"Логопедическое ассорти"
материал по логопедии

Романова Дина Юрьевна

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум  для педагогов ДОУ

 « Логопедическое ассорти»

         ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА

        УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД РОМАНОВА Д.Ю.

Цель: создать обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми направленных на коррекцию речевых процессов.

Задачи:

1. Активизировать компетентные возможности педагогов при проведении любой методической работы;

2. Максимально раскрыть профессиональные знания и умения участников;

3. Закреплять знания и умения педагогов в работе по использованию методов и приемов, направленных на коррекцию фонематических процессов у дошкольников;

4. Повышение творческой активности воспитателей дошкольных учреждений, создания обстановки творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми.

Вступительное слово.

-Здравствуйте,  уважаемые  коллеги!  Я  рада  приветствовать  Вас    на  нашем  семинаре  – практикуме  «Логопедическое ассорти». Наш семинар я хотела бы начать с небольшого вступления:  

     Мы все были детьми в одно время, так почему же такому большому числу взрослых бывает  трудно  разговаривать  с  детьми?  Может  быть  потому,  что  наши  интересы  такие разные.  Может  быть  потому,  что  мы  боимся  их  раскованных  способов  поведения. Независимо  от  причины  бывает  трудно  разговаривать  с  детьми.  Дети  смотрят  на взрослых не только потому, что они меньше, чем мы. Они заинтересованы в том, что мы хотим  им  сказать,  потому  что  они  собираются  быть  похожими  на  нас. Итак,  вот  несколько  советов,  чтобы  говорить  с  детьми  немного  легче:          

  Во-первых,  если  вы хотите  выслушать  ребенка,  обязательно  повернитесь  к нему лицом. Также важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.

  Во-вторых,  если  вы беседуете  с расстроенным  ребенком,  не стоит  задавать  ему вопросы. Желательно, чтобы ваши слова звучали в утвердительной форме.

  В-третьих,  в вашем  ответе  также  иногда  полезно  повторить,  что,  как  вы поняли, случилось  с ребенком,  а потом  обозначить  его  чувство.  «Я поняла,  что  ты ударил  Олю книжкой,  потому  что  она  тебя  дразнила.  Тебе  было  обидно».

   В-четвёртых,  очень  важно  в беседе  «держать  паузу.  Если  глаза  ребенка  смотрят не на вас, а в сторону, вдаль, то продолжайте молчать — в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа, он впитывает, он думает.

  В-пятых,  никогда  не сравнивайте  ребенка  с другими,  более  успешными,  на ваш взгляд, детьми! У каждого ребенка можно найти то, чем  можно гордиться! Ищите лучшее в вашем ребенке.

  В-шестых, не обвиняйте — опишите проблему. Дети  с большей  готовностью  начинают  вести  себя  более  ответственно,  когда родитель или воспитатель вместо обвинений и приказов описывает проблему. Четко и кратко. Вместо  «Маша,  что  здесь  творится!  Посмотри,  что  ты наделала —  весь  стол  в краске!» можно сказать: «Маша, на столе краска. Убери, пожалуйста».

   В-седьмых, не угрожайте и не приказывайте — предложите выбор. Угрозы и приказы заставляют детей чувствовать себя беспомощными и обиженными. Выбор открывает дорогу к новым возможностям. — Не хочу кушать, не хочу кушать, — кричит четырехлетняя Машенька. И вместо  уговоров  и запугиваний  («Если  ты не съешь  этот  пельмень,  то он будет ходить за тобой и плакать») можно предложить ребенку выбор. Но такой, какой нужен вам. — Машенька, ты будешь есть кашу гречневую или лапшу? И ребенок уже переключается на обдумывание самостоятельного выбора, а не своих капризов. Для  детей  мир —  это  игра.  Если  творчески  относится  к проблемам,  им  …просто не останется места.

Ну а сейчас я предлагаю перейти к практической части, а для этого вам необходимо разделиться на две команды.

 Конкурс: « Кто больше…?»       Всем известно, что наш русский язык велик и могуч… В.Белинский говорил: «Русский язык – один из богатейших языков в мире,  в этом нет никакого  сомнения».    Лично убедиться в этом нам поможет конкурс: «Кто больше…?»       Ваша задача, за 1 минуту, придумать как можно больше слов – прилагательных к слову – язык  и  записать  их.  Победит  та  команда,  которая  придумает  больше  слов.  Хорошо, молодцы! (ВРУЧАЕМ ПЕРВЫЙ ФЛАЖОК.)

Конкурс: «Произнеси правильно». Иностранцы говорят, что русским языком трудно овладеть, он является самым сложным. Да  мы  и  сами,  порой  не  знаем,  как  нужно  произносить  те  или  иные  слова.  Давайте потренируемся в конкурсе: «Произнеси правильно». Для этого мы приглашаем по одному участнику из каждой команды. Перед вами набор слов. Для каждой команды по 5 слов. ( на магнитной доске). Подумайте и поставьте правильно ударение в каждом из этих слов. Победит  та  команда,  которая  допустит  меньше  ошибок.  Минута  на  размышление.  (ПО ОДНОМУ ФЛАЖКУ НА КОМАНДУ) 1 команда Баловать,  досуг, договор, звонит, искра.

