Домашнее задание звуки [Ш] и [Ж]
методическая разработка по логопедии
Разработка домашних заданий для детей для отработки звуков [Ш] и [Ж]
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Правильная артикуляция звука [Ш]: - губы округлены и выдвинуты вперед - зубы сомкнуты, либо сближены - кончик языка поднят к небу, но не касается его, образуя щель; - боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки. - воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту. - звук «Ш» произносится без голоса - глухой | Правильная артикуляция звука [Ж]: - губы округлены и выдвинуты вперед; - зубы сомкнуты, либо сближены -кончик языка поднят к небу, но не касается его, образуя щель; - боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки. - воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту. - звук «Ж» произносится с голосом - звонкий голосовые связки сомкнуты и колеблются под напором струи выдыхаемого воздуха. |
Артикуляционная гимнастика для звуков [Ш] и [Ж]
При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:
- Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
- На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
- Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
- Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
- Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
- Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
- Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.
- Гимнастику необходимо выполнять каждый день!
Артикуляционные упражнения
«Накажем непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».
«Блинчик»
Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 1 до 10 секунд.
«Маляр»
Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).
«Вкусное варенье»
Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.
«Парус»
Поднять широкий язык и зацепить за верхние зубы, удерживать в таком положении на счет от 1 до 5
«Чашечка»
Сделав «Блинчик», широкий язык поднять вверх, придавая ему форму «Чашечки» (не пролить водичку). Следить, чтобы боковые края и кончик языка не опускались. Удержать под счет от 1 до 10.
Затем завести «Чашечку» в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 5.
«Остудим чаек» или «Парус»
Сделать «Чашечку», завести за верхние зубы и подуть в нее, как бы на верхние зубки.
«Грибок»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)
«Фокус»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Произносить звук [Ш] изолированно! Как только у ребенка получается произносить звук переходить к произнесению в слогах:
ша - шо - шу
ши - ше - ша
шо - шу - ша
шу - ши - ша
шу - шо - ша
ше - ши - шо
Далее произносим в словах.
1. С ударными слогами.
Ша: шаг, шар, шарф, шайба, шапка, шахта, мышата, большая, ушанка, мешать, решать, дышать, лошадка, шахматы, лапша.
Шо, шё: шорох, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, ремешок, гребешок, большой, мышонок, шел, шелк, шепот, ушел, нашел, пришел, вошел.
Ши: ширь, шило, шина, шить, ширма, дыши, ерши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, шили, решили.
Шу, ше: шум, шут, шуба, шутка, мишутка, дышу, ношу, тушу, прошу, шея, мишень, ошейник, решение.
2. С безударными слогами.
Ша: ваша, наша, каша, крыша, Даша, Маша, Леша, Паша, Миша, Алеша, Наташа, Андрюша.
Шу, ши: шуруп, шутить, чешуя, шинель, шипеть, широкий, шиповник, уши, мыши, калоши, ландыши, хороший, горошина, младший, тишина.
3. Со стечением согласных в слоге.
Швея, швы, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкурка, шла, шлак, шланг, шлем, шли, шлюпка, шляпа, шмель, шницель, шнурок, шпалы, шпагат, шпион, шпиль, штаб, штамп, штопать, штора, штопор, штука, штурвал, штык.
Далее произносим предложения.
Наташа пишет.
Вот Маша. У Маши шляпа.
У Леши ландыши. Ландыши хороши.
Миша и Паша едут на лошадке.
У реки камыши. Река широкая.
Малыши шагают в школу. Школа большая.
Миша нашел камешек.
На дороге шумит машина.
У шиповника шипы. Шипы колючие.
В шалаше пять ребятишек.
Паша и Наташа, прошу не шуметь.
Хороша уха из ершей.
Гриша и Миша гоняют шайбу.
Леша ел пшенную кашу.
Ум хорошо, а два лучше.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дальше в лес - больше дров.
Произносить тексты.
Потешки.
Петушок, петушок, отдай Маше гребешок!
Мы кормим нашу Машу. Маша, Маша, кушай кашу.
Тише, мыши, тише, мыши! Кот пришел на нашу крышу.
Шалун Миша.
Миша - шалун. Шалил с котенком. Котенок мяукал. Бабушка отняла котенка. Ушел Миша в лес. Увидел шишку и кинул шапку. В шишку не попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки. Так и пошел Миша домой.
Ландыши.
Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвешь ландышей - и домой. Хороши ландыши!
Автоматизирует звук [Ш] в закрытых слогах:
аш - ош - уш - ыш
ыш - уш - ош - аш
яш - ёш - юш - иш - еш
еш - иш - юш - ёш - яш
аш - яш - уш - юш
ыш - иш - еш - аш
яш - аш - юш - уш
иш - ыш - аш - еш
Произносить слова
Аш: ваш, наш, башня, пашня, чашка, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш, башмак, башлык, кашне, каштан.
Ош: кошка, мошка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка.
Уш: душ, ушки, мушка, пушка, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка, ушли, петушки, бабушка, дедушка, Аленушка, Буренушка, пушнина, тушканчик.
Ыш,яш: вышка, мышка, пышка, крышка, малышка, мартышка, покрышка, камыш, малыш, Яшка, бляшка, гуляш.
Ёш, ёшь: даешь, льешь, пьешь, поешь, трешь, берешь, Алешка, лепешка, рыбешка, матрешка, поварешка.
Еш, ешь, иш, ишь: пешка, орешки, вешний, внешний, поешь, Бишка, вишня, мишка, лишний, парнишка, кричишь, молчишь, ландыш, детеныш, донышко, перышко, пятнышко, бревнышко, брюшко, полюшко, мякиш, финиш, даришь, валишь, делишь, пилишь.
Произносить предложения.
Во дворе Бишка.
Накрой кружку крышкой.
Пташка прыгает у окошка.
Вот чашка и кашка, лепешка и ложка.
Надевай на малышку рубашку.
Наш Антошка глядит в окошко.
Вот картошка на окрошку.
Промокни пятнышко промокашкой.
Ребятишки играют в «кошки-мышки».
Бегают ребятишки-малышки - Мишки, Наташки да Машки.
Вот книжка про мышку-норушку и лягушку-квакушку.
Плохо мышке одной в норушке.
Петушок с моей ладошки клюет зернышки и крошки.
У кошки ушки на макушке.
В одно ушко вошло, в другое вышло.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
Шила в мешке не утаишь.
Напишешь пером - не вырубишь топором.
Потешки.
Петушок, петушок! Выгляни в окошко, дам тебе горошку!
Шапка да шубка - вот он, наш Мишутка!
Петушок, петушок! Золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка! Что ты рано поешь, детям спать не даешь?
Произносить тексты.
Кошка и мышка.
Ушли все из дома. А кошка дома. Села кошка на окошко. Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Мышка не видит кошку. Пошла мышка на кухню. Нашла крошки от пышки. Поела мышка крошки. Потом мышка увидела кружку. Кружка накрыта крышкой. Толкнула мышка крышку. Крышка упала. Кошка почуяла мышку и прыгнула с окошка. Побежала мышка. Но кошка ее догнала.
На опушке.
Ходила Аленушка в лес. Набрала лукошко ягод. Вышла она на опушку. На опушке ромашки. На ромашках букашки. Недалеко речушка. У речушки камыш. Где-то квакают лягушки. На дереве кукует кукушка. Села Аленушка на бревнышко. Отдохнула и пошла дальше.
Лиса и заяц.
- Почему это. Заинька, у тебя такие длинные ушки? Почему это, серенький, у тебя такие быстрые ноги?
- А все потому, Лисонька, что уж очень у тебя тихие шаги да уж очень острые зубы!
(Н. Сладков)
Произносить слоги.
жа - жо - жу - жи - же
жи - жа - жо - жу - же
жо - жа - жу - жи - же
же - жа - жо - жи - жу
жу - жа - жо - жи - же
Произносить (читать) слова.
Жа: жар, жаль, жаба, жало, жабры, жатва, жарко, жалоба, ежата, вожак, вожатый, пижама, урожай, бежать, лежать, дрожать, пожар, пожарный, жара, жалеть, кожа, лужа, лежа.
Жо, жё: Жора, ожог, рожок, лужок, дружок, флажок, пирожок, бережок, крыжовник, желоб, желудь, желтый.
Жу, же: жук, лежу, брожу, хожу, гляжу, дружу, покажу, абажур, тужурка, Женя, уже, уважение, этажерка, вижу, режу, вяжут, лижут, мажут, кожура, журнал, журавль.
Жи: жир, жить, жила, жидкий, ножи, моржи, ежи, лежи, покажи, прикажи, наживка, пружина, дружить, кружить, ежик, ужин, пыжик, рыжик, живой, живот, жираф, дюжина, прохожий.
Слова со стечением согласных.
Ждать, жмых, джем, жмурки, должник, ржавчина.
Произносить предложения.
Жук жужжит: ж-ж-ж-ж.
Летом жарко.
У Жени ножик.
На Жоре пижама.
У ежа ежата.
Моржи лежат на льду.
У вожатого рожок.
Покажи ножик, Женя.
Жора выбежал на лужок.
Мой дружок бежит на бережок.
В саду крыжовник и ежевика.
Под дубом лежат желтокожие желуди.
Рядом с ежом бежали ежата.
Летят журавли, а впереди вожак.
Вот пастух пропел в рожок, вышел я на бережок.
Утром Женя лыжи взял, по дороге побежал.
Жора живет на пятом этаже.
Тяжело тому жить, кто от работы бежит.
Моржи живут на севере, а жирафы - на юге.
Дети не обижают животных, и животные любят их.
Снежок лежал, лежал, потом побежал, журча.
Загадки
Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (Петух)
Я над речкою лежу, оба берега держу. (Мост)
Потешки
Ель на ежика похожа, еж в иголках, елка тоже.
Подарил утятам ежик восемь кожаных сапожек.
Встретил в чаще еж ежа: - Как погода, еж? - Ой, свежа!
И пошли домой, дрожа, горбясь, ежась, два ежа.
Лежебока, рыжий кот, отлежал себе живот.
Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет.
Ужа ужалила оса.
Бывают в мире чудеса: ужа ужалила оса,
Ужалила его в живот, ужу ужасно больно, вот!
А доктор еж сказал ужу: «Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне, лежать вам лучше на спине,
Пока живот не заживет, вот».
(Н.Воронель, Р.Муха)
Над Жорой жук, жужжа, кружит. От страха Жора весь дрожит.
Зачем же Жора так дрожит? Совсем нестрашно жук жужжит.
(А. Стародубова)
Произносить текст.
Рыжик.
Был у Рыжухи жеребенок. Жеребенок был рыжий. Женя звал его Рыжиком. Рыжик был слабый, еле на ногах держался. Рыжуха жалела жеребенка. Женя тоже жалел Рыжика. Ухаживал и помогал Рыжику. Когда Рыжик окреп, Женя водил его на лужок. Рыжик любил кружить по лужайке. Покружит, покружит и ляжет под стожок. Когда Рыжуху впрягали в телегу, Рыжик бежал рядом. У реки Рыжуху выпрягали. Рыжуха купалась сама, а Рыжика купал Женя.
Автоматизация звука Ж в закрытом слоге.
Напоминаем, что закрытыми называются слоги типа "гласный+согласный".
Также напоминаем, что приступать к автоматизации можно лишь после того, как ребенок научился правильно произносить изолированный звук. Организуем автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по продолжительности должны занимать 15-20 минут для детей до 4,5 лет, старше - 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.
Произносить слоги.
ажма - ожма - ужма - ыжма
ыжма - ужма - ожма - ажма
яжма - ёжма - южма - ижма - ежма
жма - ижма - южма - ёжма - яжма
Произносить слова.
Важный, каждый, бумажный, багажный, монтажник, можно, дождик, ложный, тревожный, ножницы, пирожное, художник, нужно, дружно, дружба, булыжник, булыжник, южный, вьюжны, таежный, нижний, ближний, книжный, между, прежде, одежда, надежда, нежный, прежний, вежливый, прилежный.
Наждак, награждать, вражда, ножной, нужда, Лужники, лыжня, денежный, бережно, побеждать.
Произносить предложения.
Ребята дружны. Нужно ценить дружбу.
Вова - вежливый ребенок.
Тетради на нижней полке.
Багажный вагон впереди.
Мама купила пирожное.
Между деревьев снежная баба.
Женя вытряхивает одежду.
У Гены бумажный голубь.
Не играй с ножницами.
Сапожник починил обувь.
В таежных районах много комаров.
Монтажники выполняют важную работу.
Победитель-лыжник награжден подарком.
В книжном магазине можно найти нужную книгу.
На этой неделе мы были в Лужниках дважды.
Булыжник был мокрый от дождя.
Послушай и подумай.
Слова: жаба, жатва, жать, рожь, жакет, бежать на пожар, уважать маму, нажать на кнопку, ежата, пижама, кожа, лужа, лыжа, поклажа, пропажа, жаворонок, жара, пожарный, лежать на пляже, держать флажок.
К каким из этих слов нужно поставить вопрос кто? И к каким - что? Какие слова обозначают действия? Поставьте вопрос к этим словам.
Слова: ожог, утюжок, медвежонок, ежонок, жеребенок, Женя, Жора, прыжок, Жанна, дружок.
Какими из этих слов можно назвать людей? Какие из этих слов обозначают названия животных? Какие из прочитанных слов вы еще не назвали?
Слова: ежевика, желоб, журнал, животное, жираф, Жучка, журавль, рыжик, моржи, ужи, жук, жаворонок, жужелица, чижи.
Какие из этих слов относятся и какие не относятся к животным? Где здесь птицы? Где насекомые? Где растения?
Слова: желе, желток, жилет, абажур, мороженое, оружие, пирожное, прыжок, рожок, пирожок, драже, журнал.
Что здесь можно есть и что нельзя?
Жора выполняет задание. Он изменяет слова: ёж - ежи, уж - ужи, морж - …, чиж - …, нож - …, этаж - …, пляж - …, гараж - …, чертеж - …, стеллаж - …
Помогите Жоре до конца выполнить это задание.
Жанна изменяет слова, которые обозначают действия: ходить - хожу, лежать - лежу.
Измените так же, как Жанна, слова: заказать, водить, глядеть, дружить, показать, рассказать, видеть, бродить, резать, мазать, уходить, приходить, переходить, находить, завязать, разбудить, сказать, заводить.
Мы правильно произносим слова: нож - ножи, ёж - ежи, уж - ужи, этаж - этажи, хожу, лежу, дружу, брожу, вяжу, сижу, кружу.
Какие из этих слов обозначают несколько животных или предметов? К каким из этих слов походит слово я?
Дифференциация звуков Ш и Ж.
После того, как звук автоматизирован, обязательно нужно поработать над дифференциацией (т.е. различением) его с другими звуками, чтобы ребенок не путал их в речи.
Напоминаем, что положение органов речи при произнесении звука ж отличается от такого при произнесении звука ш лишь наличием голоса. Когда мы произносим ш, голосовые связки разомкнуты и струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними, а когда произносим ж, голосовые связки сомкнуты, воздушная струя колеблет их, образуя голос. Иными словами, звук ш - глухой, а звук ж - звонкий.
При работе над дифференциацией ж и ш прежде всего необходимо добиться того, чтобы ребенок различал эти звуки на слух
Гусь шипит: ш-ш-ш. Жук жужжит: ж-ж-ж.
Как шипит гусь? Как жужжит жук? Чья песенка звонкая? Чья глухая?
Произносить слоги.
ша-жа аша-ажа
шо-жо ошо-ожо
шу-жу ушу-ужу
ше-же аше-аже
ши-жи иши-ижи
Произносить слова.
шить - жить
шаль - жаль
шалить - жалить
шутка - жутко
уши - ужи
житьё - шитье
жито - шито
лежа - Леша
мажут - машут
наживка - нашивка
жар - шар
жаба - шапка
ежата - мышата
лежать - мешать
ложа - лошадь
лужа - Луша
кожа - ноша
лужок - пушок
дружок - вершок
рожок - горшок
пирожок - порошок
дружок - петушок
Женя - шея
ложечка - кошечка
бумажечка - букашечка
пружинка - пушинка
ужин - уши
лыжи - мыши
Произносить предложения.
Луша обходит лужу.
Ты бежать мне не мешай.
Нельзя шалить с пчелой: она ужалит.
Летит снежок, легкий, как пушок.
Мой дружок от земли вершок.
Малыши встали на лыжи.
Сереже подарили карандаши.
Без этой пружин не поедет машина.
Подальше положишь - поближе возьмешь.
Произносить тексты.
Дождик.
Дождик, дождик, не дожди, не дожди ты, подожди.
Выйди, выйди, солнышко, золотое донышко.
Живой уголок.
В нашей школе живой уголок. Сначала там были только белые мыши. Потом Маша отдала в живой уголок ежа. А Маша поймал ужа. Дядя Гриша подарил стрижа. Потом появились жаба, жуки. Школьники полюбили живой уголок. Живой уголок был в большой комнате. Теперь там несколько ужей, ежей и мышей, много жуков и жаб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашние задания (звуки Р, Рь)
Задание Слова для повторения за взрослым в первые три занятия произносите по одному слову, а потом увеличиваете ряд слов – по два слова, по три сл...

домашнее задание звук и буква У
домашнее задание для закрепления понятия звук и буква У для воспитанников логопедической группы. содержит речевой материал, стихи, задания на завуковой анализ слов...
Домашнее задание "Звук и буква А"
Домашнее задание "Звук и буква А"...

домашнее задание "Звук и буква Э"
задания подобраны для воспитанников подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР...
Домашнее задание Звук и буква А Тема: Фрукты
Тема «Звук и буква А. Фрукты.»1. Артикуляционная гимнастика2. Вспомни и повтори правило: Звуки мы произносим и слышим,А буквы мы видим и пишем!3. Закрась букву А красным карандашом....


