Конспект занятия учителя-логопеда для детей 5-6 лет с ТНР и ЗПР "8 Марта. Международный женский день. Профессии мам"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Гераскина Татьяна Борисовна

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи дошкольников 5-6 лет (старшая группа) с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «8 Марта. Международный женский день. Профессии мам»

Цель:   уточнение, расширение и активизация словарного запаса по теме,

Задачи:   - уточнить и систематизировать знания детей о празднике 8 марта;

- закрепить знания детей о женских профессиях;

- учить образовывать сущ с помощью ум-ласкат суффиксов, сущ ед ч ж.р.

- закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, образовывать существительные от глаголов (учит – учитель);

  • работа над предложением; учить отвечать на вопросы полными ответами;
  • закрепить умение образовывать форму В.п. существительных;

- развитие диалогической речи, внимания, памяти, мышления

Оборудование:  предметные картинки с изображением мамы, девочки и бабушки, предметы одежды, женские профессии; чудесный мешочек с предметами для разных профессий, мяч.

Используемая литература:

* О.С.Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий III периода обучения в старшей логогруппе, стр.86;  К.Е.Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР и ЗПР стр.121  и т.д.

Ход занятия:

1.        Оргмомент.  Артикуляционная гимнастика.

            - проговаривание чистоговорок про маму:

        Ма-ма-ма – это моя мама

        Му-му-му – я люблю свою маму

Мы-мы-мы – добрые и ласковые руки у мамы

Ам-ам-ам – никому обижать маму не дам

Логопед предлагает детям ответить, какой праздник будем отмечать (8 марта).

2.  Объявление темы.        - Сегодня на занятии мы поговорим о празднике всех женщин – 8 Марта..

3.   Вводная беседа.                

8 марта – это праздник, который наполнен любовью, нежностью и теплом. Это отличный день, чтобы напомнить нашим дорогим мамам, сестрам, дочкам и бабушкам, как мы их любим и ценим. Стоит порадовать каждую в этот день подарком. Не обязательно дорогим. Можно, например, смастерить что-то своими руками, и тогда женщины поймут, что этот подарок предназначен именно им.

4. Упражнение «Красивые слова о маме!»

- А еще хорошим подарком для мамы будут ласковые, хорошие  слова, которые вы ей скажете ей. Давайте потренируемся и подберем такие слова. Мама какая? (добрая, ласковая, красивая, заботливая, строгая, справедливая, нежная, умная, веселая…)

5. Развитие лексико-грамматических категорий.

Упражнение «Мамино или Танино?»

Логопед выставляет на доску картинки с изображением мамы и дочки.

Это мама и ее дочка Таня. Они выбирают себе наряды для праздника. А вы можете разобраться, где здесь мамина одежда и обувь, а где Танина (ответы детей).

Например: это длинное платье – мамино. Это красные сандалии – Танины. Эти лаковые туфли – мамины. Эта пышная юбка – Танина. Эти белые гольфы – Танины. И т.д.

В международный женский день 8 марта мы будем поздравлять самых близких и родных нам женщин: мам, бабушек, сестер. А давайте подберем к этим словам слова-родственники, т.е. похожие на них слова.

6. Упражнение «Подбери родственные слова»

Мама – мамочка, мамуля, маменька, маман, матушка

Бабушка – баба, бабуля, бабулечка, бабуленька

Сестра – сестричка, сестренка, сестрица, сеструля

6*Игра с мячом «Один – много (скажи много)»

* мама – мамы- много мам, бабушка – бабушки, много бабушек и т.д. воспитательница, цветок, букет, праздник и т.д.

* красивая мама, добрая бабушка, младшая сестра, красивый букет…

7. Упражнение «Подбери признак»

Мама какая? (добрая, ласковая, красивая, заботливая, строгая, справедливая, нежная, умная, веселая…)

Бабушка – старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная…

Сестра – веселая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, смешная…

8. Физкультминутка + зрительная гимнастика «Мама спит»

Маму я свою люблю,

Я всегда ей помогу:

Я стираю, полоскаю,

Воду с ручек отряхаю,

Пол я чисто подмету

  И дрова ей наколю

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

Маму я не разбужу.

Я на пяточках хожу

          Маму я не разбужу.      З.Агранович

9. Дидактическая игра «Профессии наших мам!»

- Ребята, какие профессии мужчин вы знаете? А теперь назовите те же профессии, но так, что бы они стали женскими.

- готовит еду – повар – повариха                - поёт песни на сцене – певец - певица

- шьет одежду – портной – портниха          - играет на пианино – пианист - пианистка

- учит детей – учитель – учительница        - рисует картины – художник – художница…

10. Игра «Кому что нужно?»

- А теперь расскажите, какие предметы нужны для работы:

Например: художнице нужны краски, кисточка, портнихе нужны… и т.д.…

  1. Упражнение «Сосчитай-ка»

Логопед выставляет перед детьми картинки (предметы) необходимые для разных профессий.

- Обратите внимание, как много предметов лежит перед вами. Вспомните, профессии и сосчитайте нужную для них предметы.

Например:  Один шприц, два шприца… пять шприцов и т.д.

  1. Упражнение «Составь предложение»

Логопед читает детям ряд перепутанных слов, а дети из них «собирают» предложение и произносят вслух.

- Мама, это, моей, плащ.

- Краски, я, сестры, рассыпал.

- Море, к, приехала, семья.

- Бабушка, интересную, нам, сказку, читает.

- Сестры, смазал, лыжи., отец.

- На, портфель, брата, стуле.

Составляя предложение, дети определяют количество слов в предложении и выкладывают соответствующую схему предложения.

13. Итог занятия. Оценка детской деятельности. ***Игра «Закончи предложение».

Папа пришел домой с цветами, потому что…

Оля встала очень рано, потому что…

Мы сегодня рисовали портрет мамы, потому что…

Мама надела новое платье, потому что…

Мы любим маму, потому что…

Ваня всю неделю ходил с загадочным лицом, потому что…

Вся семья собралась за праздничным столом, потому что…

Материал для закрепления

1. Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. Автоматизация звуков (по инд.планам)

2. Игры «Один – много», «Назови ласково», «Сосчитай-ка», «Жадина».

3. Игры «4-й лишний», «Кому что нужно?», «Назови профессию», «Кому что нужно?»

4. Составление предложений по 2-м опорным словам и по сюжетным картинкам. Составление и выкладывание схем предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе«8 Марта – Международный Женский день!»

Познакомить детей с историей праздника.Расширять представления детей о весеннем празднике – 8 Марта....

Конспект занятия в старшей группе «8 Марта — Международный женский день!»

Конспект занятия в старшей группе «8 Марта — Международный женский день!»Цель: расширять представления детей о весеннем празднике- 8 Марта!Задачи:— познакомить детей ...

Конспект занятия в подготовительной группе «8 Марта — Международный Женский день!»

mdash; познакомить детей с историей праздника – 8 Марта;— развивать речь, мышление;— воспитать уважительное отношение ко всем женщинам; желание сделать приятное маме своими рук...

Конспект занятия в старшей группе «8 Марта — Международный Женский день!»

Конспект занятия в старшей группе «8 Марта — Международный Женский день!» Цель: расширять представления детей о весеннем празднике - 8 Марта!Задачи:— познак...

Конспект занятия "8 марта-Международный женский день"

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №124»2 младшая группа «Почемучки»   Конспект занятия «8 марта – Международный женский день»...

Конспект занятия в старшей группе «8 Марта— Международный женский день!»

Задачи:— познакомить детей с историей праздника – 8 Марта;— воспитать уважительное отношение ко всем женщинам....

Проект: «8 Марта – Международный женский день»Проект: «8 Марта – Международный женский день»

Познакомить воспитанников с историей возникновения праздника 8 Марта – Международного женского дня...