Март 2025
статья по логопедии

Кузнецова Надежда Вячеславовна

Дыхательная гимнастика в логопедической практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mart_2025.docx14.09 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика в логопедической практике.

Дыхание — основа жизни и один из важнейших компонентов речевой деятельности. Правильное дыхание обеспечивает устойчивость голоса, четкость дикции и артикуляции звуков. В логопедической работе дыхательные упражнения играют ключевую роль, особенно при коррекции нарушений речи у детей и взрослых. Дыхательная гимнастика помогает развивать координацию дыхания, голосового аппарата и артикуляционного механизма, способствует нормализации мышечного тонуса и улучшает общее состояние организма.

Основные цели дыхательной гимнастики включают:

1. Развитие глубокого диафрагмального дыхания: Диафрагма играет важную роль в обеспечении правильного вдоха и выдоха, необходимого для длительной и качественной речи.  

2. Улучшение координации между дыханием и речью: Речь требует синхронизации вдоха и выдоха с произносимыми звуками, чтобы избежать прерывистой или захлебывающейся речи.

3. Укрепление мышц гортани и ротовой полости: Сильные мышцы помогают поддерживать правильное положение органов артикуляции и способствуют четкому произнесению звуков.

4. Нормализация мышечного тонуса: Многие речевые нарушения связаны с повышенным или пониженным тонусом мышц лица и шеи. Дыхательные упражнения помогают восстановить баланс.

5. Повышение общей выносливости организма: Регулярные занятия дыхательной гимнастикой улучшают кровообращение, насыщают организм кислородом и повышают уровень энергии.

Основные методы дыхательной гимнастики.

Существует несколько методов дыхательной гимнастики, каждый из которых имеет свои особенности и преимущества.

Метод А.Н. Стрельниковой

Метод основан на коротких резких вдохах через нос, сопровождающихся сжатием грудной клетки. Этот метод особенно эффективен при лечении логоневрозов (заикания), поскольку он помогает снять напряжение и улучшить контроль над дыхательным процессом.

Пример упражнения:

- Исходное положение стоя, руки вдоль туловища. Делаем короткий сильный вдох носом, одновременно сжимая грудную клетку движением рук вперед. Затем медленный выдох ртом. Повторяем упражнение 8–10 раз.

Метод К.П. Бутейко

Этот метод направлен на нормализацию поверхностного дыхания и увеличение паузы после выдоха. Упражнения по методу Бутейко полезны при лечении бронхиальной астмы и других заболеваний дыхательных путей, а также при нарушениях ритмичности речи.

Пример упражнения:

- Сидим прямо, делаем неглубокий вдох через нос, задерживаем дыхание на 3–5 секунд, затем медленно выдыхаем через рот. Постепенно увеличиваем продолжительность задержки дыхания до 15–20 секунд.

Динамическая дыхательная гимнастика.

Этот вид гимнастики включает активные движения тела, синхронизированные с дыхательными циклами. Она помогает развивать общую физическую активность и координацию движений.

Пример упражнения:

- Стоим прямо, поднимаем руки вверх на вдохе, опускаем вниз на выдохе. Можно добавить повороты корпуса или наклоны.

Применение дыхательной гимнастики в логопедической практике.

Дыхательную гимнастику можно использовать как самостоятельный элемент коррекционной работы, так и в комплексе с другими методами логопедического воздействия.

Работа с детьми.

Для детей важно сделать занятия интересными и увлекательными. Можно использовать игровые элементы, такие как "Надувание шариков" (детям предлагается представить, что они надувают воздушный шарик, делая глубокий вдох и медленный выдох), или "Полет самолета" (ребенок изображает самолет, поднимаясь на вдохе и опускаясь на выдохе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

март 2025 Консультация для родителей: "Как помочь неговорящему ребёнку?"

    Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и об...

"Международный Женский день 8 Марта"-2025 год

В преддверии первого весеннего праздника, посвящённого Международному женскому дню, ребята приготовили для своих мам, бабушек и сестёр подарки....

"8 Марта-2025"

Сценарий праздника....

«Актуальность развития речи детей младшего дошкольного возраста» март 2025 год

Речь является главным средством общения. В речи выражаются результаты познания, решения мыслительных задач. Она выступает важнейшим орудием интеллектуальной деятельности....

Колендарно-тематическое планирование март 2025

Календарно-тематическое планирование в старшей группе на март...

8 марта 2025

Утренники с 3 по   7 марта прошли в детском саду, посвящённые празднику 8 марта...

Беседа о важном тема: "24 Марта -Всемирный день борьбы с туберкулезом" 29 марта 2025 год

Цель:Создaть условия для обобщения элементарных валеологических знaний детей, рaзвития умения использовaть эти знaния для своего оздоровления. Закреплять культурно-гигиенические нaвыки у детей фо...