педсовет "Использование современных технологий в развитии детей дошкольного возраста"
методическая разработка на тему

Кустова Татьяна Викторовна

форма проведения педсовета в режиме «дискуссии» для  стимулирования активности и повышения компетентности педагогов ДОУ по вопросу использования современных педагогических технологий в образовательном процессе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_no_3_2018.docx53.02 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДСОВЕТ № 3

Тема педсовета: «Использование современных технологий в развитии детей дошкольного возраста»

Дата проведения: 28.03.2018г.                                                                                                      

Форма проведения: в режиме «дискуссии».

Составитель: Кустова Т.В., старший воспитатель

Цель: стимулирование активности и повышение компетентности педагогов ДОУ по вопросу использования современных педагогических технологий в образовательном процессе.

План педсовета:

1.Утверждение повестки дня заседания пед.совета, анализ выполнения решения предыдущего заседания. Ответственный: секретарь пед.совета. Паршакова О.Р.

2.Вступительное слово об актуальности темы педсовета. Ответственный: заведующая Шевнина Г.И.

3. Дискуссия с педагогами на тему: «Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования (презентация). Ответственный: старший воспитатель Кустова Т.В.

4. «Педагогический аукцион». Ответственный: педагоги групп.

5. Практическая часть педсовета. Заполнение карточек. Ответственный: педагоги групп.

6. Рефлексия. Ответственный: старший воспитатель Кустова Т.В.

7. Итоги конкурса методических разработок «Здоровье детей – наше общее дело». Ответственный: старший воспитатель Кустова Т.В.

8.Принятие решения педагогического совета. Ответственный: заведующая Шевнина Г.И.

Ход педсовета

Заведующая: Уважаемые коллеги начну наш педсовет словами В.Д. Одоевского «Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям». Поэтому основная наша задача, как педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности и направлены на реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.  Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!».  Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

Старший воспитатель: Современные педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Я хочу вам предложить дискуссию по ходу презентации на тему «Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования».

А сейчас объявляется «Педагогический аукцион» с целью расширения и уточнения представлений у педагогов об особенностях использования педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ. Выступающие должны рассказать о названии технологии, какую цель она преследует, плюсы и минусы технологии, особенности использования, поделиться опытом использования данной технологии в своей педагогической деятельности.

- Игровые технологии в ДОУ (воспитатель 2 мл.гр.  Горбунова Т.Н.).

- Личностно-ориентированные технологии в ДОУ (воспитатель средней группы Бердышева О.П.).

- Технология проблемного обучения (воспитатель старшей группы Федюкова И.Ф.).

- Использование ИКТ в воспитательном процессе ДОУ (воспитатель яс.гр. паршакова О.Р.).

- Технология развивающего обучения (воспитатель подготовительной группы Петрова Л.М.).

- Технология исследовательской деятельности (воспитатель подготовительной группы Скобелева О.Н.).

Инструктор по физическому воспитанию Фадеева Е.П. провела мастер-класс» Физминутка с педагогами» (здоровьесберегающие технологии).

Итоги аукциона: Применяемые технологии должны быть взаимосвязаны, должны дополнять и усиливать друг друга. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения.

Практическая часть педсовета.

После подведения итогов тематического контроля, педагогам предлагается разделиться на 3 микрогруппы (по возрастам: средние, старшие и подготовительные). Задания практической части:

1)Работа с таблицей: по содержанию технологии определить её название; общее обсуждение.

Содержание технологии

Вид технологии

Данная технология включает в себя систему игровых заданий и различных игр для усвоения ребёнком того или иного программного содержания.

Основана на создании особого вида мотивации – проблемной, для этого дидактическое содержание материала должно быть представлено как цепь проблемных ситуаций.

Цель данной технологии - обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Эти технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и ДОУ, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

При обучении по данной технологии ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий. Основоположник теории данного обучения  Выготский Л.С., его последователи –Леонтьев А.Н., Занков Л.В., Эльконин Д.Б., В.В.Давыдов. 

Деятельность в рамках этой технологии – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Имеет строгие воспитательные рамки, педагог выступает как информатор, а не как напарник, воспитательный процесс ориентирован в целом на группу детей, а не на отдельного ребёнка, присутствие метода поощрения и наказания, командный стиль взаимодействия.

Реализуют демократизм, равенство, партнёрство в отношениях педагога и ребёнка.

Данные технологии являются средством формирования предметно-развивающей среды и основ информационной культуры личности ребёнка, инструментом профессиональной деятельности педагога.

Это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

В основу данной технологии положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности дошкольников на заинтересованный результат, который получается при решении той или иной практически значимой проблемы.

2)  Заполнить вместе таблицу «Как заставить человека есть зеленый салат» или использовать в образовательном процессе инновационные формы работы с детьми.

      

Тщательно очистить ингредиенты салата

 

Тщательно готовиться к осуществлению образовательной деятельности в режимные моменты

Украсить салат

Использовать наглядность, в том числе современные средства (ИКТ, мультимедиа)

Подать в необычной сервировке

Проводить образовательную деятельность в нестандартной форме

Добавить в салат необычные продукты, например трюфели

Интегрировать с другой деятельностью

Придумать интригующее название

Превратить скучные темы организованной деятельности в увлекательные, «вкусные» для детей

Убедить в простоте приготовления в домашних условиях

Давать интересные и увлекательные самостоятельные задания, которые ребёнок сможет выполнить

Убедить в полезности состава ингредиентов.

Сделать приобретаемые знания актуальными и полезными в жизни.

Оказалось, как легко приготовить салат так же легко освоить современные педагогические технологии и планировать инновационные формы работы с дошкольниками. 

Рефлексия:

  Было ли Вам комфортно на протяжении педсовета? Какие технологии были использованы на нашем педсовете?

  У кого возникали трудности, в чем именно?

  Что бы вы хотели перенести в свою практическую деятельность?

  Главный вопрос педагогам: «Вы «ЗА» или «ПРОТИВ» использования педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ?»

Старший воспитатель: Закончить педсовет я хотела бы притчей.

Однажды к старцу пришел его послушник и спросил:

-Отче, объясни мне, почему я, имея такие же глаза, как у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты.

Старец показал послушнику старинную рукопись на незнакомом послушнику языке. Развернул ее и спросил:

- Что ты видишь?

Послушник, не желая выдавать свое незнание, ответил:

- Я вижу многовековую мудрость этой рукописи.

Тогда старец сказал:

- На самом деле, перед тобой записка греческого купца. А знаю и вижу я это потому, что однажды, не побоявшись признаться себе в том, что ничего не знаю, просто выучил этот язык.

Может быть, и нам, не бояться признаваться себе в том, что мы что-то не знаем, и заполнять это незнание знаниями.

Решение педсовета:

  1. Признать целесообразность применения инновационных технологий в воспитательно-образовательной деятельности и продолжить работу по совершенствованию работы с ними.
  2. Педагогическим сотрудникам ДОУ использовать современные образовательные технологии при работе с детьми при проектировании, планировании и организации образовательной работы с детьми.

Приложение 2

Доклад к педсовету №3

Использование ИКТ в воспитательном процессе ДОУ

Составитель: Паршакова О.Р.воспитатель

Направления использования ИКТ:

- использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;

- использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;

- использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.

Педагогические задачи использования ИКТ

- привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

- делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

- формировать информационную культуру у детей;

= активизировать познавательный интерес;

- реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

- дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

Средства ИКТ:

1. Компьютер

2. Мультимедийный проектор

3. Принтер

4. Видеомагнитофон, DVD плейер

5. Телевизор

6. Магнитофон

7. Фотоаппарат

8. Видеокамера

9. Электронные доски

Минусы:

* При внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, искусственная «аутизация» и отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости.

* При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.

* Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.

Плюсы:

- позволяют увеличить на занятии количество иллюстративного материала;

- использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

- одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;

- при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;

- с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д.)

Взаимодействия с родителями:

• минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;

• возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

• обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;

• оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;

• рост объема информации;

• обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум);

• оперативное получение информации;

• расширение информационных потоков;

• создание электронных газет, журналов;

* на родительских собраниях, можно показать в презентации фото различных видов деятельности детей, видеоматериалы и проводить различные консультации с наглядностью;

* онлайнконсультации специалистов для родителей;

* дистанционное обучение для часто болеющих детей.

Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое   ведет к росту их достижений, ключевых компетентностей. В этот процесс вовлекаются и родители - начинают активнее участвовать в групповых проектах.

Приложение 1

Использование современных образовательных технологий

как средство повышения качества дошкольного образования

(презентация).

Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается. Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической.

Одним из средств развития являются инновационные технологии, т. е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия педагогов и обучающихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Сам термин «технология» в переводе с греческого - это искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов.

Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении.

В научной литературе предлагаются разные определения понятия «педагогическая технология». В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

2 слайд:

Педагогическая технология – это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.

Педагогическая технология есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса, который ведёт к повышению качества образования.

Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого, педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей. 

Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного развития личности ребенка.

Отличие технологии от методики:

Существуют три связанных друг с другом понятия: «методика», «технология» и «программа». Чем отличаются друг от друга эти понятия?

Методика – наука о методах преподавания и воспитания. Она рассказывает о всех методах, которые можно применить в той или иной области обучения и воспитания, и не говорит о результате.

Технология - в её основе лежит определённая позиция авторов. В технологии обязательно прозвучит, что произойдёт с ребёнком, если вы будете использовать данную технологию.

Программа - план деятельности, работ, краткое изложение содержания учебного предмета.

3 слайд:

По мнению известного педагога Г.К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности):

Концептуальность предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.

Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность усматривает эффективность по результатам оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический институт должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего её, независимо от опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

4 слайд:

На основе анализа педагогических технологий, проведенного Г. Н. Селевко, можно выделить множество технологий, которые по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп: по уровню применения, по концепции усвоения, по организационным формам, по типу управления познавательной деятельностью, по подходу к ребенку, по категории обучающихся, по ориентации на личностные структуры.  

В конце педсовета старший воспитатель Кустова Т.В. провела Мозговой штурм, который позволил решить проблему «Как заставить человека есть зеленый салат» или использовать в образовательном процессе инновационные формы работы с детьми. Оказалось, как легко приготовить салат так же легко освоить современные педагогические технологии и планировать инновационные формы работы с дошкольниками. 

Цель:  -формировать у воспитателей и специалистов ДОУ  принципиально новый взгляд на содержание, структуру и организацию дошкольного образования, о  методологических требованиях и многообразии современных педагогических технологий обучения дошкольников; -помочь педагогу ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.  

Форма поведения: КВН Дата проведения: февраль

КВН «Современные педагогические технологии в ДОУ»  

Одной из общепризнанных технологий является технология развивающего обучения.  Как известно, технология – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.  Одним из методов технологии развивающего обучения является моделирование. Об использовании этого метода в работе со старшими дошкольниками расскажет Перегудина Т.Н.

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Об опыте использования игровых технологий в развитии мелкой моторики дошкольников расскажет Исаева Е.С.

1 задание . Составить из представленных фраз 2 определения «педагогическая технология»

 «Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

«Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО).

«Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.Монахов).

«Педагогическая технология» - это совокупность психологопедагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса. (Б. Т. Лихачёв)

2 задание: Определить, о какой технологии идет речь.

 1) Это целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования (Проектная деятельность.

 2)Эта технология позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.  Это досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога  (Портфолио педагога)

3) Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.         Основная задача использования технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий. Технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером, позже была адаптирована к дошкольному возрасту. (ТРИЗ)

4) Цель данной технологии - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. (Ключевые компетентности: социальные, коммуникативные, информационные, интеллектуальные) Позволяет сформировать способность к коммуникации, работе в команде, выявлению и продуктивному разрешению конфликтов, развить познавательные, исследовательские навыки детей, творческое воображение, критическое мышление, научить самостоятельности, ориентировке в информационном пространстве при решении проблем. (Исследовательская деятельность)

5) Эта технология ставит в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов, создания условий для взаимодействия с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.                                         (Личностно-ориентированные технологии)                        

 6)Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.  (Здоровьесберегающие технологии)

3 задание Определить по представленным предметам здоровьесберегающие технологии:

1 команда Предмет Технология Разноцветные пятна Цветотерапия Мешочек с травой Ароматерапия  

 2 команда Предмет Технология Диск Музыкотерапия Кувшин с водой Закаливание Книга сказок Сказкотерапия Песок в контейнере Песочная терапия Трубочка  Профилактика плоскостопия Массажная перчатка Массаж и самомассаж    

 

5 задание Большую популярность в ДОУ в настоящее время приобрела технология «Мнемотехника» (она же является одним из приемов ТРИЗтехнологии). Напомню, что мнемотехника (мнемоника) - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Отгадать загадки, записанные с помощью мнемотехники: 1 команда:

 

 

 

 

 

2 команда:

 

   

 

Домашнее задание Командам определить, какое стихотворение записано с помощью мнемотехники. Использовать песочные часы для ограничения времени (1 мин.)

 

Подведение итогов игры. Награждение команд.

Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.  

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать. 

          

Во вступительном слове ст. воспитатель Александрова А.А. обозначила требования ФГОС ДО к обновлению содержания, форм и методов дошкольного образования. Затем  в рамках мозгового штурма «Ярмарка терминов» педагоги разобрали необходимые научные (педагогические, психологические) понятия, необходимые для работы на педагогическом совете.

Основная часть педсовета была посвящена рассмотрению отдельных, самых распространенных при использовании в ДОУ педагогических технологий и проводилась в практической форме с игровыми примерами: инструктор по ФК Иванова М.Г. раскрыла здоровьесберегающие технологии, воспитатель Кузьмина Г.А. – опыт по использованию проектной технологии, Смородинова А.А. – технологию  исследовательской деятельности, Иванова Т.Г. – технологию «ТРИЗ», Кочергова А.С. – технологии «Портфолио дошкольника» и «Портфолио педагога».

При подведении итогов педагогического совета педагоги отметили необходимость применения современных форм, методов, технологии развития и образования дошкольников, менять подходы к образовательному процессу.

Приложение 3

Технология проблемного обучения

В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859—1952, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века.

В разработке концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т. В. Кудрявцев, Кудрявцев В. Т., И. Я. Лернер, В. Оконь, М. Н. Скаткин и др.

В образовательном процессе использую метод проблемного обучения, направленный на развитие самостоятельности ребёнка. Основная идея данного метода - построение учебной деятельности через решение познавательных задач, имеющих недостаточные условия для получения ответа.

Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку воспитателем учебно-проблемной задачи, создание для детей проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Основные условия для успешного применения проблемного обучения

1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

2. Быть доступными для детей и соответствовать их познавательным способностям.

3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

4. Задания должны быть таковыми, чтобы ребёнок не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Высокая самостоятельность детей;

2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации ребёнка;

3. Развитие мыслительных способностей детей.

Приложение 4

Технология развивающего обучения

Цель развивающего обучения – формирование теоретического мышления и сознания.

Способность к развитию существует в человеке с рождения. Развитие обусловлено некоторыми наследственными механизмами, однако и социальная среда является существенным фактором в формировании личности. Важное свойство личности – саморегуляция, она влияет на процесс развития человека, который протекает в индивидуальном варианте. В связи с разработкой теории развивающего обучения, были выдвинуты предположения, о том, что ребенок с дошкольного возраста способен овладеть многими общими теоретическими понятиями. В этой связи возможно активизировать умственное развитие через содержание учебного материала, в котором приоритет отдается повышению теоретического уровня.

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.

В любом случае, технология развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром.

Технология проектов

Условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Все чаще требования, предъявляемые к первокласснику, заставляют «развивать, вкладывать, информировать, тренировать и т. д. ». Дети, обладающие большим количеством информации и знаний, приобретают их бессистемно.

Долг взрослого — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Педагог грамотно управляет ребенком, определяет методы и приемы образования воспитанника. Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов

Метод проектов является одним из перспективных методов. Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

I этап разработки проекта:

Ставлю проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигаем гипотезу, которая подтверждается детьми в процессе поисковой деятельности.

II этап работы:

Разрабатываем совместный план действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводим общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Затем фиксирую ответы на листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов использую условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем задаю второй вопрос: «Что мы хотим узнать? » Ответы снова фиксирую, причём независимо от того, что они могут показаться нелогичными. Здесь важно, проявить терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, спрашиваю: «Как нам найти ответы на вопросы? » Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт.

Учитываю обязательно и возрастные особенности воспитанников.

Для детей младшего дошкольного возраста использую подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста предоставляю больше самостоятельности.

Решением поставленного вопроса выступают различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, проявить гибкость в планировании, суметь подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Считаю, что это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему.

III этап работы

Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления предлагаю решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

IV этап работы

Является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

Игровые технологии

«Игра порождает радость,

свободу, довольство, покой в себе

и около себя, мир с миром»

Фридрих Фребель

В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.

Педагогические технологии обязательно должны развивать любознательность - основу познавательной активности; способность самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности: творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития; коммуникативность - способность общаться со взрослыми и сверстниками; способность к рефлексии - как одно из главных личностных качеств; понимание и осознание себя (действий, поведения речи, чувств, состояний, способностей) .

После введения ФГТ в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса; решать образовательные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного развития личности ребенка.

В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развивать подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной деятельности и в свободной деятельности.

Игра есть средство познания действительности и рассматривается:

- как деятельность, в результате которой развивается психика ребенка;

- особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;

-особое отношение личности к окружающему миру;

- социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру) ;

- особое содержание усвоения;

- социально- педагогическая форма организации детской жизни и детского общества.

Таким образом, игра - это прием организации деятельности детей в образовательной деятельности или набор приемов выстроенных в логике, как изучения заданного программного материала, так и организации заинтересованной познавательной деятельности дошкольников.

Игры или игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием. Она помогает сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников.

Одно из преимуществ игры – то, что она всегда требует активных действий каждого ребенка. Поэтому с ее помощью в непосредственной образовательной деятельности воспитатель может организовать не только умственную, но и моторную активность детей, поскольку выполнение игровых заданий во многих случаях связано с различными движениями.

Целесообразно включенные в обучение игры или их элементы придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач. Игра активизирует взаимодействие когнитивного и эмоционального начала в учебном процессе. Она не только вдохновляет детей мыслить выражать свои мысли, но и обеспечивает целенаправленность действий, а следовательно, дисциплинирует ум ребенка.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным.

Для реализации этого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии содержали четко пошаговую систему игровых заданий и различных игр.

При использовании игровой образовательной технологии необходимо использовать следующие принципы.

1. Принцип органичности игровой ситуации содержанию конкретной образовательной деятельности.

Игровая ситуация не самоценна при построении обучающего процесса, она способ организации деятельности детей в непосредственной образовательной области. В этой связи необходимо, чтобы игровая ситуация подбиралась "под материал", а не предметный материал- под ситуацию. При этом производимые детьми игровые действия органично выявляли существенные свойства материала и способы деятельности с ним. Игровые действия должны соответствовать сути изучаемого материала, а не быть способом его украшения.

2. Принцип адекватности используемого предметного содержания.

Игровая деятельность с учебным материалом должна быть направлена : на выявление и осознание детьми существенных свойств и качеств изучаемого материала, а не просто на выполнение игровых действий " на тему материала"

3. Принцип интерактивности

Соблюдение этого принципа необходимо с точки зрения современных подходов к обучению ребенка любого возраста. Только в самостоятельной деятельности формируются полноценные знания и умения. Поэтому при построении игровой образовательной технологии необходимо обеспечить каждому ребенку возможность самостоятельно действовать с изучаемым материалом. Принцип интерактивности предполагает участие в деятельности каждого ребенка в непосредственной образовательной области, поскольку для выполнения задания нужно не только что-то воспитателю, но и обязательно выполнить какое-то учебно-игровое действие.

Игровая образовательная технология - способ организации деятельности детей в процессе обучения предметному содержанию. Назначение игровой образовательной технологии - это не развитие игровой деятельности, а организация усвоения детьми предметного содержания (математического, естественно- экологического и др.)

Таким образом, технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно - пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения.

Личностно – ориентированные технологии

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются гуманистической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

При взаимодействии с детьми своей группы использую личностно – ориентированный подход (И. С. Якиманской). Личностно-ориентированный подход - это такой подход, где во главу угла ставится личность ребенка, её самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

Признание ребёнка главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.

По теории А. В. Петровского мы отмечаем, что на смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования личностно ориентированная модель центрируется вокруг подхода к детям как полноправным партнёрам в условиях сотрудничества и отрицает манипулятивный подход к ним.

Считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. В моей группе разные дети, с разным уровнем развития. При применении технологии делю воспитанников на условные группы с учетом типологических особенностей. При формировании групп мною учитываются личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала, к личности воспитателя, особенности развития психических процессов. Применяю дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.

Образование возвращается к формуле “учимся не для школы, а для жизни”.

Педагогика сотрудничества

Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой). Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительного инструментария; ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу "Концепции среднего образования Российской федерации".

Педагогика сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:

• по философской основе – гуманистическая

• сотрудничество воспитателя и ребёнка на равных:

• по характеру содержания: обучающая + воспитательная, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;

• по типу управления: система малых групп;

• индивидуальная + групповая, дифференцированная;

• по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;

• по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;

• переход от педагогики требовании к педагогике отношений;

• гуманно-личностный подход к ребенку;

• единство обучения и воспитания.

Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения "педагог - ребёнок". В концепции сотрудничества ребёнок представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.

В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:

1. Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи:

1. Новый взгляд на личность;

2. Отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

3. Новую трактовку индивидуального подхода;

4. Формирование положительной Я-концепции, т. е. системы осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе, на основе которых она строит свое поведение.

2. Дидактический развивающий комплекс

Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов "чему" и "как" учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция.

3. Концепция воспитания

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современном ДОУ:

1. Постановка личности ребёнка в центр всей воспитательной системы;

2. Гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

3. Развитие творческих способностей ребенка;

Здоровьесберегающие технологии

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз, и среди контингента детей, поступающих в школу, они составляют лишь около 10%.

60% от сегодня составляют дети с отклонениями в физическом развитии. Поэтому разработка новых приёмов и методов физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста представляется одним из наиболее актуальных направлений современной педагогики.

Более 25 лет физическим воспитанием дошкольников занимается кандидат педагогических наук, доцент Николай Николаевич Ефименко. Автор множества книг, методических пособий и статей разрабатывал и внедрял уникальную педагогическую систему «Театр физического воспитания и оздоровления детей», которая находит все большее признание педагогов.

В своей работе я использую элементы из программы Н. Н. Ефименко «Театр физического развития детей». Подбираю такие двигательные ситуации, которые способствуют формированию у детей двигательных качеств, как гибкость, ловкость, силу, выносливость, быстроту. Используя программу Н. Н. Ефименко, образовательный процесс приобретает привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

Разнообразие содержания и форм работы с детьми, а также реализация принципов вариативности позволяют ребёнку на основе индивидуальных интересов и способностей успешно реализовывать собственное устремление к совершенствованию здоровья. При этом ребёнок имеет реальную возможность продвигаться в развитии собственных устремлений в индивидуально заданном темпе.

На моих занятиях физической культурой дети с удовольствием занимаются с нестандартным оборудованием, выполняют элементы самомассажа себе и друг другу (это доставляет им огромную радость, выполняют упражнения на развитие физических качеств, профилактические упражнения для профилактики плоскостопия и сколиоза. Занимаются на ортопедических мячах, с массажёрами, у гимнастической стены. Во время занятий, обязательно, используется музыкотерапия.

Благодаря здоровьесберегающему направлению в моей работе у ребятишек сформировано осмысленное отношение к здоровью как важной жизненной ценности.

В своей практикеи спользую следующие здоровьесберегающие технологии:

1. Методы предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психогимнастика) ;

Упражнения на снятие нервного напряжения у детей (игры -релаксации) ;

3. Упражнения на развитие эмоциональной сферы;

4. Оздоровительная гимнастика (корригирующая, ортопедическая и др.) ;

5. Разные виды массажа и самомассажа;

6. Физкультминутки, динамические паузы;

7. Упражнения для глаз, дыхания, пальцев рук и т. д.

При подготовке к занятию придерживаюсь следующего сочетания элементов современных образовательных технологий в структуре непосредственно – образовательной деятельности:

Этап НОД Варианты использования образовательных технологий Методы и приёмы

Педагогика сотрудничества - совместная деятельность

Здоровьесберегающий подход - психофизическая тренировка (элементы психогимнастики, настрой на занятие)

Сообщение темы НОД Проблемное обучение - создание проблемной ситуации

Педагогика сотрудничества • - работа в группах, парах

Информационно-коммуникативные технологии - представление наглядного материала

Работа по теме Индивидуальный и дифференцированный подход - индивидуальная, групповая работа.

Гуманно-личностная технология - создание ситуации успеха

Развивающее обучение - задания на развитие интеллектуальных умений

Игровые технологии - игровая ситуация

Физкультминутка Здоровьесберегающий подход - динамические паузы, гимнастика для глаз, пальчиковая, дыхательная и др.

Рефлексия Гуманно-личностная технология - создание ситуации успеха

Здоровьесберегающий подход - «Я смог… » «Я научился… » «Что не получилось? »

Организация:

1. Игровое упражнение «Счастливый билет».

Заместитель заведующего (стюардесса) сообщает, что команда педагогов отправляется в служебную командировку для ознакомления с современными образовательными технологиями дошкольного образовательного учреждения. Для этого всем членам экипажа понадобится «портфель» информационных, правовых, профессиональных, коммуникативных компетенций, чтобы принять оригинальные, рациональные, творческие решения и использовать данную форму работы в совместной образовательной деятельности с детьми.

Заместитель заведующего вручает педагогам цветные билеты, приглашает педагогов «пройти в самолет». Педагоги становятся в круг, Заместитель заведующего предлагает прочитать на билете имя коллеги и пожелать ему «благополучного полета», высказаться, что каждый для себя хочет открыть на сегодняшнем мероприятии (звучит запись звука взлетающего самолета) .

2. Разминка «Туман».

(Звучит шум мотора самолета)

Пилот самолета (заведующий ДОУ, сообщает, что самолет пролетает атмосферную зону тумана.) Туман рассеется тогда, когда педагоги правильно ответят на вопросы

Вопросы пилота:

1. Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС?

Ответ: 5

2. Назовите недостающее по ФГОС направление развития и образования детей:

а) социально-коммуникативное развитие;

б) речевое развитие;

в) художественно-эстетическое развитие;

г) физическое развитие.

Ответ: познавательное развитие

3. Определите время реализации ООП ДО:

а) от 65% до 80% времени пребывания детей в детском саду;

б) только во время занятий;

в) может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в организации.

Ответ: может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в организации.

4. К какой образовательной области относится развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

Ответ: социально-коммуникативное развитие

5. К какой образовательной области относится восприятие музыки, художественной литературы, фольклора?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

Ответ: художественно-эстетическое развитие

6. Назовите, что не является основным разделом Программы:

а) целевой;

б) установочный;

в) содержательный;

г) организационный.

Ответ: установочный

4. Подведение итогов работы.

Звук посадки самолета. Песня «Подари улыбку миру»

Все встают в круг и высказывают свое мнение об услышанном, выносится предложение Предложение: руководителя творческой группы:

Педагогическим сотрудникам ДОУ использовать современные образовательные технологии при работе с детьми при проектировании, планировании и организации образовательной работы с детьми.

Продолжать изучать организационно - методические условия введения ФГОС ДО (с последующим обсуждением изученного материала на консультациях и педчасах) и систематизировать методический, консультационный материал в накопительной папке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение современных технологий социального развития детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Качественным инструментом модернизации дошкольного образования являются социальные технологии, которые по ряду параметров (обратимости во времени, цикличности, информационности и др.) выгодно отличают...

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматрив...

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста.

Представлены методы технологии ТРИЗ (метод составления загадок и работа с пособием круги Луллия)....

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста ( Ушинский)

К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полно...

Эволюция взглядов на качество дошкольного образования. Современные технологии в развития детей дошкольного возраста.ция взглядов на качество дошкольного образования.

Эволюция взглядов на качество дошкольного образования. Современные технологии в развития детей дошкольного возраста....

Мастер класс «Развитие креативного мышления, как одна из современных технологий в развитии детей дошкольного возраста»

С приходом обновленной системы дошкольного  образования, перед педагогом стоит задача воспитать дошкольника «нового поколения» с творческим или креативным мышлением.Безусловно, врожде...