Развитие фонематического анализа и синтеза на материале звуков [с] и [з] у дошкольников
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Тонкоглас Татьяна Георгиевна

Автоматизация звука [с] в трёхсложных словах и в предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_s_kommentariyami_-_kopiya.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического анализа и синтеза на материале звуков [с] и [з] у дошкольников

Широкая распространенность межзубного произношения свистящих звуков в сочетании с фонематическим недоразвитием, их отрицательное влияние на усвоение чтения и письма позволяет  считать поиск  эффективных путей  преодоления  этого речевого дефекта одной из наиболее значимых задач логопедического воздействия. Важно создать такой комплекс заданий и упражнений, который позволяет не только автоматизировать данные звуки, но и развивать фонематический анализ и синтез на материале этих звуков.

       Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.

Звуковой анализ требует планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звука в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения (В.К. Орфинская). [1,112]

Работу по овладению навыком звукового анализа и синтеза провожу после постановки звуков [с],[з], учитывая следующую последовательность:

1.Определения место звуков [с],[з] в слове.

2. Определение количества звуков в слове.

3. Выделение всех первых звуков и соединение их в слово.

4. Выделение всех последних звуков и соединение их в слово

5. Выделение третьих звуков и соединение их в слово

6. Выделение вторых звуков и соединение их в слово

На каждом этапе важно привлечь внимание детей, заинтересовать их. Для этого лучше всего использовать задания и упражнения в виде ребусов. Ребусы лучше всего использовать в виде презентации на экране, так как дети видят результат своей работы: правильно отгадали слово или нет.

Необходимо чтобы весь картинный и речевой материал содержал данные звуки, так как это улучшает автоматизацию звуков [с] и [з] на данном этапе.

Логопедическое занятие  в группе для детей, имеющих фонетико-фонематическое  недоразвитие  речи  (разновозрастная группа в ДОУ)

Тема.  Автоматизация звука [с] в трёхсложных словах и в предложении.

Цель: закрепить правильное произношение звука   [с] в трёхсложных словах и в предложениях.

Задачи:

1. Обучающие:   закрепить умение делить слова на слоги, закрепить артикуляторный уклад для звука [с] при произнесении слов и предложений.

2. Развивающие: развивать фонематический анализ и синтез, фонематическое восприятие, представление на основе фонематического восприятия,  артикуляторную  и общую моторику,  направленный длительный речевой выдох,  языковой анализ, умение ориентироваться в пространстве.

3.Коррекционные: автоматизировать правильное произношение звука  [с] в словах и в предложениях.

4. Воспитательные: воспитывать аккуратность, трудолюбие, умение слушать инструкции учителя-логопеда.

Оборудование: тетради, клей, маркер, предметные картинки (кактус, ананас, кокос, собака, колос, совок, часы, сумка, скакалка, крыса, самолёт, капуста, русалка, лес, санки, космонавт, изба, ваза, щётка, кукуруза,  чашка, чайник, овощи, зубы,    самовар,  носки,  сыр, соска, пустыня, стул), кроссворд, конверты, през

План занятия

Ι. Орг. момент

ΙΙ. Сообщение темы и цели занятия.

ΙΙΙ. Артикуляционная гимнастика.

ΙV. Дыхательная гимнастика.

V.  Основная часть.

VΙ. Физ. минутка.

VΙΙ. Самостоятельная работа.

VΙΙΙ . Итог.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ι. Орг. момент

Учитель-логопед. Здравствуйте, дети.

Учитель-логопед: Ребята составьте слово-предмет, в названии которого есть звук [с].

Дети: нос, сок, лес, сыр,  собака.

ΙΙ. Сообщение темы и цели занятия.

Учитель-логопед.  Сегодня мы будем называть слова и предложения со звуком [с]. Незнайка решил загадать вам  слово. Он разрезал его на семь  частей. Для того чтобы его отгадать,  нужно собрать все части и соединить их.  Одна часть у меня есть. Осталось собрать шесть частей. За каждую часть нужно выполнить задание. Нам нужно сделать 6 заданий».

ΙΙΙ. Артикуляционная гимнастика.

Учитель-логопед. Сначала разомнём наш язычок и глубоко подышим. (упражнения:  «Горка», «Почисти нижние зубки», «Холодный ветерок» ,  чередование «Трубочка – заборчик»)».

ΙV. Дыхательная гимнастика.

Учитель-логопед. Упражнение «Пузырь».

Дети стоят кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя за взрослым «надувайся пузырь, надувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу взрослого «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося «С – с – с», подражая выходящему воздуху.

V.  Основная часть.

Задание 1

Презентация.  Определите место звука [c] в слове.

Учитель-логопед. Первое задание вы выполнили, получите  вторую часть слова.

Учитель-логопед. Задание №2 находится в конверте, который лежит на третьей парте у окна. В конверте картинки.

Задание 2

Учитель-логопед. Распределить предметы в домики. В домиках могут жить только предметы, в названии которых есть звук [с].  В одноэтажном домике должны находиться предметы,  в названии которых  один слог. В двухэтажном домике должны находиться предметы, в названии которых два слога.  В трёхэтажном домике должны находиться предметы,  в названии которых три слога.

Учитель-логопед. Положите картинки в домики, но наклеивать их не надо.

Учитель-логопед. Наклеить только те картинки, в названии которых есть звук [с] и которые состоят из 3 слогов.

Картинный материал: кактус, ананас, кокос, собака, колос, совок, часы, сумка, скакалка, крыса, самолёт, капуста, русалка, лес, санки, космонавт, изба, ваза, щётка, кукуруза,  чашка, чайник, овощи, зубы,    самовар,  носки,  сыр, соска, пустыня, стул.

Учитель-логопед. Второе задание вы выполнили, получите  следующую часть слова.

Задание  №3 в конверте на доске.

«Отгадай слово».

Учитель-логопед. Я назову три слова, вы должны выделить одинаковый звук в трёх словах и запомнить соответствующий звук». Потом мы их соединим.

Руки  мак  кот               к

Ус   ум   лук                  у

Сад   сыр   сок               с

Рот     стук     вата         т

Учитель-логопед. Задание вы выполнили, получите  следующую часть слова.

Учитель-логопед. Задание №4  в конверте на доске. В конверте написано слово «Ребус».

Задание №4

Презентация. «Отгадай ребус».  Выделите первые звуки и соедините их.

Учитель-логопед. Четвёртое задание вы выполнили, получите  следующую часть слова.

Учитель-логопед. Задание №5  в конверте на доске. В конверте написано «Составь предложение».

Задание №5 (Дети делятся на две команды).

Каждая команда получает карточку  со словами, необходимо составить предложение из слов.

Учитель-логопед. Составьте предложение из слов.

1.санках, Саня, едет, на

2.мост, строители,  построили

Каждая команда произносит своё предложение.

Учитель-логопед. Пятое задание вы выполнили, получите  следующую часть слова.

VΙ. Физ. минутка.

Учитель-логопед.  Выполним зарядку.

Учитель-логопед. Если в слове звук [с] стоит в начале слова, то нужно поднять руки вверх. Если в конце, то руки в стороны а если звук [с] в середине, то хлопнуть в ладоши.

    Сад, колос, сок, посадка, краска, полоска, матрос, кокос, голос, слон, носорог, каска, доска, сыр, сумка, маска.

VΙΙ. Самостоятельная работа.

Учитель-логопед. Задание №6  в конверте, который находится слева от доски.  В конверте написано слово «Кроссворд».

Задание  №6 Кроссворд (для читающих детей)

Учитель-логопед. Я загадываю загадку, кто  правильно отгадывает, тот печатает слово.

 к

а

к

т  

у

с

а

с

а

п

о

г

и

у

с

о

с

н

а

т

 с

а

м

о

л

ё

т

Учитель-логопед.

Загадка №1

С головы до ног в иголках,
         А не ежик и не елка.  (Кактус)

Учитель-логопед. Загадка №2

Если дождик – мы не тужим,

Бойко шлёпаем по лужам. (Сапоги)

Учитель-логопед. Загадка №3

Какое дерево летом и зимою

Одним цветом?  (сосна).

Учитель-логопед. Загадка №4

Высоко в небесах пролетает,
Выше, чем птичий полет.
Отважный пилот им управляет.
Что это такое?    (самолёт).

Учитель-логопед. Молодцы, с последним заданием вы справились. Получите последнюю часть слова.

VΙΙΙ . Итог Дети должны собрать слово из частей (солнышко).  

     В той же последовательности можно закрепить произношение звука [з]

При автоматизации свистящих звуков важно заинтересовать детей, привлечь их внимание, содействовать повторению данных слов в правильной позиции артикуляционного аппарата. Для успешного преодоления межзубного сигматизма также необходимо создать правильную речевую среду вне кабинета логопеда. На уроках, дома взрослые должны контролировать речь ребёнка и закреплять полученный навык.

Библиографический  список

  1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах, М.: Владос, 2004.– 220 С.
  2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1998. – 680с.
  3. Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов / Сост. Е.В. Меттус, А.В. Литвина, О.С. Турта, Е.Д. Бурина. – СПб.: КАРО, 2006. –112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического анализа и синтеза звуков «Л»-«Л\'» средствами сказкотерапии

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: «Развитие фонематического  анализа и синтеза  звуков «Л»-«Л\'» средствами сказкотерапии. (подготовительная к школе группа).Насон И.И....

Игры на развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Данные игры способствуют развитию навыков фонематического анализа и синтеза слов, развитию психических процессов, совершентсованию эмоционально-волевой сферы, развитию самооценки и самоанализа....

Формирование и развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников.

Представленный материал содержит информацию по выявлению предпосылок дисграфии на почве несфрмированности фонематического анализа и синтеза, а также пути ее профилактики....

Опыт работы на тему"Дидактическая игра как средство развития фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников»

    Предлагаемый материал может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, при подготовке к обучению грамоте детей старших и подготовительных групп, учителям –...

Развитие фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ОНР в условиях реализации ФГОС

В статье рассказывается об использовании игровых приемов изанимательного материала для формирования фонематических процессов  у дошкольников с ОНР....

«Дидактическая игра как средство развития фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников».

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры....