Консультации для педагогов
консультация по логопедии

Консультации для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesber.docx16.58 КБ
Файл innovatsii.docx16.68 КБ
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx27.37 КБ
Файл obmen_opytom.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский  сад №6 «Солнышко» с.Чекмагуш муниципального района Чекмагушевский  район Республика Башкортостан

Мастер-класс для педагогов

  на тему:

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного логопунта»

Провела: учитель-логопед  МАДОУ

  №6 «Солнышко» Муталлапова Г.Р.

с.Чекмагуш- 2022



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский  сад №6 «Солнышко» с.Чекмагуш муниципального района Чекмагушевский  район Республика Башкортостан

Консультация для педагогов

на  тему:

«Инновационные методы: аква-гимнастика, биоэнергопластика, кинезиологические упражнения в работе с детьми в речевом развитии дошкольников»

Провела: учитель-логопед  МАДОУ

  №6 «Солнышко» Муталлапова Г.Р.

с.Чекмагуш- 2023



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский  сад №6 «Солнышко» с.Чекмагуш муниципального района Чекмагушевский  район Республика Башкортостан

Консультация для педагогов

на  тему:

«Рекомендации учителя-логопеда воспитателю и родителям по индивидуальной работе с дошкольниками с ОВЗ»


Провела: учитель-логопед  МАДОУ

  №6 «Солнышко» Муталлапова Г.Р.

с.Чекмагуш- 2024

Рекомендации учителя-логопеда воспитателю и родителям по индивидуальной работе с дошкольниками с ОВЗ


Цель рекомендаций - помочь воспитателю спланировать коррекционную работу с дошкольниками с ОВЗ и привлечь родителей к выполнению несложных домашних заданий для закрепления полученных речевых умений и навыков на логопедических коррекционно-развивающих занятиях.

Успешность и эффективность работы логопеда зависит от того, насколько хорошо организована взаимосвязь с воспитателем-непосредственным участником коррекционно-развивающего процесса.

В рекомендациях предусмотрена работа по развитию фонетико-фонематических, лексико-грамматических, неречевых процессов и по развитию связной речи. В основу положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, преобладание ведущей деятельности дошкольника- игры.

Фоне́тика - раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Фонетико-фонематическое недоразвитие -это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин, фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию.

1. Игры-задания по формированию фонетико-фонематической стороны речи

Развитие фонематического слуха

«Услышишь - хлопни»

Задание: Когда ты услышишь звук П -хлопни в ладошки. Р, К, П, Д, С, П, М, П, Н

«Кто больше?»

Задание: Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. Звук П (Повторы недопустимы.)

«Нужное слово»

Задание: По заданию взрослого дети произносят слова со звуком П в начале, середине, конце слова.

Формирование фонематического восприятия

«Поймай звук»

Задание: дети должны подпрыгнув хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например: [c] - "сова", "зонт", "лиса", "лес", "коза", "слон", "жук", "коса", "ёжик", "нос", "стакан").

«Какой звук есть во всех словах?»

Задание: Логопед произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук "ш". Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи - "ж"; чайник, ключ, очки - "ч"; щетка, ящик, щавель - "щ"; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось - "сь"; коза, замок, зуб - "з"; зима, зеркало, вазелин - "зь"; цветок, яйцо, курица - "ц"; лодка, стул, лампа - "л"; липа, лес, соль - "ль"; рыба, ковер, крыло - "р"; рис, крепость, букварь - "рь".

«Волшебники»

Задание: "Сейчас мы будем превращать одно слово в другое. Я назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: кит - кот.

  • Слова для изменения: дом, сон, сок, пил, мел.
  • Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
  • Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

Формирование навыков произнесения слов различной слоговой структуры

  • Односложные слова: мак, лук, кит.
  • Двусложные слова: дыня, вода, банан.
  • Трехсложные слова: лопата, собака, кубики, сапоги, панама.
  • Четырехсложные слова: пианино, кукуруза, пуговица, гусеница, черепаха.

Подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза

Фонематический анализ - это способность определять место, последовательность, количество звуков, слогов в слове.

«Какой звук выпал из слова?»

Дети слушают слова и называют «выпавший» звук (крот - кот, лампа - лапа, пилка - пила).

«Заполни дорожку»

Ребенку предлагается картинка и графическая схема из определённого количества клеточек по числу звуков в данном слове. По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Получается модель звукового строения слова. Первоначально для анализа даются односложные слова, типа: мак, кот, дом, лук, ....

Игра «Кубик. Сколько точек-столько букв»

Дети бросают кубик, их задача - придумать слово по количеству точек на выпавшей грани кубика. Сколько точек-столько букв.

Фонематический синтез - мысленный процесс соединения частей в целое.

Составить слово из слогов, данных в «беспорядке».

  • Ко-ло-мо - молоко
  • Ша-ка - каша
  • Ба-шу - шуба
  • Ля-ко - Коля

2) Занятие по формированию и развитию связной речи

Связная речь - это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Рассказ по картинке.

  1. Кто нарисован на картинке?
  2. Что делает бабушка?
  3. Кто помогает бабушке стряпать печенье?
  4. Составь предложения по этой картинке.
  5. Раскрась рисунок цветными карандашами.

Рассказ по серии сюжетных картин.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:

  1. Как ты думаешь, в какое время года петушок шёл по полю?
  2. Что петушок нёс домой?
  3. Кто заметил петушка?
  4. Что сделала ворона, чтобы полакомиться горохом?
  5. Почему ворона не съела весь горох?
  6. Как птица посеяла семена гороха в землю?

2. Составить рассказ.

3) Занятия на формирование лексико-грамматических категорий

Развитие понимания речи.

Игра с картинками

Подобрать парные картинки: карандаш - карандаши, мяч - мячи, кубик - кубики, шар - шары, цветок - цветы и т.п. Картинки раскладываются на столе перед ребенком. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки и выполнить его просьбу. Далее взрослый просит: «Возьми карандаш - возьми карандаши, возьми мяч - возьми мячи, возьми цветок - возьми цветы, дай мне кубик - дай кубики, дай шар - дай шары, дай гриб - дай

«Узнай и покажи».

Взрослый раскладывает перед ребенком предметы, хорошо ему знакомые и дает задания: «Покажи то, чем ты рисуешь дом», «Покажи то, чем ты чистишь зубки», «А что ты наденешь на голову, когда пойдешь на прогулку?» и т.д.

Игра «Узнай игрушку».

Взрослый кладет на стол игрушки: мячик, белочку и кубик. Затем он предлагает послушать и угадать, о какой игрушке он говорит: «У нее пушистый хвост, рыжая шерсть, маленькие лапки», «Он квадратный, деревянный, синий» и т.д.

Задания на расширение словарного запаса

Кто где живет?

Бросая мяч ребенку, ведущий задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.

  • Кто живет в дупле? Белка.
  • Кто живет в скворечнике? Скворцы.
  • Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т.д.
  • Кто живет в будке? Собака.
  • Кто живет в улье? Пчелы.
  • Кто живет в норе? Лиса.
  • Кто живет в логове? Волк.
  • Кто живет в берлоге? Медведь.

Что может быть?

Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему- существительные. Например, «черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски… Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой…

Игра с мячом «Животные и их детеныши»

Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.

У медведя - медвежонок, у верблюда - верблюжонок, у волка - волчонок, у зайца - зайчонок, у кролика - крольчонок, у белки - бельчонок, у коровы - теленок, у лошади - жеребенок, у свиньи - поросенок, у овцы - ягненок, у курицы - цыпленок, у собаки - щенок.

Задания на формирование обобщающих понятий

Детям дается задание на обобщение - предлагается «назвать одним словом» 4 конкретных понятия.

Назовите одним словом (словосочетанием) следующие предметы:

  1. Москва, Киев, Новгород, Санкт-Петербург - это …
  2. Три, пять, двенадцать, один - это …
  3. А, У, О, И, Э - это …
  4. Синий, красный, белый, голубой - это …
  5. Ворона, голубь, воробей, синица - это …
  6. Сом, карась, щука, окунь - это …

Игра «Что лишнее?»

Задание на формирование словообразования

«Один - много»

Воспитатель бросает мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок возвращает мяч, называя слово «дома». Учить ребенка сочетать движение со словом. Воспитатель называет от пяти до восьми слов. (машина, парта, сосна, гора, шар, ведро)

«Угадай, чьи это хвосты»

На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой - изображения хвостов. Воспитатель показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост.

Задание на формирование словоизменения

"Кто кого обгонит?"

Показываем ребёнку две картинки и задаём вопрос: "Кто кого обгонит?"

Зайцы и черепахи… (Зайцы обгонят черепах).

Гусеницы и змеи… (Змеи обгонят гусениц)

Люди и машины… (Машины обгонят людей).

"Кто чем питается?"

Картинки с изображением пищи и животных раскладывают на столе. Взрослый показывает игрушечного животного и спрашивает, чем оно питается. В зависимости от уровня речевого развития ребенка показывает соответствующую картинку, отвечает одним словом. Чем питаются зайцы? (например: «морковью") или предложением ("Зайцы питаются морковью").

  • чем питаются медведи? медведи питаются малиной
  • чем питаются коровы? коровы питаются травой
  • чем питаются козы? козы питаются капустой


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский  сад №6 «Солнышко» с.Чекмагуш муниципального района Чекмагушевский  район Республика Башкортостан

Обмен опытом на тему:

«Чем отличаются современные дети?»

Провела: учитель-логопед  МАДОУ

  №6 «Солнышко» Муталлапова Г.Р.

с.Чекмагуш- 2024


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи

Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...