Консультация для родителей "Нескучная грамматика"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

В статье рассказываетя об уровнях грамматической системы, о нормах и нарушениях её формирования в длшкольный период. Как и где заниматься развитием грамматического строя речи. Представлены примеры игр и упражнений для развития грамматики у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нескучная грамматика.

(консультация для родителей)

Подготовила учитель-логопед МАДОУ № 240

 Яровая Елена Викторовна

Все Речевые компоненты интенсивно развиваются в период дошкольного детства

  • Грамматический строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях (высокое дерево) и предложениях (Я вижу высокое дерево.)

                     Различают два уровня грамматической системы:

                             морфологический и синтаксический.

Морфорлогический -                                      Синтаксический -

предполагает умение владеть                 умение составлять предложения,

приемами словоизменения и                  грамматически правильно

словообразования                                   сочетать слова в предложении

Отклонения в усвоении грамматического строя речи.

В процесс овладения грамматическим строем родного языка ребенок  допускает ошибками. Это является возрастной нормой на определенном возрастном этапе.

У нормально развивающихся детей эти ошибки быстро исчезают, если взрослые поправляют их в речи.

Если же фразовая речь ребенка появилась поздно (после 3-х лет), и в  речи задерживаются до 6 и более лет такие аграмматизмы: ДОМЫ  вместо ДОМА, УХИ вместо УШИ, ЦЫПЛЕНКИ вместо ЦЫПЛЯТА, ГОРЬКИЙ СОЛЬ, СЕМЬ ГУСЕВ, ОКОЛО СТУЛУ и т.п…, то здесь уже не приходиться говорить о возрастных своеобразиях речи. Это уже отклонения от нормы, вызванные какими-то особыми причинами и требующие для своего устранения специальной помощи. Такие аграмматизмы устной речи в дальнейшем  отражаются на письме.

Развитием и формированием грамматического строя речи занимаются  специалисты на логопедических занятиях в детском саду, но и родителям необходимо также развивать  грамматику в домашних условиях, тогда обучающий процесс проходит естественно и ребенок даже не подозревает о том, что идет какое-либо педагогическое воздействие.

Развитием грамматики можно заниматься:

 -  во время общения с ребенком (беседы и совместной деятельности),

 -  во время режимных моментов,

 -  на прогулках,

 -   во время чтения и обсуждения   художественной литературы,

 -  во время игр (настольных, подвижных, ручная деятельность).

       

Игры для развития грамматического строя речи у дошкольников.

Картинки по запросу картинки для детей посуда

«Отдел  посуды» 

Цель: Расширять словарь. Развивать умение  образовывать слова морфологическим способом.

Развивать речевого внимания.

Материал: Игрушечная или настоящая посуда.

Ход игры:

Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа — супница.

Посуда для салата — салатница;

посуда для хлеба — хлебница;

посуда для молока — молочник;

посуда для масла — маслёнка;

посуда для конфет — конфетница;

посуда для сухарей — сухарница;

посуда для соли — солонка;

посуда для сахара — сахарница.

После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

  • Игра «Скажи ласково».

Цель: Учим        ребёнка        образовывать        уменьшительно-ласкательные        формы существительных.

Материал: предметы, игрушки, фрукты и овощи разного размера, большие и маленькие.

Ход игры: Взрослый называет предметы (предлагает товар), представленные в магазине (мяч, стул и т.д), а ребёнок просит ему продать маленький предмет. Например: мяч – мячик, стульчик, и т.д.

  • Игра «Один и много». 

Цель: Учим ребёнка образовывать форму множественного числа существительных в именительном падеже.Picture background

Материал: предметы, игрушки, фрукты и овощи по несколько штук каждой единицы товара (например 3- 5 мячей, 3-5 стаканов и т д.).

Ход игры: Взрослый называет предметы (предлагает товар), представленные в магазине (существительное в единственном числе), а ребёнок называет существительное во множественном числе именительного падежа.

Например: стакан – стаканы, лимон0лимоны.        

  • Игра «Сосчитай от 1 до 5».

Цель: Учим ребёнка согласовывать числительные с существительными.

Материал: Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте их вместе с ребёнком.

Ход игры: Предложите ребёнку считать по образцу сколько и чего он купил.

Например: одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.

Аналогично проводить игру со словами по разным предметам.

  • Игра «Жадина». Picture background

После посещения «магазина», можно продолжить игру принести «домой»и рассказать о своих покупках:

Цель:  Учим  ребёнка     согласовывать           местоимения        с существительными. 

Материал: все, что купили в магазине, (можно в эту игру играть и после похода в реальный магазин).

Ход игры: Взрослый     достает предметы из сумки, купленные    ребенком,  а   ребёнок   подбирает        подходящее притяжательное местоимение «мой», «моя», «моё», «мои».

Например: кукла – моя кукла.        

  • Игра «Что приготовишь?»

Цель: Учим ребёнка образовывать прилагательные от существительных.

Материал: купленные овощи, фрукты, ягоды, продукты (игрушечные или настоящие).

Ход игры: Взрослый предлагает из того, что купили в магазине (продукты могут быть после реального похода в магазин, а могут быть игрушечные) приготовить, (например: из овощей приготовим салат, какой? Ребенок предлагает, «овощной салат». Из клубники -клубничный пирог, клубничный компот и т.д.) потом можно устраивать обед и приглашать кукол или членов семьи и угощать, называя блюда. (рыбный пирог, малиновое варенье, шоколадное мороженое и т.д)

  • Игра «Чем угостишь?»

Цель: Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в творительном падеже.

Материал: разные продукты игрушечные или настоящие.

Ход игры:  Устраиваем игру в день рождения. Приглашаем игрушки, взрослый спрашивает кого чем будем угощать, готовим угощение, взрослый начинает предложение, а ребёнок заканчивает предложение.

Например: Зайца угощу (угостим) … (морковкой). Собаку угощу … (косточкой). Курицу угощу … (пшеном) и т.д.

  • Игра «Путешествие на корабле»  («Я вижу»)

 Цель:   Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в винительном падеже.Picture background

Материал: любые интересные предметы, игрушки.

Ход игры: Взрослый раскладывает по комнате разные предметы, с ребенком вместе строим корабль из подручных средств, в руки берем «подзорную трубу» (втулка от фольги или пищевой пленки), плывем на карабле и смотрим в трубу, называем, что видим в вдалеке: «Я вижу собаку… и т.д». Можно искать определенные предметы (только фрукты, только игрушки, только мебель и т.д).

  • Игра «Прятки».

 Цель:   Учим ребёнка понимать и использовать предлоги. Picture background

Материал: любые интересные предметы, игрушки.

Ход игры: Взрослый раскладывает по комнате разные предметы (как в предыдущей игре), размещает в пространстве по отношению к мебели (на полке, под диваном, за шкафом, около стула, в коробке). Ребенку надо отыскать предмет, взрослый может сказать, что предмет находиться в коробке, на коробке, а что это за предмет говорит и берет ребенок. Усложняем, ребенок находит предмет и сам говорит, где он его нашел в коробке, за стулом и т.д.

И еще несколько упражнений, которые можно включить в  игры.

  • Игра «Есть – нет».

Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в родительном падеже.

Взрослый говорит, что у вас есть, а ребёнок, говорит, чего у него нет. Например: У меня есть помидор. – А у меня нет помидора.

Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.

  • Игра «Кому что нужно?»

Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в дательном падеже.

Взрослый начинает предложение, а ребёнок заканчивает предложение. Например: Кисть нужна … (художнику).

Кость нужна … (собаке).

  • Игра «Я думаю».

Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в предложном падеже.

Взрослый называет слово, а ребёнок, говорит, о ком или о чём он думает. Например: Кукла – Я думаю о кукле.

Самолёт – Я думаю о самолёте.

  1. Подобрать к числительным «один», «одна» как можно больше существительных.

Например: Один – нос, мяч и т.д.

Одна – кукла, кровать и т.д.

  • Игра «Два – две».

Учим ребёнка согласовывать числительные «два», «две» с существительными.

Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте их вместе с ребёнком. Взрослый показывает картинку, а ребёнок подбирает к этому предмету числительное «два» или «две».

Например: Два самолёта.

Две машины.

Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.

  • Игра «Скажи, какой, какая?»

Учим ребёнка образовывать относительные прилагательные.

Например: Сок из апельсина - … (апельсиновый сок). Стакан из стекла - … (стеклянный стакан). Кофта из шерсти - … (шерстяная кофта).

Лист берёзы - … (берёзовый лист).

  • Игра «Вместе делать веселей».

Учим ребёнка изменять глаголы по числам.

Взрослый предлагает ребёнку сказать по образцу. Например: Он сидит. – Они сидят.

Он лежит. – Они … (лежат).

Все вышеперечисленные упражнения можно обыгрывать в известных сюжетно-ролевых играх «Магазин» «Стройка», «Игры с куклами, мягкими игрушками и машинками»,  «Путешествие на корабле» «Кукольный театр» и т.д.

Включайте фантазию и придумывайте вместе с детьми, как  обыграть то или иное упражнение и тогда грамматика не будет скучной, а время вы будете проводить с ребенком весело и с пользой.

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по грамматике

На  странице  представлен  материал  ,который  поможет  родителям  познакомить  своих  деток 5-6  лет  с  грамматикой  . ...

консультация для педагогов "По страницам книги Д. Родари "Грамматика фантазии"

консультация для педагогов содержит перечень методов по развитию фантазии у детей...

Консультация для родителей «Грамматика в стихах и сказках»

Консультация предназначена для родителей дошкольников. Словесные игры, сказки, упражнения помогут приобрести не только умения, но и устойчивые навыки произвольного использования существительных, прила...

Консультация для родителей "Логопедическая грамматика для успешного обучения ребенка в школе"

        С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые ...

Логопедическая грамматика для успешного обучения ребёнка в школе. Консультация для родителей.

Логопедическая грамматика для успешного обучения ребёнка в школе. Консультация для родителей....

Консультация для родителей «Логопедическая грамматика для успешного обучения ребенка в школе. Упражнения для развития слогового анализа и синтеза

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких...