Мастер - класс "Моторное планирование"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Троянова Юлия Денисовна

Мастер -  класс по теме "Моторное планирование" в коррекционно - развивающей работе учителя - логопеда

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_-_logoped.docx44.64 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер -  класс учителя – логопеда МБДОУ «Детский сад №17 «Родничок»

Добрый день уважаемые коллеги, уважаемые члены жюри. Я, рада приветствовать Вас на своём мастер-классе.

Я- начинающий педагог и для меня очень важно поделиться  с Вами моей практикой использования моторного планирования в речевом развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ и услышать Ваше профессиональное мнение об использования данного  метода .

1-й слайд

Название мастер-класса ,

титульный лист

Каждая встреча с детьми, коллегами и родителями начинается с приветствия и я предлагаю не отходить от этого ритуала и поприветствовать друг друга.

На визуальный ряд будем накладываем моторную программу:

«Орех» - «здороваемся кивком  с  добавлением слова «Здравствуйте» ,

«Каштан»– здороваемся хлопком с соседом

«Шишка»– улыбаемся.

Микроитог: Согласитесь, выполнить приветствие с моторной программой , да ещё и в быстром темпе – трудная задача.

2-й слайд

Игра-приветствие «Орех, каштан, шишка»

Трояновой Юлии Денисовны по теме: «Моторное планирование»

   Моторное планирование создает основу для развития более сложных способностей, так называемых управляющих функций, т. е. способностей, которые отвечают за реализацию серии последовательных действий, ведущих к определенной цели. Это непросто для многих детей, причем не только для детей с нарушением речи,  но и для тех, кто испытывает трудности обучения, связанные с нарушением внимания

3-1 слайд Девиз и небольшое определение

Актуальность

Моторное планирование тесно связано с развитием речи, поскольку для произношения звуков, слогов, слов и предложений необходимо контролировать речевой аппарат и координировать движения.

     Каждое слово — это один или несколько (а иногда и много) слогов. Каждый слог — один, или несколько звуков. Каждому звуку соответствует определённая моторная схема. То есть, слог, слово — объединение нескольких моторных схем. Ребенку приходится контролировать артикуляционный аппарат, пока выполнение этих движений не станет навыком. Поэтому произношение звуков, слогов, слов требует сложного моторного планирования у детей, имеющих трудности речевого развития

В процессе решения данной задачи первичным и эффективным методом является развитие моторного планирования.   

        4-й слайд

Задачи речевого развития по  ФАОП

Введение ФАОП ДО определило задачи, связанных с активным поиском путей совершенствования и оптимизации процесса обучения, воспитания и развития детей с разными образовательными потребностями.

   Опираясь на идею о взаимосвязи моторного и речевого развития, подчеркнув важность комплексного воздействия на моторную и речевую сферы в целях преодоления проблем становления всех сторон речи. у дошкольников с ОНР констатируется несовершенство во всех компонентах моторики: в общей (крупной), в лицевой и артикуляционной, в развитии тонких движений кистей и пальцев рук.

Выявленные данные представлены на слайде.

  Логопедическая диагностика общего и речевого развития детей старшей группы компенсирующей направленности включало исследование общей моторики, артикуляционной моторики, состояния мелкой моторики.  

Слайд 5-й

Диаграммы диагностики

выполнение проб на определение состояния моторной сферы по методикам, представленным Афонькиной Ю.А. и Кочуговой Н.А

    Качественный анализ данных логопедического обследования позволил выявить следующую специфику моторной сферы и определить перспективные задачи по использованию метода моторного планирования в работе с детьми, который  оптимизирует процесс их обучения, воспитания и развития, преодоления речевых нарушений

Слайд 6-й

1. Нарушена последовательность движений при выполнении проб по подражанию и инструкции.
2. Трудности с артикуляцией сложных звуков.

3. Проблемы при произнесении многосложных слов.

4. Задержки или паузы перед началом речевого высказывания.

5. Повышенная зависимость от визуальных и слуховых подсказок

Система преодоления речевых трудностей построена по этапам, в зависимости от :цели и возможностей ребенка.

Данная система представлена на слайде

При проведении упражнений, необходимо придерживаться определенных правил:

  • быстро выполнять и пропускать то, что уже получается;
  • останавливаться и прорабатывать те упражнения, которые не получаются до тех пор, пока они не перейдут на уровень автоматизма;
  • упражнения должны выполняться регулярно;
  • упражнения должно продолжаться не более 5 минут.

    Главное правило проведения упражнений и игр: если движение быстро и легко получается, то мы его пропускаем и идем дальше. Если упражнение не получается, то мы останавливаемся на нем и отрабатываем до тех пор, пока движения не станут получаться легко, быстро и красиво

Слайд 7-й

Система метода моторного планирования в  коррекционно-развивающей работе

Для преодоления этих трудностей на своих занятиях я использую следующие упражнения:

  Уважаемые, коллеги, предлагаю в игровой форме пройти все этапы моторного планирования в работе.

Начинаем с простого: выкладываем простые зрительные ряды на дорожке, предметы отличаются одним сенсорным признаком – цветом. Сначала чередование 1-1, затем используем разные ритмические рисунки 2-1, 2-2 и тд. На этом этапе в зависимости от цели занятия соотношу с каждым элементом звук, слог или слово. Например, для автоматизации звука: ш – молчим; дифференциация: ш -с; для формирования слоговой структуры: слова шу – ба. Для развития речевого темпа использую метроном.

  1. Когда ребенок легко справляется с этими заданиями, я перехожу к использованию бытовых предметов (ложек, прищепок) и природных материалов (шишек, каштанов, палочек). Мы выполняем те же задания, но сложность в том, что некоторые материалы различить труднее, они похожи цветом, формой - как орех, каштан и шишка. Добавляется сенсорный компонент – тактильность (не всем детям нравится брать в руки шершавые шишки, палочки)

Коллеги, придвиньте к себе визуально-ритмические дорожки– данное пособие я использовала на конкурсном занятии.  Конечно, вы отметили, что за основу работы с символами звуков я использовала метедику  Т. А. Ткаченко — это зрительные образы, которые облегчают формирование фонематического восприятия и овладение навыками звукового анализа и синтеза.    

Слайд 8-й  

Выкладываем на обратной стороне пальцехода ряды

От линейного расположения визуально- ритмического ряда я перехожу к ритмическому кругу. Переносим все предыдущие этапы на круг, важно что ритмический круг содержит 12 отделений, и работу мы начинаем сверху по часовой стрелке, как на часах. Инструкция к заданию звучит так: Продолжи последовательность (несколько элементов подряд), разгадай последовательность (элементы в разных частях круга)

У вас всё отлично получилось

Слайд 9-й  

Автором этого пособия является Марианна Лынская (2016г). Он разработан с целью коррекции диспраксии, развития пространственных представлений и формирования первичного визуального ритма, являющегося основной речевого ритма.

Параллельно с основной структурой работы предлагаю такие варианты игр и упражнений:

Перевертыши (разное направление ложек (одна верх, другая вниз)

Положи тихо – громко (яйцо – пенек)

Сожми сильно – возьми слабо

Пинцетный захват (фундук – бомбошки)

Пинцетный захват - хват ладонью

Берем правой рукой - левой рукой

Слайд 10-й

 Игры-перевертыши

На следующем этапе на уже выложенном визуально – ритмическом ряду к каждому элементу помимо звука? прибавляется действие. Например, фундук – кулак, бомбошка – палец большой вверх, или отхлопай и отстучи столько раз, сколько элементов в каждом секторе круга ( 2 раза стук – 1 хлопок).

     На занятиях я также использую логопедический пальцеход, который вы уже видели на моем занятии. На нем мы выкладываем дорожку с помощью фишек разных цветов и топая пальцами произносим чистоговорки и стишки. Играем : синяя фишка – овощ, красная – фрукт, я называю слово, а вы кладете на дорожку соответствующую фишку. ( Наоборот, раскладываешь в любом порядке, а ребенок шагает и вспоминает названия овощей и фруктов сам).

Молодцы, у вас всё получилось

Слайд  11-й  

Пальцеход

       Предлагаю Вашему вниманию несколько игр, которыми я тоже пользуюсь в работе ( стаканчики, что звенит?)

Слайд  12-й  

Слуховые ритмические ряды

Итог: 

Уважаемые, педагоги, Вы, согласитесь с тем, что метод моторного планирования и упражнения можно применять на любом развивающем занятии, подстраивая его под цели и задачи занятия.

Предлагаю обсудить способы интеграции этих техник в повседневных занятиях.

На данном этапе применения метода моторного планирования в  коррекционно-развивающей работе 

 пришла к выводу, при постоянной использовании игр и упражнений, можно заметить много изменений в развитии речи дошкольников, он помогает развивать внимание, способствует концентрации всех видов памяти, помогает ребёнку планировать свои движения.

  По-моему мнению, каждый ребёнок талантлив, даже если этот ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Просто необходимо найти ту удобную для него ступеньку, по которой он смог бы подняться пусть к маленькой, но к своей личной славе, к своему собственному, пусть небольшому, но к успеху!

     Уважаемые коллеги! Попрошу Вас, еще раз воспользоваться ритмической дорожкой и с помощью символов продемонстрировать  своё мнение.

Овал – для меня было много интересного и важного.

Большой круг  – упражнения и приёмы буду применять в своей деятельности.

Маленький круг – данные упражнения мне известны и я их использую.

Слайд 13-й

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарное планирование по теме«Город мастеров».

Младшая  группа  Тема: «Город мастеров».Программное содержание: 1.Расширение представлений о народной игрушке (дымковская, богородская, филимоновская)2.Знакомство с устным народным творчеств...

14 календарное планирование подготовительная группа Тема: «Город мастеров». по ФГОС

Старшая   группа  Тема: «Город мастеров». Программное содержание: 1.Продолжение знакомства детей с народными традициями и обычаями, народным декоративно-прикладным искусством. 2.Расшире...

Мастер-класс "Планирование театрализованной деятельности в средней группе"

Материал представлялся на городском методическом объединении педагогов групп младшего и среднего дошкольного возраста....

мастер-класс с педагогами учреждения «Планирование в соответствии с ФГОС ДО»

Данная презентация была представлена педагогам ДОУ, в связи с введение ФГОС ДО. Била представлена основная документация педагога, планирование в сравнении с ФГТ, изменения в календарном плане....

Тематическое планирование мастер-классов, семинаров для педагогов в рамках внедрения парциальной программы «Социокультурные истоки» (авторы И.А. Кузьмин, Е.Ю. Давыдова, В.Н. Синицына)

laquo;Социокультурные истоки» - стратегическая программа, направленная на развитие социокультурного пространства России (авторы: И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской...