Формы взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста
статья на тему

В статье описывается опыт работы по взаимодействию с родителями детей дошкольного возраста. Приведены примеры традиционных и нетрадиционных форм

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Работа с родителями - это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. 

В своей работе с родителями мы поставили перед собой основные принципы:

  • Доброжелательный стиль общения с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся наша работа с родителями. В нашем общении с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Мы общаемся с родителями ежедневно, и именно от такого общения зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное наше доброжелательное взаимодействие с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
  • Индивидуальный подход, который  необходим не только в нашей работе с детьми, но и в работе с родителями. Общаясь с родителями, мы чувствуем ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь начинает играть роль наше человеческое и педагогическое умение успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
  • Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому мы создаем атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных ситуациях, демонстрируем искреннее желание помочь.
  • Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями мы тщательно и серьезно готовим. Главное в нашей работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
  • Динамичность. Детский сад сегодня находится в режиме развития, а не функционирования. Он должен быстро реагировать на изменения социального состава родителей, на их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого формы и направления нашей работы с родителями меняются.

В своей работе с родителями мы используем традиционные  и нетрадиционные формы. Традиционными являются следующие:

1. коллективные :

- родительские собрания (общие и групповые), которые представляют собой эффективную форму работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы. Ежегодно мы проводим не менее 3-х групповых родительских собраний в год, а по необходимости - и более. Темы родительских собраний мы стараемся связать с годовыми задачами детского сада. Таковыми стали: «Особенности развития детей 5-6 лет», «Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста», «Особенности организации развивающей предметно-пространственной  среды  дома» и т.д.

- анкетирование («Увлечения ребенка», «Игра в жизни моего ребенка»)

2. индивидуальные - консультации эпизодические и систематические (по плану), по запросам родителей, индивидуальные беседы («Роль взрослых в жизни ребенка 2-3 лет», «Режим дня ребенка 2 лет» и т.д.);

3. наглядно - информационные:

- памятки («Профилактика гриппа и ОРВИ»),

- тематические выставки (стенгазеты  по здоровому образу жизни, семейному древу),

- папки – передвижки («Одежда детей», «Капризы ребенка», «Игры с песком» и т.д.);

- информационный стенд, который предназначен для обмена информацией по проблемам воспитания и обучения детей, знакомство родителей с планами на ближайшее будущее, содержащий  фамилии, имени и отчества воспитателей; режим дня; расписание НОД; план мероприятий на месяц; меню и т.д.

В своей работе с родителями мы используем и нетрадиционные формы работы, которые помогают лучше оказать помощь семьям в воспитании и обучении ребенка. К ним относятся:

- Конкурсы и проекты. Важным моментом проведения конкурсов  является соревновательный дух, который помогает объединиться нашим родителям, повышает инициативность неактивных родителей. Родители заранее знакомятся с положениями конкурса, мы даем им достаточное количество времени на его подготовку. Итоги проведения творческих конкурсов представляются родителям в виде грамот, стенгазеты в холле, выставки и др. Целью проектов является приобщение родителей воспитанников к изготовлению поделок, к совместному времяпрепровождению с детьми. Эта интересная форма работы помогает родителям группы поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми.

- Праздники в детском саду. Семейный праздник в детском саду - это день, объединяющий семьи воспитанников, педагогов (воспитателей, музыкальных руководителей и др.) по случаю какого-либо события. Таковыми традиционно для наших родителей стали праздники, посвященные встрече Нового года, 23 Февраля, 8 Марта, день Матери, а также  спортивные досуги в ДОУ и т.д.

- Размещение фотографий о повседневной жизни группы на страничках детского сада в Интернете (сайты «В Контакте»,  «МААМ»).

В дальнейшем свою работу с родителями мы стараемся еще более улучшить, более широко охватить все стороны такого взаимодействия с ними. С наступлением теплого времени года у нас в планах организовать экскурсии и походы с родителями и детьми в парк, театр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ Махмутова Е.А. ФГБОУ ВПО « Набережночелнинский педагогический институт социально-педагогических технологий и ресурсов», г.Набережные Челны

Семья для ребёнка - это источник общественного опыта. Здесь он имеет примеры для своего будущего опыта, и  здесь же  происходит социальное рождение его как личности....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ Махмутова Е.А. ФГБОУ ВПО « Набережночелнинский педагогический институт социально-педагогических технологий и ресурсов», г.Набережные Челны

Семья для ребёнка - это источник общественного опыта. Здесь он имеет примеры для своего будущего опыта, и  здесь же  происходит социальное рождение его как личности. Если мы хотим вырастить ...

"Взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста по вопросам сохранения и укрепления физического и психического здоровья. Из опыта работы"

В данной презентации я представляю опыт работы наших дошкольных отделений по взаимодействию с родителями детей дошкольного возраста по вопросам сохранения и укрепления физического и психического здоро...

«Мастер-класс как форма взаимодействия с родителями обучающихся дошкольного возраста»

На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного педа...

Консультация" Родительское собрание как форма организации взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста"

Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определен...

Консультация: «Родительское собрание как форма организации взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста» в первой младшей группе

Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определен...

«Мастер-класс, как форма взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста»

laquo;Мастер-класс, как форма взаимодействияс родителями детей дошкольного возраста»...