Консультация для родителей «Фонематический слух - основа правильной речи"
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Левина Мария Игоревна

          Если у ребёнка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию звуки.

          Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребёнок плохо умеет 

          различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему     

          сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.

          Если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становиться ребёнок,

          тем сложнее будет это исправить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_sluh.docx421.37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»

Что же такое фонематический слух?

Фонематический слух – это не просто слух. Ребёнок может прекрасно слышать даже самый тихий шёпот, но иметь неразвитый фонематический слух.

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного, например: дом-сом-лом-ком.

Если у ребёнка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию звуки. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребёнок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме. Если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становиться ребёнок, тем сложнее будет это исправить.

К 5-и годам ребёнок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике совсем не так.

В русском языке звуков больше, чем букв. И часто различаются они только небольшими оттенками.

Чаще всего дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению). Обычно это свистящие и шипящие звуки: с-ш, з-ж, сь-щ, ц-ч, с-ц, з-с; соноры: р-л; твёрдые и мягкие: б-бь, з- зь, с-сь, и т.д.; звонкие и глухие: д-т, в-ф и т.д., Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом-"том", рак-"лак", лук-"люк", жук -"щук").

В последние годы многие дети путают далекие между собой звуки: к-т, г-д, с-х.

Развитие фонематического слуха у всех детей происходит индивидуально!

Возрастные нормы развития фонематического слуха.

Первый год жизни - уже на 3-ей неделе ребёнок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в 2 месяца начинает прислушиваться к более тихим шумам. В 3 месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С 4-х месяцев ребёнок начинает подражать звукам, к 6 месяцам различает своё имя. К концу 1-ого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто произносимые слова.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребёнок уже может различать все фонемы родного языка. К концу 2-ого года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребёнка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к 3-м годам, то ребёнок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребёнок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом - шестом году жизни формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребёнок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Когда же начинать развивать фонематический слух?

Прямо с рождения. Да, именно с рождения мы начинаем этот длительный процесс. Когда учим повторять и различать слова и звукоподражания. Помните, как разговаривают с грудничками? Спрашивают у малыша:

  • - Как говорит кошка? (Мяу, мур-р)
  • - Как стучит папа в дверь? (Тук-тук)
  • - Как едет машина? (У-у-у, др-р-р)
  • - Как говорит водичка? (С-с-с, кап-кап)

Все эти звукоподражания формируют основу фонематического слуха, умение слышать речевые звуки. Но нам надо не только слышать, но еще и различать, и разделять. Вот этот, более сложный этап обучения мы начинаем где-то в 5-6 лет. Здесь наша задача – научить разделять звуки, определять отдельный звук в слове, различать парные согласные, твердые и мягкие звуки только на слух. Это надо, прежде всего, для грамотности ребёнка для того, чтобы он научился писать без проблем. Потому, что если не научить ребёнка выделять отдельные звуки в слове, то он не сможет писать правильно. Такой ребёнок постоянно испытывает трудности при письме, обречён на низкую оценку по русскому языку и возможны проблемы при изучении других языков, поэтому развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Эти упражнения помогут детям распознавать заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой. 

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи.

Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребёнок перестает справляться с заданиями, начинайте с этого уровня.

📌Первый этап работы:

  • узнавание и различение неречевых звуков:
  • звучащие игрушки;
  • предметы-заместители;
  • голоса животных;
  • бытовые шумы,
  • звуки природы;
  • определение направления звука;
  • работа над ритмом;
  • узнавание и различение простых гласных: [у], [а], [и], [о]; понятие о гласных звуках;
  • анализ и синтез слияний простых гласных звуков: [ау], [уа], [ои], [уаи] и т.п.
  • выделение начальных ударных гласных звуков из слов типа: аист, утка, искры, осень;
  • выделение конечных согласных звуков из слов типа: дом, сон, суп, сок и т.п. Понятие о согласных звуках.
  • анализ и синтез закрытых слогов типа: [ам], [он], [уп] и т. п.
  • выделение начальных согласных звуков в словах типа: мак, нос и т.п.
  • формирование навыков анализа и синтеза открытых слогов типа: [ма], [но], [пу] и т.п.
  • звуковой анализ и синтез слов типа кот, дом, уха и т.п.
  • звуковой анализ и синтез слов типа мама, вата, дубы и т.п.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

- Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.

- Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребёнок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.

- Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т. д. Потом усложните задание – пусть малыш отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.

- Игра «Жмурки». Ребёнку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

- Игра «Похлопаем». Ребёнок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

📌 Второй этап работы:

  • различение звуков по силе и высоте
  • различение длинных и коротких слов
  • различение правильно и неправильно звучащих слов
  • выделение ударного согласного [ы] в словах типа: сын, коты, дубы.
  • выделение безударных гласных первого ряда (кроме звуков [о], [э]) из начала слова: арбуз, улитка, иголка;
  • формирование понятия о твердости и мягкости согласных звуков, различение твердых и мягких согласных в начале слова: кот-кит, каска-киска, мышка-мишка;
  • формирование представлений о глухости и звонкости гласных звуков, различение глухих и звонких звуков в словах: банка-палка, дом-том, кот-год;
  • формирование навыка определения места звука в слове;
  • формирование навыков звукового анализа и синтеза слов, состоящих из трех-шести звуков типа: рот, осы, рис, лапа, лиса, бант, бинт, круг, блин, мышка, киска, вагоны.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

- Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.

- Игра «Громко–тихо». Договоритесь, что малыш будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.

- Игра «Три медведя». Ребёнок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

📌 Третий этап работы:

  • различение слогов (по количеству, со сменой ударения, со сменой гласного, согласного, с добавлением звука);
  • повторение и закрепление пройденного. Составление слов из начальных звуков названий картинок, конечных звуков названий картинок, игры типа «Составь пары» (мак-кот, суп- пол), «Замкни цепочку» (кран-нос-стол- лук).

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов.

- Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

- Игра «Верно–неверно». Взрослый показывает малышу картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

📌Четвертый этап работы:

  • различение слогов.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ 

- Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребёнку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.

- Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фава-фа фа» и т. п. Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

📌Пятый этап работы:

  • различение звуков. Надо объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ

- Игра «Кто это?» Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто его издает.

- Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребёнок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

📌Шестой этап работы:

  • освоение ребёнком навыков анализа и синтеза.

ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ

- Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребёнок на слух определяет и называет их количество.

- Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребёнок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.

- Игра «Отгадай слово». Ребёнку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «л» (...ампа, мы...о, …ук, кук...а, мас...о).

Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Не бойтесь импровизировать это сделает ваши занятия с ребёнком более интересными и полезными.

Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия,

 пусть будет весело и интересно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Фонематический слух — основа правильной речи»

Консультация для воспитателей:«Фонематический слух — основа правильной речи»...

Консультация для воспитателей "Фонематический слух - основа правильной речи"

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Очень  важно научиться  различать, анализировать и дифференцировать на ...

Консультация для воспитателей «Фонематический слух - основа правильной речи»

Консультация для воспитателей «Фонематический слух - основа правильной речи»...

Консультация для воспитателей "Фонематический слух - основа правильной речи!"

Консультация учителя-логопеда для воспитателей дошкольных отделений...

Консультация для педагогов «Фонематический слух - основа правильной речи »

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш про...

Консультация для воспитателей «Фонематический слух — основа правильной речи».

Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом  — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове....