Консультации для педагогов
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Сытина Ольга Ивановна

Предварительный просмотр:

Звуковая культура речи детей

младшего дошкольного возраста.

Речь – это средство понимания окружающих, это выражение умственных, эмоциональных и аналитических способностей человека.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в младшем дошкольном возрасте.

Речь младших дошкольников характеризуется стремлением к звукоподражанию, к освоению образцов чужой речи; интенсивным пополнение словаря, способностью слышать и понимать вопросы взрослого и отвечать на них. В то же время ребенок еще не готов к вступлению в полноценную коммуникацию, к диалогу с собеседником; освоение грамматического строя собственной речи только начинается.

Примерные сроки окончательного усвоения детьми звуков речи :

1-2 года - усваиваются такие звуки :

А, О, Э, П, Б, М.

2-3 года - звуки:

И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й и их мягкие варианты.

3-5 лет - звуки:

С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ.

Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений.

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним.

Для успешного становления речи ребенка 3-4 лет, необходимо осуществлять работу по следующим направлениям:

Развитие дыхания;

Развитие артикуляции;

Развитие фонематического слуха.

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Предлагаю вам некоторые игры и упражнения (также представленные в презентации) для развития правильного речевого дыхания у детей:

«Мыльные пузыри»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть.

«Пузырь»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Дети стоят кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя за взрослым «надувайся пузырь, надувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу взрослого «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося «С», подражая выходящему воздуху.

Учите малыша делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох.

В этом вам помогут: дудочки, свистульки, мыльные пузыри, вертушки, бумажные игрушки, одуванчики, легкое перышко…

Игрушка должна находиться на уровне губ ребенка, на расстоянии 10 – 15 см.

Следите, чтобы при вдохе плечи не поднимались, надувался животик, а выдох был непрерывным.

Чтобы избежать головокружений делайте не более 3 – 5 упражнений подряд.

Также необходимо развивать и укреплять мышцы артикуляционного аппарата с помощью гимнастики для губ и язычка.

Артикуляционная гимнастика является комплексом специально подобранных упражнений, которые способствуют мышечному укреплению артикуляционного аппарата ребёнка, а также развитию ловкости, дифференцированности и силы движений этого органа.

Польза артикуляционной гимнастики:

- улучшение кровоснабжения, нервной проводимости и подвижности артикуляционных органов;

- укрепление мышечной системы щёк, губ и языка;

- навыки, позволяющие удерживать нужное артикуляционное положение;

- снижение напряжённости артикуляционных органов;

- постановка правильного произношения звуков.

Благодаря своевременно проведённым занятиям и упражнениям, развивающим речевой слух, многие дети учатся говорить правильно и чисто без помощи логопеда.

При сложных нарушениях звукопроизношения артикуляционная гимнастика помогает быстрее справиться с речевыми дефектами и подготовит мышцы для регулярных занятий со специалистом.

Для достижения максимального эффекта артикуляционная гимнастика должна проводиться регулярно, иначе полученные навыки могут не закрепиться. Желательно заниматься дважды в день. В процессе упражнений необходимо постоянно контролировать качество их выполнения и не допускать чрезмерного утомления ребёнка. Комплекс артикуляционной гимнастики рекомендуется выполнять, стоя перед зеркалом, в котором малыш будет видеть не только себя, но и взрослого человека. Артикуляционные движения выполняются в медленном темпе (двухлетний малыш удерживает язык в определенной позе 3-5 секунд, перед зеркалом, 3-4 раза, 2-3 раза в день. В презентации представлены различные артикуляционные упражнения.

Важным условием развития речи является развитие фонематического слуха.

Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие -это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы.

Ребёнок должен осознать звуковой строй языка - это умение услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определённой последовательности. Ребёнок с недостаточностью произношения этой готовностью не обладает.

Начинать слуховые тренировки нужно с развития способности различать и узнавать звуки, не относящиеся к речи. Можно предложить ребенку послушать звуки за окном:

что шумит? (деревья)

что гудит? (машина)

кто кричит? (мальчик) и т. д.

Помогите малышу определить источник звука.

Игра "Громкие подсказки". 

Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши и т. д.). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, - удары громкие, если он удаляется - тихие.

- дифференциация слов, близких по звуковому составу :

Игра "Правильно-неправильно".

1 вариант. 

Педагог показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши.

2 вариант. 

Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный.

Баман, паман, бана, банам, ваван, даван, баван.

Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.

Игра «Слушай и выбирай».

Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

рак, лак, мак, бак

сок, сук

дом, ком, лом, сом

коза, коса

лужи, лыжи

мишка, мышка, миска

Педагог называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.



Предварительный просмотр:

«Интонационная сторона речи»

Онтогенез интонационной стороны речи.

Интонация - важнейший аспект устной речи, средство оформления любого слова или сочетания слов в предложении, средство уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков.

Становление интонационной системы является одним из аспектов овладения звуковой стороной языка.

