Использование современной технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста «Клубный час» (Из опыта работы) Для родителей и педагогов
статья (старшая группа)

Сулейманова Альбина Ибрагимовна

Использование современной технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста «Клубный час»

 

(Из опыта работы)

 

 

Для родителей и педагогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                              Составители: 

Сулейманова А.И.

 

 

 

 

             

  Введение

         В этой статье мы хотим поделиться своим накопленным опытом работы по освоению новой педагогической технологии социализации дошкольников «Клубный час». Автором этой технологии является Наталия Петровна Гришаева - руководитель инновационной площадки по социализации дошкольников ДОО Академии образования, старший научный сотрудник ИС РАН.

В 2015 году мы посетили семинар, проводимый в Москве в ГБОУ Гимназия № 1532 и с тех пор стали сторонниками данной технологии. Её цель: воспитать, умеющего думать, совершать нравственные поступки и занимать активную позицию в жизни человека.

Педагогическая технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе

Н.П. Гришаева в своей работе «Современные  технологии  эффективной  социализации  ребенка  в дошкольной  образовательной  организации» подробно рассказывает о том, что такое «Клубный час».

         Современные дети живут  и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях.  Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений,  маркетизация и технологизация детской субкультуры, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции  негативно отражаются на социализации современных детей. Нарастание негативных тенденций в подростковой и молодёжной среде (повышенная агрессивность,  дефицит гуманных форм поведения,  отчуждённость и изолированность и пр.) выдвигают на первый план задачу развития личностных качеств ребенка, как основного условия противостояния этим негативным тенденциям. Социальные психологии утверждают, что в современном мире ребенку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте.

Известно, что именно в старшем дошкольном возрасте закладываются предпосылки становления личности. Начинается развитие саморегуляции (произвольность) поведения.

Развитие саморегуляции - это одна из центральных линий развития детей старшего дошкольного возраста. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю. Таким образом, мы видим, что саморегуляция – это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями и поступками.

Исследователи Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, А.В. Захарова, А.К. Маркова, Е. О. Смирнова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др. отмечают, что к концу дошкольного возраста должны быть сформированы такие новообразования, как произвольность и способность к саморегуляции. Несмотря на то, что такие сложные системные образования, как рефлексия, саморегуляция и произвольность проходят в это время только начальный этап формирования, их развитие важно именно в этот возрастной период, как ни в какой другой.

Если проанализировать жизненную ситуацию современного дошкольника, то свободное общение детей занимает от 10% до 20 % времени их жизнедеятельности, Как правило, это происходит в специально отведенных режимных моментах (прогулка, свободная игра). Сложившаяся ситуация не позволяет эффективно развивать определенные личностные качества, которые формируются в разных ситуациях и разных формах активности, когда ребенку предоставляется возможность соотносить свое поведение с требованиями ситуации, ожиданиями других людей, актуализировать психологические резервы личности соответственно ситуации общения и межличностного взаимодействия.

         Встает вопрос, как создавать такие ситуации, в которых эти качества развивались более успешно, чтобы накопление жизненного опыта и самоопределение протекало в максимально адекватных для этого возраста условиях.

Одним из способов реализации этой задачи служит педагогическая технология «Клубный час», которая применяется в течение 15 лет в нескольких ОУ г. Москвы. Наш педагогический коллектив применяет эту технологию, пять лет. Преимущества данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

Невозможно реализовать педагогическую технологию без четкого определения целей данной работы, а именно:

Основные цели «Клубного часа»

  1. воспитание у детей самостоятельности и ответственности
  2. обучение ориентировки в пространстве
  3. воспитание дружеских отношений между детьми различного возраста, уважительное

отношение к окружающим

  1. способствовать проявлению инициативы в заботе об окружающих, с благодарностью

относиться к помощи и знакам внимания

  1. развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты
  2. закрепление умений детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за   оказанную услугу
  1. развитие стремлений детей выражать свое отношение к окружающему,

самостоятельно находить для этого различные речевые средства

  1. обучение детей приемам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов
  2. поощрение попыток ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми

разнообразным впечатлениям

  1. приобретение собственного жизненного опыта (смысловые образования)

переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции

Безусловно, проведению самого «Клубного часа» предшествует  большая подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов. Родители, на собрании, заранее предупреждаются о том, что в ОУ будет проводиться данное мероприятие (день недели, час проведения). Их информируют о том, как это повлияет на детей, каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность, самим проводить «мастер-классы» в течении К.Ч. , а так же предлагать новую тематику клубных часов.

Педагоги предварительно обсуждают и определяют

 

Это необходимо сделать так как «Клубный час» может проводиться   различных формах;

Формы проведения   «Клубного часа»

 

 

Возможно, выделить следующие типы «Клубного часа».

 

Типы «Клубного часа»

 

 

 

 

 

Правила поведения детей во время «Клубного часа»

 

  1. ­   Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу.
  2. ­   Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь.
  3. ­   Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.
  4. ­   Помогай проводить занятие, если оно походит во время КЧ
  5. ­   Говори спокойно.
  6. ­   Ходи спокойно.
  7. ­   Возвращайся в группу по сигналу звонка.
  8. ­   Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или  вернуться в нее, если устал.

 

Также, разрабатываются организационные моменты проведения К.Ч.

Все сотрудники детского сада предупреждаются о времени и дне проведения. Мы проводим «Клубный час» один раз в две недели. На время проведения «Клубного Часа», закрываются входные двери в организации. Сотрудники, находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с детьми, показывают, рассказывают, чем они здесь обычно занимаются, предлагают детям помочь им. Для этого  заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей.

Педагоги определяют сигнал окончания К.Ч., например звонок  колокольчика, когда  ответственный проходит по всем этажам (группам), давая знак детям, что пора возвращаться в свои группы. Определяют порядок начала программы К.Ч. Сколько групп будет участвовать в первый К.Ч., какие именно группы, как подготовить детей к первому К.Ч.

C детьми старшей и подготовительной групп так же проводятся предварительная работа:

  • Во-первых, организуется дискуссия «Что такое «Клубный час», зачем он нужен, что мы будем делать, во время К.Ч. и кто хотел бы на него пойти?»
  • Во-вторых, обсуждаются, какие группы есть в детском саду. Возраст детей в этих группах, и на каком этаже (крыле) они находятся.
  • В-третьих, определяются, какие есть помещения в детском саду. Как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит.
  • В-четвертых, выдается план (карта), что, где происходит, если это «тематический» или «деятельностный» К.Ч.

Непосредственно перед проведением первого К.Ч. дети обсуждают все правила, они кратко повторяются перед каждым К.Ч. Затем дается инструкция: «Дети вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».

После завершения К.Ч., все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре, включается медитативная музыка, начинается обсуждение – «Рефлексивный круг». Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая пока очередь, дойдет до них.

- Где ребенок был?

- Что ему запомнилось?

- Хочет ли ребенок еще раз туда пойти и почему?

- Планировал ли он перед К.Ч. куда-то пойти? Смогли это осуществить, если нет, то почему?

- Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?

Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе К.Ч. и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности.

         После проведения каждого К.Ч. на педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, о том:

- что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей?

- как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей),

- соблюдали ли дети, правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты.

- какие задачи необходимо решать на предстоящем К.Ч.

Используемая литература:

   Н.П. Гришаева «Современные  технологии  эффективной  социализации  ребенка  в дошкольной  образовательной  организации».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья1.57 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии эффективной социализации ребенка дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №9      Современные технологии эффективной социализации ребенка дошкольного возраста...

педсовет "Использование современных технологий в развитии детей дошкольного возраста"

форма проведения педсовета в режиме «дискуссии» для  стимулирования активности и повышения компетентности педагогов ДОУ по вопросу использования современных педагогических технологий ...

Современные технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста

Инновационные технологии в направлении социально-коммуникативного развития по Н.П. Гришаевой...

Использование современной технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста «Клубный час» (Из опыта работы) Для родителей и педагогов

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениегорода Когалыма «Золушка»         «Педагогическая статья «Клубный час...

Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста английскому языку (из опыта работы)

Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста английскому языку (из опыта работы)...

Современные технологии эффективной социализации детей (Ситуация месяца, Клубный час, Проблемная ситуация, Социальная акция)

В результате использования технологий В.П.Гришаевой дошкольники приобретают интегративные качества, такие как:Интерес к новому и неизвестному в окружающем мире (предметам, вещам, отношениям).Любо...

Современные технологии эффективной социализации детей (Ситуация месяца, Клубный час, Проблемная ситуация, Социальная акция)

В результате использования технологий В.П.Гришаевой дошкольники приобретают интегративные качества, такие как:Интерес к новому и неизвестному в окружающем мире (предметам, вещам, отношениям)...