 2 команда Облегчить, квартал, щавель, столяр, каталог.

Конкурс «В гостях у сказки» Мы,  взрослые,  как  и  дети,  тоже  очень  любим  сказки.  Сказки  можно  рассказывать  по- разному:  выразительно  и  с  интонацией,  сказочно    и  волшебно,  даже  современным языком.  Хотите участвовать в нашем следующем конкурсе «В гостях у сказки» И так начинаем..

   По  очереди  для  каждой  команды  я  зачитаю    краткое  содержание  сказки,  а  вы должны  отгадать  название  сказки  и  назвать    героев  этой  сказки.  ЗА  КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ – ФЛАЖОК.

        Молодой человек ищет себе невесту, отвечающую его идеалу, и находит её  тогда, когда уже совсем потерял надежду. Не остаться одиноким ему помогло одно известное огородное растение. Назовите его и сказку. ( Принцесса на горошине.)

        Трое  пытались  поймать  того,  кто  оставил  без  пищи  двух  стариков.  Но  этот  тип трижды  уходил  от  них.  А  четвёртый  преследователь,  прикинувшись  глухим,  поймал.( Колобок).  

         Нам кажется, что имя этой популярной героини очень красиво, но на самом деле оно произошло от названия какого-то грязного вещества. Кто это? (Золушка).

          Некая  домохозяйка  достигла  высокого  положения  и  богатства,  однако  зазнавшись, оскорбила своего спонсора и вновь обеднела. (Сказка о рыбаке и рыбке.)

          Группа  террористов  похищает  ребенка,  оставленного  без  присмотра.  Мальчика приносят к главарю — старой женщине. Кто был главарем этой банды и как называется сказка? (Баба Яга. Гуси-лебеди.)

        Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и приглашает множество гостей. Однако  в  сложной  ситуации  неблагодарные  гости  не  захотели  помочь  хозяйке.  (Муха Цокотуха.)

        У  гражданки  преклонных  лет  пропали  водоплавающие  птицы  в  количестве двух  голов,  которыми  на  правах  собственности  и  совершенно  законных основаниях  она  могла  распоряжаться.  Что  это  за  собственность?  (  Два  весёлых гуся).

          Знаменитый ветеринар, практикующий в Африке. (Доктор Айболит.)

Конкурс: Журнал «Крокодил»

правила: показать мимикой и жестами, то, что написано на карточке другой команде. (7 минут)

1 команда

-проспал на работу;

-на ковре у заведующей;

-укладывает детей спать, а дети не слушаются;

-неожиданно во время прогулки пошел сильный дождь;

-во время прогулки, вы заметили на участке злую собаку;

2 команда

-вы уговариваете ребенка покушать;

-вы переходите дорогу с воспитанниками;

-в детском саду сработала пожарная тревога;

-конец рабочего дня, за ребенком никто не приходит;

- вы узнали, что вам существенно повысили зарплату.

Конкурс:

 за 1 минуту участники должны ответить на максимальное число вопросов.

1 команда.

1. Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ).

2. Система органов, принимающих участие в образовании звуков речи?

(речевой аппарат).

3. Сбор родителей для решения педагогических проблем? (Родительское собрание)

4. Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык)

5. Сколько звуков в слове — деньги (пять).

6. Повторите скороговорку: Три сороки — тараторки тараторили на горке.

7. Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным).

8. Дайте характеристику звуку «Р» (согласный, твердый, звонкий, непарный)

9. Назовите пару звуку «Ш» («Ж»).

10. Перерыв на занятии для отдыха? (физкультминутка)

11. Что тяжелее: один килограмм ваты или один килограмм железа? (одинаково).

12. Человек, занимающийся исправлением речи? (логопед)

13. Необходимо заменить предложение пословицей:

Учись всю жизнь. (Век живи, век учись)

2 команда.

1. Как называется гимнастика для языка? (Артикуляционная)

2. Зачем логопеду спирт? (вытирать инструменты)

3. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я,, ю, е).

4. Придумайте слово, в котором букв больше, чем звуков (учитель).

5. Назовите характеристику звука «Ш» (согласный, глухой, твердый, парный).

6. Время года, когда сани готовить уже поздно (зима).

7. Повторите скороговорку: Тимошка крошит в окрошку крошки.

8. Каким цветом обозначается символ согласного мягкого звука? (зеленым).

9. Назовите всегда мягкие звуки (щ, ч, й).

10. Чем отличается звук от буквы? (звук мы слышим и говорим, а букву мы пишем и читаем)

11. Продолжите: одно дупло, два дупла, пять…? (дупел).

12. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

13. Необходимо заменить предложение пословицей:

Не болтай. (Держи язык за зубами) По окончанию упражнения жюри подводит итоги.

Конкурс: воспитатели должны продолжить чистоговорку.

1 команда.

• Ра – ра – ра — во дворе …. (у нас гора).

• Ло – ло – ло — греет …. (солнышко тепло).

• Ры – ры – ры — летят… (синие шары).

• Ор – ор – ор — спеет…. (красный помидор).

• Ши – ши – ши — гуляют (наши малыши).

2 команда.

• За – за – за — в поле… (бегает коза).

• Ла – ла – ла — на пути ….(у нас скала).

• Ор – ор – ор —. острый …. (топор).

• Лы – лы – лы — наши девочки… (милы).

• Сы – сы – сы — у папы… (нашего усы).

А сейчас я предлагаю всем вместе выполнить веселую артикуляционную гимнастику

Педагоги под руководством учителя-логопеда выполняют артикуляционную гимнастику.

ЖИЛИ – БЫЛИ ДЕДУШКА И БАБУШКА.

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ

(надуваем щеки,)

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ

(втягиваем щки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ

(губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,)

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ

(губы тянутся вперд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ

(снова широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ

(широкий язык за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ

(соответствующие движения широким языком).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ

(повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ

(поочердное надувание щк — губы не пропускают воздух,)

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ

(одновременное надувание обеих щк с последующим выпусканием воздуха через губы)

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ

(широкий язык лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО

(подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ

(жум распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,)

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ

(облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ

(широкий язык загибаем кверху чашечкой,)

НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ

(подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН

(«чашечка» двигается вперд-назад).

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ

(кончик языка облизывает губы по кругу).

ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ

(широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы,)

ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.

ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ

(широкий язык убирается под верхнюю губу,)

ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ

(широкий язык - под нижнюю губу).

ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО

(щлкаем языком,)

ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ

(цоканье на верхней губе).

ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ

(медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки,)

ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ

(присасываем язык к нбу и открываем рот).

ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,

ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА»

(широкий язык ходит вперд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).

И УШЛА.

ВОТ И ЗАКОНЧИЛСЯ ДЕНЬ ПОРА СПАТЬ.

ЗАВТРА ОПЯТЬ БУДЕМ ГУЛЯТЬ.

Учитель-логопед:

Конкурс веселый удался на славу!

Я думаю, всем он пришелся по нраву!

Отдохнули? Посмеялись?

Очень трудное было задание, Но воспитатели справляются, Из всех сил стараются.

Итак,  подведем итоги нашего конкурса.

А сейчас мне хотелось бы завершить наш семинар и сказать о важности развития речи  с раннего возраста, чтобы избежать нарушений  речи в дальнейшем

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие речи. Кисть руки – орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

Развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Развитие пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи, но и на формирование психических процессов. Работа по тренировке тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, а также способствует профилактике и преодолению нарушений речи у детей. Если даже речь ребенка развивается вроде бы нормально, все же нужно заботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук; если же развитие речи ребенка отстает, то на тренировку его пальцев необходимо обратить особое внимание.

Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики рук, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование речи, на профилактику и коррекцию речевых нарушений.

Для развития мелкой моторики рук можно предложить детям:Выкладывание букв из мозаики, семян, пуговиц, кусочков бумаги…..

Игры с пластилином. Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.

Игры с бумагой (плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигур).

Также огромное значение в развитии речи имеют и такие виды деятельности, как различные виды гимнастик: дыхательная, артикуляционная. Проговаривание чистоговорок, потешек.

Театрализованная деятельность, включая все виды театров, исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Различные виды игр: дидактические, словесные, настольно – печатные и др.

Рефлексия «Закончи фразу»

Учитель-логопед: Уважаемые коллеги, встаньте в круг, объедините свои команды.

Вам, необходимо закончить фразу одним предложением:

- Сегодня я узнал…

- Меня сегодня удивило…

- Больше всего мне понравилось…

- Хотелось бы добавить… и т. д.

Учитель-логопед:

Больше всего мне понравилось, как хорошо наш  коллектив может работать одной дружной командой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое объединение "Логопедическое ассорти"

Сценарий проведения методического объединения учителей-логопедов в форме деловой игры....

Семинар-практикум для педагогов "Логопедическое ассорти"

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, воспитательно - образовательный процесс необходимо строить на основе такой коррекционно-развивающей деятельности, которая включает в себя с...

Семинар - практикум для воспитателей "Логопедическое ассорти"

Данный семинар был проведен среди воспитателей физиологических групп, с целью ознакомления с коррекционными игрыми и приемами, направленными на развитие ребенка....

презентация "Логопедическое ассорти"

quot;Логопедическое ассорти" или комплексный подход к развитию речи детей в рамках ФГОС помогает ребенку и взрослому установить доверительные отношения, выстроить коммуникативную компетенцию. А ...

Семинар-практикум «Логопедическое ассорти». «Деловая игра для педагогов МБДОУ» (организация коррекционно-логопедической работы в детском саду)

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педаг...