрации и переключения внимания, анализе и синтезе информации.

      Это связано с тем, что развиваются  только определенные участки коры головного  мозга и функции.

       Детям же для успешного обучения в школе необходимо развивать не только навыки чтения, математики и письма, но и  сенсомоторику, речь, память, внимание, логику и мышление.

     Я вам предлагаю одно из заданий на создание новых нейронных связей и улучшению работы коры головного мозга.

 

Задание

Сосчитать в уме примеры, при этом читая вслух ( по памяти)  стихотворение.

Вписать ответы.

 

6+3=

8+3-4=

8+11-7=

4+6=

9+6-7=

16-5+11=

7+5=

8+4-5=

2+9-8=

8+7=

14+3-10=

7-4+13=

7-4=

16-8+2=

9-5+6=

10-7=

11-8+3=

14+4-8=

16+3-7=

15-6+9=

5-4+2+3=

7+4-2=

7+10-5=

10-9+2=

 

 

Задание

Посмотреть на картинку. Назвать фигуру  и одновременно показать столько пальцев , сколько указывает число, написанное внутри фигуры. Дойдя до вертикальной линии, хлопнуть  в ладоши  и продолжать выполнять задание дальше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1logicheskie_igry.docx536.08 КБ

Предварительный просмотр:

 Логические игры, как средство развития логического мышления старших дошкольников.

Учитель – логопед Мятлева О.А.

     Мы живем в ХХI веке, веке информационных технологий, когда происходит преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли.

      И поэтому современные дети должны быть интеллектуально развитыми личностями.  

      Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.  

    Логическое мышление – это умение рассуждать разумно, правильно выстраивать мыслительные цепочки и наполнять их смыслом. Определять понятия, сравнивать, обобщать, классифицировать, иметь своё суждение, делать выводы и умозаключения и при этом уметь их доказывать – это те возможности мыслительного и познавательного процесса, которые дает человеку логика.( слайд 3)

          Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.

         На каждом возрастном этапе создается как бы определенный « этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу.  Именно с логического мышления начинается мировоззрение ребенка. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить.        Формируется умение рассуждать, делать умозаключения, строить причинно- следственные связи, способность «действовать в уме». Ребенку предстоит овладеть многими способами действия с предметами, усвоить определенные правила. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Таким образом, навыки, приобретенные в дошкольном периоде , будут служить фундаментом для успешного перехода к школьному обучению.

     Развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память и внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством речи.

 ( слайд 4)

         Формирование познавательных умений и навыков возможно в большей степени в процессе игровой деятельности – основа развития обучающегося.  Игровая деятельность понимается, как особая форма активности  ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Иными словами, ребенок должен научиться учиться. Умение учиться, формируемое в игровой деятельности (и только в ней), резко выделяется из ряда всех умений.

         В.А. Сухомлинский писал:  «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

           Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.  

Мышление детей дошкольного возраста развивается в три этапа:

  • Предметно - действенное (ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста ( 2,5 – 3 года и является ведущим до 4 – 5 лет).
  • Наглядно - образное мышление (ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) – этот вид является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста ( с 3,5 – 4 лет   и является ведущим до  6 лет).
  •  Словесно – логическое мышление (ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте ( формируется в 5,5-6 лет и становится ведущим с 7 – 8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей).

Средства, развивающие логическое мышление

  • Игры и упражнения на установление причинно – следственных связей в природных и социальных явлениях.
  • Занятия, игры и упражнения на развитие операций сравнения и установления причинности.
  • Занятия, игры и упражнения на развитие операций по обобщению, классификации  и конкретизации.

Виды логических игр для детей 6-7 лет

  • Графические игры – эти игры направлены на развитие мелкой моторики и подготовку детской руки к письму, которое, по мнению педагогов, является самым трудным предметом для учеников начальной школы;
  • Математические игры – такие игры являются основополагающими в развитии логики и интеллекта у ребенка, формировании у него умения устного счета, абстрактного мышления, логики;
  • Речевые игры – это игры на развитие речевого аппарата, чистоты и четкости речи, обогащение и  разнообразие словарного запаса ребенка. Особенно хороши они для детей, которые имеют какие-либо дефекты речи и нуждаются в помощи логопеда;
  • Головоломки и настольные игры – такие игры вызывают большой интерес у ребенка.   По мнению психологов это лучшие игры по развитию мышления и логики, формирования навыков работы в команде, в общении с другими детьми.
  • Игры на компьютере и различных электронных устройствах – любимые игры современных детей, к великому сожалению психологов и педагогов. Но плюс в этом, несомненно, есть. Выполняя их, ребенок получает полезный опыт. Правда, нельзя использовать только компьютерные виды игр для занятий с ребенком.

Графические игры на развитие логики. К графическим играм можно отнести любые занятия с пишущими предметами: рисование карандашом по клеточками (так называемый графический диктант), раскрашивание картинок с цифровыми обозначениями цветовой гаммы, рисование по точкам и многое другое.

Речевые игры на развитие логики. В ходе речевых логических игр дети учатся исследовать и анализировать информацию, полученную на слух.

Настольные логические игры и головоломки. Настольные игры – отличный способ развивать не только логическое мышление, но и усидчивость. Дети учатся размышлять и планировать, обдумывать каждый ход и составлять стратегию действий.

Книги с играми на развитие логики. Например: книга С. Ю. Шишковой и Е.В. Курамшиной « Развивающие задания для подготовки ребенка к школе», книга И.В. Мальцевой «Логика для дошкольников», книга О.С.Жуковой «Тренируем логику и мышление», рабочие тетради Е.Ф. Бортниковой «Развиваем внимание и логическое мышление». Развивать ребенка по этим книгам можно даже в домашних условиях, задания в них простые, понятные и интересные.

Компьютерные игры на развитие логики. Компьютерные игры – это новый вид развития ребенка. Использование компьютерных технологий в процессе обучения детей – это нормальное явления.

В заключение хочу сказать, развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого - наглядно - действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.

Применение дидактических, развивающих игр способствуют развитию памяти, мышления детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка. Обучая детей в процессе игры, стремимся  к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Занимательные, развивающие, дидактические игры и упражнения дают большой заряд положительных эмоций, помогают  детям закрепить и расширить знания.

Игра для педагогов

      В  современном «быстром» мире, где в силу большой загруженности взрослых  и детей все меньше остается времени на саморазвитие, необходимы экспресс - методики, которые не будут отнимать много времени, но при  этом будут эффективны.

       В силу каждодневной однообразной целенаправленной работы мозга, связанной с профессиональной деятельностью, взрослые люди испытывают трудности при запоминании, решении задач, концентрации и переключения внимания, анализе и синтезе информации.

      Это связано с тем, что развиваются  только определенные участки коры головного  мозга и функции.

       Детям же для успешного обучения в школе необходимо развивать не только навыки чтения, математики и письма, но и  сенсомоторику, речь, память, внимание, логику и мышление.

     Я вам предлагаю одно из заданий на создание новых нейронных связей и улучшению работы коры головного мозга.

Задание

Сосчитать в уме примеры, при этом читая вслух ( по памяти)  стихотворение.

Вписать ответы.

6+3=

8+3-4=

8+11-7=

4+6=

9+6-7=

16-5+11=

7+5=

8+4-5=

2+9-8=

8+7=

14+3-10=

7-4+13=

7-4=

16-8+2=

9-5+6=

10-7=

11-8+3=

14+4-8=

16+3-7=

15-6+9=

5-4+2+3=

7+4-2=

7+10-5=

10-9+2=

Задание

Посмотреть на картинку. Назвать фигуру  и одновременно показать столько пальцев , сколько указывает число, написанное внутри фигуры. Дойдя до вертикальной линии, хлопнуть  в ладоши  и продолжать выполнять задание дальше.

C:\Users\Сергей\Desktop\логика2 001.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс"ТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников"

В конспекте представлены материалы мастер-класса по использованию ТРИЗ-технологии в детском саду....

Мастер-класс"ТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников"

В конспекте представлены материалы мастер-класса по использованию ТРИЗ-технологии в детском саду....

Проект "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников"

Актуальность проекта:- ЛЕГО - одна из самых известных и распространенных систем, широкая использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.- Игра - ва...

: "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников".

    Цель проекта: создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технолог...

Статья "Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников"

Спросите любого ребенка, чем он любит заниматься больше всего на свете, и он обязательно ответит — играть. Дети живут игрой и выражают в ней свою индивидуальность. В процессе игры формируются ка...

Игра как средство развития творческого мышления у дошкольников

Творчество – целостный феномен, который окрашивает позицию человека по отношению к внешней реальности.  Творческий человек, это не тот, кто поет, рисует, или красиво танцует, это тот, ...

"Игра как средство развития творческого мышления у дошкольников"

Творчество – целостный феномен, который окрашивает позицию человека по отношению к внешней реальности.  Творческий человек, это не тот, кто поет, рисует, или красиво танцует, это тот, кто ...