Мастер-класс для педагогов Возможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа)

Штода Татьяна Михайловна

Мастер-класс для педагогов

Возможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_semnar.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №8 общеразвивающего вида

г.Россоши и Россошанского муниципального района

Воронежской области

Возможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста.

Выполнил :

Воспитатель Штода Т.М.

г. Россошь

2019 г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3стр.

Актуальность………………………………………………………………….4стр.

Описание пособия……………………………………………………………5стр.

Дидактические упражнения…………………………………………………5стр.

Заключение…………………………………………………………………....8стр.

Литература………………………………………………………………...…10стр.

Приложение 1……………………………………………………………..…11стр.

Введение

Современный образовательный процесс, внедрение ФГОС  в детском саду  требует от педагогов нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. Важная особенность  – смещение акцентов с активности взрослого на активность самого ребёнка, который находится в центре воспитательного процесса. Именно поэтому особенно актуальна проблема  поиск и внедрение новых технологий речевого развития детей дошкольного возраста.

Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям. Речь становится основным механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности. В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. В связи с этим актуальность использования инновационных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста правильной речи принимает глобальный характер. Основная задача педагогов, работающих с дошкольниками, — формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи.                                                                    В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить.

Поэтому ФГОС предлагают интеграцию образовательных областей, которая способна сделать развитие способностей и умений детей дошкольного возраста более успешными.

Актуальность

На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же время несложные способы развития личностных и речевых особенностей ребёнка. Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения непонятна. В своей работе я стремлюсь использовать разнообразные приёмы и методы. Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ применили в дошкольном образовании и назвали «Кольцами Луллия».

В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду. Данный метод я начала использовать в работе с детьми и нахожу его эффективным.

В  Задачи, которые помогает решить данное пособие.

  • развивать фонематические процессы;
  • уточнять и активизировать словарный запас;
  • совершенствовать слоговую структуру слова;
  • автоматизировать звуки речи;
  • формировать структуру предложений;
  • совершенствовать развитие связной речи.

Данное игровое пособие может использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико-грамматических категорий и связной речи.

Представляют свое видение применения «Колец Луллия» в познании детьми языка и мира в их взаимосвязи. Представляем еще один вариант применения данной технологии в развивающей работе с детьми, дидактико-игровое пособие «Вертушка». Для создания игрового пособия «Вертушка» использовалась методика «Кольца Луллия» («Обруч» №4, 2004г, Л.Логинова «Кольца Луллия»). Самообучение и самоконтроль – основной принцип пособия «Вертушка».

 Описание пособия .

Пособие «Вертушка» представляет собой выполненные из оргалита (толстого картона) пять колец разного диаметра, нанизанных на общий стержень, в верхней части которого установлена стрелка. На кольца накладываются бумажные круги с прорезями для удобного расположения на кольца. Круги разделены на восемь секторов и свободно вращаются. В пособии используются пять наборов по пять кругов разного диаметра, соответствующих пяти дидактическим упражнениям: «Занимательные модели», «Слоговая цепочка», «Звуковая цепочка», «Знаешь ли ты? Расскажи», «От буквы к предложению». Заданный сектор выстраивается по указанию стрелки.

Дидактические упражнение.

Дидактическое упражнение «Занимательные модели»

Цель: обучение детей звукобуквенному, звуко-слоговому анализу слов, составленных по заданному слогу из трех — шести букв. Руководство: Педагог знакомит детей с игровым полем и объясняет задачу: построить слово. К заданному слогу, находящемуся на самом нижнем большом кольце, посредством вращения следующих колец нужно подобрать буквы таким образом, чтобы получилось слово. Например, выбран слог па. Второе снизу кольцо вращать до тех пор, пока не будет найдена соответствующая буква, чтобы получилось слово с тремя буквами (пар). Затем слово можно изменить, подобрав соответствующую букву на следующем кольце (парк) и т.д. Педагог просит назвать получившееся слово (парки); определить в нем количество букв (звуков); назвать гласные буквы (согласные); определить место заданной буквы (звука) в слове; определить, какое слово короче парили парки , доказать и т.д.

Дидактическое упражнение «Слоговая цепочка»

Цель: обучение детей слоговому анализу слов, дифференцируя понятия «слог», «слово».

Руководство: Педагог знакомит детей с игровым полем и объясняет задачу: построить цепочку слов. К заданному слогу (сос), который определен на верхнем, самом малом по диаметру кольце, нужно подобрать на следующем кольце слог (ка), чтобы получилось слово (соска). Затем к последнему слогу (ка) в получившемся слове, на третьем кольце также подобрать соответствующий слог (ша). Получилось слово каша и т.д. В секторе, обозначенном стрелкой, получается цепочка из нескольких слов: соска –каша – шары — рынок. Педагог предлагает назвать получившиеся слова; определить, чем они похожи; назвать слова, например, со слогом ка, определить его место в слове; назвать слова, о которых можно сказать – моя, мой, мои, мое и т.д.

Дидактическое упражнение «Звуковая цепочка»

Цель: обучение детей звуковому анализу слов.

Руководство: Педагог знакомит детей с игровым полем и объясняет задачу: построить звуковую цепочку, в которой последний звук в названии предмета, определенного на верхнем, самом малом по диаметру кольце, будет являться первым звуком предмета, изображенного на втором кольце и т.д. определенный стрелкой сектор может состоять из следующих предметов: дом – музыкант – туфли – индюк- ключ. Педагог предлагает назвать все предметы сектора по порядку; указать на тот предмет, в названии которого первый звук «и», последний «к» и т.д.; назвать самое длинное (короткое) слово, доказать; подобрать к предметам слова-признаки (действия); назвать предметы, к которым можно задать вопрос – Кто это? (что это?); разделить слова на слоги; придумать с каждым предложение и т.д.

Дидактическое упражнение «От буквы к предложению»

 Цель: обучение детей анализу и синтезу предложений, распространенных с использованием предлогов. дифференцируя понятия «буква», «слог», «слово», «предложение», «предлог». Руководство: Педагог знакомит детей с игровым полем и объясняет задачу: построить цепочку: буква-слог-слово-предложение. К выбранной букве на верхнем малого диаметра кольце следует подобрать слог с заданной буквой, обозначенном на втором кольце. Затем подобрать слово с заданным слогом, предложение с заданным словом и, наконец, подобрав соответствующий предлог на нижнем самого большого диаметра кольце, изменить данное предложение, сохранив смысловую составляющую данного предложения. Педагог предлагает назвать оба предложения; определить, какое из них короче (длиннее) и почему; назвать слова в предложении; определить их порядок; назвать ключевое слово в предложении; определить в нем количество слогов, их порядок; придумать слова с заданным слогом и т.д.

Дидактическое упражнение «Знаешь ли ты? Расскажи»

Цель: обучение детей связной речи с опорой на план рассказа. Руководство: Педагог знакомит детей с игровым полем и объясняет задачу: нужно выстроить цепочку в указанном стрелкой секторе, соответствующую одному, выбранному животному. Выбрав на верхнем, самом малом по диаметру кольце, животное, о котором хочется рассказать, установить его на уровне стрелки. На оставшихся нижних четырех кольцах следует подобрать ему соответствующую среду обитания, употребляемую пищу, детенышей. На нижнем кольце нужно определить часть его тела. По выстроенному сектору (плану) детям предлагается составить описательный рассказ, предварительно проведя с ними работу по активизации словаря: подбор слов-действий, признаков, метафор; по умению грамматически правильно с использованием отработанных слов, составлять разного типа предложения.

Заключение

В своей работе я использую представленное пособие для развития речи .Оно основана на непроизвольном запоминании. При обучении составлению рассказов я пользуюсь схемами  Т.А.Ткаченко, которые видоизменяю и дополняю, и перекладываю на круг.  Использую круги  при обучении детей не только составлению описательных рассказов, но и пересказу, которому принадлежит особая роль в формировании  связной речи. При пересказе совершенствуется структура речи, произношение, выразительность речи, углубляется умение строить предложения в целом.

  Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом  возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию. Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо использовать в развивающей  работе с детьми данный метод . Который  помогает нам задействовать зрительную, слуховую, двигательную память, совершенствует мышление и речь, делает высказывания детей более логичными и последовательными, поддерживает интерес детей к активной речевой деятельности.

Литература

  1. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство».- СПб.: Детство — Пресс, 2000. –  С. 5-6.
  2. Т.А. Сидорчук, С.В.Лелюх «Познаем мир и фантазируем с Кругами Луллиля, изд.»Аркти», М, 2011
  3. 3.   Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении рассказов. // Дошкольное  воспитание №10, 1990.
  4.    Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. -  М.: Айрис-пресс, 2004. –  С. 5-7.



Приложение1

 Вариант использования пособия.

Игры, совершенствующие звуковую сторону речи и обучение грамоте:
«Звуковые круги». «Звукарики», « Где спрятался звук?»

Цель игр:

  • совершенствование навыков звукового анализа
  • обучение грамоте
  • расширение и активизация словаря

Описание: Игры проводятся в паре или с подгруппой детей. На 1 круге картинки с изображением «звука» (насос-С, комар-З, пчела-Ж, змея-Ш..), на 2 круге картинка и звуковая схема. По правилам игры нужно к картинке «звуку» подобрать картинку со схемой и определить положение звука в слове. Можно картинки со звуковыми схемами заменить буквами и называть звук который живёт в своей квартирке букве. Степень сложности заданий должна возрастать постепенно. Все свои действия дети, сопровождают речью, закрепляя навыки звукового анализа и полученные знания по обучению грамоте.

Игры на формирование лексико-грамматических категорий:
«Чей, чья, чьё?», «Образуй словечко», «Один — много», «Называй-ка», «Сосчитай-ка»

Цель игр:

  • совершенствование лексико-грамматического строя речи
  • закрепление навыка словообразования и словоизменения.
  • расширение и активизация словаря
  • развитие связной речи

Описание: Организация и условия проведения игр те же. На 1 круге картинка животного или птицы, на 2 круге части его тела (хвост, лапы, уши, нос, крылья…) или детёныши, или место обитания, или несколько животных и птиц. Дети, раскручивая круги, подбирают пару, закрепляя знания о животном мире и лексико-грамматические категории, с которыми познакомились на занятии у логопеда. Данные игровые упражнения закрепляет формирование связного самостоятельного высказывания.

Игры, совершенствующие навык развития артикуляционной моторики:
«Зарядка для язычка», «Посмотри и покажи»

Цель игр:

  • совершенствование артикуляционных способностей детей
  • развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса
  • формирование навыков сотрудничества и самостоятельности

Описание: Игра проводиться в паре или двумя подгруппой детей. Берутся круги 1 с изображением артикуляционного упражнения, 2 с картинками соответствующими артикуляционному упражнению (грибок, качели, заборчик, часики, чашечка). В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путём прокручивания второго кольца. В этих играх обязательно одной картинке круга 1 должна соответствовать картинка круга 2. Дети, находя и подбирая картинки, одновременно закрепляют навыки выполнения артикуляционных упражнений, называют артикуляционные упражнения и закрепляют стихи, разученные к данному упражнению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматрив...

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста.

Представлены методы технологии ТРИЗ (метод составления загадок и работа с пособием круги Луллия)....

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста ( Ушинский)

К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полно...

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста

К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полно...

Возможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад общеразвивающего вида поселка Октябрьский        Возможности использования модифицированной метод...

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста...