Консультация для родителей "Нескучная грамматика"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
В статье рассказываетя об уровнях грамматической системы, о нормах и нарушениях её формирования в длшкольный период. Как и где заниматься развитием грамматического строя речи. Представлены примеры игр и упражнений для развития грамматики у дошкольников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 666.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Нескучная грамматика.
(консультация для родителей)
Подготовила учитель-логопед МАДОУ № 240
Яровая Елена Викторовна
Все Речевые компоненты интенсивно развиваются в период дошкольного детства
- Грамматический строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях (высокое дерево) и предложениях (Я вижу высокое дерево.)
Различают два уровня грамматической системы:
морфологический и синтаксический.
Морфорлогический - Синтаксический -
предполагает умение владеть умение составлять предложения,
приемами словоизменения и грамматически правильно
словообразования сочетать слова в предложении
Отклонения в усвоении грамматического строя речи.
В процесс овладения грамматическим строем родного языка ребенок допускает ошибками. Это является возрастной нормой на определенном возрастном этапе.
У нормально развивающихся детей эти ошибки быстро исчезают, если взрослые поправляют их в речи.
Если же фразовая речь ребенка появилась поздно (после 3-х лет), и в речи задерживаются до 6 и более лет такие аграмматизмы: ДОМЫ вместо ДОМА, УХИ вместо УШИ, ЦЫПЛЕНКИ вместо ЦЫПЛЯТА, ГОРЬКИЙ СОЛЬ, СЕМЬ ГУСЕВ, ОКОЛО СТУЛУ и т.п…, то здесь уже не приходиться говорить о возрастных своеобразиях речи. Это уже отклонения от нормы, вызванные какими-то особыми причинами и требующие для своего устранения специальной помощи. Такие аграмматизмы устной речи в дальнейшем отражаются на письме.
Развитием и формированием грамматического строя речи занимаются специалисты на логопедических занятиях в детском саду, но и родителям необходимо также развивать грамматику в домашних условиях, тогда обучающий процесс проходит естественно и ребенок даже не подозревает о том, что идет какое-либо педагогическое воздействие.
Развитием грамматики можно заниматься:
- во время общения с ребенком (беседы и совместной деятельности),
- во время режимных моментов,
- на прогулках,
- во время чтения и обсуждения художественной литературы,
- во время игр (настольных, подвижных, ручная деятельность).
Игры для развития грамматического строя речи у дошкольников.
«Отдел посуды»
Цель: Расширять словарь. Развивать умение образовывать слова морфологическим способом.
Развивать речевого внимания.
Материал: Игрушечная или настоящая посуда.
Ход игры:
Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа — супница.
Посуда для салата — салатница;
посуда для хлеба — хлебница;
посуда для молока — молочник;
посуда для масла — маслёнка;
посуда для конфет — конфетница;
посуда для сухарей — сухарница;
посуда для соли — солонка;
посуда для сахара — сахарница.
После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.
- Игра «Скажи ласково».
Цель: Учим ребёнка образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.
Материал: предметы, игрушки, фрукты и овощи разного размера, большие и маленькие.
Ход игры: Взрослый называет предметы (предлагает товар), представленные в магазине (мяч, стул и т.д), а ребёнок просит ему продать маленький предмет. Например: мяч – мячик, стульчик, и т.д.
- Игра «Один и много».
Цель: Учим ребёнка образовывать форму множественного числа существительных в именительном падеже.
Материал: предметы, игрушки, фрукты и овощи по несколько штук каждой единицы товара (например 3- 5 мячей, 3-5 стаканов и т д.).
Ход игры: Взрослый называет предметы (предлагает товар), представленные в магазине (существительное в единственном числе), а ребёнок называет существительное во множественном числе именительного падежа.
Например: стакан – стаканы, лимон0лимоны.
- Игра «Сосчитай от 1 до 5».
Цель: Учим ребёнка согласовывать числительные с существительными.
Материал: Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте их вместе с ребёнком.
Ход игры: Предложите ребёнку считать по образцу сколько и чего он купил.
Например: одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.
Аналогично проводить игру со словами по разным предметам.
- Игра «Жадина».
После посещения «магазина», можно продолжить игру принести «домой»и рассказать о своих покупках:
Цель: Учим ребёнка согласовывать местоимения с существительными.
Материал: все, что купили в магазине, (можно в эту игру играть и после похода в реальный магазин).
Ход игры: Взрослый достает предметы из сумки, купленные ребенком, а ребёнок подбирает подходящее притяжательное местоимение «мой», «моя», «моё», «мои».
Например: кукла – моя кукла.
- Игра «Что приготовишь?»
Цель: Учим ребёнка образовывать прилагательные от существительных.
Материал: купленные овощи, фрукты, ягоды, продукты (игрушечные или настоящие).
Ход игры: Взрослый предлагает из того, что купили в магазине (продукты могут быть после реального похода в магазин, а могут быть игрушечные) приготовить, (например: из овощей приготовим салат, какой? Ребенок предлагает, «овощной салат». Из клубники -клубничный пирог, клубничный компот и т.д.) потом можно устраивать обед и приглашать кукол или членов семьи и угощать, называя блюда. (рыбный пирог, малиновое варенье, шоколадное мороженое и т.д)
- Игра «Чем угостишь?»
Цель: Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в творительном падеже.
Материал: разные продукты игрушечные или настоящие.
Ход игры: Устраиваем игру в день рождения. Приглашаем игрушки, взрослый спрашивает кого чем будем угощать, готовим угощение, взрослый начинает предложение, а ребёнок заканчивает предложение.
Например: Зайца угощу (угостим) … (морковкой). Собаку угощу … (косточкой). Курицу угощу … (пшеном) и т.д.
- Игра «Путешествие на корабле» («Я вижу»)
Цель: Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в винительном падеже.
Материал: любые интересные предметы, игрушки.
Ход игры: Взрослый раскладывает по комнате разные предметы, с ребенком вместе строим корабль из подручных средств, в руки берем «подзорную трубу» (втулка от фольги или пищевой пленки), плывем на карабле и смотрим в трубу, называем, что видим в вдалеке: «Я вижу собаку… и т.д». Можно искать определенные предметы (только фрукты, только игрушки, только мебель и т.д).
- Игра «Прятки».
Цель: Учим ребёнка понимать и использовать предлоги.
Материал: любые интересные предметы, игрушки.
Ход игры: Взрослый раскладывает по комнате разные предметы (как в предыдущей игре), размещает в пространстве по отношению к мебели (на полке, под диваном, за шкафом, около стула, в коробке). Ребенку надо отыскать предмет, взрослый может сказать, что предмет находиться в коробке, на коробке, а что это за предмет говорит и берет ребенок. Усложняем, ребенок находит предмет и сам говорит, где он его нашел в коробке, за стулом и т.д.
И еще несколько упражнений, которые можно включить в игры.
- Игра «Есть – нет».
Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в родительном падеже.
Взрослый говорит, что у вас есть, а ребёнок, говорит, чего у него нет. Например: У меня есть помидор. – А у меня нет помидора.
Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.
- Игра «Кому что нужно?»
Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в дательном падеже.
Взрослый начинает предложение, а ребёнок заканчивает предложение. Например: Кисть нужна … (художнику).
Кость нужна … (собаке).
- Игра «Я думаю».
Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в предложном падеже.
Взрослый называет слово, а ребёнок, говорит, о ком или о чём он думает. Например: Кукла – Я думаю о кукле.
Самолёт – Я думаю о самолёте.
- Подобрать к числительным «один», «одна» как можно больше существительных.
Например: Один – нос, мяч и т.д.
Одна – кукла, кровать и т.д.
- Игра «Два – две».
Учим ребёнка согласовывать числительные «два», «две» с существительными.
Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте их вместе с ребёнком. Взрослый показывает картинку, а ребёнок подбирает к этому предмету числительное «два» или «две».
Например: Два самолёта.
Две машины.
Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.
- Игра «Скажи, какой, какая?»
Учим ребёнка образовывать относительные прилагательные.
Например: Сок из апельсина - … (апельсиновый сок). Стакан из стекла - … (стеклянный стакан). Кофта из шерсти - … (шерстяная кофта).
Лист берёзы - … (берёзовый лист).
- Игра «Вместе делать веселей».
Учим ребёнка изменять глаголы по числам.
Взрослый предлагает ребёнку сказать по образцу. Например: Он сидит. – Они сидят.
Он лежит. – Они … (лежат).
Все вышеперечисленные упражнения можно обыгрывать в известных сюжетно-ролевых играх «Магазин» «Стройка», «Игры с куклами, мягкими игрушками и машинками», «Путешествие на корабле» «Кукольный театр» и т.д.
Включайте фантазию и придумывайте вместе с детьми, как обыграть то или иное упражнение и тогда грамматика не будет скучной, а время вы будете проводить с ребенком весело и с пользой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация по грамматике
На странице представлен материал ,который поможет родителям познакомить своих деток 5-6 лет с грамматикой . ...
консультация для педагогов "По страницам книги Д. Родари "Грамматика фантазии"
консультация для педагогов содержит перечень методов по развитию фантазии у детей...
Консультация для родителей «Грамматика в стихах и сказках»
Консультация предназначена для родителей дошкольников. Словесные игры, сказки, упражнения помогут приобрести не только умения, но и устойчивые навыки произвольного использования существительных, прила...

Консультация для родителей "Логопедическая грамматика для успешного обучения ребенка в школе"
С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые ...

Логопедическая грамматика для успешного обучения ребёнка в школе. Консультация для родителей.
Логопедическая грамматика для успешного обучения ребёнка в школе. Консультация для родителей....

Консультация для родителей «Логопедическая грамматика для успешного обучения ребенка в школе. Упражнения для развития слогового анализа и синтеза
У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких...






