Консультация для воспитателей
консультация по логопедии (старшая группа)

Важенина Елена Анатольевна

Особенности речи детей 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_rechi_detey_4-5_let.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей

Особенности речи детей 4-5 лет

У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в речевом развитии.  Его речь становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 5 лет завершается  процесс становления нормального звукопроизношения.  Наблюдается только некоторое смешение звуков С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (например: шерстяной, пушистый…).

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук.

Если в 4 года словарь ребенка составляет 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи появляются слова, обозначающие части и детали предметов, существительные – названия профессий, инструментов, трудового оборудования;  появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты, животные).

Чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (например: голубой, розовый, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные – например: лисий хвост, заячья избушка; слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (например: железный ключ, деревянная избушка и т.д.). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (такие как: из-под, около и др.).

Идет усвоение возвратных глаголов и приставочных.

 В возрасте 4 – 5-ти лет ребенок усваивает основные грамматические формы: предложно – падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. Употребляются предлоги в самых разнообразных формах. Имеют место нарушения согласования числительных с существительными в косвенных падежах. Формируется навык словообразования. Идет усвоение суффиксов уменьшительности (например: дом – домик…), увеличительности (например: дом – домище…) и др.

Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений. Предложения становятся распространенными с однородными дополнениями, обстоятельствами, определениями. Дети начинают выражать свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями, используя вводные конструкции. Чаще используют сложносочиненные предложения, реже сложноподчиненные. Некоторые типы предложений вызывают затруднения. При употреблении сложноподчиненных предложений часто опускается главная часть (начинают с союза потому что).

  Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо  хотят, «красная» мяч и пр.

Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать прочитанную сказку, небольшой по объему текст или рассказ. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.

Речь становится более  связной, последовательной. Идет овладение диалогической  и монологической формами речи.

Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки, менять произвольно громкость голоса.

Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Нужно рекомендовать родителям  следить за своей речью: говорить неторопливо; четко,  правильно произносить слова; интонация должна быть спокойная. В возрасте 3-5 лет иногда возникает заикание, чаще у мальчиков, очень подвижных и эмоциональных. Причины его – различны: испуг, подражание, наследственный фактор и т. д. Поэтому, будьте внимательны к речи ребенка, если вы заметили «запинки», нужно сразу обращаться к логопеду.

Необходимо ежедневно читать ребенку книги, учить больше стихов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»

Консультация для воспитателей«Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»...