Психолого–педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дизартрическим компонентом
статья по логопедии (старшая группа)

Левицкая Светлана Юрьевна

В статье прелдставлена психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дизартрическим компонентом. Дается определение стертой дизартрии и способы ее диагностики. Выделяются четыре группы детей с дизартрическим компонетом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_s.yu_._levitskaya.docx30.78 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого–педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дизартрическим компонентом

В исследованиях, посвящённых проблеме речевых нарушений при дизартрическом компоненте, отмечается, что нарушение звукопроизношения и просодики являются стойкими и во многих случаях не поддаются коррекции. Это отрицательным образом сказывается на развитии ребенка, на процессах его нервно-психического становления в дошкольном возрасте, а позднее может привести к школьной дезадаптации. Данные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность.

Самые тяжёлые степени дизартрии встречаются у детей с ДЦП. Менее выраженные степени дизартрии наблюдаются у детей с ЗПР, умственно отсталых. Лёгкие степени дизартрии (МДР – минимальные дизартрические расстройства) встречаются очень часто у детей с ОНР (50 – 80 %); у детей с ФФН (30 – 40 %); у некоторых детей с первоначальным диагнозом «сложная дислалия» в результате тщательного обследования выявляется дизартрический компонент (10 %)[1].

Стёртая дизартрия (лёгкая степень дизартрии, МДР – минимальные дизартрические расстройства, дизартрический компонент) в логопедической практике одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи. Интересные данные представлены в исследовании Л. В. Лопатиной, посвященном изучению психомоторики детей с МДР (минимальные дизартрические расстройства). При исследовании психомоторики детей с дизартрическим компонентом использовались тесты, предложенные Е. Я. Бондаревским, Н. И. Озерецким, М. В. Серебровской.

  1. Тест на статическую координацию движений показывает, что нарушения статики проявляются в значительной трудности сохранения равновесия, в треморе конечностей.
  2. Тест на динамическую координацию движений показывает, что выполнение тестовых заданий характеризуется недостаточно согласованной деятельностью различных мышечных групп.
  3. Тест на исследование скорости движений – выполнение задания показывает, что больше половины детей затрудняются сесть на пол и встать без помощи рук. В основном задание выполняется в замедленном темпе.
  4. Тесты на двигательную память вызывает значительные трудности у большинства детей. При воспроизведении движений наблюдается замедление темпа или, наоборот, ускорение. Сбои в двигательной программе начинаются уже со второго или с третьего движения, при этом отмечаются трудности перехода от одного двигательного элемента к другому.
  5. Тест на одновременность движений вызывает наибольшую трудность для выполнения. Одновременное выполнение движений для обеих конечностей наблюдается у незначительного количества детей. Чаще отмечаются либо выраженные трудности выполнения этих движений (преимущественно для левой руки), либо разновременное их выполнение.
  6. Тест на выявление синкинезий (лишних движений) – зафиксированы случаи выполнения движений в замедленном темпе, с нарушением амплитуды (преимущественно для левой руки), с напряжением пальцев при удержании карандаша, с многочисленными синкинезиями: движениями губ, высовыванием языка, наклонами головы вперед и др.

Эти тесты направлены на выявление зрелости уровневой организации движений по Н. А.  Бернштейну. Исследования Л. В.  Лопатиной подтверждают, что у детей с дизартрическим компонентом почти по всем уровням (по Н. А. Бернштейну) отмечаются отклонения от нормативов в психомоторике. Выявляются нарушения функции статического равновесия, динамической координации, нарушения темпа и ловкости движений, снижение двигательной памяти. Исследования раскрывают механизм нарушения и структуру дефекта дизартрического компонента, определяют новые направления в психолого – педагогическом, медицинском и логопедическом аспектах воздействия, направленные на коррекцию психомоторики детей[2].

Нарушение нервно – психических функций (внимания, памяти, мышления), задержка темпа психического развития наиболее типична для детей с дизартрическим компонентом.

Е. Ф.  Соботович и А. Ф.  Чернопольская выделяют четыре группы детей с дизартрическим компонентом[3]:

1 группа – дети с недостаточностью некоторых моторных функций артикуляторного аппарата: избирательной слабостью, паретичностью некоторых мышц языка. Асимметричная иннервация языка, слабость движений одной половины языка обусловливают нарушения звукопроизношения: боковое произношение мягких свистящих звуков [сь], [зь], аффрикаты [ц], мягких переднеязычных [ть], [дь], заднеязычных [г], [к], [х], боковое произношение гласных [э], [и], [ы]. Асимметрическая иннервация передних краёв языка вызывает боковое произношение всей группы свистящих, шипящих, звуков [р], [д], [т], [н]. Причинами этих нарушений, по мнению Е. Ф.  Соботович, являются односторонние парезы подъязычного (XII) и лицевого (VII) нервов, которые носят стёртый невыраженный характер. В большинстве случаев у детей отмечается соответствующий возрасту уровень развития лексико-грамматического строя речи.

2 группа – дети без патологических особенностей общих и артикуляционных движений. Во время речи отмечается вялость артикуляции, нечёткость дикции, общая смазанность речи. Основную трудность для этой группы детей представляет произнесение звуков, требующих мышечного напряжения (сонорные, аффрикаты, согласные, особенно взрывные). Так, звуки [р], [л] дети часто пропускают, заменяют щелевыми, либо искажают (губно – губной ламбдацизм), одноударный ротацизм в результате трудностей вибрации кончика языка. Отмечается расщепление аффрикат, которые чаще всего заменяются щелевыми звуками. Нарушение артикуляторной моторики в основном отмечается в динамических речедвигательных процессах. Общее речевое развитие детей часто соответствует возрасту. Неврологическая симптоматика проявляется в сглаженности носогубной складки, наличии патологических рефлексов (хоботковый рефлекс), девиации языка, асимметрии движений и повышенном тонусе мышц.

По мнению Е. Ф.  Соботович и А. Ф.  Чернопольской, у детей 1 и 2 групп имеет место стёртая псевдобульбарная дизартрия.

3 группа – у детей отмечается наличие всех необходимых артикуляторных движений губ и языка, однако наблюдаются трудности в нахождении позиций по инструкции, по подражанию. Особенностью произношения у детей этой группы является замена звуков не только по месту, но и по способу образования, которая носит непостоянный характер. В этой группе у детей отмечается фонематическое недоразвитие. Уровень развития лексико-грамматического строя речи колеблется от нормы до выраженного ОНР (общее недоразвитие речи). У детей данной группы имеет место стёртая корковая дизартрия.

4 группа – эту группу составляют дети с выраженной общей моторной недостаточностью. У детей обнаруживаются малоподвижность, скованность, замедленность движений, ограниченный объём движений, которые проявляются в движениях артикуляторных органов: вялость, скованность движений, гиперкинезы, большое количество синкинезий при выполнении движений нижней челюстью, в лицевой мускулатуре, невозможность удержания заданного положения. Нарушения звукопроизношения проявляются в замене, пропусках, искажении звуков. При неврологическом обследовании у детей данной группы выявлены симптомы органического поражения центральной нервной системы (девиация языка, сглаженность носогубных складок, снижение глоточного рефлекса и т. д.). Уровень развития фонематического анализа и представлений, а также лексико-грамматического строя речи варьируется от нормы до ОНР (общее недоразвитие речи). Данная форма нарушений определяется как стёртая смешанная дизартрия.

В исследованиях Л. В. Лопатиной представлены три группы детей со стёртой дизартрией[4]. Критериями дифференциации групп служат качества произносительной стороны речи: состояние звукопроизносительной, просодической сторон речи, уровень сформированности языковых средств: лексики, грамматического строя, фонематического слуха. Оцениваются общая и артикуляционная моторика. Общим для всех групп детей является стойкое нарушение звукопроизношения: искажение, замена, смешение, трудности автоматизации поставленных звуков. Для всех детей этих групп характерно нарушение просодики: слабость голоса и речевого выдоха, бедность интонаций, монотонность речи, некоторые нарушения со стороны общей и мелкой моторики.

Первая группа. Нарушения звукопроизношения выражаются во множественных искажениях и отсутствии звуков. Фонематический слух полностью сформирован. Слоговая структура слов разной сложности не нарушается. Качество и объём активного и пассивного словаря соответствуют возрастной норме, дети успешно овладевают навыками словоизменения и словообразования. Связная монологическая речь детей формируется в соответствии с возрастными нормативами. Первую группу детей со стёртой дизартрией в рамках психолого-педагогической классификации (Р. Е. Левиной), можно отнести к группе с фонетическим недоразвитием (ФН).

Вторая группа. Экспрессивная речь оценивается удовлетворительно. Нарушение звукопроизношения носит характер множественных замен, искажений. Фонематический слух нарушен. У детей недостаточно сформирована слуховая и произносительная дифференциация звуков. При обучении их звуковому анализу возникают трудности. При воспроизведении слоговой структуры сложных слов возникают перестановки. Активный, пассивный словарь отстаёт от возрастной нормы. Особые сложности возникают при согласовании имён существительных среднего рода с числительными, употреблении предлогов при словообразовании. Связная монологическая речь характеризуется употреблением двухсловных, нераспространенных предложений. По психолого – педагогической классификации Р. Е.  Левиной, эти дети со стёртой дизартрией относятся к группе с фонетико – фонематическим недоразвитием (ФФН).

Третья группа. Экспрессивная речь сформирована неудовлетворительно. Отмечаются трудности понимания сложных логико–грамматических конструкций предложений. В звукопроизношении страдают звуки разных фонетических групп. Отмечаются множественные замены, искажения, отсутствие звуков. Выраженное нарушение фонематического слуха: недостаточно сформирована слуховая и произносительная дифференциация звуков, что не позволяет овладеть звуковым анализом. Выражено нарушение слоговой структуры слов. Активный и пассивный словари значительно отстают от возрастных нормативов, а лексико – грамматические ошибки носят множественный и стойкий характер. Эта группа детей со стёртой дизартрией не овладевает связной речью. По классификации Р. Е. Левиной, эта группа детей соотносится с общим недоразвитием речи (ОНР).

Выделение трёх групп детей со стёртой дизартрией в исследованиях Л. В. Лопатиной позволяет соотнести их по уровню сформированности языковых средств с тремя группами, выделенными Р. Е. Левиной[5]: ФН – фонетическое недоразвитие, ФФН – фонетико – фонематическое недоразвитие, ОНР – общее недоразвитие речи.

Как указывает Р. Е. Левина, нарушение речевых кинестезий при морфологических и двигательных поражениях органов речи оказывает влияние на слуховое восприятие всей звуковой системы данного языка. Это приводит к недоразвитию у старших дошкольников с дизартрическим компонентом фонематического восприятия, из–за которого формирование и развитие других сторон речи (фонематической, лексической, грамматической) нарушается. Нарушения звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрическим компонентом выражаются в искажении, смешении, замене, в пропусках звуков, что сближает ее с дислалией. Но при дизартрическом компоненте причина и механизм этих нарушений иные, чем при дислалии: нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата). Большинство авторов указывают, что для старших дошкольников с дизартрическим компонентом характерно полиморфное нарушение звукопроизношения, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов и акустической близостью звуков.

Механизм звукопроизношения рассматривается с перцептивной и артикуляционной позиций. Перцептивная база – это восприятие фонетических единиц, сличение их с эталонами и дифференциация. Артикуляционная база – это готовность артикуляционного аппарата выполнять тонкие дифференцированные движения, необходимые для произнесения звуков – единиц языковой системы.

Таким образом, в норме ребёнок для овладения к пяти годам правильным звукопроизношением должен уметь чётко воспринимать и дифференцировать звуки речи на слух, а для правильного их воспроизведения иметь достаточно подготовленную артикуляционную базу.

При анализе особенностей звукового состава речи выделяют три аспекта, характеризующие механизм отклонения от нормы.

Фонологический аспект. Характерной для старших дошкольников с дизартрическим компонентом является следующая особенность: группы акустически близких звуков усваиваются хуже, чем группы акустически более ярких звуков, хотя и более сложных по артикуляции. Этот факт объясняется наличием у данной категории детей определенных нарушений слухового восприятия речи, акустическая близость звуков оказывает отрицательное влияние на усвоение правильного произношения. Так как акустически близкие звуки нарушаются чаще, чем артикуляционно более сложные, но акустически противоположные, то необходимо перед вызыванием и постановкой звуков добиваться их различения на слух.

Артикуляционный аспект. Нарушения произношения проявляются одновременно в искажении и отсутствии различных групп звуков. Нарушения звукопроизношения у данной категории детей носят полиморфный характер и проявляются преимущественно в искажении звуков речи, которые обусловлены взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов.

При овладении звукопроизношением сенсорный и моторный компоненты речи образуют единую функциональную систему, в которой слуховые и артикуляционные образы элементов речи находятся в тесной взаимосвязи. В случаях нарушения функции речедвигательного анализатора между сенсорным и моторным компонентом образуются сложные отношения, отличающиеся от существующих в норме. Существование нечётких артикуляционных образов приводит к стиранию граней между слуховыми дифференциальными признаками звуков. Таким образом, не создаются необходимые условия для их различения. Речедвигательный анализатор играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации звуков. В свою очередь, отсутствие чёткого слухового восприятия и контроля способствует стойкому сохранению нарушения звукопроизношения в речи. Это объясняет причины нарушения фонематического слуха у детей, а в дальнейшем и появление специфических дисграфических ошибок на письме.

Таким образом, смазанная, невнятная речь старших дошкольников с дизартрическим компонентом не даёт возможности для формирования чёткого слухового восприятия и контроля. Это ещё более усугубляет нарушения звукопроизношения, так как неразличение неправильного произношения и произношения окружающих затормаживает процесс собственной артикуляции.


[1]Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей. М.: ACT: 2008. – С.55 

[2]Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009 – С.128

[3]Архипова, Е.Ф. Коррекционно – логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей. М.: ACT: 2008. – С.105

[4] Архипова, Е.Ф. Коррекционно – логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей. М.: ACT: 2008. – С.75

[5] Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей. М.: ACT: 2008. – С.79


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

    В данной работе содержится анализ данных научной литературы по теме, результаты исследования особенностей психических процессов детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....

Статья Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста.

Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей этого возраста характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций. Хотя результаты не всегда ...

«В мире добра, красоты и порядка» профилактическая психолого-педагогическая программа для детей старшего дошкольного возраста

Психологическая компетентность и грамотность, психологизация сознания, повышение нравственной культуры ребенка являются основными условиями повышения эффективности современного дошкольного образования...

Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Безусловно важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным к ней. Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность к ней, к новым...

«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО»

В творческой презентации представлен мой актуальный  педагогический  опыт  «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГ...

Психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство - большой и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст первоначального фактического формирования личности.При разработке содержания воспитательных задач важно о...

Конспект психолого-педагогического занятия для детей старшего дошкольного возраста "Давай поймем друг друга"

Данное занятие направлено на развитие коммуникативной, личностной, эмоциональной сферы детей 5-6 лет....