Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста.
консультация по развитию речи на тему

Пырьева Светлана Геннадьевна

Представлены методы технологии ТРИЗ (метод составления загадок и работа с пособием круги Луллия).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_rechevogo_razvitiya.pptx2.33 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МКДОУ детский сад №1 « Сибирячок » с. Богучаны Воспитатель Пырьева Светлана Геннадьевна

Слайд 2

ФГОС ДО Образовательная область «Речевое развитие» включает: Владение речью как средством общения и культуры; Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; Обогащение активного словаря; Развитие речевого творчества; Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; Знакомство с книжной культурой , понимание на слух текстов различных жанров; Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 3

Наблюдения показывают, что у многих детей низкий уровень развития речевого творчества. Многие дети не владеют элементарными приемами сочинительства, постоянно нуждаются в помощи взрослого при установлении причинно-следственных связей, невыразительно передают содержание текста, им приходится делать длительные паузы, так как словарный запас беден. Выделяют следующие виды речевого творчества: 1. Пересказ. 2. Сочинительство по сюжетным картинкам и по большим картинам. 3. Составление рассказов, сказок из личного опыта. 4. Составление сюжетных повествовательных рассказов по темам.

Слайд 4

Эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. Чем больше ребенок вовлечён в интересную для себя деятельность, тем он активнее. Современные технологии совершенствуют процесс обучения, способствуют формированию творческих способностей, развитию нестандартного видения мира, нового мышления. В своей педагогической практике применяю педагогические технологии, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности.

Слайд 5

«Страна загадок» методика А.Нестеренко «… ни одного ребенка не оставит равнодушным хорошая загадка. На таком материале можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Кроме того составление загадок-это творчество, доступное даже 4-5-летним детям.»

Слайд 6

Модель №1 1. Придумать, о чем будет загадка. 2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 4 ). 3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством.

Слайд 7

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". Круглый как мяч, Зеленый как трава, Сладкий, но не конфета.

Слайд 9

Горячий, но не печка, С носом, но не Буратино, С ручкой, но не дверь.

Слайд 10

Модель№2 Аналогично можно составлять простые загадки, опираясь на действия, которые совершает объект. Лучше брать за основу объект, у которого можно выделить 2-3 свойства, связанных с движением, звуком, световыми эффектами, запахами.

Слайд 11

Прыгает, но не заяц, Катится, но не колесо, Летает, но не птица. 1. Предмет/объект 2.Что делает? 3.Что/кто может делать так же?

Слайд 12

Модель№3 ПОХОЖА НА СОСУЛЬКУ, НО НЕ КАПАЕТ, ПОХОЖА НА ЛИСУ, НО НЕТ НОГ, ПОХОЖА НА РАКЕТУ, НО НЕ ЛЕТАЕТ. Здесь в таблицу нужно записать, на какой объект похожа наша отгадка и чем от него отличается.

Слайд 13

Круги Луллия Раймонд Луллий, философ, богослов и алхимик 14 века, создал приспособление, логическую машину для открытия новых истин и умозаключений, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки ).

Слайд 14

Более подробно с использованием Кругов Луллия в работе с дошкольниками вы можете познакомиться в книге Т.А.Сидорчук и С.В.Лелюх «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия».

Слайд 15

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, развития речи.

Слайд 16

1 тип «Найди реальное сочетание» Под стрелкой объединяются картинки, формирующие реальную картину мира. Составляются предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делаются выводы. 2 тип «Объясни необычное сочетание» При раскручивании кругов рассматривается случайное соединение объектов. Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. В фантастических сказках с героями происходят разные истории, дети учатся формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению , сочинять фантастический рассказ или сказку.

Слайд 17

Фантастические задания: Животные и их детеныши. Н апример, под стрелкой оказались собака и цыпленок. Подумать и сказать, каким образом мама-собачка будет ухаживать за цыпленком. Изображение объектов и частей этих объектов. Н апример, дом и крылья самолета. Придумать историю о том, как дом научился летать . Сказочные герои и волшебные предметы. Например, под стрелкой три поросенка и шапка- невидимка. Как она у них оказалась? Как они будут ей пользоваться?

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматрив...

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста ( Ушинский)

К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полно...

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста

К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полно...

Мастер-класс для педагогов Возможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста.

Мастер-класс для педагоговВозможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста....

Возможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад общеразвивающего вида поселка Октябрьский        Возможности использования модифицированной метод...

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста...