Консультация учителя-логопеда для родителей. «На пороге школы. Как сформировать речевую готовность к обучению в школе детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Абзаева Эльмира

Консультация учителя-логопеда для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«На пороге школы. Как сформировать речевую готовность к обучению в школе детей дошкольного возраста»

Любой из нас пришёл на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить,

Смеяться, плакать, но при всём при этом

Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.

Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада вас всех видеть!

В следующем году наши дети уже пойдут в школу. Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка. К вопросу подготовки к школе следует подходить очень внимательно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.

Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

Самый важный критерий: Дети должны уметь слушать и слышать других.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп. Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. Дети должны научится владеть навыками фонематического анализа: определять первый и последний звук в слове, подбирать слова на заданный звук, определять количество звуков в словах (не более 5), а также владеть навыками фонематического синтеза, что сложнее: сложить слово из услышанных звуков, по первым звукам нескольких слов догадаться какое слово задумано.

Обязательно знать буквы. Дифференцировать гласные звуки и согласные, понимать, что такое ударный гласный звук, а согласные звуки различать по твердости и мягкости, уметь делить слова на слоги, делить предложения на слова;

Грамматическая сторона речи. У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:
а) Навыки словоизменения:
- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);
- употреблять различные предлоги;
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (н-р: голубое полотенце);
- согласовывать существительные с числительными (например:один карандаш, два, пять карандашей);
- правильно употреблять глаголы (н: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит)
.

б) Навыки словообразования:
- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);
- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);
- образовывать название детенышей животных;
- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).

Понимать, что такое предложение, уметь правильно подбирать различные предлоги, включая в речь и сложные предлоги: из-под, из-за. Уметь рассказывать истории, отвечать на вопросы, придумывать сюжеты по картинкам.

Уметь с помощью союзов «потому что», «когда», «если», «но», «а» использовать в связной речи развернутые сложные предложения .

Как же вы можете помочь ребенку обеспечить речевую готовность к школе?

Выполнять все рекомендации педагогов группы. Обязательно учить стихи, и не просто, а не забывать напоминать, что надо правильно произносить поставленные, исправленные звуки.

Играйте со всем, что ваш ребенок видит вокруг: дома, на улице, в детском саду. Нужно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Посмотри, это автомобиль, а что у него есть?» Ребенок перечисляет. Спросите, а что было бы если в машине не было бы сиденья или дверей?

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?» Можно просто спросить: «Какой он?» Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи. Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» — «Дом, дерево, человек…» — «А что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Или: «Что бывает широким?» — «Река, улица, лента…» — «А что шире — ручеек или река?» Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..

Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов.

В заключение мне хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Благодарю всех!

Надеюсь на плодотворное сотрудничество с Вами. Успехов Вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение речевого развития в обучении и воспитании детей дошкольного возраста

Значение речевого развития для детей трудно переоценить. Речь - основное средство коммуникации и познания, мощный фактор успешного умственного развития. Многие родители полагаются в решении проблемы р...

Консультация для родителей "На пороге нового учебного года. Речевая готовность ребёнка к школе"

Речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок, поступающий в первый класс....

Выступление учителя-логопеда на собрании родителей по теме: «Речевая готовность к обучению в школе»

Акцентировать внимание родителей на речевой готовности ребёнка к школе; показать роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе....

Консультация с рекомендациями для родителей и педагогов детского сада "Координационная лестница как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста"

В здоровом теле, как известно, здоровый дух. Физическая активность оказывает всестороннее влияние на развитие ребенка, в том числе на его психическое состояние и умственные способности.   ...

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовности

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовностиПсихологическая готовность к обучению в школе является одни...

"Формирование речевой готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста"

Речь – одно из наиважнейших приобретений дошкольного возраста. Полноценное овладение речью является залогом успешного развития ребёнка в будущем. В дошкольном возрасте происходит становление и р...

Консультация для родителей и воспитателей. Речевая готовность к обучению в школе. Что это такое и как ее сформировать.

Упражнения для развития всех компонентов речи для успешного обучения в школе....