Логопедический тренинг как форма взаимодействия с родителями детей с ОВЗ
учебно-методический материал по логопедии

Каримова Наталья Викторовна

 

Совместная деятельность логопеда с семьями воспитанников является необходимой и неотъемлемой частью коррекционного процесса.

Активизация коммуникативной деятельности с родителями и детьми, посещающими логопедические занятия, осуществляется в разных формах, в том числе и в виде логопедических тренингов.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический тренинг как форма взаимодействия с родителями детей с ОВЗ.

Формирование личности начинается с рождения в процессе общения ребенка с близкими взрослыми (это и родители, и братья, сестры, а также другие члены семьи). Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер.

Очень важным в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является систематизация и непрерывность, постоянное закрепление полученных знаний и навыков на логопедических занятиях. И в этом случае родители - не сторонние наблюдатели, а активные помощники логопеда. Мама и папа вполне могут стать для своих детей «домашними логопедами» при наличии соответствующего обучения их методам игровой терапии в коррекции речевых нарушений и развитии речи.

Однако, несмотря на большие возможности многопланового и постоянного воздействия на речь ребенка с речевыми нарушениями, следует отметить, что автоматизация приобретенных навыков не всегда удается в сроки, предусмотренные пребыванием ребенка в дошкольном учреждении.

Тем не менее, как показывает опыт работы с семьями воспитанников, родители не всегда умеют создать необходимые условия для постоянной тренировки речи ребенка. Вследствие этого дети нередко теряют речевые навыки, приобретенные во время пребывания в дошкольном учреждении.

Это в свою очередь побуждает логопедов искать такие формы взаимодействия с родителями, в результате которых они смогли бы в дальнейшем создать дома условия для постоянной тренировки речи своего ребенка. Вот почему совместная деятельность логопеда с семьями воспитанников становится необходимой и неотъемлемой частью коррекционного процесса.

Активизация коммуникативной деятельности с родителями и детьми, посещающими логопедические занятия, осуществляется в разных формах. Среди них особым успехом родителей пользуются тренинги.

В чем же суть тренингов? Тренинг - это не магическое действо, а интенсивное обучение, направленное на развитие определенных навыков. Главное его отличие от других форм работы – в том, что на тренинге каждому участнику становятся доступны не только опыт и знания педагога, ведущего эти занятия, но и опыт и знания других участников. Таким образом, представления родителей о речевой проблеме своего ребенка, о путях выхода из неё многократно расширяются. Часто само присутствие в группе  таких же родителей уже способствуют снятию остроты проблемы. Мама или папа, посетившие тренинг, убеждаются в том, что не только их ребенок имеет нарушения речи. Они видят, что с аналогичными трудностями в том или ином виде сталкиваются родители многих детей. А это значит, что никакой катастрофы во всем этом нет и, что речевые проблемы ребенка можно решить.

Участники тренинга получают теоретические знания и участвуют в упражнениях, дающих им возможность применить полученные знания к конкретной ситуации с их детьми. Тренинг дает родителям, имеющим детей с речевой патологией, информацию о том, какие нарушения в речевом развитии бывают у детей, c какими трудностями они могут столкнуться в процессе воспитания и развития своих детей, как нарушения устной речи могут отразиться на их успеваемости в школьном обучении. Но самое главное – с помощью тренинга родители учатся, как преодолевать эти трудности, как в игровой форме можно решать имеющиеся проблемы речи.

Лучше, если в тренингах участвуют оба родителя или те люди, которые занимаются воспитанием ребенка, например бабушка и мама.

Что же такое тренинг?

Тре́нинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.

Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм:

    -тренинг как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные;

   - тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;

   - тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;

   - тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Методы тренинга.

На тренинге используются следующие методы: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ, модерация и др.

Кейс — проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.

Деловая игра — имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия.

Ролевая игра — это исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации.

Групповая дискуссия — совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (её течение зависит от участников группового обсуждения).

Мозговой штурм — один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путём применения специальных правил — сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Игры-разминки — инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры-разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение, групповые задания.

Фасилитация — инструмент, позволяющий стимулировать обмен информацией внутри группы. Фасилитация позволяет ускорить процессы осознания, стимулировать групповую динамику. Тренер в ходе фасилитации помогает процессу группового обсуждения, направляет этот процесс в нужное русло.

Видео анализ — инструмент, представляющий собой демонстрацию видеороликов, подготовленных тренером, или видеозаписей, на которых участники тренинга демонстрируют разные типы поведения. Видео анализ позволяет наглядно рассмотреть достоинства и недостатки разных типов поведения.

Цели логотренинга:

- Раскрыть перед родителями важную сторону исправления нарушений речи ребенка-логопата;

-Привлечь родителей к активному участию в коррекционной работе по преодолению речевого дефекта у детей;

- Раскрыть возможности переноса полученных знаний  в условия семейного воспитания.

Задачи:

• Просвещение родителей, наблюдение и совместная деятельность.

• Изменение неадекватных родительских позиций по отношению к речевым недостаткам своего ребенка;

• Оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе преодоления речевых нарушений детей.

Структура тренингового занятия:

• Приветствие, показ достижений ребенка

• Постановка проблемы (определение темы и цели тренинга)

• Обсуждение и повторение закрепленного дома навыка

• Практическое изучение нового материала (введение в ролевую игру)

-Рекомендации по закреплению навыка дома.

При проведении тренингов используется ряд методов:

1) инструкция: тема тренинга, описание проблемы, способы её преодоления или исправления;

2) практика: новый навык должен быть отработан родителями так, чтобы он мог быть использован дома;

3) ответная реакция: дать информацию родителям о том, как участники тренинга могут использовать данный навык в домашних условиях;

4) перенос навыков: перенос или обобщение родителями полученного навыка в работе с детьми с речевыми нарушениями в обычную жизнь.

На каждом тренинге отрабатывается один практический навык.

Благодаря организации тренинговых занятий для родителей, у детей с нарушениями речи, отмечается повышение речевой активности; развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах деятельности.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игротека "Фабрика игр" как инновационная форма взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста.

В работе представлена  подробная разработка методики Игротека, составлена программа работы по методике, подобраны игры, описаны организационые моменты...

Эффективная форма взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста. Проект "Главное - вместе!"

Данный проект включает в себя подбор и апробацию активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффективного сотрудничества ДОУ с семьей ребенка, поступившего в детс...

Логопедические игры дома – форма взаимодействия с родителями.

В сатье раскрываются особенности методического сопровождения педагогом семейных игр дома...

Опыт работ. Тема: «Эффективные формы взаимодействия с родителями детей как условие социально- педагогической поддержки семьи»

Актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный пери...

Формы взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста

В статье описывается опыт работы по взаимодействию с родителями детей дошкольного возраста. Приведены примеры традиционных и нетрадиционных форм...

«Семейный клуб, как форма взаимодействия с родителями детей с ОВЗ»

Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьями с ОВЗ в форме семейного клуба представляет собой интересную эффективную модель работы. Данная форма сотрудничества учитывает потребности семьи, по...