Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста
консультация по логопедии

Влада Сергеевна Орлова

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста

Слайд 1

В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Современный мир и его технические «игрушки» подменяют современному ребёнку необходимость получения познавательной информации из общения со сверстниками, взрослыми, из любимых детских книг. Ребёнок легко осваивает технический язык, но при этом живая речь утрачивает свою значимость, эмоциональность. Следовательно, единственным выходом из сложившейся проблемы является необходимость максимального обогащения речи детей в условиях ДОУ. Тема нашей сегодняшней встречи «Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста».

Слайд 2

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития, только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития» Л. С. Выготский

Слайд 3

И определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми. Организация речевого развития детей в воспитательно- образовательной деятельности предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи.

Давайте вспомним, что такое технологии?

Современные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.

В связи с вышесказанным, сегодня мы предлагаем вашему вниманию раскрытие технологий развития речи детей, доказавших свою эффективность в педагогической практике.

Но, прежде чем перейти к технологиям речевого развития, хотелось бы напомнить о факторах успешного речевого развития. Они перед Вами на экране.

- Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения;

- Создание условий для общения с другими детьми;

- Совместные игры взрослого и ребёнка;

- Удовлетворение любознательности ребёнка;

- Правильная речь взрослого;

- Развитие мелкой моторики рук;

- Чтение художественной литературы

Слайд 4

Требования к выбору технологий

- ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей; воспитание культуры общения и речи;

- технология должна носить здоровьесберегающий характер;

- основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;

- реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;

- организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Слайд 5

Технология ТРИЗ

Одной из технологий, методы и приёмы которой обладают универсальными свойствами, имеют разные уровни сложности, в детском саду используется с трёхлетнего возраста воспитанников является технология ТРИЗ. Что обозначает данная аббревиатура? Эта аббревиатура расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Теория была разработана советским ученым Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Изначально Генрих Саулович Альтшуллер разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекочевали и в педагогику.

Слайд 6

Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих способностей ребёнка. Имеет массу достоинств и решает много задач.

ИНФОРМАЦИЯ НА СЛАЙДЕ:

Задачи использования технологии ТРИЗ:

  • развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;
  • формирование целостной картины мира;
  • воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи;
  • развитие речи, памяти, творческого воображения.

Методы и приёмы ТРИЗ обладают универсальными свойствами, имеют разные уровни сложности, в детском саду используются с трёхлетнего возраста воспитанников.

Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи в создавшейся ситуации. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению. 

Слайд 7

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ:

- Метод мозгового штурма.

- Метод каталога.

- Метод фокальных объектов.

- Метод «Системный анализ».

- Метод морфологического анализа.

- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка».

- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками).

- Мышление по аналогии.

- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ).

Слайд 8

Остановимся на использовании приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников.

С помощью технологии ТРИЗ можно совершенствовать все стороны речевого развития:

  • Владение речью как средством общения;
  • Обогащение активного словаря;
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • Развитие речевого творчества;
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи;
  • Знакомство с детской литературой.

Слайд 9

Но я бы хотела остановиться подробнее на методе «Системный оператор»

«Системный оператор» - одно из первых упражнений развития системного логического мышления. Данный метод еще называют «многоэкранной схемой талантливого мышления», учит видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта.

Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве.

1. позволяет рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект; знакомит с функциональными особенностями отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу вверх;

2. позволяет провести анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системы, надсистемы и подсистемы;

Регулярное использование приема (Системный оператор) формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление» Это очень важные навыки и стиль мышления: думая о будущем – значит не делать ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не делать ошибок в будущем.

В детском саду этот прием получил название «Волшебный экран» (у некоторых авторов – «Волшебный телевизор»). Самый распространенный вариант – девятиэкранка.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: «Волшебный экран» (цыплёнок)

Слайд 10

Ребёнок успешнее будет воспринимать логику системного мышления, если вы с ним разучите замечательное стихотворение Марата Гафитулина «Что-то»

Стихотворение «Что-то»

Если мы рассмотрим что-то.

Это что-то для чего-то.

Это что-то из чего-то.

Это что-то часть чего-то.

Чем-то было это что-то.

Что-то будет с этим что-то.

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

автор: Марат Гафитулин.

Слайд 11

Триз - игры для развития речи детей.

«Объяснялки»

Перед педагогами изображения яблони и ложки. Задача: составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке. Логопед начинает цепочку, педагоги продолжают.

- В саду стояла яблонька, на которой …

- Висели вкусные и спелые яблочки.

- Яблочки были спелые и поэтому сами …

- Сами падали на землю.

- Так как яблочки падали, бабушка…

- Бабушка их собирала.

- Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…

- Варила вкусное варенье.

- Варенье было вкусное, поэтому…

- Внуки ели его прямо ложками..

Слайд 12

«Исправь ошибку»

Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».

Примерный речевой материал:

  • Внучка маленькая, а бабушка старенькая;
  • Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;
  • Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;
  • Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;

Слайд 13

ВЫВОД: Технологию ТРИЗ педагоги могут использовать во всех образовательных областях!

Занятия, игры можно планировать в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Технология ТРИЗ тем и хороша, что её можно использовать как отдельными элементами, так и в системе.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Слайд 14

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Применительно к детскому саду проект–это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающийся созданием творческого продукта.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности и речевого развития.

Как известно, проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Как вариант долгосрочного проекта, мы бы хотели рассмотреть технологию «Азбука общения» (автор – Шипицына Л.М.)

Слайд 15

Технологии «Азбука общения» (автор Шипицына) - это психолого-педагогический курс развития навыков межличностного взаимодействия и обучения основам коммуникации детей дошкольного возраста (от 4-7 лет) возраста.

Содержание предлагаемых разделов обучения предусматривает обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной реализации процесса общения.

Особую ценность представляет собой развернутый план занятий, снабженный текстами и комментариями игр, бесед, упражнений, тематических прогулок и проч., а также комплекс методик оценки эффективности работы педагога по развитию общения у детей.

Слайд 16

Технология нацелена:

- на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений;

- на формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям;

- на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

        По мере решения основных задач в рамках данной технологии осуществляется развитие речи, а также остальных высших психических функций, являющихся базой речи.

Слайд 17

Технология активизирующего обучения речи Белобрыкиной

Далее мы хотели бы остановиться на технологии активизирующего обучения речи как средства общения, автором которой является кандидат психологических наук Ольга Альфонсасовна Белобрыкина.

Слайд 18

По мнению автора данной технологии, важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка через использование лингвистических игр.

Использование лингвистических игр, представленных в этой технологии, позволяет развивать различные виды речевой активности. Существует множество лингвистических игр, которые не только способствуют расширению словарного запаса ребёнка, но и развивают его воображение, способствуют творческому мышлению. Это игры, правила которых ориентированы не на внешний вид слова и его формальные особенности, а на его смысл и содержание.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Среди лингвистических игр, предлагаемых автором, я хотела бы выделить следующие.

Игра «Объяснялки». Необходимо объяснить значение слова (раздаются карточки со словами МИКРОБ, РЕКЛАМА, НАЧАЛЬНИК), игра напоминает телевизионную игру «Устами младенца».

Игра «Замещение». «Назови предмет по действию» (ручка – писалка, пчела – жужжалка, собака кусалка, занавеска – затемнялка, тряпка - вытиралка и т.д.).

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам такое упражнение.

Давайте попытаемся назвать полностью пословицы по двум словам.

Семья, душа (Семья вместе – душа на месте)

Дом, стены (Дома и стены помогают)

Кормит, портит (Труд кормит, а лень портит)

Время, час (Делу – время, потехе – час.)

Замечательно!


Слайд 19

Следующая технология – мнемотехника. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а также развитие речи.

Основа мнемотехники заключается в том, что весь текст представляется в последовательных картинках.  На основе визуальных символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности и в результате могут ее повторить, опираясь на картинки. Мнемотехнику используют для составления рассказов, пересказов, запоминания и заучивания пословиц, поговорок, стихотворений, загадок, автоматизации звуков, и т.д.

Слайд 20

Структура мнемотехники: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Слайд 21

Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.

Например: Для того чтобы ребёнок запомнил свои шкаф и кровать в детском саду, на  них наклеивают картинку, например, «Черепашку». И теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть «Черепашка»- его вещи.

Слайд 22

Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.

Слайд 23

Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется пересказ, рассказ или учится стихотворение.

Слайд 24

Мнемотаблицы активно используют для составления пересказов и рассказов. Для того чтобы ребёнок мог составить пересказ текста с использованием мнемотаблицы, последовательность работы должна быть следующая:

1.Выразительно читаем текст с опорой на изображение.

2. Читаем рассказ еще раз, указывая на изображение в таблице, чтобы у ребенка возникла взаимосвязь «слово – картинка».

3. Обсуждаем изображение, задавая вопросы: «Как ты считаешь, а про какое время года идет речь?»; «Ты запомнил, снег где?»; «А какой он (снег)?»; «А погода, какая?»; «Как оделись дети?»; «Чем они занимались на улице?»; «По их мнению, зимой хорошо или плохо?»

4. Потом читаем рассказ еще один раз.

5. Просим пересказать ребенка рассказ с опорой на картинки.

Сдайд 25

Для того, чтобы составить рассказ-описание с опорой на мнемотаблицу, необходимо:

  1. Объяснить ребёнку, что означает каждое изображение.
  2. Привести пример описательного рассказа.
  3. Попросить  ребенка, чтобы он описал какой-то овощ или фрукт, опираясь на таблицу.

Слайд 26

Следующая технология, про которую стоит рассказать – это карты Проппа. Технология относится к мнемотехническим.

Знаменитый советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в своей книге «Морфология сказки» проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций. Согласно системе Проппа, этих функций — тридцать одна, но не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, не противоречат основному ходу сказки. Благодаря картам Проппа, можно легко проанализировать структуру сказки, разбив ее на функции. Ребенку это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пересказ.

Слайд 27

Карты Проппа являются своего рода сказочным конструктором. Пазлами или деталями конструктора служат схематичные изображения структурных элементов сказки.

Как же работать с картами Проппа?

Для начала необходимо их подготовить (распечатать и вырезать). Далее, читаем с ребенком сказку и сопровождаем чтение выкладыванием карт Проппа согласно сюжету. После этого, нужно показать ребенку пример пересказа прочитанного, ориентируясь на карты Проппа.

Далее пройденное закрепляется самостоятельной работой: пусть ребенок при прослушивании сказки выкладывает карты Проппа, а затем, ориентируясь на них, — пересказывает.

Слайд 28

Для примера рассмотрим сказку "Красная Шапочка":

  1. Карта - Жили - были.hello_html_75d6aa23.png

Жила – была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день, и прозвали ее Красной Шапочкой.hello_html_380053e0.png

  1. Карта - Герой покидает дом.

Однажды мама попросила Красную Шапочку пойти к бабушке, отнести ей пирожок и горшочек масла.

  1. Карта - Запрет.hello_html_m5a1d33a9.png

“Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай”,– наказывала ей мама. "Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно".

  1. Карта - Нарушение запрета.hello_html_m2d3bb261.png

Но девочка свернула с дорожки, стала собирать цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идет к бабушке, которая живет на краю

деревни.

  1. Карта - Враг начинает действовать.hello_html_m578626ab.png

Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, опередил Красную Шапочку и съел бабушку.

hello_html_13f4acb1.png

  1. Карта - Появляется Ложный Герой.

Потом волк переоделся в бабушкину одежду и стал ждать Красную Шапочку.

  1. Карта - Разоблачение Ложного Героя.hello_html_10b552c.png

Красная Шапочка пришла в дом к бабушке. Обратив внимание на необычный бабушкин вид, она спросила, почему у нее такие большие руки (получила ответ: «чтобы обнимать»), уши (чтобы лучше слышать), глаза (чтобы лучше видеть)…Ответив на последний вопрос "почему у тебя такие большие зубы" — «чтобы съесть», волк проглотил девочку.

  1. Карта - Появление друга - помощника.hello_html_mcd9ee20.png

Сытый волк уснул и захрапел. Его храп услышал охотник.

hello_html_346215e7.png

  1. Карта -Враг оказывается поверженным.

Охотник вбежал в дом и убил волка.

  1. Карта - Счастливый конец.hello_html_5d5ef056.png

Из его живота вылезли бабушка и Красная Шапочка – обе целые и невредимые.

  1. Карта - Мораль.hello_html_1ed6f78b.png

А девочка с тех пор всегда ходила короткой дорожкой и никогда не разговаривала с незнакомцами.

Слайд 29

На следующем этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отберите вместе с ребенком 5-8 карт, придумывайте героев, выберите кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.

Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил:

1. Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются слова: "Давным-давно", "Жили - были", "В некотором царстве - в некотором государстве"…

2. Хорошо, когда в сказке у главного героя оказывается друг- помощник.

3. В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается.

4. В сказку вводится антигерой (враг) – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).

5. Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой.

Слайд 30

СИНКВЕЙН

Следующая технология, на которую мне хотелось бы обратить ваше внимание – это технология синквейн. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл. Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом.

Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:

• 1 строчка - одно существительное;

• 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;

• 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;

• 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;

• 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.

В чем же его эффективность и значимость? Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется, прежде всего, его простотой. Синквейн могут составить все. В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои как творческие, речевые, интеллектуальные возможности.

Составление синквейна может использоваться как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна можно использовать для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

ИНФОРМАЦИЯ НА СЛАЙДЕ

• открываются новые творческие интеллектуальные возможности

• способствует обогащению и актуализации словаря

• является диагностическим инструментом (коммуникативные качества)

• носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)

• используется для закрепления изученной темы

• является игровым приемом

Слайд 31

Варианты работы с дошкольниками с использованием технологии «Синквейн»

1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего).

2. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки.

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна. (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).

4. Можно использовать синквейн:

- на занятиях для закрепления изученной лексической темы;

5. При составлении синквейнов можно использовать соревнование«кто назовет больше нужных слов».

6. Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).

Данная технология может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец. Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что Синквейн –получается у всех!

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Слайд 32

Синквейн-загадка

Слайд 33

Коррекция синквейна

Слайд 34

Составление синквейнов педагогами

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии.

Можно дать задание  на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные). Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Когда дети приобретут опыт в написании данной технологии, можно организовывать выставки, конкурсы,  поместить в раздевалке дополнив фотографией ребенка.

Слайд 35

Из всего выше сказанного следует вывод: развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста .

Правила для смелых и упорных педагогов :

Планируйте работу по развитию речи не иногда , не часто, а очень часто.

Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того , что на него станут отвечать ваши дети.

Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» , или «нет» . Это не имеет смысла.

Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

Помните! «Дело не в дороге, которую мы выбираем, а то, что внутри нас заставляет выбирать дорогу»
                                                     О. Генри

Берегите себя и своих близких! До новых встреч!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста» Учителя-логопеды МАДОУ д/с №125 Орлова В.С, Тарасенкова Ю.В.

Слайд 2

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы…, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития»

Слайд 3

Технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях. Факторы успешного речевого развития Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения - Создание условий для общения с другими детьми - Совместные игры взрослого и ребёнка - Удовлетворение любознательности ребёнка - Правильная речь взрослого - Развитие мелкой моторики рук - Чтение художественной литературы .

Слайд 4

Требования к выбору технологий: ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей; воспитание культуры общения и речи; технология должна носить здоровьесберегающий харак тер; основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком; реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей; организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Слайд 5

Т – технология Р – решения И – изобретательских З – задач «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимум затрат достичь максимум эффекта»

Слайд 6

Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих способностей ребёнка. Задачи использования технологии ТРИЗ: развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий; формирование целостной картины мира; воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи; развитие речи, памяти, творческого воображения

Слайд 7

Методы ТРИЗ технологии Метод мозгового штурма. Метод каталога. Метод фокальных объектов. Метод «Системный анализ». Метод морфологического анализа. Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). Мышление по аналогии. Типовые приёмы фантазирования (ТПФ).

Слайд 8

С помощью технологии ТРИЗ можно совершенствовать все стороны речевого развития: Владение речью как средством общения; Обогащение активного словаря; Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; Развитие речевого творчества; Развитие звуковой и интонационной культуры речи; Знакомство с детской литературой.

Слайд 9

«Системный оператор» Многоэкранная схема талантливого мышления

Слайд 10

Технологию ТРИЗ можно использовать во всех видах деятельности! «Что-то» Если мы рассмотрим что-то. Это что-то для чего-то. Это что-то из чего-то. Это что-то часть чего-то. Чем-то было это что-то. Что-то будет с этим что-то. Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри! автор: М. С. Гафитулин .

Слайд 11

ТРИЗ-игры для развития речи « Объяснялки »

Слайд 12

ТРИЗ-игры для развития речи «Исправь ошибку» 2 варианта ответа Внучка маленькая, а бабушка старенькая; Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый; Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая; Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;

Слайд 13

Методическая литература Технологию ТРИЗ педагоги могут использовать во всех образовательных областях!

Слайд 14

Технология проектной деятельности – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Технология «Азбука общения» Шипицыной Л.Н.

Слайд 15

Технология «Азбука общения» Шипицыной Л.Н. это психолого-педагогический курс развития навыков межличностного взаимодействия и обучения основам коммуникации детей дошкольного возраста (4-7 лет). Девиз программы «Азбука общения» - «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья!»

Слайд 16

Технология нацелена: - на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений; - на формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям; - на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни. По мере решения основных задач в рамках данной технологии осуществляется развитие речи, а также остальных высших психических функций, являющихся базой речи.

Слайд 17

Технология активизирующего обучения речи Автор: Ольга Альфонсасовна Белобрыкина кандидат психологических наук

Слайд 18

Технология активизирующего обучения речи игра общение Игровое общение Лингвистические игры

Слайд 19

Мнемотехника Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а также развитие речи. при заучивании стихотворений; для составления пересказов; при обучении составлению рассказов; при отгадывании и загадывании загадок; для обогащения словарного запаса; для автоматизации звуков; при обучении составу числа; при воспитании культурно-гигиенических навыков; при воспитании навыков самообслуживания; при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности.

Слайд 20

Структура мнемотехники

Слайд 21

Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.

Слайд 22

Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов , расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию.

Слайд 23

Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется пересказ, рассказ или учится стихотворение, загадка и пр.

Слайд 24

Пересказ рассказа «Здравствуй, зимушка – зима!»

Слайд 25

Рассказ-описание

Слайд 26

Технология - карты Проппа

Слайд 28

Красная шапочка

Слайд 29

Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил: 1. Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются слова: "Давным-давно", "Жили - были", "В некотором царстве - в некотором государстве"… 2. Хорошо, когда в сказке у главного героя оказывается друг- помощник. 3. В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается. 4. В сказку вводится антигерой (враг) – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его). 5. Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой.

Слайд 30

Технология « СИНКВЕЙН» Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем , что прежде всего : • открываются новые творческие интеллектуальные возможности • способствует обогащению и актуализации словаря • является диагностическим инструментом (коммуникативные качества) • носит характер комплексного воздействия ( развивает речь , память, внимание, мышление) • используется для закрепления изученной темы • является игровым приемом

Слайд 31

Варианты работы с дошкольниками 1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего) . 2. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки. 3. Коррекция и совершенствование готового синквейна . (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить). 4. Можно использовать синквейн : - на занятиях для закрепления изученной лексической темы; 5. При составлении синквейнов можно использовать соревнование : «кто назовет больше нужных слов» . 6. Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их ) .

Слайд 35

Правила для смелых, идущих к цели педагогов: - Планируйте работу по развитию речи не иногда, не часто, а очень часто. - Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. - Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла. - Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди. Благодарим за внимание и желаем Вам смелых творческих достижений! «Дело не в дороге, которую мы выбираем, а то, что внутри нас заставляет выбирать дорогу» О. Генри


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматрив...

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста.

Представлены методы технологии ТРИЗ (метод составления загадок и работа с пособием круги Луллия)....

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста ( Ушинский)

К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полно...

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста

К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полно...

Мастер-класс для педагогов Возможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста.

Мастер-класс для педагоговВозможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста....

Возможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад общеразвивающего вида поселка Октябрьский        Возможности использования модифицированной метод...