Мастер - класс "Моторное планирование"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Мастер - класс по теме "Моторное планирование" в коррекционно - развивающей работе учителя - логопеда
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 44.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс учителя – логопеда МБДОУ «Детский сад №17 «Родничок»
Добрый день уважаемые коллеги, уважаемые члены жюри. Я, рада приветствовать Вас на своём мастер-классе. Я- начинающий педагог и для меня очень важно поделиться с Вами моей практикой использования моторного планирования в речевом развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ и услышать Ваше профессиональное мнение об использования данного метода . | 1-й слайд Название мастер-класса , титульный лист |
Каждая встреча с детьми, коллегами и родителями начинается с приветствия и я предлагаю не отходить от этого ритуала и поприветствовать друг друга. На визуальный ряд будем накладываем моторную программу: «Орех» - «здороваемся кивком с добавлением слова «Здравствуйте» , «Каштан»– здороваемся хлопком с соседом «Шишка»– улыбаемся. Микроитог: Согласитесь, выполнить приветствие с моторной программой , да ещё и в быстром темпе – трудная задача. | 2-й слайд Игра-приветствие «Орех, каштан, шишка» |
Трояновой Юлии Денисовны по теме: «Моторное планирование»
Моторное планирование создает основу для развития более сложных способностей, так называемых управляющих функций, т. е. способностей, которые отвечают за реализацию серии последовательных действий, ведущих к определенной цели. Это непросто для многих детей, причем не только для детей с нарушением речи, но и для тех, кто испытывает трудности обучения, связанные с нарушением внимания | 3-1 слайд Девиз и небольшое определение |
Актуальность Моторное планирование тесно связано с развитием речи, поскольку для произношения звуков, слогов, слов и предложений необходимо контролировать речевой аппарат и координировать движения. Каждое слово — это один или несколько (а иногда и много) слогов. Каждый слог — один, или несколько звуков. Каждому звуку соответствует определённая моторная схема. То есть, слог, слово — объединение нескольких моторных схем. Ребенку приходится контролировать артикуляционный аппарат, пока выполнение этих движений не станет навыком. Поэтому произношение звуков, слогов, слов требует сложного моторного планирования у детей, имеющих трудности речевого развития В процессе решения данной задачи первичным и эффективным методом является развитие моторного планирования. | 4-й слайд Задачи речевого развития по ФАОП Введение ФАОП ДО определило задачи, связанных с активным поиском путей совершенствования и оптимизации процесса обучения, воспитания и развития детей с разными образовательными потребностями. |
Опираясь на идею о взаимосвязи моторного и речевого развития, подчеркнув важность комплексного воздействия на моторную и речевую сферы в целях преодоления проблем становления всех сторон речи. у дошкольников с ОНР констатируется несовершенство во всех компонентах моторики: в общей (крупной), в лицевой и артикуляционной, в развитии тонких движений кистей и пальцев рук. Выявленные данные представлены на слайде. Логопедическая диагностика общего и речевого развития детей старшей группы компенсирующей направленности включало исследование общей моторики, артикуляционной моторики, состояния мелкой моторики. | Слайд 5-й Диаграммы диагностики выполнение проб на определение состояния моторной сферы по методикам, представленным Афонькиной Ю.А. и Кочуговой Н.А |
Качественный анализ данных логопедического обследования позволил выявить следующую специфику моторной сферы и определить перспективные задачи по использованию метода моторного планирования в работе с детьми, который оптимизирует процесс их обучения, воспитания и развития, преодоления речевых нарушений | Слайд 6-й 1. Нарушена последовательность движений при выполнении проб по подражанию и инструкции. 3. Проблемы при произнесении многосложных слов. 4. Задержки или паузы перед началом речевого высказывания. 5. Повышенная зависимость от визуальных и слуховых подсказок |
Система преодоления речевых трудностей построена по этапам, в зависимости от :цели и возможностей ребенка. Данная система представлена на слайде При проведении упражнений, необходимо придерживаться определенных правил:
Главное правило проведения упражнений и игр: если движение быстро и легко получается, то мы его пропускаем и идем дальше. Если упражнение не получается, то мы останавливаемся на нем и отрабатываем до тех пор, пока движения не станут получаться легко, быстро и красиво | Слайд 7-й Система метода моторного планирования в коррекционно-развивающей работе |
Для преодоления этих трудностей на своих занятиях я использую следующие упражнения: Уважаемые, коллеги, предлагаю в игровой форме пройти все этапы моторного планирования в работе. Начинаем с простого: выкладываем простые зрительные ряды на дорожке, предметы отличаются одним сенсорным признаком – цветом. Сначала чередование 1-1, затем используем разные ритмические рисунки 2-1, 2-2 и тд. На этом этапе в зависимости от цели занятия соотношу с каждым элементом звук, слог или слово. Например, для автоматизации звука: ш – молчим; дифференциация: ш -с; для формирования слоговой структуры: слова шу – ба. Для развития речевого темпа использую метроном.
Коллеги, придвиньте к себе визуально-ритмические дорожки– данное пособие я использовала на конкурсном занятии. Конечно, вы отметили, что за основу работы с символами звуков я использовала метедику Т. А. Ткаченко — это зрительные образы, которые облегчают формирование фонематического восприятия и овладение навыками звукового анализа и синтеза. | Слайд 8-й Выкладываем на обратной стороне пальцехода ряды |
От линейного расположения визуально- ритмического ряда я перехожу к ритмическому кругу. Переносим все предыдущие этапы на круг, важно что ритмический круг содержит 12 отделений, и работу мы начинаем сверху по часовой стрелке, как на часах. Инструкция к заданию звучит так: Продолжи последовательность (несколько элементов подряд), разгадай последовательность (элементы в разных частях круга) У вас всё отлично получилось | Слайд 9-й Автором этого пособия является Марианна Лынская (2016г). Он разработан с целью коррекции диспраксии, развития пространственных представлений и формирования первичного визуального ритма, являющегося основной речевого ритма. |
Параллельно с основной структурой работы предлагаю такие варианты игр и упражнений: Перевертыши (разное направление ложек (одна верх, другая вниз) Положи тихо – громко (яйцо – пенек) Сожми сильно – возьми слабо Пинцетный захват (фундук – бомбошки) Пинцетный захват - хват ладонью Берем правой рукой - левой рукой | Слайд 10-й Игры-перевертыши |
На следующем этапе на уже выложенном визуально – ритмическом ряду к каждому элементу помимо звука? прибавляется действие. Например, фундук – кулак, бомбошка – палец большой вверх, или отхлопай и отстучи столько раз, сколько элементов в каждом секторе круга ( 2 раза стук – 1 хлопок). На занятиях я также использую логопедический пальцеход, который вы уже видели на моем занятии. На нем мы выкладываем дорожку с помощью фишек разных цветов и топая пальцами произносим чистоговорки и стишки. Играем : синяя фишка – овощ, красная – фрукт, я называю слово, а вы кладете на дорожку соответствующую фишку. ( Наоборот, раскладываешь в любом порядке, а ребенок шагает и вспоминает названия овощей и фруктов сам). Молодцы, у вас всё получилось | Слайд 11-й Пальцеход |
Предлагаю Вашему вниманию несколько игр, которыми я тоже пользуюсь в работе ( стаканчики, что звенит?) | Слайд 12-й Слуховые ритмические ряды |
Итог: Уважаемые, педагоги, Вы, согласитесь с тем, что метод моторного планирования и упражнения можно применять на любом развивающем занятии, подстраивая его под цели и задачи занятия. Предлагаю обсудить способы интеграции этих техник в повседневных занятиях. На данном этапе применения метода моторного планирования в коррекционно-развивающей работе пришла к выводу, при постоянной использовании игр и упражнений, можно заметить много изменений в развитии речи дошкольников, он помогает развивать внимание, способствует концентрации всех видов памяти, помогает ребёнку планировать свои движения. По-моему мнению, каждый ребёнок талантлив, даже если этот ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Просто необходимо найти ту удобную для него ступеньку, по которой он смог бы подняться пусть к маленькой, но к своей личной славе, к своему собственному, пусть небольшому, но к успеху! Уважаемые коллеги! Попрошу Вас, еще раз воспользоваться ритмической дорожкой и с помощью символов продемонстрировать своё мнение. Овал – для меня было много интересного и важного. Большой круг – упражнения и приёмы буду применять в своей деятельности. Маленький круг – данные упражнения мне известны и я их использую. | Слайд 13-й Рефлексия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарное планирование по теме«Город мастеров».
Младшая группа Тема: «Город мастеров».Программное содержание: 1.Расширение представлений о народной игрушке (дымковская, богородская, филимоновская)2.Знакомство с устным народным творчеств...

14 календарное планирование подготовительная группа Тема: «Город мастеров». по ФГОС
Старшая группа Тема: «Город мастеров». Программное содержание: 1.Продолжение знакомства детей с народными традициями и обычаями, народным декоративно-прикладным искусством. 2.Расшире...

Рабочая учебная программа по планированию дополнительно - образовательной работы кружка по декоративно-прикладному искусству « Мастера Югры» на 2012 – 2013 учебный год
Рабочая программа по дополнительному образованию...

Мастер-класс "Планирование театрализованной деятельности в средней группе"
Материал представлялся на городском методическом объединении педагогов групп младшего и среднего дошкольного возраста....

мастер-класс с педагогами учреждения «Планирование в соответствии с ФГОС ДО»
Данная презентация была представлена педагогам ДОУ, в связи с введение ФГОС ДО. Била представлена основная документация педагога, планирование в сравнении с ФГТ, изменения в календарном плане....

Тематическое планирование мастер-классов, семинаров для педагогов в рамках внедрения парциальной программы «Социокультурные истоки» (авторы И.А. Кузьмин, Е.Ю. Давыдова, В.Н. Синицына)
laquo;Социокультурные истоки» - стратегическая программа, направленная на развитие социокультурного пространства России (авторы: И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской...

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА НЕДЕЛЮ "ГОРОД МАСТЕРОВ" В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
пЛАНИРОВАНИЕ НА НЕДЕЛЮ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ....

