Консультация для педагогов
консультация по логопедии (старшая группа)
Развитие функциональной грамотности в ДОУ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формы и методы работы с детьми по развитию функциональной грамотности»
Функциональная грамотность — это «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Особую актуальность развитие функциональной грамотности приобретает для детей с ОВЗ вне зависимости от нозологии нарушения, так как в процессе ее формирования происходит развитие навыков, необходимых при решении задач в бытовых и жизненных ситуациях.
Учащиеся с нарушениями с ОВЗ часто имеют проявляющиеся в той или иной степени проблемы речевого развития и особенности познавательной деятельности.
Прежде всего, такие обучающиеся испытывают серьезные информационные, коммуникативные и социальные затруднения, что негативно влияет на формирование всех видов функциональной грамотности.
Формирование функциональной грамотности у них следует осуществлять на основе развития речи как средства общения и познания
Основы функциональной грамотности закладываются уже в дошкольном возрасте.
Функционально грамотная личность – это человек:
- ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями;
- способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
- легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
- хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
- владеющий современными информационными технологиями.
Актуальность данной проблемы стимулирует педагогов на постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать логопедическую работу с ребёнком.
В процессе работы с детьми с речевыми нарушениями перед многими педагогами стоят задачи оптимизации усвоения программного материала более интересным способом, что приводит к повышению качества коррекционной работы.
Среди существующих основных форм функциональной грамотности педагог на начальном этапе дошкольного обучения может повлиять на:
- общую грамотность, развивая навыки устной речи, умения отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении лексико-грамматических конструкций, подбирая точные слова;
- бытовую грамотность, формируя умение выбирать продукты, товары и услуги в магазинах, пользуясь инструкциями, справочником;
- коммуникативную грамотность, тренируя умение работать в группе, располагая к себе других людей; не поддаваясь колебаниям своего настроения, приспосабливаясь к новым, непривычным требованиям и условиям окружающей действительности;
- информационную грамотность, вырабатывая умение находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; пользоваться алфавитом, анализировать числовую информацию.
Какие же дисфункции особенно мешают формированию грамотной устной речи дошкольников, которая в свою очередь является существенным компонентом функциональной грамотности:
- неустойчивое внимание,
- недостаточная наблюдательность к языковым явлениям,
- недостаточное развитие способности к переключению,
- недостаточное развитие мелкой моторики,
- снижение или полное отсутствие ориентировки в схеме тела,
- нечеткость в воспроизведении временной и пространственной последовательности,
- отсутствие чувства ритма,
- снижение слуховой и зрительной памяти на линейный ряд,
- особенности зрительного восприятия, зрительного и слухового анализа и синтеза,
- дефекты произношения,
- недостаточная способность к запоминанию (преимущественно лингвистического материала),
- слабо развитое словесно-логического мышления,
- пониженная познавательная активность в области языковых явлений,
- неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей учебной работы.
Практика показывает, что именно эти нарушения ведут к недостаточной сформированности основных психологических предпосылок к развитию полноценных навыков чтения и письма.
Поэтому свою работу направляем на развитие всех компонентов речи ребёнка и других познавательных психических процессов, тесно связанных с речью, и организуем упражнения на развитие разных видов памяти, внимания, крупной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия. Формирование функциональной грамотности на логопедических занятиях заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков и в выработке способности у ребёнка эти речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на занятии, и в общении с окружающими.
Для реализации уровня формирования функциональной грамотности на логопедических занятиях используется:
- богатый дидактический наглядный и речевой материал, способствующий повышению мотивации обучающихся;
- на занятиях диалоги, речевые ситуации, приближенные к ситуациям общения ребёнка со сверстниками, родителями;
- вопросы и задания, требующие от ребёнка самостоятельного ответа. Например: «Доскажи недостающее словечко», игра «Чего не бывает?» (работа с нелепицами), задание «Речемыслительный тренажёр», при выполнении заданий по данному тренажёру ребёнок вербализует (оречевляет) свою мыслительную деятельность и др.
Таким образом, достижение эффективности результатов на уровне формирования функциональной грамотности на логопедических занятиях является одним из условий успешной социализации личности ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...