В понятие интонации включается:

• темп речи (степень скорости произнесения речевых элементов),

• паузы (перерывы в произнесении речевых элементов),

• тембр речи (окраска человеческого голоса),

• тон речи (степень высоты звука),

• ритм (важный компонент интонации, необходимый для синтаксической и семантической организации высказывания),

• мелодика (чередование повышений и понижений голоса, логическое ударение и словесное ударение).

Развитие речи в раннем возрасте делится на два периода:

- подготовительный период (до 1,5 лет) – до оформления самостоятельной речи

- период оформления самостоятельной речи (1,5 – 2 года).

Исследователи доречевой и начала речевой стадии развития ребенка (Винарская, Тонкова-Ямпольская) утверждают, что интонационные модели присутствуют в вокализациях детей уже на этих стадиях, а усвоение интонационной системы происходит в возрасте около года.

Р. В. Тонкова – Ямпольская говорила, что становление интонации начинается с крика.

К началу 2-го года жизни ребенок усваивает интонационную систему языка в целом.

На более поздних этапах развития идет процесс ее совершенствования и дифференцирования.

Интонация появляется в возрасте 1 года 6 мес. И в течение полугода остается основой детской коммуникации.

Верестюк рассматривает становление интонационной системы русского языка детей в возрасте от 2-5 лет.

Швачкин говорил о том, что интонация формируется к 4 – 6 месяцам.

По мнению А. Н. Гвоздева, Р. В. Тонковой-Ямпольской :

• приблизительно к 1г. 9 м. появляются разновидности восклицательной интонации, после 1г. 11 м. – вопросительные, начинает усваиваться фразовое ударение.

• К 2 годам дети владеют основным набором типовых интонем (вопросительная, восклицательная, утвердительная).

• На третьем году речь становится более эмоциональна и выразительна, проявляется личностный компонент интонационной окраски высказываний.

• Возраст четырех лет признается «рубежом в усвоении интонационной системы» в плане реализации, в пять лет дети четко различают конец и начало предложения, интонационные возможности соответствуют интонации взрослого человека.

Интонационная сторона речи формируется раньше чем фонетическая, лексическая, а также грамматическая, т. к. закрепляется раньше слов, что обусловлено связью с эмоционально - экспрессивным аспектом жизни являющийся ведущим в довербальный период.

Как фонетическое явление интонация рассматривается в различных аспектах:

• Артикуляторном;

• Акустическом;

• Перцептивном;

• Лингвистическом.

Артикуляторный аспект:

Изучение интонации в артикуляторном аспекте предполагает выявление работы органов речи. Сложность работы речедвигательной системы объясняется тем, что в управлении артикуляторными движениями взаимодействует центральная и переферическая системы.

Акустический аспект:

Исследования интонации в акустическом аспекте рассматривают речь как воздействующие на слуховой аппарат человека колебательные движения воздушной струи, в чем проявляется частота основного тона, интенсивность и длительность.

Перцептивный аспект:

Изучение интонации в перцептивном аспекте предполагает исследование тех соответствий объективным характеристикам интонации, благодаря которым человек воспринимает то или иное значение передаваемое интонацией.

Лингвистический аспект:

В лингвистическом аспекте под интонацией понимается сложное единство мелодических, динамических и временных характеристик речи.

Интонация относится к одному из трёх видов паралингвистических средств общения. Она тесно связана с двумя другими видами паралингвистических средств: кинетическим (позы, мимика, жесты) и графическим (выражение на письме). Это объясняется тем, что интонациям соответствуют определенные жесты, мимика, движения, позы.

Средства для восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи.

Принципы немецкой школы на основании личного опыта были модифицированы М. Е. Хватцевым. Изложенная им методика, обобщающая практику многих специалистов, как отечественных, так и зарубежных, даже в самых трудных случаях дает положительные результаты, но требует от логопеда высокого мастерства и тонкого знания анатомии и физиологии речевого аппарата, а от больных — напряжения и прилежания. Он рекомендует сложный комплекс упражнений для развития речевого аппарата больного, большое количество механических приемов работы.

Методика восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи по методике Н. А. Чевелевой. Система преодоления заикания у детей на основе развития у них связной речи, предложенной Н. А. Чевелевой, включает 5 периодов: I период – пропедевтический. Основная цель – преодоление речевой импульсивности, неорганизованности детей. Как известно, многие дети очень возбудимы, двигательно беспокойны. II период – сопровождающей или констатирующей. В этом периоде используется наиболее простая, доступная речь, которая сопровождает их действия или действия логопеда, а также речь, констатирующая видимые предметы, их наглядные признаки, свойства, количество. III период – период речи по зрительным представлениям. Дети овладевают умением отвечать на вопросы логопеда, пояснять, рассказывать, опираясь лишь на зрительные представления, сохраненные в памяти. IV период – планирующей речи или речи, лишенной зрительной опоры. На занятиях этого периода используются наиболее сложные формы речи – планирующая, а также развернутые объяснения и рассказы детей, вовсе лишенные какой бы то ни было зрительной опоры. Отвечая на вопросы, детям приходится подробно рассказывать, рассуждать, делать выводы, обобщения. V период – закрепление навыков связной речи.

Методика восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи по методике В. И. Селиверстова и Н. А. Власовой. Данная методика преимущественно рассчитана для работы с детьми в медицинских учреждениях и предполагает модификацию и одновременное использование разных приёмов обследования. Автор считает, что работа логопеда всегда должна быть творческой и поэтому в каждом конкретном случае необходим разный подход к детям в поиске наиболее эффективных приемов. В предложенной автором схеме обследования последовательно выявляется степень самостоятельности речи, ее подготовленности, громкости и ритмичности, структуры, в разной сложности речевых ситуациях, зависящих от обстановки и социального окружения, от видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое общение и развитие. В основу методик Н. А. Власовой положена разная степень речевой самостоятельности детей. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам системы коррекции речи заикающихся дошкольников. На протяжении многих лет предложенная методика является одной из самых популярных в практической работе с заикающимися детьми.

Методика восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи по методике А. И. Богомоловой. Методическая установка на регулярные упражнения в речи с сопровождающим движением руки является основной, так как без ее выполнения невозможно исправление дефекта. Важную роль в деле контроля за соблюдением данной установки призваны сыграть родители и родственники заикающегося, а в школе – учителя. В комплексном методе движение рук имеет цель: снятие напряжения мышечного тонуса и отвлечение внимания учащегося от речевого акта. Кроме того, движение руки сочетается с плавной слитной речью, имеющей существенные недостатки. Не менее важным является условие использования хоровой формы упражнений. Решающим преимуществом хоровой формы упражнений является более полное использование способности учащихся к подражанию. Несомненным качеством этих упражнений являются благоприятные условия для исчезновения у учащихся страха речи. Основное назначение хоровых упражнений — это овладение навыком формируемой речи и механическая тренировка этого навыка.



Предварительный просмотр:

 «На какие критерии  необходимо обратить внимание до школы»

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

5 правил для закрепления звука в речи

Вот наконец и наступил тот момент, когда ваш ребёнок смог произнести долгожданный звук. Многие родители ожидают, что их ребёнок сразу начнёт говорить этот звук во всех словах и фразах. Но не всегда так бывает. Часто ребёнок сначала может правильно выговаривать звук только изолированно, но не использует его в речевом потоке. Иногда даже может показаться, что в речи малыша ничего не изменилось. Но не стоит пугаться: любой поставленный звук требует автоматизации, т. е. закрепления чёткого произношения.

Постановка звука – это основная задача логопеда, а вот автоматизация звука требует обязательного включения в процесс родителей.

Занимаясь дома с ребёнком, необходимо выполнять следующие правила:

1. Заниматься нужно систематически.

Чтобы автоматизация звука не затянулась на длительное время, занятия нужно проводить не от случая к случаю, потому что необходимый навык можно сформировать в результате частого повторения.

2. Необходимо подбирать оптимальное время занятий.

Заниматься с ребёнком нужно тогда, когда ребёнок чувствует себя бодрым, не уставшим. Не желательно отрывать малыша от любимого дела, чтобы у него не выработалось отрицательное отношение к занятиям.

3. Соблюдайте определённые временные рамки занятия.

Заниматься можно в течение 10-20 минут.

4. Хвалите ребёнка.

Заниматься с ребёнком вам помогут терпение и доброжелательность. Чтобы ребёнок сразу понял, что вы хотите от него, давайте простую, короткую инструкцию, объясняйте понятными словами. Не скупитесь на похвалу, даже если достижения минимальны. Главное, чтобы малыш поверил в свой успех.

5. Постепенно усложняйте задания.

Начинайте занятия с несложных, доступных для ребёнка упражнений и постепенно переходите к более сложным. Не подгоняйте его, дайте возможность поразмышлять. Если малыш затрудняется ответить, не стоит сразу отвечать за него, лучше, если вы предложите ему выбор, например: «звук «Р» есть в слове рама или лама?»

Автоматизировать звуки принято в несколько этапов.

 Сначала нужно отрабатывать правильное произношение в слогах. Это значимый момент для закрепления звука. Последовательное произнесение слоговых цепочек способствует отработке необходимых укладов органов артикуляции. Сначала начинаем с прямых слогов (ра, ро, ры, затем отрабатываем в обратных (ир, ор, ур, яр) и переходим к слогам со стечением звуков (тра, про, бры).

Следующий этап – автоматизация звука в словах. Тут также начинаем с более простых слов с одним трудным звуком, затем берём слова со стечением согласных, дальше переходим к словам, в которых трудный звук встречается дважды.

Далее отрабатываем звук во фразах и предложениях, и только после всего этого ребёнок сможет чётко произносить звук в свободной речи.

Главный секрет работы над звуками – это положительные эмоции, а также интерес к занятиям у мамы и ребёнка! А когда есть заинтересованность, появится сильное желание достичь нужного эффекта, который не заставят себя ждать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи

Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...