Современные формы взаимодействия с родителями детей раннего возраста группы №2 «Светлячки» (из опыта работы)
проект
Современные программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достижений психологий и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.03 КБ | |
| 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Современные формы взаимодействия
с родителями детей раннего возраста
группы №2 «Светлячки»
(из опыта работы)
Воспитатель:
Козлова Любовь Владимировна
2023 г
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надежный и причал.
Она дает призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
(Е.А. Мухачева)
Семья и детский сад – это микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Имея большой опыт работы с детьми, я все больше убеждаюсь, что только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь ребенку в развитии его потенциальных способностей и возможностей, с уважением и пониманием относясь к друг другу.
Современные программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достижений психологий и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области.
Опираясь на Закон РФ «Об образования в РФ», Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ФГОС ДО, считаю, семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга, что активное вовлечение родителей в сотрудничество с ДОУ повысит статус МАДОУ, повысит педагогические навыки родителей, улучшит взаимодействие между воспитанниками, родителями и педагогами, поэтому при организации работы с семьей отношения строю на основе принципов сотрудничества и взаимного уважения.
Цель моей работы – создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.
При поступлении детей в детский сад составляю (оформляю) социологический паспорт семей воспитанников, а именно, выясняю в каких условиях живет ребенок, образование родителей, интересы родителей, традиции в семьях. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Сотрудничество с родителями позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, следовательно, помочь в развитии его способностей.
Анализ анкет позволил выделить три группы родителей.
- Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
- Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой
мотивации.
- Родители – наблюдатели.
Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же». У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Ежегодно в начале учебного года планируем работу с родителями, где включаем разнообразные формы работы с родителями:
- Проводим индивидуальные беседы, опоросы, анкетирование родителей, изучаем проблемы семей воспитанников, мастер-классы, игротеки, круглые столы.
- Проводим совместные праздники, развлечения, досуги.
- Используем в работе с родителями – сайт детского сада и группы в контакте, размещая актуальную информация о жизни детей в детском саду и в группе, консультации, новости, объявления, занятия, документы. Отвечаем на вопросы родителей на волнующие их темы.
- На информационном стенде размещаем буклеты, консультации, папки-передвижки на разнообразные темы для передачи родителям педагогических знаний.
В этих формах наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. На этих мероприятиях родители активные участники. Они играют, поют песни вместе с детьми и педагогами, читают стихи, приносят свои угощения детям. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников родители делятся своими благодарностями, делают альбомы с фотографиями.
В период с 2021-2022гг, 2022-2023гг учебных годов в нашей группе проведено:
Родительские собрания, групповые встречи, дискуссии по решению педагогических ситуаций, с целью повышения уровня педагогической культуры родителей
Мастер-классы: «Фликер спасет жизнь», «Профилактика плоскостопия», «Осенняя рамка», «Изготовление коми блюда».
Круглые столы: «Адаптация детей раннего возраста»
Семинары-практикумы «Развитие речи детей раннего возраста», «Сказки на пальчиках. Уроки общения для самых маленьких»
Родители с удовольствием побывали на мероприятии по игровой деятельности: «Катша, катша, китш котш» («Сорока, сорока стрекочи»).
Игротеки: «Играем на музыкальных инструментах», «Играем конструктором – развиваем мышление». «Формы и цвета», «Конструктор башенка», «Игольчатый конструктор», «Магнитный конструктор», «Играем на музыкальных инструментах», Дидактическая игра «Пожарный» и «Полицейский». Проведены проекты такие как: «Игровая деятельность, как основа воспитания и обучения детей дошкольного возраста», «Взаимодействие образовательного учреждения и семьи через игровую деятельность ребёнка».
Проведены выставки совместного творчества родителей, детей, педагогов рисунков, поделок, макетов: «Спортивный инвентарь своими руками», «Нескучные музыкальные инструменты», «Эх, прокачу», «Овощные композиции», «Военный транспорт своими руками», «Детство счастливое наше», «Огород на окне», «Военная техника», «Достопримечательности города Сыктывкара», «Дерево здоровья», «Новогодняя игрушка».
Акция – одна из форм сотрудничества, которая позволяет вовлечь, охватить всех родителей, т.к. «отнимают» у родителей совсем немного времени, они просты, увлекательны и дают возможность почти сразу увидеть результат собственного участия: «Новогодний подарок пожилым людям», «Новогодние окна», «Материнская посылка», «Книжки малышам», «новогодний подарок солдату».
Родители совместно с детьми приняли участие в городских конкурсах: «Древо семьи - моя родословная», «Моя семья - моя опора», «Я рисую любимый город Сыктывкар», «Любимые места нашего города».
Родители приняли участие в изготовлении атрибутов для игр в театр: «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Коми народная кукла», «Сорока – белобока».
Украшали группу к предстоящим праздникам (Первый день осени, Новый год, Весна пришла, Цветочная поляна. Плодотворной оказалась работа по обновлению предметно-развивающей среды: детям были куплены новые игрушки по возрасту ( машины, куклы, настольно-печатные игры, кольцебросс, мячи разных размеров, наборы для прогулки для игр с песком, наборы посуды , изготовлено своими руками ленточки для музыкального занятия», «Настольный театр из бросового материала «Волк и семеро козлят», «Дорожка здоровья», «Пошив постельного белья в кукольном уголке», «Игрушки», «Книги», Книга фланелеграф «Катша, катша китш котш» (как на коми и на русском языке), «Куклы разных национальностей». Четко организованная работа по преобразованию предметно-развивающей среды оказала благоприятное влияние на развитие творческих способностей детей.
Наши родители активные участники субботников (очистка крыши веранды участка снега, прогулочной площадки от листьев и снега.
Совместно с родителями приняли участие в конкурсе снежных построек: «Сказочный колобок» (2 место) и «В гостях у Бабы Яги» (2 место). оформление летних прогулочных площадок
Участвуют в творческих конкурсах: «Карнавальный костюм» «Капелька» и «Тигренок» (1 место), «Мисс капелька»
Досуги праздники и развлечения: «День знакомства», Праздник Осени», «Встреча Нового года», «День защиты детей», «Праздник, посвященный дню матери», «8 марта», «С днем России», «С днем семьи любви и верности».
Одна из интересных форм работы – участие родителей проектной деятельности: «Разноцветная неделька», «В гости к Снеговику», «Волшебная водичка», «Речевая карусель». В домашних условиях родители провели опыты с водой, снегом, мылом.
В МАДОУ создан и действует родительский клуб выходного дня, с целью оперативного реагирования на трудности, возникающие у них в процессе воспитания детей, повышения педагогической культуры у родителей. В течение учебного года проходят творческие встречи ежемесячно, где в увлекательной, интересной форме проходят встречи. В непринужденном общении родители получают новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Темы подбираются с учетом пожеланий родителей. это такие как: «Профилактика плоскостопия и заболевания детей», «Колыбельные песни», «Эко игрушка», «Новогодняя игрушка», «Игры со словами» и др.
Такие формы работы помогают знакомить родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами; преодоление поверхностных мнений о деятельности МАДОУ. Взаимодействия с родителями способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и дошкольного учреждения к воспитанию детей.
В 2021 году в группу пришел ребенок с особенностями развития. Мы понимали, что для этого ребенка необходимо создать специальные, благоприятные условия для жизни и обучения и оказать помощь семье в адаптации и интеграции ребенка в обществе.
С целью повышение педагогической компетенции в работе с детьми ОВЗ, прошла курсы повышения квалификации «Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС: инклюзивное образование, индивидуальный план, адаптированные образовательные программы», приняла участие в семинаре «Создание условий в образовательной организации для реализации адаптированных основных образовательных программ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Сильная любовь родителя, стремящихся оградить своего сына от всех возможных трудностей, мешает нормальному развитию. Мама была убеждена, что ребенок здоров, просто он еще маленький. Нам педагогам пришлось приложить не мало усилий, неоднократно проводить беседы, консультации с мамой «Это нужно не Вам, а для Вашего ребенка», «Будет поздно, если пройдет время», психологическая поддержка может оказаться для вас одной из важных процедур на пути адаптации, как вас, так и вашего ребенка, обратитесь к специалистам. По словам мамы, ребенок дома неуправляемый, все предметы домашнего обихода убраны на верхние шкафы и полках, что в окружении ничего нет. Сам ребенок сидит и проводит режим дня в манеже. Мама пыталась опровергнуть поставленный диагноз, но в итоге пришло осознание и принятие решения посещения с ребенком специалистов. Родитель принял решение лишь через год посещения детского сада. После слова мамы «Я сделаю все, чтобы мой ребенок стал полноценной личностью» мы поняли, что родители услышали нас и наша работа пошла на пользу малышу. Родители должны знать правильные формы помощи своему ребенку, несмотря на виды ОВЗ, способы адаптации, особенности развития.
Таким образом: Вовлечение родителей в образовательную деятельность дошкольного учреждения привело к тому, что родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч, помощниками педагогов и перешли в разряд «активисты» и «исполнители». У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не стали участниками образовательной деятельности. От совместного участия родителей и педагогов в жизни дошкольного учреждения выигрывают все, но особенно наши дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи. Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений. В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.
В благодарность за мою работу получаю очень много теплых слов благодарности от родителей.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конференция ДОУ Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)
Конференция ДОУ Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)Одна из основных задач обучения детей – воспитание умения пр...

Адаптация детей раннего возраста в ДОУ (Из опыта работы)
Этот материал поможет, как родителям, так и педагогам более безболезненно приучить ребёнка к детскому саду....

Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)
На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности. В этот период развиваются все общ...

Статья "Современная технология развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО ( из опыта работы воспитателя)
Выступление на конференции на тему :"Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста....
Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОУ (из опыта работы воспитателя)
Захарова Юлия СергеевнавоспитательГБДОУ детский сад № 55 общеразвивающего видаКалининского района Санкт-Петербурга Современные технологии развития художественной деятельности детей...

Использование современной технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста «Клубный час» (Из опыта работы) Для родителей и педагогов
Использование современной технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста «Клубный час» (Из опыта работы) Для родителей и педагогов...

Использование современной технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста «Клубный час» (Из опыта работы) Для родителей и педагогов
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениегорода Когалыма «Золушка» «Педагогическая статья «Клубный час...
