Конспект занятия учителя-логопеда для детей 5-6 лет с ТНР и ЗПР "8 Марта. Международный женский день. Профессии мам"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи дошкольников 5-6 лет (старшая группа) с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «8 Марта. Международный женский день. Профессии мам»
Цель: уточнение, расширение и активизация словарного запаса по теме,
Задачи: - уточнить и систематизировать знания детей о празднике 8 марта;
- закрепить знания детей о женских профессиях;
- учить образовывать сущ с помощью ум-ласкат суффиксов, сущ ед ч ж.р.
- закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, образовывать существительные от глаголов (учит – учитель);
- работа над предложением; учить отвечать на вопросы полными ответами;
- закрепить умение образовывать форму В.п. существительных;
- развитие диалогической речи, внимания, памяти, мышления
Оборудование: предметные картинки с изображением мамы, девочки и бабушки, предметы одежды, женские профессии; чудесный мешочек с предметами для разных профессий, мяч.
Используемая литература:
* О.С.Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий III периода обучения в старшей логогруппе, стр.86; К.Е.Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР и ЗПР стр.121 и т.д.
Ход занятия:
1. Оргмомент. Артикуляционная гимнастика.
- проговаривание чистоговорок про маму:
Ма-ма-ма – это моя мама
Му-му-му – я люблю свою маму
Мы-мы-мы – добрые и ласковые руки у мамы
Ам-ам-ам – никому обижать маму не дам
Логопед предлагает детям ответить, какой праздник будем отмечать (8 марта).
2. Объявление темы. - Сегодня на занятии мы поговорим о празднике всех женщин – 8 Марта..
3. Вводная беседа.
8 марта – это праздник, который наполнен любовью, нежностью и теплом. Это отличный день, чтобы напомнить нашим дорогим мамам, сестрам, дочкам и бабушкам, как мы их любим и ценим. Стоит порадовать каждую в этот день подарком. Не обязательно дорогим. Можно, например, смастерить что-то своими руками, и тогда женщины поймут, что этот подарок предназначен именно им.
4. Упражнение «Красивые слова о маме!»
- А еще хорошим подарком для мамы будут ласковые, хорошие слова, которые вы ей скажете ей. Давайте потренируемся и подберем такие слова. Мама какая? (добрая, ласковая, красивая, заботливая, строгая, справедливая, нежная, умная, веселая…)
5. Развитие лексико-грамматических категорий.
Упражнение «Мамино или Танино?»
Логопед выставляет на доску картинки с изображением мамы и дочки.
Это мама и ее дочка Таня. Они выбирают себе наряды для праздника. А вы можете разобраться, где здесь мамина одежда и обувь, а где Танина (ответы детей).
Например: это длинное платье – мамино. Это красные сандалии – Танины. Эти лаковые туфли – мамины. Эта пышная юбка – Танина. Эти белые гольфы – Танины. И т.д.
В международный женский день 8 марта мы будем поздравлять самых близких и родных нам женщин: мам, бабушек, сестер. А давайте подберем к этим словам слова-родственники, т.е. похожие на них слова.
6. Упражнение «Подбери родственные слова»
Мама – мамочка, мамуля, маменька, маман, матушка
Бабушка – баба, бабуля, бабулечка, бабуленька
Сестра – сестричка, сестренка, сестрица, сеструля
6*Игра с мячом «Один – много (скажи много)»
* мама – мамы- много мам, бабушка – бабушки, много бабушек и т.д. воспитательница, цветок, букет, праздник и т.д.
* красивая мама, добрая бабушка, младшая сестра, красивый букет…
7. Упражнение «Подбери признак»
Мама какая? (добрая, ласковая, красивая, заботливая, строгая, справедливая, нежная, умная, веселая…)
Бабушка – старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная…
Сестра – веселая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, смешная…
8. Физкультминутка + зрительная гимнастика «Мама спит»
Маму я свою люблю,
Я всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю,
Воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету
И дрова ей наколю
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
Маму я не разбужу.
Я на пяточках хожу
Маму я не разбужу. З.Агранович
9. Дидактическая игра «Профессии наших мам!»
- Ребята, какие профессии мужчин вы знаете? А теперь назовите те же профессии, но так, что бы они стали женскими.
- готовит еду – повар – повариха - поёт песни на сцене – певец - певица
- шьет одежду – портной – портниха - играет на пианино – пианист - пианистка
- учит детей – учитель – учительница - рисует картины – художник – художница…
10. Игра «Кому что нужно?»
- А теперь расскажите, какие предметы нужны для работы:
Например: художнице нужны краски, кисточка, портнихе нужны… и т.д.…
- Упражнение «Сосчитай-ка»
Логопед выставляет перед детьми картинки (предметы) необходимые для разных профессий.
- Обратите внимание, как много предметов лежит перед вами. Вспомните, профессии и сосчитайте нужную для них предметы.
Например: Один шприц, два шприца… пять шприцов и т.д.
- Упражнение «Составь предложение»
Логопед читает детям ряд перепутанных слов, а дети из них «собирают» предложение и произносят вслух.
- Мама, это, моей, плащ.
- Краски, я, сестры, рассыпал.
- Море, к, приехала, семья.
- Бабушка, интересную, нам, сказку, читает.
- Сестры, смазал, лыжи., отец.
- На, портфель, брата, стуле.
Составляя предложение, дети определяют количество слов в предложении и выкладывают соответствующую схему предложения.
13. Итог занятия. Оценка детской деятельности. ***Игра «Закончи предложение».
Папа пришел домой с цветами, потому что…
Оля встала очень рано, потому что…
Мы сегодня рисовали портрет мамы, потому что…
Мама надела новое платье, потому что…
Мы любим маму, потому что…
Ваня всю неделю ходил с загадочным лицом, потому что…
Вся семья собралась за праздничным столом, потому что…
Материал для закрепления
1. Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. Автоматизация звуков (по инд.планам)
2. Игры «Один – много», «Назови ласково», «Сосчитай-ка», «Жадина».
3. Игры «4-й лишний», «Кому что нужно?», «Назови профессию», «Кому что нужно?»
4. Составление предложений по 2-м опорным словам и по сюжетным картинкам. Составление и выкладывание схем предложений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе«8 Марта – Международный Женский день!»
Познакомить детей с историей праздника.Расширять представления детей о весеннем празднике – 8 Марта....

Конспект занятия в старшей группе «8 Марта — Международный женский день!»
Конспект занятия в старшей группе «8 Марта — Международный женский день!»Цель: расширять представления детей о весеннем празднике- 8 Марта!Задачи:— познакомить детей ...

Конспект занятия в подготовительной группе «8 Марта — Международный Женский день!»
mdash; познакомить детей с историей праздника – 8 Марта;— развивать речь, мышление;— воспитать уважительное отношение ко всем женщинам; желание сделать приятное маме своими рук...

Конспект занятия в старшей группе «8 Марта — Международный Женский день!»
Конспект занятия в старшей группе «8 Марта — Международный Женский день!» Цель: расширять представления детей о весеннем празднике - 8 Марта!Задачи:— познак...

Конспект занятия "8 марта-Международный женский день"
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №124»2 младшая группа «Почемучки» Конспект занятия «8 марта – Международный женский день»...

Конспект занятия в старшей группе «8 Марта— Международный женский день!»
Задачи:— познакомить детей с историей праздника – 8 Марта;— воспитать уважительное отношение ко всем женщинам....

Проект: «8 Марта – Международный женский день»Проект: «8 Марта – Международный женский день»
Познакомить воспитанников с историей возникновения праздника 8 Марта – Международного женского дня...
