Развитие фонематического восприятия
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая группа)

Козырева Диана Зауриевна

20 идей упражнений для развития слухового восприятия у детей, которые можно легко проводить дома. Эти задания помогут малышам лучше различать звуки, развивать внимание и память, а также получать удовольствие от занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonem_vospriyatie_uprazhneniya.docx153.84 КБ

Предварительный просмотр:



https://sun9-64.userapi.com/impg/VLABwNJGsGg_XtQUXOJxpe5ONuOvBlP4i4jyIg/KgyCMjiIo8s.jpg?size=1024x1024&quality=95&sign=2f902b0f68370ef0bd524e02e54b5531&type=album

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
20 идей упражнений для развития слухового восприятия у детей, которые можно легко проводить дома. Эти задания помогут малышам лучше различать звуки, развивать внимание и память, а также получать удовольствие от занятий:

  • «Найди источник звука»
    Проведите эксперимент: включите звук (хлопок, щёлканье, музыку) в одной части комнаты, а ребёнок, закрыв глаза или повернувшись спиной, должен определить, откуда идёт звук.
  • «Повтори ритм»
    Произнесите ритмическую последовательность (например, хлопки, постукивания по столу) и попросите ребёнка повторить за вами.
  • «Что это за звук?»
    Запишите или воспроизведите разнообразные звуки (звон колокольчика, шуршание бумаги, лай собаки) и предложите ребёнку угадать источник звука.
  • «Различай громкость»
    Говорите или стучите с разной громкостью, после чего попросите ребёнка определить, какой звук был громче, а какой тише.
  • «Долгое – короткое»
    Издавайте звуки разной длительности. Сначала длинные, потом короткие. Ребёнок должен повторить последовательность, обращая внимание на длину звуков.
  • «Повтори мелодию»
    Напойте или сыграйте простую мелодию на инструменте (или просто постукивая) и попросите ребёнка её повторить.
  • «Звуковые карточки»
    Запишите несколько звуков на мобильном телефоне или компьютере. Затем проигрывайте их по очереди и просите ребёнка назвать, что это за звук.
  • «Найди лишний звук»
    Произнесите ряд звуков, где один из них отличается по тембру или ритму. Ребёнок должен обнаружить, какой звук выбивается из ряда.
  • «Звуковые цепочки»
    Начните с одного звука, затем постепенно добавляйте новые, образуя цепочку. Ребёнок повторяет всю последовательность по памяти.
  • «Отгадай персонажа по голосу»
    Импровизированно изменяйте голос (например, глубокий, высокий, смешной) и предлагайте ребёнку угадать, какой персонаж или кто из знакомых мог бы так говорить.
  • «Мелодичные истории»
    Чередуйте рассказ истории с музыкой. Попросите ребёнка обратить внимание, какие звуки сопровождают определённые моменты рассказа.
  • «Слышишь и рисуй»
    Проигрывайте звуковые дорожки (например, звуки природы) и попросите ребёнка нарисовать то, что он представляет, слушая эти звуки.
  • «Имитация звуков природы»
    Покажите ребёнку, как имитировать звуки дождя, ветра, пения птиц, и вместе воспроизводите их, обсуждая, откуда берутся эти звуки.
  • «Музыкальные команды»
    Договоритесь о том, что определённые звуки означают разные действия: хлопок – встать, тихий звук – сесть, постукивание – повернуться. Меняйте последовательность команд.
  • «Звуковые пазлы»
    Разделите знакомую мелодию или звуковую последовательность на части, а ребёнок должен собрать их в правильном порядке.
  • «Шепот и громкость»
    Произнесите одно и то же слово сначала шёпотом, затем громко. Обсудите с ребёнком, чем отличаются эти звуки и как они влияют на восприятие.
  • «Смена темпа»
    Меняйте скорость произнесения слов или ударов (быстро и медленно), а затем попросите ребёнка повторить их в том же темпе.
  • «Звуковая мозаика»
    Создайте набор маленьких звуковых фрагментов (например, звон, стук, шуршание) и пусть ребёнок комбинирует их в разные «звукокартинки», описывая, что могло произойти.
  • «Поймай слово»
    Читайте сказку или стихотворение, а ребёнок должен хлопнуть или показать знак, когда услышит заранее выбранное слово.
  • «Музыкальное угадывание»
    Включите отрывки известных детских песен или инструментальные мелодии, и попросите ребёнка угадать название песни или название инструмента.

Эти упражнения можно адаптировать под возраст и интересы ребёнка, а также проводить в игровой форме, что сделает занятия не только полезными, но и увлекательными!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....

Система работы по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка включает в себя перспективное планирование по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста I и...

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

«Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями»

laquo;Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями» В педагогике фонематическое восприятие и фонематический слух определяется как специальное ...

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.

Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....